ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5906/18 от 16.10.2018 Сургутского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 октября 2018 года г.Сургут

Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Филатова И.А.,

при секретаре Голимбиевской Н.А.,

с участием

истца ФИО1,

представителя истца ФИО4,

представителя ответчика ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации города Сургута о признании незаконным распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности допустить к исполнению обязанностей по должности заместителя Главы города, курирующего сферы обеспечения деятельности Главы города и Администрации города и обеспечения безопасности городского округа, ознакомлении с должностной инструкцией, начислением и выплате денежного содержания по замещаемой должности, внесении записи о переименовании должности и признании незаконным уведомления о сокращении штата и наличии вакантных мест от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации города Сургута о восстановлении нарушенных трудовых прав.

Исковые требования мотивированы тем, что ФИО1 принята на работу в Администрацию города Сургута ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность муниципальной службы - заместитель главы Администрации города. С ДД.ММ.ГГГГ истец приступила к исполнению должностных обязанностей заместителя главы Администрации города после прерывания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет. Дочери истца ФИО2 три года исполнится ДД.ММ.ГГГГ года

Согласно существовавшей на момент ухода истца в отпуск по беременности и родам ДД.ММ.ГГГГ. схемы подчиненности (решение Думы города от ДД.ММ.ГГГГ «О структуре Администрации города») она осуществляла общее руководство следующими структурными подразделениями Администрации города: -правовое управление; управление кадров и муниципальной службы; управление записи актов гражданского состояния; управление общего обеспечения деятельности Администрации города; архивный отдел; - служба помощников. Согласно распоряжения Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о функциях учредителя и кураторов в отношении муниципальных организаций» на момент предоставления отпуска истцу по беременности и родам она осуществляла кураторство в отношении следующих муниципальных учреждений: «Хозяйственно-эксплуатационное управление»; «Консультационно-методический центр» (позднее преобразован во «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Сургута); «Наш город»; «Дворец торжеств». Кроме того, согласно п.ДД.ММ.ГГГГ. должностной инструкции истца заместитель главы Администрации города руководит работой коллегиальных (совещательных) органов (комиссий, рабочих групп), образованных муниципальными правовыми актами. На момент предоставления отпуска истца по беременности и родам она являлась: председателем комиссии по наградам при Главе города; председателем комиссии по установлению стажа муниципальной службы муниципальным служащим Администрации города; председателем конкурсной комиссии на замещение вакантных должностей муниципальной службы в Администрации города; председателем комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в структурных подразделениях Администрации города; председателем комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в Администрации города; председателем комиссии по определению потребности структурных подразделений органов местного самоуправления в материально- техническом обеспечении; председателем рабочей группы по вопросам межведомственного взаимодействия при организации предоставления государственных и муниципальных услуг на базе «Многофункционального центра города Сургута»; заместителем председателя Совета при Главе города Сургута по противодействию коррупции; заместителем председателя межведомственного совета при Главе города Сургута по противодействию коррупции; заместителем председателя межведомственного координационного совета по вопросам территориального общественного самоуправления; руководителем рабочей группы по вопросам реформы местного самоуправления; руководителем рабочей группы по координации работы по проведению регистрации (учета) избирателей, участников референдума, проживающих на территории города; руководителем рабочей группы по координации деятельности по переходу муниципальных учреждений на системы оплаты труда, отличные от Единой тарифной сетки; руководителем рабочей группы по оптимизации численности работников Администрации города и ее структурных подразделений; членом комиссии по подготовке проектов решений и внесении изменений и дополнений в Устав города (Уставная комиссия); членом бюджетной комиссии при Администрации города; членом комиссии по рассмотрению результатов реализации ведомственных и долгосрочных целевых программ; членом территориального (муниципального) общественного совета по реализации Стратегии социально-экономического развития Ханты- Мансийского автономного округа - Югры до ДД.ММ.ГГГГ и на период до ДД.ММ.ГГГГ года при Главе города. Большая часть информации о полномочиях истца находится в свободном доступе на официальном сайте Администрации города admsurgut.ru. Однако, с ДД.ММ.ГГГГ (с момента выхода из отпуска) до настоящего времени фактически истцу ее должность не предоставлена. Кроме издания распоряжения Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ. л/с «О выходе из отпуска по уходу за ребенком», что является допуском к работе, работодателем не было предпринято никаких действий по выполнению требований ст.256 ТК РФ, а именно: не приняты распорядительные акты о возвращении под кураторство истца муниципальных казенных учреждений: «Хозяйственно-эксплуатационное управление», «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Сургута» (бывший «Консультационно-методический центр»), «Наш город» и «Дворец торжеств»; не приняты меры по передаче истцу под общее руководство соответствующих структурных подразделений (правовое управление, управление кадров и муниципальной службы, управление записи актов гражданского состояния, управление общего обеспечения деятельности Администрации города (ныне управление организационной работы и документационного обеспечения, в состав которого вошли ранее подведомственные мне архивный отдел и служба помощников); не приняты распорядительные акты о введении истцу в состав коллегиальных органов, созданных при Главе города и при Администрации города; не возвращены полномочия по согласованию и подписанию муниципальных правовых актов и договоров, как и иные полномочия, предусмотренные п.3.2. должностной инструкции.

Заявление о выходе на работу с ДД.ММ.ГГГГ истец написала на имя Главы города ФИО12 заблаговременно ДД.ММ.ГГГГ, предоставляя реальную возможность для выполнения им требований закона. О существовании вышеуказанного нарушения истец ДД.ММ.ГГГГ письменно известила исполняющего обязанности главы Администрации города ФИО3 Таким образом, истцом предприняты меры по урегулированию данной ситуации с работодателем (представителем работодателя). Однако, до настоящего времени нарушение не устранено, истцу должность не предоставлена.

До достижения ребенком возраста трех лет работодатель не имеет права не только расторгать с женщиной трудовой договор по п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ, но и применять в отношении нее любые процедуры, предусмотренные ст. 179 и 180, поскольку они являются неотъемлемой частью процедуры расторжения договора в связи с сокращением численности или штата работников.

Несмотря на это, истцу ДД.ММ.ГГГГ, то есть в день выхода из отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет, представителем работодателя в лице исполняющего обязанности главы Администрации города ФИО6, было вручено уведомление о сокращении штата и наличии вакантных мест (от ДД.ММ.ГГГГ. ), то есть работодателем совершены действия, входящие в процедуру расторжения трудового договора по п.2 ст.81 ТК РФ, что противоречит ч.4 ст.261 в совокупности с ч.4 ст. 256 ТК РФ.

