ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5900/17 от 07.12.2017 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

07 декабря 2017 года <адрес>

Ханты – Мансийский районный суд <адрес>-Югры в составе:

председательствующего судьи Вахрушева С.В.,

при секретаре Кошкаровой А.А.,

с участием:

истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту социального развития <адрес>-Югры о понуждении к присвоению звания «Ветеран труда»,

установил:

истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику - Департаменту социального развития <адрес>-Югры (далее по тексту Депсоцразвития ХМАО-Югры) о понуждении к присвоению звания «Ветеран труда».

Исковые требования мотивированы тем, что истец ФИО1, имея трудовой стаж более 20 лет, обратилась в Депсоцразвития ХМАО-Югры с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». Депсоцразвития ХМАО-Югры в письме от ДД.ММ.ГГГГ отказал истцу в присвоении звания, указав, что медали «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» и «За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи населения 2006 года» не являются ведомственными наградами. На основании изложенного, истец просит суд признать незаконным решение об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и обязать ответчика присвоить ей звание «Ветеран труда».

Истец ФИО1 в судебном заседании настояла на удовлетворении иска, изложив суду его доводы.

Ответчик Депсоцразвития ХМАО-Югры, надлежаще извещённый о времени и месте судебного заседания, участие своего представителя на рассмотрении дела не обеспечил, о причинах его неявки суд не известил.

При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ч.ч.4, 5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика.

Суд, заслушав истца, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, истец ФИО1 обратилась в Депсоцразвития ХМАО-Югры с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда ХМАО - Югры».

Истец ФИО1 имеет трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 20 лет, что подтверждается её трудовой книжкой (л.д.16-21), справкой от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службы государственной статистики ФИО1 награждена медалью «За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года» (л.д. 13).

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службы государственной статистики ФИО1 награждена медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» (л.д.11).

ДД.ММ.ГГГГ истец была принята на должность переписчика во внештатную службу по подготовке и проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи в Нефтеюганском муниципальном районе, ДД.ММ.ГГГГ уволена по истечении срока договора.

В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службы государственной статистики ФИО1 награждена медалью «За труды в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи» (л.д.12).

При этом, что не оспаривается сторонами, ФИО1 в штате органов статистики не состояла.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ- Депсоцразвития ХМАО-Югры в присвоении истцу ФИО1 звания «Ветеран труда» отказано, поскольку медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» и медаль «За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года» не являются ведомственными наградами в соответствии с постановлением Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ-п (л.д.7-10).

Не согласившись с данным решением, истец обратилась в суд.

Суд, установив фактические обстоятельства дела, при принятии решения руководствуется следующими основаниями.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

За гражданами, которые по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 388-ФЗ).

Таким образом, федеральным законодателем определён круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Приведённая норма согласуется с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации.

Аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации, указавшим, что Закон «О ветеранах», устанавливающий общие основания присвоения звания «Ветеран труда», относит к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подпункт 2 пункта 1 статьи 7). Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такое правовое регулирование направлено на учёт трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки.

Между тем, постановлением Правительства <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении Перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и Перечня наград, почётных званий <адрес> - Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда» <адрес> - Югры и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда <адрес> - Югры сужен перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О ветеранах», определив исчерпывающий перечень наград, почётных званий, ведомственных знаков отличия в труде, среди которых отсутствует такой ведомственный знак отличия в труде, как медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» и медаль «За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года».

В случае, если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»).

Таким образом, утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», несмотря на то, что субъект Российской Федерации в соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации несёт расходные обязательства по отношению к ветеранам труда.

Кроме того, по смыслу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания «Ветеран труда», перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ, перечень которых является исчерпывающим.

Таким образом, исходя из изложенного, субъекты Российской Федерации не вправе определять исчерпывающий перечень наград, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда», поскольку иное бы противоречило федеральному законодательству.

