ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-590 от 31.12.9999 Кыштымского городского суда (Челябинская область)

                                                                                    Кыштымский городской суд Челябинской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Кыштымский городской суд Челябинской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2- 590/ 11

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

ДАТА Кыштымский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего: Лотовой Н. И.

с участием прокурора: Гореловой М. Е.

при секретаре: Яровой Я. Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Кыштыма в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании в части нормативного правового акта органа местного самоуправления

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Кыштыма обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления, просил признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу подпункты 5, 6, 7 пункта 1 статьи 20, статьи 40, 41, 42, 43 Устава Кыштымского городского округа, обязать Собрание депутатов Кыштымского городского округа опубликовать сообщение о решении суда в газете «Кыштымский рабочий» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу, сославшись в обоснование заявления на те обстоятельства, что указанные нормы Устава КГО противоречат федеральному законодательству, а именно ст. ст. 34, 37, 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положениям ст. ст. 154, 215. 1 Бюджетного кодекса РФ. Так, положения ст. 20 Устава КГО, предусматривающие включение в структуру органов местного самоуправления в качестве самостоятельных органов местного самоуправления Комитет по управлению имуществом КГО, Финансово-экономическое управление КГО, Управление социальной защиты населения КГО и наделение указанных органов правами самостоятельных органов местного самоуправления, их формирование противоречит указанным нормам федерального законодательства. Оспариваемые нормы Устава нарушают интересы Российской Федерации на верховенство федерального законодательства, единство правового пространства и практики правоприменения на всей территории Российской Федерации.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Финансово-экономическое управление КГО, Комитет по управлению имуществом КГО, Управление социальной защиты населения КГО.

В суде прокурор Горелова М.Е. заявление прокурора поддержала в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в нем.

Представитель заинтересованного лица Собрания депутатов КГО Винник Ж.И., действующая на основании доверенности ( л. д. 45), заявление прокурора не поддержала, сославшись на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление ( л. д. 47- 49), пояснив, что оспариваемые прокурором положения Устава КГО не противоречат положениям ст. 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку п. 1 указанной нормы ФЗ предусмотрены и иные органы местного самоуправления, которые обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, назначение руководителей указанных органов Главой администрации КГО также не противоречит положениям указанного ФЗ. Предусмотренные Уставом КГО полномочия Финансово-экономического управления КГО не противоречат положениям Бюджетного кодекса РФ, поскольку положения БК РФ, определяющие полномочия финансового органа муниципального образования, как структурного подразделения местной администрации, могут также применяться в отношении финансового органа муниципального образования.

Представитель заинтересованного лица Главы муниципального образования КГО- Кожемякина О.В., действующая на основании доверенности, заявление прокурора не поддержала в полном объеме, согласившись с доводами, изложенными Винник Ж.И., пояснив также, что Устав КГО прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, каких -либо нарушений требований федерального законодательства установлено не было.

Представитель Финансово-экономического управления КГО Волошина Н.В., действующая на основании доверенности ( л. д. 96), заявление прокурора не поддержала, сославшись на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление ( л. д. 92-95), пояснив, что ФЭУ КГО организует исполнение бюджета городского округа, полномочия Управления расписаны в Уставе КГО и Положении о ФЭУ КГО. Управление не выполняет функции по составлению бюджета. Руководитель Управления назначается на должность Главой администрации КГО, что не относится к вопросу о создании органа.

Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом КГО Мухаметрахимова А.О., действующая на основании доверенности ( л. д. 79), заявление прокурора не поддержала, согласившись с доводами, изложенными представителями заинтересованных лиц Собрания депутатов КГО, Главы КГО, ФЭУ КГО.

Представитель заинтересованного лица Управления социальной защиты населения КГО Кустова О.С., действующая на основании доверенности ( л. д. 78), заявление прокурора не поддержала, сославшись на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление ( л. д. 113-115), согласившись с доводами, изложенными представителя вышеназванных заинтересованных лиц.

Выслушав явившихся в суд лиц, исследовав все материалы дела, оценив доводы участников процесса в обоснование заявления и возражения против него, оценив оспариваемые прокурором положения Устава КГО применительно к положениям действующего федерального законодательства, суд находит заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Судом установлено, что решением Собрания депутатов Кыштымского городского округа от ДАТА НОМЕР внесены изменения и дополнения в Устав КГО, принятый решением Собрания депутатов КГО от ДАТА НОМЕР, Устав изложен в новой редакции, что подтверждено соответствующим решением Собрания депутатов КГО, Уставом Кыштымского городского округа ( л. д. 9- 35).