Истец является членом первичной профсоюзной организации Администрации города Сургута с ДД.ММ.ГГГГ года. В связи с тем, что врученное истцу уведомление о сокращении штата от ДД.ММ.ГГГГ было согласовано председателем первичной профсоюзной организации Администрации города Сургута, истцом ДД.ММ.ГГГГ в адрес председателя первичной профсоюзной организации Администрации города Сургута ФИО13 было направлено заявление о неправомерности согласования указанного уведомления. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ председателя первичной профсоюзной организации Администрации города Сургута ФИО13 утверждается, что нарушений со стороны профсоюза не допущено. Однако, при этом указывается, что решение работодателя о возможном расторжении трудового договора с истцом по п.2 ст.82 ТК РФ (а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения) в профсоюзный комитет не поступало. Таким образом, ФИО13, по сути, согласовала указанное уведомление, не видя никаких документов, подтверждающих, что сокращению численности подлежит именно замещаемая истцом должность, а работодателем нарушено требование ст.373 ТК РФ.

На момент принятия указанного решения должность заместителя главы Администрации города, курирующего сферу безопасности замещал ФИО3, а должность заместителя главы Администрации города, курирующего сферу обеспечения деятельности Главы города и Администрации города замещал истец, находясь в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. Учитывая, что в соответствии со ст. 256 ТК РФ должность истца не могла быть сокращена в период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком, а должностей заместителя главы Администрации города оставалось всего пять, речь в пояснительной записке, по сути, могла идти о возложении именно на замещаемую истцом должность дополнительного объема курируемых структурных подразделений. Более того, согласно ответа Председателя Думы города ФИО14 при рассмотрении указанного проекта решения Думы города вопрос о лицах, замещающих должности заместителя главы Администрации города не обсуждался, в материалах к указанному проекту решения Думы города Администрацией города не предоставлялась информация о намерении сократить замещаемую истцом должность. Следует отметить, что в соответствии с разграничением полномочий между органами местного самоуправления, установленным ФЗ №, представительный орган муниципального образования (Дума города) не является работодателем для работников исполнительно-распорядительного органа муниципального образования (Администрации города). В соответствии с вновь утвержденной структурой Администрации города в ее состав стало входить пять заместителей главы Администрации города вместо шести, имевшихся ранее. Во исполнения решения Думы города Администрацией города должны были быть проведены мероприятия по сокращению численности или штата работников Администрации города. Согласно установившейся практике сокращение численности — это уменьшение количества штатных единиц по определенной должности. Например, вместо семи аналитиков в штатном расписании остаются четверо. Сокращение штата — это полное исключение из штатного расписания некоторых должностей. Например, позиция аналитика полностью исключается из штатного расписания.

В данном случае речь должна была идти, именно, о сокращении численности заместителей главы Администрации города (поскольку все заместители имеют одинаковое наименование должности и их число уменьшилось с 6 до 5 штатных единиц). В связи с этим, всем действующим заместителям главы Администрации, кроме истца (поскольку истец находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет и согласно ст.256 ТК РФ должность истца не могла быть сокращена), должны были быть направлены письменные уведомления о сокращении численности и применена норма о преимущественном праве оставления на работе, исходя из квалификации и производительности труда. В этом, случае четверо из заместителей главы Администрации заняли бы должности на постоянной основе, а один из заместителей главы Администрации города должен был замещать должность истца на период отпуска истца по уходу за ребенком. Однако, руководством Администрации города это сделано не было. Распоряжение Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ. -о «О внесении изменений в распоряжение Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении штатных расписаний Администрации города и структурных подразделений Администрации города», которым сокращалась одна должность заместителя главы Администрации города вступило в силу с момента подписания (поскольку никаких иных сроков вступления в силу в нем указано не было). С ДД.ММ.ГГГГ (то есть с момента вступления в силу распоряжения -о от ДД.ММ.ГГГГ.) в штатном расписании Администрации города осталось 5 штатных единиц заместителей главы Администрации города, то есть фактически сокращение было произведено именно тогда и с грубыми нарушениями трудового законодательства:

Все пять должностей заместителей главы Администрации города после вступления в силу указанного распоряжения были замещены на постоянной основе другими лицами. Должность истца, с расширенным объемом полномочий, тоже. Ее на постоянной основе до настоящего времени замещает ФИО3 Уведомления о сокращении численности ни одно из этих лиц не получало. Уведомление о сокращении штата (не численности, а именно штата) получил только истец, к тому же, спустя один год и четыре месяца после вступления в силу указанного распоряжения. Никакой оценки преимущественного права оставления на работе руководством Администрации города не проводилось.

В соответствии с ч.2,3 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - ФЗ №25) должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации. Согласно ст. 7 ФЗ №25 реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций. После выхода на работу выяснилось, что в период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет, распоряжением Главы города Сургута от ДД.ММ.ГГГГ. из Перечня наименований должностей муниципальной службы, учреждаемых для обеспечения исполнения полномочий Администрации города Сургута, была исключена должность заместителя главы Администрации города и введена должность заместителя Главы города. Данное изменение было внесено в связи с принятием закона Ханты- Мансийского автономного округа- Югры от ДД.ММ.ГГГГ-оз, которым должность заместителя главы администрации муниципального образования для городского округа была исключена из Реестра должностей муниципальной службы. В соответствии с п. 5 ч.1 ст.11 ФЗ муниципальный служащий имеет право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей. Распоряжение Главы города Сургута от ДД.ММ.ГГГГ. напрямую касается исполнения истцом должностных обязанностей, так как должности, не включенные в Реестр должностей муниципальной службы субъекта РФ и Перечни наименований должностей соответствующего муниципального образования к муниципальной службе не относятся. В нарушение нормы п.5 ч.1 ст.11 ФЗ с этим документом работодателем истец не ознакомлена до сих пор. Изменения по наименованию должностей высших должностных лиц города были внесены также в Устав муниципального образования городской округ город Сургут (далее Устав города). Таким образом, должность истца - заместитель главы Администрации города, которая должна быть предоставлена истцу по выходу из отпуска по уходу за ребенком (согласно ст. 256 ТК РФ) оказалась вообще вне закона.

Данная ситуация возникла по вине работодателя (представителя работодателя), поскольку им в ситуации изменения Закона Ханты- Мансийского автономного округа- Югры не были предприняты адекватные меры по недопущению нарушения трудовых прав истца. А именно, не были представлены поправки к соответствующему проекту закону ХМАО с обоснованием наступления негативных последствий в виде нарушения прав муниципального служащего в случае исключения из Реестра должностей муниципальной службы должности заместителя главы администрации городского округа. После вступления в силу закона не предпринято никаких действий по предотвращению нарушения прав истца при исполнении данного закона, в том числе, не внесена запись в трудовую книжку о переименовании должности заместителя главы Администрации города на должность заместителя Главы города. Вместо этого, была проведена процедура сокращения численности всех заместителей главы Администрации города (уже оставшихся пяти штатных единиц) с переводом всех замещающих эти должности работников на «вновь образованные» должности заместителей Главы города. При этом никакие функциональные обязанности, объемы работ либо направления деятельности ни у кого из них не изменились. Таким образом, фактически имело место переименование должностей, а проведено фиктивное, формальное сокращение штата работников Администрации города, что является грубым нарушением трудового законодательства. Все это уже привело к нарушению прав истца, включая право на предоставление обусловленной трудовым договором должности и право на получение заработной платы, а в будущем может привести к нарушению прав истца на стаж муниципальной службы и пенсионное обеспечение (ст. 23, 24, 25 ФЗ №25).