Перечень орденов, медалей, почетных званий, награждение которыми выступает в качестве условия приобретения статуса ветерана труда, а равно условия и порядок награждения определены Положением о государственных наградах РФ, утвержденным Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Наряду с орденами и медалями, почетными званиями СССР и РФ при присвоении звания «Ветеран труда» подлежат учёту и ведомственные знаки отличия в труде.

Как следует из Положения о медали «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 г.» (Приложение к приказу Росстата от ДД.ММ.ГГГГ) медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» является ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики (п. 1). Медалью награждаются работники системы Федеральной службы государственной статистики, работники внештатных служб по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, лица, привлекавшиеся к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, подведению ее итогов, работники федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также работники организаций, независимо от форм собственности, принимавшие активное участие в подготовке, проведении и подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 г. (п. 2).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации Всероссийской переписи населения 2010 г.» ответственность за подготовку и проведение Всероссийской переписи населения 2010 года, обработку полученных сведений, подведение итогов Всероссийской переписи населения 2010 года, их официальное опубликование, хранение переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения 2010 года, её методологическое и финансовое обеспечение была возложена на Федеральную службу государственной статистики. Федеральная служба государственной статистики выполняет возложенные на неё функции с момента вступления Постановления в силу до официального опубликования итогов переписи в IV квартале 2013 года.

Таким образом, учитывая приведенные выше положения, которыми определено, что значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания «Ветеран труда» имеет критерий продолжительного добросовестного труда, за осуществление которого, гражданин награждается знаком отличия в труде, при этом труд, в том числе продолжительный и добросовестный, подразумевает трудовые отношения, возникшие между работодателем и работником на основании трудового договора по должности, предусмотренной в штатном расписании организации, учреждения.

Приказом Росстата от ДД.ММ.ГГГГ 123 «О ведомственных наградах Федеральной государственной службы статистики за подготовку и проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года» учреждены награды, в числе которых медаль «За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года». При этом, как указано в преамбуле приказа, ведомственные награды учреждены в целях поощрения и морального стимулирования лиц, принимавших активное участие в подготовке и проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О ветеранах» звание «Ветеран труда» присваивается с учётом продолжительного добросовестного труда.

Из анализа указанных выше норм права следует, что определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания «Ветеран труда» имеет критерий продолжительного добросовестного труда, за осуществление которого гражданин награждается ведомственным знаком отличия в труде.

Как видно из материалов дела и установлено судом, ФИО1 участвовала в подготовке и проведении Всероссийской переписи населения в течение непродолжительного периода времени, ФИО1 не являлась штатным сотрудником Федеральной службы государственной статистики, её участие в проведении Всероссийской переписи 2010 года и Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года носило однократный характер.

Медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» и медаль «За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года» были учреждены в целях поощрения и морального стимулирования лиц, принимавших участие в организации отдельно взятого мероприятия (Всероссийской переписи населения 2010 года и Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года). Награждение ФИО1 данной вышеуказанными медалями не свидетельствует о её награждении ведомственными знаками отличия за продолжительный добросовестный труд.

Принимая во внимание, что у ФИО1 на момент обращения к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» отсутствовали предусмотренные законом условия для присвоения указанного звания, суд не видит оснований для удовлетворения иска.

При таких обстоятельствах суд не видит оснований для удовлетворения иска и присуждении истцу судебных расходов согласно правилам ст.98 ГПК РФ.

Как установлено из материалов дела, истец не обращалась в Департамент социального развития ХМАО-Югры с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» в связи с награждением медалью «За труды в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи», отказ по данному основанию не выносился.

Следовательно, право истца, на присвоение звания «Ветеран труда» в связи с награждением медалью «За труды в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи» ответчиком не нарушено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении иска ФИО1 к Департаменту социального развития <адрес>-Югры о понуждении к присвоению звания «Ветеран труда».

Решение может быть обжаловано в течении месяца со дня принятия в окончательной форме в апелляционном порядке в суд <адрес>-Югры через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение составлено и принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий подпись С.В. Вахрушев

Копия верна:

Судья Ханты – Мансийского

районного суда С.В. Вахрушев