Как видно из оспариваемых прокурором положений Устава КГО, п. 1 п. п. 5. 6. 7 ст. 20 Устава структуру органов местного самоуправления городского округа составляют, наряду с Главой КГО, администрацией КГО, Контрольно-счетной палаты КГО, также Комитет по управлению имуществом КГО- исполнительный орган муниципального образования, Финансово-экономическое управление КГО- исполнительный финансовый орган муниципального образования, Управление социальной защиты населения КГО- исполнительный орган муниципального образования, указанные органы местного самоуправления действуют на основании Положений, утвержденных Собранием депутатов КГО.

В статье 40 Устава КГО указанные органы - ФЭУ КГО, Комитет по управлению имуществом КГО, УСЗН КГО отнесены к иным органам местного самоуправления в Кыштымском городском округе.

Статьями 41, 42, 43 Устава определены полномочия указанных органов местного самоуправления, руководители которых назначаются на должность и освобождаются от должности Главой городского округа и в своей деятельности подотчетны и подконтрольны Главе городского округа.

Вышеуказанные нормы Устава КГО противоречат действующему федеральному законодательству, в связи с чем подлежат признанию таковыми и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с п. 1 ст. 34 ФЗ от 6 октября 2003г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация ( исполнительно- распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Суд полагает, что наделение Уставом КГО Управлений- ФЭУ КГО, Комитета по управлению имуществом КГО, Управления социальной защиты населения КГО статусом иного органа местного самоуправления противоречит положениям указанной нормы ФЗ, поскольку фактически нарушает принцип разделения властей, т. к. законодательство о местном самоуправлении говорит о наличии в системе органов местного самоуправления представительных и исполнительных органов, а также о распределении между ними компетенции местного самоуправления ( статьи 35, 36, 37 ФЗ № 131-ФЗ). Наделяя указанные органы управления ( ФЭУ КГО, Комитет по управлению имуществом КГО, УСЗН КГО) статусом органа местного самоуправления, оспариваемые нормы Устава КГО ставял это управление в подчинение другого органа местного самоуправления- Главы городского округа, поскольку, как видно из оспариваемых норм Устава, руководители данных органов управления назначаются на должность и освобождаются от должности Главой городского округа и в своей деятельности подотчетны и подконтрольны Главе городского округа.

В соответствии с ч. 3 ст. 43 ФЗ № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральным законом, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.

В данном случае вопросы, отнесенные законом к полномочиям исполнительных органов, не могут быть переданы его представительному органу.

Кроме того, в силу положений ст. 2 указанного ФЗ органы местного самоуправления могут избираться непосредственно населением и (или) образовываться представительным органом муниципального образования, наделяются собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В нарушение положений указанной нормы ФЗ, Уставом КГО ( ст. ст. 41, 42, 43) предусмотрено, что фактически указанные органы управления образуются Главой городского округа, подчинены и подконтрольны Главе, что противоречит положениям действующего федерального законодательства.

Кроме того, положения ст. 41 Устава КГО противоречат также бюджетному законодательству РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 41 Устава КГО в числе полномочий ФЭУ КГО предусмотрена организация исполнения бюджета городского округа, осуществление сбора информации к отчету и составление отчета об исполнении местного бюджета.

Согласно положений ст. ст. 154, 215. 1 БК РФ исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований обеспечивают составление проекта бюджета, исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение представительного органа. Организация исполнения бюджета возлагается на финансовые органы муниципальных образований.

В соответствии со ст. ст. 34, 37 ФЗ № 131-ФЗ единственным исполнительно- распорядительным органом местного самоуправления является местная администрация.

В силу положений ст. 6 БК РФ финансовыми органами муниципальных образований являются органы (должностные лица) местных администраций, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов.

Согласно положений ч. 2 ст. 157 БК РФ осуществление предварительного, текущего и последующего контроля за исполнением местного бюджета отнесено к компетенции органов муниципального финансового контроля, созданных местными администрациями.

Таким образом, наделение бюджетными полномочиями ФЭУ КГО, как самостоятельного органа местного самоуправления, федеральным законом не предусмотрено.

Суд, оценив все имеющиеся по делу обстоятельства, оспариваемые прокурором г. Кыштыма вышеуказанные положения Устава КГО применительно к требованиям федерального законодательства, изложенного выше, суд находит указанные оспариваемые нормы Устава КГО противоречащими федеральному законодательству, в связи с чем указанные положения нормативного правового акта суд признает недействующими.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу подпункты 5, 6, 7 пункта 1 статьи 20, статьи 40, 41, 42, 43 Устава Кыштымского городского округа.

Обязать Собрание депутатов Кыштымского городского округа опубликовать сообщение о решении суда в газете «Кыштымский рабочий» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Челябинский облсуд через Кыштымский горсуд в течение 10 дней.

Председательствующий: (подпись)

Решение не вступило в законную силу.