При подготовке к судебному заседанию истцом заявлено об изменении требований, где указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ (с момента выхода из отпуска) до настоящего времени фактически истцу ее должность не предоставлена. Так, согласно распоряжения Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ. л/с «О выходе из отпуска по уходу за ребенком» истец считается приступившей к работе с ДД.ММ.ГГГГ по должности заместителя главы Администрации города. Но после выхода на работу при знакомстве с документами, регулирующими трудовую деятельность истца, выяснилось, что истцу предоставлена не существующая в настоящее время должность.

Во-первых, согласно решения Думы города от ДД.ММ.ГГГГ. «О внесении изменений в решение Думы города от ДД.ММ.ГГГГ «О структуре Администрации города» и распоряжения Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ. -о «О внесении изменений в распоряжение Администрации города от -о «Об утверждении штатных расписаний Администрации города и структурных подразделений Администрации города», по мнению ответчика, должность истца была сокращена еще в ДД.ММ.ГГГГ о чем истцу ДД.ММ.ГГГГ было вручено уведомление о сокращении штата от . . Согласно ст. 37 Федерального закона от . -Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее ФЗ ) местная администрация - это исполнительно-распорядительный орган муниципального образования (ч.1 ст.37). Местная администрация обладает правами юридического лица (ч.7 ст.37). Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации (ч.8 ст.37). В данном случае Дума города Сургута в соответствии с указанной нормой ФЗ была вправе принять вышеуказанное решение по представлению Главы города. Более того, согласно ответа Председателя Думы города ФИО14 при рассмотрении указанного проекта решения Думы города вопрос о лицах, замещающих должности заместителя главы Администрации города не обсуждался, в материалах к указанному проекту решения Думы города Администрацией города не предоставлялась информация о намерении сократить замещаемую истцом должность. Следует отметить, что в соответствии с разграничением полномочий между органами местного самоуправления, установленным ФЗ , представительный орган муниципального образования (Дума города) не является работодателем для работников исполнительно-распорядительного органа муниципального образования (Администрации города). В связи с тем, что в силу ч.4 ст.261 ТК РФ расторжение трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников, с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, не допускается, согласно ч.4 ст.256 ТК РФ на период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность), должность истца не подлежала сокращению. По мнению истца, сокращена была другая должность заместителя главы Администрации города.

Во-вторых, с момента издания распоряжения Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ. -о в штатном расписании вместо шести должностей заместителя главы Администрации города осталось пять. При этом все должности, в том числе с кругом обязанностей, установленных для должности истца, были замещены на постоянной основе. В настоящее время должность истца с кругом обязанностей, установленным до ухода истца в отпуск по беременности и родам (в том числе, кураторство в отношении всех подведомственных истцу структурных подразделений, кураторство подведомственных истцу муниципальных учреждений, руководство коллегиальными органами, созданными при Администрации города), на постоянной основе замещает г-н ФИО3 В пояснительной записке к проекту решения Думы города от ДД.ММ.ГГГГ. «О внесении изменений в решение Думы города от ДД.ММ.ГГГГ «О структуре Администрации города», внесенному Главой города ФИО12 сокращение одной штатной единицы заместителя главы Администрации города обосновывается предложением передать структурные подразделения Администрации города, осуществляющие полномочия в сфере обеспечения безопасности города, обеспечения деятельности Главы города и Администрации города в ведение одного заместителя главы Администрации. Согласно п.2.2.2 решения Думы города от ДД.ММ.ГГГГ. ГД «Об утверждении Положения о порядке разработки структуры Администрации города» все структурные подразделения функционально распределены по сферам деятельности (блокам):

-экономика и финансы;

муниципальное имущество;

городское строительство;

городское хозяйство;

социальная сфера;

обеспечение безопасности городского округа;

обеспечение деятельности Г лавы города, Администрации города.

В соответствии с каждую сферу деятельности (блок) курирует высшее должностное лицо Администрации города. Структурные подразделения, отнесенные к одному блоку, не могут передаваться в ведение нескольких высших должностных лиц. На момент принятия указанного решения должность заместителя главы Администрации города, курирующего сферу безопасности городского округа замещал ФИО3, а должность заместителя главы Администрации города, курирующего сферу обеспечения деятельности Главы города и Администрации города замещал истец, находясь в отпуске по уходу за ребенком до трех лет (распоряжение Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ л/с «О предоставлении отпуска работнику»). Учитывая, что в соответствии со ст. 256 ТК РФ должность истца не могла быть сокращена в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, а должностей заместителя главы Администрации города оставалось всего пять, в пояснительной записке, по сути, говорилось о возложении именно на замещаемую истцом должность дополнительного объема курируемых структурных подразделений. В данном случае (согласно утвержденной решением Думы города структуре Администрации города) речь идет о контрольно-ревизионном управлении, переданном из ведения заместителя главы Администрации по экономике и финансам (ФИО5), а также о структурных подразделениях, отнесенных ранее к ведению заместителя главы Администрации в сфере безопасности (ФИО3):

управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

контрольное управление;

специальный отдел,

отдел общественной безопасности,

отдел по организации деятельности административной комиссии.

При этом, отдел по организации деятельности административной комиссии (до создания должности заместителя главы Администрации города в сфере безопасности) находился в непосредственном подчинении истца, отдел общественной безопасности и контрольное управление создавались непосредственно истцом и ранее (Главой города Сургута ФИО15) планировались к передаче под кураторство истца.

В настоящее время отдел общественной безопасности, отдел по организации деятельности административной комиссии объединены вместе с отделом по организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних (ранее находился под кураторством заместителя главы Администрации города в социальной сфере - ФИО6) в управление по обеспечению деятельности административных и других коллегиальных органов, которое также в настоящее время подчиняется ФИО3

Таким образом, работа с указанными структурными подразделениями истцу знакома, осуществлялась ею ранее, при исполнении возложенных на истца должностных обязанностей, в процессе текущей деятельности, в связи с чем никаких препятствий в предоставлении истцу ее должности с установленным (на момент ухода в отпуск по беременности и родам) кругом обязанностей и с расширенным в настоящее время объемом курируемых структурных подразделений сферы безопасности городского округа не имеется.

Замещение должности истца другим лицом на постоянной основе противоречит норме абз.2 ч.1 ст.59 ТК РФ, согласно которой, на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы, заключается срочный трудовой договор.

Кроме того, в случае сокращения ее должности истец имеет преимущественное право оставления на работе в порядке ст. 179 ТК РФ, поскольку имеет стаж муниципальной службы более 24 лет, два высших образования (юридическое и экономическое), ученую степень кандидата юридических наук, высший для занимаемой истцом должности квалификационный чин «действительный муниципальный советник 1 класса», а также множество наград регионального уровня, подтверждающих квалификацию истца и профессиональный уровень, в том числе, Почетное звание «Заслуженный юрист ХМАО-Югры» и Почетный знак «За вклад в развитие законодательства ХМАО-Югры».

В-третьих, после выхода на работу выяснилось, что в период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет, распоряжением Главы города Сургута от ДД.ММ.ГГГГ. из Перечня наименований должностей муниципальной службы, учреждаемых для обеспечения исполнения полномочий Администрации города Сургута, была исключена должность заместителя главы Администрации города и введена должность заместителя Главы города. Таким образом, с этого момента должность заместителя главы Администрации города в городе Сургуте перестала существовать.

Данное изменение было внесено в связи с принятием закона Ханты- Мансийского автономного округа- Югры от ДД.ММ.ГГГГ-оз, которым должность заместителя главы администрации муниципального образования для городского округа была исключена из Реестра должностей муниципальной службы. В соответствии с ч.2,3 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - ФЗ ) должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации. Согласно ст. 7 ФЗ реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.

При этом, следует отметить, что переименование должностей заместителей главы Администрации города на заместителей Главы города произошло без пересмотра каких-либо функциональных обязанностей по должности, сфер деятельности или объемов работ. То есть, это те же самые должности, которые были до переименования. Изменения по наименованию должностей высших должностных лиц города были внесены также в Устав муниципального образования городской округ город Сургут (далее Устав города). Таким образом, должность - заместитель главы Администрации города, которая согласно распоряжения Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ. л/с предоставлена истцу по выходу из отпуска по уходу за ребенком (согласно ст. 256 ТК РФ) в настоящее время не существует и, по смыслу закона, истец, замещая такую должность, не является муниципальным служащим, что грубо нарушает ее трудовые и служебные права.

На основании вышеизложенного, с учетом всех обстоятельств дела истцу по выходу из отпуска по уходу за ребенком должна быть предоставлена существующая в настоящее время должность заместителя Главы города с установленным до ухода истца в отпуск кругом обязанностей по обеспечению деятельности Главы города и Администрации города и с расширенным в настоящее время кругом обязанностей по обеспечению безопасности городского округа, то есть реально имеющаяся должность в соответствии со штатным расписанием Администрации города Сургута.

После выхода на работу истца из отпуска по уходу за ребенком до трех лет также выяснилось, что за это время изменились существенные условия оплаты труда работников Администрации города, Так, согласно действующему штатному расписанию Администрации города, должностной оклад заместителя Главы города в настоящее время составляет 14 150 рублей, вместо 7 983 рублей, установленных истцу распоряжением Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ. л/с «О выходе из отпуска по уходу за ребенком». В соответствии с п.3 ч.1 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом). Согласно ч. 1 ст. 21 ТК РФ работник имеет право на оплату труда, а работодатель обязан выплачивать работнику зарплату (ч. 2 ст.22 ТК РФ) со ст. 142 Трудового кодекса РФ, зарплата работникам должна предоставляться не реже 2 раз в месяц (каждые полмесяца). Конкретная дата выплат устанавливается локальными нормативными актами организации: трудовым или коллективным договором, правилами внутреннего распорядка. Согласно п. Правил внутреннего трудового распорядка Администрации города работодатель (представитель работодателя) обязан выплачивать заработную плату работникам Администрации города два раза в месяц в сроки и в порядке, установленном коллективным договором. Пунктом . коллективного договора (заключенного органами местного самоуправления города Сургута и профсоюзным комитетом ТПО работников органов местного самоуправления города) предусмотрено, что заработная плата выплачивается два раза в месяц: 25 числа текущего месяца и 10 числа месяца, следующего за расчетным. Заработная плата выплачивается путем перечисления денежных средств на картсчет работника в банке, определенном в соответствии с законодательством. В настоящее время истцу выплачена заработная плата, исходя из оклада 7983 руб., то есть по несуществующей должности и по несуществующему окладу.

Истец просит признать незаконным распоряжение Администрации города Сургута от . л/с «О выходе из отпуска по уходу за ребенком» в части предоставления ФИО1 должности заместителя главы Администрации города с установленным окладом в размере 7983 рубля и обязать Администрацию города Сургута устранить допущенные нарушения путем издания распоряжения следующего содержания: «Считать ФИО1 приступившей с ДД.ММ.ГГГГ к работе по должности заместителя Главы города, курирующего сферу обеспечения деятельности Главы города и Администрации города и сферу обеспечения безопасности городского округа с должностным окладом 14150 (четырнадцать тысяч сто пятьдесят) рублей и сохранением ранее установленных надбавок в соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ. ;

обязать Администрацию города Сургута допустить ФИО1 к исполнению обязанностей по должности заместителя Главы города, курирующего сферы обеспечения деятельности Главы города и Администрации города и обеспечения безопасности городского округа согласно штатному расписанию Администрации города и утвержденной решением Думы города схемы подчиненности структурных подразделений Администрации города Сургута;

обязать Администрацию города Сургута ознакомить ФИО1 с должностной инструкцией по замещаемой должности заместителя Главы города, курирующего сферы обеспечения деятельности Главы города и Администрации города и обеспечения безопасности городского округа;

обязать Администрацию города Сургута с ДД.ММ.ГГГГ начислять и выплачивать ФИО1 денежное содержание (иные выплаты по замещаемой должности заместителя Главы города, курирующего сферы обеспечения деятельности Главы города и Администрации города и обеспечения безопасности городского округа, исходя из оклада 14 150 рублей.

В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель ФИО4 требования поддержали в полном объеме, по основаниям, указанным в исковом заявлении. Также истец пояснила, что кроме заявленных уточненных исковых требований она также просит рассмотреть часть первоначально заявленных требований - признать незаконным уведомление о сокращении штата и наличии вакантных мест от ДД.ММ.ГГГГ, а также обязать ответчика внести в трудовую книжку истца запись о переименовании должности заместителя главы Администрации города на должность заместителя Главы города с ДД.ММ.ГГГГ. Истец также просит не принимать в качестве доказательств протокол заседания комиссии по определению преимущественного права на оставление на работе от ДД.ММ.ГГГГ, письмо от ДД.ММ.ГГГГ в адрес председателя профкома ФИО10, так как они фальсифицированы – изготовлены «задним» числом в ДД.ММ.ГГГГ, после того, как были запрошены судом. О фальсификации она заявила в следственный комитет по <адрес>. Также ФИО1 полагает, что у Администрации <адрес> отсутствуют иные возможности восстановить ее нарушенные права, кроме как в том виде, который она предлагает в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО9 с исковыми требованиями ФИО1 не согласилась по основаниям, указанным в возражениях не исковое заявление, согласно которым ФИО1 приступила к работе в должности заместителя главы Администрации города после выхода из отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с ДД.ММ.ГГГГ на основании ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжения Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ л/с «О&apos; выходе из отпуска по уходу за ребенком». Работнику был сохранен должностной оклад в размере 7983 рубля и ранее установленные надбавки в соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ.

До настоящего времени ФИО1 работает в должности заместителя главы Администрации города на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией трудовой книжки (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), в которой отсутствует запись об увольнении или переводе работника на другую должность.

Работнику своевременно и в полном объеме производится оплата труда в соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается расчетными листками за ДД.ММ.ГГГГ.

По обращению истца в Государственную инспекцию труда в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре о нарушении работодателем требований ч. 4 ст. 256 ТК РФ (не предоставлена должность, которую ФИО1 замещала до начала отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, с кругом обязанностей, который был установлен на этот момент) в Администрации города была проведена внеплановая выездная проверка.

В соответствии с актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ (стр. 5) нарушений трудовых прав ФИО1 не установлено.

Трудовое законодательство не содержит норм, обязывающих работодателя сохранять объем полномочий (должностных обязанностей) работника на период его отсутствия в связи с отпуском по уходу за ребенком.

С ДД.ММ.ГГГГ произошли значительные изменения структуры Администрации города (решения Думы города от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение Думы города от ДД.ММ.ГГГГ «О структуре Администрации города») и связанные с ними организационно-штатные изменения в Администрации города.

В целях оптимизации функционирования системы управления Администрацией города, повышения эффективности взаимодействия структурных подразделений Администрации города решением Думы города от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в решение Думы города от ДД.ММ.ГГГГ «О структуре Администрации города», которым структурные подразделения Администрации города, осуществляющие полномочия в сфере обеспечения безопасности городского округа, обеспечения деятельности Главы города и Администрации города переданы в ведение одного заместителя главы Администрации города, общее количество заместителей главы Администрации города сокращено с 6 до 5 единиц.

Аналогичные изменения внесены в решение городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке разработки структуры Администрации города» решением Думы города от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 2.2.2. Положения о порядке разработки структуры Администрации города, утвержденного решением Думы города от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение), функционально все структурные подразделения распределены по сферам деятельности (блокам): бюджет, экономика и финансы;

архитектура, градостроительство, природопользование и экология, управление земельными ресурсами городского округа;

городское хозяйство и управление имуществом, находящимся в муниципальной собственности; социальная сфера;

обеспечение безопасности городского округа и деятельности Главы города, Администрации города.

Каждую сферу деятельности (блок) курирует высшее должностное лицо Администрации города в соответствии со схемой подчиненности структурных подразделений Администрации города (п. 2.2.3. Положения).

На основании решения Думы города от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение Думы города от ДД.ММ.ГГГГ «О структуре Администрации города» было издано распоряжение Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ-о «О внесении изменений в распоряжение Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ № З-о «Об утверждении штатных расписаний Администрации города и структурных подразделений Администрации города», согласно которому сокращена должность заместителя главы Администрации города.

Распоряжением Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ-о утверждено штатное расписание Администрации города, в котором предусмотрено 5 штатных единиц по должности заместителя главы Администрации города.

Законом Ханты-Мансийского Автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ- оз «О внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» внесены изменения в Перечень наименований должностей муниципальной службы, учреждаемых для обеспечения исполнения полномочий местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования), утвержденный Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ-оз «О Реестре должностей муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», в соответствии с которыми из указанного Перечня исключена должность муниципальной службы высшей группы, учреждаемая для выполнения функции «руководитель» первого заместителя, заместителя главы администрации муниципального образования.

Соответствующие изменения были внесены:

в структуру Администрации города (на основании решения Думы города от

«О внесении изменений в решение Думы города от ДД.ММ.ГГГГ «О структуре Администрации города»);

в Перечень должностей муниципальной службы (на основании распоряжения Главы города от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в распоряжение Главы города от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечней должностей муниципальной службы»).

Согласно ст. 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре» должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в автономном округе, утверждаемым законом автономного округа.

При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления муниципального образования автономного округа используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные Реестром должностей муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

В целях приведения штатного расписания Администрации города в соответствие с указанными выше нормативными правовыми актами издано распоряжение Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ-о «О внесении изменений в распоряжение Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ-о «Об утверждении штатных расписаний Администрации города и структурных подразделений Администрации города». Должность муниципальной службы заместителя главы Администрации города в количестве 5 штатных единиц сокращена и введена должность заместителя Главы города в количестве 5 штатных единиц.

С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время все должности муниципальной службы высшей группы, учреждаемые для выполнения функции «руководитель», заместителя Главы города замещены:

ФИО3 - курирует сферу обеспечения безопасности городского округа и деятельности Главы города, Администрации города;

ФИО5 - курирует сферу бюджета, экономики и финансов;

ФИО6 - курирует социальную сферу;

ФИО7 - курирует сферу городского хозяйства и управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

ФИО8 - курирует сферу архитектуры, градостроительства, природопользования и экологии, управления земельными ресурсами городского округа.

ФИО3 назначен на должность заместителя Главы города с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ л/с «О переводе работника на другую работу». Согласно п. 1.2. должностной инструкции заместителя Главы города от ДД.ММ.ГГГГ, с которой ФИО3 ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, должность заместителя Главы города введена с целью организации деятельности по исполнению полномочий Администрации города в сферах обеспечения безопасности городского округа и его населения и обеспечения деятельности Г лавы города и Администрации города.

В силу п. 1.7. должностной инструкции заместитель Главы города должен иметь оформленный в установленном законодательством порядке допуск к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну.

Таким образом, в настоящее время отсутствует вакантная должность заместителя Главы города, курирующего сферу обеспечения безопасности городского округа и его населения и обеспечения деятельности Главы города и Администрации города.

Исходя из исковых требований (уточненных Истцом ДД.ММ.ГГГГ), истец просит суд признать незаконным распоряжение Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ «О выходе из отпуска по уходу за ребенком» и обязать Администрацию города назначить ее на должность заместителя Главы города, курирующего сферу обеспечения деятельности Главы города и Администрации города и сферу обеспечения безопасности городского округа с ДД.ММ.ГГГГ с должностным окладом <данные изъяты> рублей и сохранением ранее установленных надбавок в соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом исковые требования обоснованы ссылкой на ч. 4 ст. 256 ТК РФ, которая говорит о сохранении за работником места работы (должности) на период отпуска по уходу за ребенком, то есть той должности, которую работник замещал до предоставления ему отпуска по уходу за ребенком, с должностным окладом и иными выплатами, предусмотренными трудовым договором.

Вместе с тем, назначение работника на иную должность по окончании отпуска по уходу за ребенком рассматривается с точки зрения трудового законодательства как перевод на другую работу, то есть постоянное или временное изменение трудовой функции работника при продолжении работы у того лее работодателя (часть первая ст. 72.1. ТК РФ).

В силу ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Из анализа положений ст. 72.1. ТК РФ следует, что перевод работка на другую работу является правом, а не обязанностью работодателя, и осуществляется на основе добровольного и согласованного волеизъявления работника и работодателя.

Должность заместителя Главы города, как следует из должностной инструкции и не оспаривается истцом, предполагает осуществление иной трудовой функции, более широкого объема должностных обязанностей, нежели те, которые выполняла ФИО1 до предоставления ей отпуска по беременности и родам на основании должностной инструкции заместителя главы Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, персональное (кадровое) формирование Администрации города, в том числе назначение на должности муниципальной службы и увольнение с указанных должностей в установленном порядке, относится к компетенции Главы города как представителя нанимателя (работодателя) на основании п. 7 ст. 35, пп. 12 п. 1 ст. 36 Устава города.

У суда отсутствует компетенция по решению вопросов, связанных с назначением (переводом) на должности муниципальной службы.

На основании вышеизложенного, истцом выбран ненадлежащий способ защиты своих трудовых прав, а именно: удовлетворение исковых требований истца может привести к нарушению трудовых прав другого работника (ФИО3), который с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время замещает должность заместителя Главы города, курирующего сферу обеспечения безопасности городского округа и деятельности Главы города, Администрации города, а также нарушению компетенции Главы города как работодателя осуществлять персональное (кадровое) формирование Администрации города.

У ФИО1 отсутствует допуск к сведениям, составляющим государственную тайну (письмо начальника специального отдела ФИО17 (исх. от ДД.ММ.ГГГГ), что исключает возможность ее назначения на должность муниципальной службы заместителя Главы города, курирующего сферу обеспечения безопасности городского округа и деятельности Главы города, Администрации города.

Администрация города не может согласиться с доводами истца о том, что «по смыслу закона, я, замещая такую должность (должность заместителя главы Администрации города), не являюсь муниципальным служащим, что грубо нарушает мои трудовые и служебные права».

В трудовой книжке работника имеется запись от ДД.ММ.ГГГГ о переводе на высшую должность муниципальной службы категории «руководители» заместителя главы Администрации города, записи о том, что данная должность исключена из Перечня должностей муниципальной службы отсутствуют.

В соответствии с ч. 1 ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Согласно информации управления кадров и муниципальной службы (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) стаж муниципальной службы ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>. При этом в него включается период замещения должности муниципальной службы высшей группы, учреждаемой для выполнения функции «руководитель», заместителя главы Администрации города с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

ФИО1 предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет продолжительностью 10 календарных дней, что соответствует ч. 5 ст. 11 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре» (при стаже муниципальной службы 15 лет и более - 10 календарных дней).

Как следует из расчетных листков ФИО1 за ДД.ММ.ГГГГ ей начислена и выплачена ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размере 30 %, то есть в максимальном размере, установленном п. 4 Положения о размерах денежного содержания лиц, замещающих муниципальные должности, и лиц, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования городской округ город Сургут, утвержденного решением Думы города от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 вручено уведомление о сокращении должности заместителя главы Администрации города с предложением имеющихся в Администрации города вакантных должностей. В уведомлении указано, что в случае несогласия с переводом на одну из предлагаемых вакантных должностей в течение срока уведомления о сокращении должности трудовой договор с работником будет расторгнут с предоставлением гарантий и компенсаций, установленных ст. 178, 261, 318, 180 Трудового кодекса РФ.

Также повторное уведомление было вручено ФИО1ДД.ММ.ГГГГ.

У Администрации города Сургута нет намерения увольнять ФИО1 до исполнения ее ребенку трех лет, как это предусмотрено законом. В случае согласия занять предложенные ей должности, истец имеет возможность назначения на нее.

Исковые требования работника противоречат его волеизъявлению, отраженному в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ФИО1, которым она просила допустить ее к выполнению должностных обязанностей, предусмотренных её трудовым договором и должностной инструкцией.

В соответствии с дополнительным соглашением к срочному к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность заместителя главы Администрации города. Данное существенное условие трудового договора впоследствии не изменялось.

Согласно должностной инструкции работника от ДД.ММ.ГГГГ (далее - должностная инструкция Истца) должность заместителя главы Администрации города введена с целью организации деятельности Администрации города по обеспечению единства правовой политики и законности в Администрации города, представительства и защиты интересов Главы города, Администрации города и ее структурных подразделений в правоохранительных и судебных органах всех уровней, соблюдения прав и законных интересов граждан и юридических лиц при осуществлении деятельности Администрации города, политики управления персоналом, организационного и документационного обеспечения деятельности Администрации города, решению вопросов местного значения по формированию и содержанию муниципального архива и переданных в установленном порядке отдельных государственных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния.

Исходя из целей введения должности заместителя главы Администрации города ФИО1, замещая данную должность, осуществляла общее руководство (кураторство) деятельностью шести структурных подразделений Администрации города, в том числе: правовое управление, управление общего обеспечения деятельности Администрации города, управление кадров и муниципальной службы, управление ЗАГС, архивный отдел, служба помощников (основание: приложение 2 к решению Думы города от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение Думы города от ДД.ММ.ГГГГ «О структуре Администрации города»).

Также ФИО1 в соответствии с распоряжением Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о функциях учредителя и кураторов в отношении муниципальных организаций» курировала деятельность четырех муниципальных учреждений: МКУ «Хозяйственно-эксплуатационное управление», МКУ «Консультационно-методический центр» (МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Сургута»), МКУ «Наш город», МБУ «Дворец торжеств».

Должность заместителя Главы города является принципиально иной должностью, созданной с целью организации деятельности по исполнению полномочий Администрации города в двух сферах - обеспечения безопасности городского округа и его населения и обеспечения деятельности Главы города и Администрации города, что следует из должностной инструкции заместителя Главы города от ДД.ММ.ГГГГ (далее - должностная инструкция).

Заместитель Главы города осуществляет общее руководство (кураторство) деятельностью девяти структурных подразделений, в том числе: правовое управление, управление кадров и муниципальной службы, управление записи актов гражданского состояния, управления документационного и информационного обеспечения, управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, контрольное управление, управление по обеспечению деятельности административных и других коллегиальных органов, специальный отдел, контрольно-ревизионное управление (основание: приложение 2 к решению Думы города от ДД.ММ.ГГГГ «О структуре Администрации города» (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ).

Основные задачи и должностные обязанности по должности заместителя Главы города (п. З.1., 3.2. должностной инструкции) предполагают организацию деятельности Администрации города по решению десяти вопросов местного значения (в том числе в сфере профилактики терроризма и экстремизма, участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, организации и осуществления мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, по мобилизационной подготовке муниципальных организаций, по созданию и организации деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории городского округа, обеспечению первичных мер пожарной безопасности, обеспечению безопасности людей на водных объектах и т.д.).

С учетом специфики отрасли к должности заместителя Главы города предъявляются иные квалификационные требования, нежели к должности заместителя главы Администрации города, а именно: квалификационные требования к знаниям и умениям включают в себя иные знания в области системы обеспечения безопасности в Российской Федерации, методы охраны общественного порядка, основные направления и приоритеты государственной политики в области мобилизационной подготовки, порядок подготовки к переводу органа местного самоуправления на работу в условиях военного времени, методы информационной безопасности, основные направления политики и меры профилактики терроризма и экстремизма и т.д. ( п. 2.2. должностной инструкции).

Для замещения должности заместителя Главы города требуется наличие допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну (п. 1.7. должностной инструкции).

В настоящее время заместителю Главы города подведомственны три муниципальные организации: МКУ «Хозяйственно-эксплуатационное управление», МКУ «Наш города», МКУ «Управление информационных технологий и связи города Сургута» (приложение 2 к распоряжению Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о функциях учредителя и кураторов в отношении муниципальных организаций»).

Согласно положениям статьи 15, части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой функцией признается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы. Трудовая функция является обязательным условием для включения в трудовой договор.

В данном случае сравнительный анализ положений должностной инструкции истца и должностной инструкции заместителя Главы города во взаимосвязи с положениями указанных выше муниципальных правовых актов свидетельствует о том, что трудовая функция по должности заместителя Главы города принципиально иная, чем по должности заместителя главы Администрации города, которую замещает истец. Изменено не только наименование должности, но изменены цели введения данной должности, существенно расширен перечень основных задач и должностных обязанностей, а также предъявляются более жесткие требования к профессиональным знаниям и умениям, необходимым для исполнения обязанностей по должности заместителя Главы города.

Истцом не представлено убедительных аргументов в пользу ее соответствия квалификационным требованиям к должности заместителя Главы города, кроме указания на то, что она принимала участие в создании ряда структурных подразделений Администрации города, входящих в сферу компетенции заместителя Главы города, и их деятельность ей знакома.

Истец также просит считать ее приступившей к работе с ДД.ММ.ГГГГ, то есть со дня выхода на работу после отпуска по уходу за ребенком до трех лет.

Вместе с тем, действующее трудовое законодательство (ст. 72, 72.1. Трудового кодекса Российской Федерации) допускает изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, только по соглашению сторон трудового договора. Никаких дополнительных соглашений к трудовому договору с ФИО1 об изменении трудовой функции работника с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени не заключалось.

Более того, с ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени должность заместителя Главы города замещает ФИО3. С ДД.ММ.ГГГГ он неоднократно исполнял обязанности главы Администрации города в период временного отсутствия Главы города, принимал при этом управленческие решения в рамках полномочий по руководству деятельностью Администрации города (ст. 36 Устава города), а также подписывал муниципальные правовые акты Администрации города нормативного и ненормативного характера, перечень которых представлен в письме управления документационного и информационного обеспечения (исх. от ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, удовлетворение исковых требований может привести к нарушению прав и законных интересов неопределённого круга лиц (жителей города), а также конкретных граждан и организаций, в том числе несовершеннолетних лиц, в отношении которых принимались муниципальные правовые акты ненормативного характера, касающиеся защиты их прав (например, в сфере опеки и попечительства, в сфере жилищных правоотношений и др.), так как возникнет вопрос о правомочности подписания акта должностным лицом, то есть в конечном счете, о легитимности муниципального правового акта.

По мнению истца, ей принадлежит преимущественное право оставления на работе в порядке ст. 179 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку стаж муниципальной службы истца составляет 24 года, Истец имеет два высших образования (юридическое и экономическое), ученую степень кандидата юридических наук, квалификационный чин «действительный муниципальный советник 1 класса», множество наград регионального уровня.

Вместе с тем, ни Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ни Трудовой кодекс РФ не содержат критериев (параметров), по которым работодатель должен сравнивать производительность труда и квалификацию работников при определении преимущественного права на оставление на работе при сокращении численности или штата работников (часть первая статьи 179 ТК РФ).

Под квалификацией работника понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы (часть первая статьи 195.1 ТК РФ). Определения производительности труда в Трудовом кодексе РФ нет, однако понятно, что это количественный показатель эффективности выполнения трудовых обязанностей.

Работодатель как независимый хозяйствующий субъект при определении производительности труда и квалификации работников вправе самостоятельно выбирать подлежащие оценке (критерии) параметры исходя из собственных внутренних убеждений и с учетом специфики своей деятельности.

Комиссия для определения преимущественного права на оставление на работе при сокращении численности или штата работников Администрации города (далее- комиссия) создана в соответствии с распоряжением Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из протокола заседания комиссии, при определении преимущественного права комиссией учитывался факт наличия у ФИО3 опыта осуществления функций по кураторству в сфере обеспечения безопасности, а также факт нарушения ФИО1 требований Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, процедура сокращения должности заместителя главы Администрации города производится с соблюдением гарантий, предусмотренных ст. 81 (часть 3), 179, 180, 261 ТК РФ, в связи с чем нарушения трудовых прав Истца отсутствуют.

Проверив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в процессе, суд считает требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 работает в Администрации города с ДД.ММ.ГГГГ на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ (копия трудовой книжки т.1 л.д.21-37).

В соответствии с дополнительным соглашением к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГФИО1 на основании распоряжения Администрации г.Сургута от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность заместителя главы Администрации города.

Согласно распоряжению Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ л/с «О предоставлении отпуска работнику» ФИО1 был предоставлен отпуск по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с распоряжением Администрации города Сургута от ДД.ММ.ГГГГ л/с «О предоставлении отпуска работнику» ФИО1 был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ обратилась к работодателю о допуске к работе с ДД.ММ.ГГГГ в связи с досрочным выходом из отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет.

Распоряжением Администрации г.Сургута л/с от ДД.ММ.ГГГГФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ приступила к работе с должностным окладом 7 983 рубля и сохранением ранее установленных надбавок в соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Выход за рамки предъявленных требований возможен только в случаях, прямо предусмотренных законом.

В исковых требований ФИО1 просит признать распоряжение Администрации <адрес> о допуске ее к работе по ранее занимаемой должности незаконным, так как данной должности не существует, в рамках выполняемых в настоящее время обязанностях у нее отсутствуют ранее имеющиеся полномочия и устранить данные противоречия возможно только изданием распоряжения и фактическим допуском ее к исполнению обязанностей в должности заместителя Главы города, курирующего сферу обеспечения деятельности Главы города и Администрации города и сферы обеспечения безопасности городского округа.

Как следует из материалов дела, в период нахождения ФИО1 в отпуске по уходу за ребенком, должность которую она занимала была сокращена.

Согласно статье 6 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.

Реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, согласно ст.7 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.

В реестре должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.

Законом Ханты-Мансийского Автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ- оз «О внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» внесены изменения в Перечень наименований должностей муниципальной службы, учреждаемых для обеспечения исполнения полномочий местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования), утвержденный Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ-оз «О Реестре должностей муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», в соответствии с которыми из указанного Перечня исключена должность муниципальной службы высшей группы, учреждаемая для выполнения функции «руководитель» первого заместителя, заместителя главы администрации муниципального образования.

Решением Думы города от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в решение Думы города от ДД.ММ.ГГГГ «О структуре Администрации города», которым структурные подразделения Администрации города, осуществляющие полномочия в сфере обеспечения безопасности городского округа, обеспечения деятельности Главы города и Администрации города переданы в ведение одного заместителя главы Администрации города, общее количество заместителей главы Администрации города сокращено с 6 до 5 единиц.

На основании решения Думы города от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение Думы города от ДД.ММ.ГГГГ «О структуре Администрации города» было издано распоряжение Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в распоряжение Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении штатных расписаний Администрации города и структурных подразделений Администрации города», согласно которому сокращена должность заместителя главы Администрации города.

Распоряжением Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ-о утверждено штатное расписание Администрации города, в котором предусмотрено 5 штатных единиц по должности заместителя главы Администрации города.

Распоряжением Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ-о «О внесении изменений в распоряжение Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ-о «Об утверждении штатных расписаний Администрации города и структурных подразделений Администрации города» должность муниципальной службы заместителя главы Администрации города в количестве 5 штатных единиц сокращена и введена должность заместителя Главы города в количестве 5 штатных единиц.

Вышеуказанные распоряжения Администрации города Сургута и принятые Думой города Сургута решения не оспорены, вопрос об их законности не является предметом спора, требований о признаний действий Администрации города в данной части незаконными не заявлялись, в связи с чем суд не дает оценки правомерности данных действий Администрации города.

Ответчиком не оспаривается, что ФИО1 является членом первичной профсоюзной организации Администрации города Сургута.

Согласно сообщения данной организации от ДД.ММ.ГГГГ, в профсоюзный комитет Администрации г.Сургута поступил запрос от Главы города Сургута (исх.-о от ДД.ММ.ГГГГ) о рассмотрении проекта распоряжения «О внесении изменений в распоряжение Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ-о «Об утверждении штатных расписаний Администрации города и структурных подразделений Администрации города».

При этом, ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии по определению преимущественного права на оставление на работе при сокращении численности или штата работников Администрации города по вопросу определения работников, обладающих преимущественным правом на оставление на работе и не подлежащих увольнению при сокращении численности.

Как указывает представитель ответчика и подтверждается материалами дела, в настоящее время 5 должностей «заместителя Главы города» замещены: ФИО3 - курирует сферу обеспечения безопасности городского округа и деятельности Главы города, Администрации города; ФИО5 - курирует сферу бюджета, экономики и финансов; ФИО6 - курирует социальную сферу; ФИО7 - курирует сферу городского хозяйства и управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности; ФИО8 - курирует сферу архитектуры, градостроительства, природопользования и экологии, управления земельными ресурсами городского округа.

При рассмотрении заявленного ФИО1 требования суд исходит из того, что согласно ст.256 Трудового Кодекса РФ на период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность).

В совокупности норм, предусмотренных ст.21 и 22 Трудового Кодекса РФ после выходы из отпуска по уходу за ребенком ФИО1 Администрация города Сургута обязана была принять ее на ту же должность с сохранением размера оплаты труда, которые существовали на момент ее ухода в отпуск. Указанный объем гарантий прямо закреплен в вышеуказанных нормах закона и истец также имеет права требовать предоставления работы с данным объемом прав.

Таким образом, издание ДД.ММ.ГГГГ распоряжения о допущении к работе с ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя главы Администрации города ФИО1 является законным и обоснованным, поскольку иного распоряжения Администрация г.Сургута в силу закона издать не могла.

Во исполнение ФЗ «О муниципальной службе» и Закона Ханты-Мансийского Автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ- оз «О внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» решением Думы города Сургута было утверждено новое штатное расписание и проведено сокращение должности «заместитель главы Администрации города».

В случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины, к которым относится также изменение закона), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

В данном случае, так как должность, которую ФИО1 занимала была сокращена из-за изменений закона, в обязанность работодателя входит сохранение за ней гарантированного места работы в той же должности по выходу ее из отпуска по уходу за ребенком и до достижения ребенком возраста трех лет (ч.4 ст.261 ТК РФ).

Как следует из представленных суду доказательств, Администрация г.Сургута предоставила ФИО1 место работы в той же должности с сохранением той же заработной платы. В трудовой книжке истца также отсутствуют сведения о прекращении полномочий в занимаемой должности. Факт выхода на работу и получения заработной платы истцом не оспаривается.

Заявляя требование, в котором истец просит считать ее приступившей к исполнению обязанностей в должности «заместитель главы города», ФИО1 фактически заявляет требование о переводе ее на такую должность, что возможно лишь с согласия работодателя.

При этом, доводы ФИО1 о том, что при выходе на работу ей не были возвращены полномочия в том объеме, которые были у нее ранее (а именно – кураторство определенных казенных учреждений, введение в состав коллегиальных органов, созданных при Главе города и прочих), не могут служить основанием для предоставления ей должности заместителя Главы города. Кроме того, объем определенной работы, поручаемой работнику, в любом случае определяется работодателем с учетом ее должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией.

Таким образом, исковые требования о признании незаконным распоряжения Администрации г.Сургута от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности допустить к исполнению обязанностей по должности заместителя Главы города, курирующего сферы обеспечения деятельности Главы города и Администрации города и обеспечения безопасности городского округа, ознакомлении с должностной инструкцией, начислением и выплате денежного содержания по замещаемой должности, внесении записи о переименовании должности, суд считает не подлежащими удовлетворению.

При выходе на работу ДД.ММ.ГГГГФИО1 было вручено уведомление о сокращении должности заместителя главы Администрации города с предложением имеющихся вакантных должностей в Администрации города Сургута. Аналогичное уведомление о вакантных должностях было вручено ДД.ММ.ГГГГ.

Требования о признании такого уведомления незаконным суд считает также не подлежащими удовлетворению, поскольку в силу ч.4 ст.256 ТК РФ работодатель не может уволить женщину, имеющую ребенка в возрасте до трех лет, однако предупредить о предстоящем сокращении обязан не ранее чем за два месяца до него, также как и обязан предоставить вакантную должность.

При таких обстоятельствах суд считает исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194, 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Администрации города Сургута о признании незаконным распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности допустить к исполнению обязанностей по должности заместителя Главы города, курирующего сферы обеспечения деятельности Главы города и Администрации города и обеспечения безопасности городского округа, ознакомлении с должностной инструкцией, начислением и выплате денежного содержания по замещаемой должности, внесении записи о переименовании должности и признании незаконным уведомления о сокращении штата и наличии вакантных мест от ДД.ММ.ГГГГ, отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течении месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Сургутский городской суд.

Судья И.ФИО11

КОПИЯ ВЕРНА «____» ____________20___г.

Подлинный документ находится в деле №___________

СУРГУТСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ХМАО-ЮГРЫ

Судья Сургутского городского суда

_______________________(И.ФИО11)

Судебный акт не вступил в законную силу

Секретарь с/заседания____________________

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