дело № №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 января 2015 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Ирхиной Е.Н.,
при секретаре Шелюгиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ЗАБ к Агентству по обеспечению занятости населения Калининградской области об отмене приказа № от < Дата > в части изменения должностного регламента,
У С Т А Н О В И Л:
ЗАБ обратился в суд с вышеназванным иском к ответчику, указывая, что он работает ведущим специалистом-экспертом отдела финансового обеспечения и бухгалтерского учета агентства по обеспечению занятости населения Калининградской области (далее – Агентство) на основании служебного контракта № от < Дата > года. < Дата > руководителем Агентства был подписан приказ №, которым, в части, его касающейся, в его должностной регламент были внесены новые дополнительные обязанности. Полагает, что вменение ему обязанностей члена контрактной службы, при совмещении должности ведущего специалиста-эксперта отдела финансового обеспечения и бухгалтерского учета является изменением существенных условий настоящего служебного контракта, с чем он не согласен и о чем сообщил руководителю Агентства в своей служебной записке от < Дата > – в день ознакомления с названным приказом. Ссылаясь на ст. 72 ТК РФ, указывает на то, что с предложением о заключении соглашения об изменении определенных сторонами условий трудового договора, работодатель к нему не обращался. Кроме того, он не согласен и с изменением должностного регламента в сторону увеличения по нему должностных обязанностей, тем более, что в приказе № от < Дата > ничего не было предусмотрено в сторону увеличения ему оплаты труда, как это следует из ст. 151 ТК РФ. Полагает, что в нарушение рекомендаций Роструда № при составлении приказа № и нового должностного регламента был нарушен порядок изменения должностных инструкций к трудовому договору, нарушены требования ст. 432 ГК РФ, ч. 5 ст. 24 Федерального закона от < Дата > № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В своей служенной записке в адрес руководителя он пояснял, что после прослушивания курса по государственным закупкам в период с < Дата > по < Дата > года, пришел к выводу о невозможности заниматься данными вопросами на замещаемой им должности по причине неусвоения им пройденного материала, наличия в принятом законодательстве различных юридических неточностей и противоречий, а также отсутствия соответствующей квалификации, поскольку он не обладает в должной мере практикой и опытом работы в области гражданской юриспруденции, в связи с чем может принести своей неправильной деятельностью в области закупок существенный вред бюджету Агентства в виде применения штрафных санкций, распространяющихся также и на должностных лиц, участвующих в закупках. В этой связи не может взять на себя такую ответственность. Просит отменить приказ руководителя (директора) Агентства по обеспечению занятости населения Калининградской области № от < Дата > «О реализации Федерального закона от < Дата > № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части изменения должностного регламента ведущего специалиста-эксперта отдела финансового обеспечения и бухгалтерского учета.
В судебном заседании ЗАБ поддержал исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить. Полагал, что изменение должностного регламента и вменение ему дополнительных обязанностей по нему является незаконным, поскольку в нарушение ст. 432 Гражданского кодекса РФ и положений Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (далее Закон от 27.07.2004 года N 79-ФЗ), соглашения с ответчиком об изменении условий служебного контракта достигнуто не было, а их изменение в одностороннем порядке законом не допускается, нарушает его права.
Представители ответчика Агентства по обеспечению занятости населения Калининградской области ОНС, действующая по доверенности № от < Дата > года, ПГЛ., действующий на основании доверенности № от < Дата >, в судебном заседании исковые требования не признали, указывая, что во исполнение требований ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон от 05.04.2013 года № 44-ФЗ), руководствуясь приказом Министерства экономического развития РФ от 29.10.2013 года № 631 «Об утверждении типового положения (регламента) о контрактной службе» в Агентстве 31.03.2014 года был издан приказ № 41 «О реализации Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которым была создана контрактная служба Агентства. Основным требованием, предъявляемым к работникам контрактных служб, до 01.01.2017 года, является наличие прохождения курсов повышения квалификации в сфере размещения заказа, а учитывая, что повышение квалификации в сфере размещения заказа имеют два государственных гражданских служащих Агентства, включая ЗАБ, включенного в этой связи ранее в состав котировочной комиссии, в 2013 году, также принимавшего участие в разработке ежегодного плана-графика размещения заказов на 2014 год, что является одной из обязанностей работника отдела финансового обеспечения и бухгалтерского учета, входящего в состав Контрактной службы, персонально они и были включены в состав Контрактной службы, осуществляющей функции и полномочия, предусмотренные Законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ. Начальникам соответствующих отделов было поручено внести изменения в должностные регламенты членов Контрактной службы. Полагали, что при принятии названного решения требования законодательства о государственной гражданской службе Агентством были соблюдены, в связи с чем в удовлетворении заявленного ЗАБ требования просили отказать.
Выслушав пояснения истца, представителей ответчика, исследовав все доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Регулирование отношений, связанных с государственной гражданской службой осуществляется в соответствии с Законом от 27.07.2004 года N 79-ФЗ.
Согласно ст. 73 названного Закона Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к правоотношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Судом установлено, что ЗАБ приказом Агентства по обеспечению занятости населения Калининградской области № от < Дата > был принят на работу в Агентство на должность ведущего специалиста-эксперта отдела финансового обеспечения и бухгалтерского учета, с ним был заключен служебный контракт № от < Дата > года, к которому прилагаются выписки из Закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ: ст. 14, ст. 15, ст. 16, ст. 17 и ст. 18, с которыми он был ознакомлен под роспись в день поступления на гражданскую службу (л.д. 38-48).
В соответствии с должностным регламентом ведущего специалиста-эксперта отдела финансового обеспечения и бухгалтерского учета Агентства, в обязанности последнего входило выполнение работы по реализации возложенных на отдел задач и функций, в том числе печатание платежных поручений; ведение учета по расчетам с подотчетными лицами с движением денежных средств; формирование, производство приема и обработки заявок бюджетополучателей (кассовых планов) подведомственных учреждений по средствам областного и федерального бюджета; формирование сводных заявок на кассовый расход, заявок на получение наличных денег подведомственными организациями в разрезе отделов УФК по Калининградской области; расчет с дебиторами и кредиторами, отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением основных средств, товарно-материальных ценностей, включая работу в программном продукте «АИС ПОЗ Прогноз объема закупок».
С учетом наличия у истца двух высших образований по специальности «Экономика и управление в отдельных отраслях промышленного комплекса» и «Юриспруденция», предшествующего опыта и навыков работы, связанных с осуществлением закупок товаров и услуг, подтвержденных им и учтенных членами конкурсной комиссии при приеме его на должность государственной гражданской службы ведущего специалиста-эксперта отдела финансового обеспечения и бухгалтерского учета Агентства (л.д. 83-85), а также приведенных выше должностных обязанностей, руководителем Агентства было принято решение о направлении ЗАБ на обучение по программе повышения квалификации «Управление государственными и муниципальными закупками» (л.д. 65).
Во исполнение Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» при размещении заказа путем проведения запроса котировок цен на товары, работы, услуги в Агентстве была создана котировочная комиссия, в состав которой, в соответствии со ст. 7 данного Закона, был включен ЗАБ, как прошедший курс повышения квалификации в области размещения заказов, против чего он, в том числе в ходе судебного разбирательства, не возражал.
С 01.01.2014 года Федеральный закон № 94-ФЗ был признан утратившим силу, с этой же даты вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон от 05.04.2013 года № 44-ФЗ), который применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок, и предусматривает для заказчика необходимость создания контрактных служб или назначение контрактных управляющих.
В соответствии со ст. 38 названного Закона, руководствуясь приказом Министерства экономического развития РФ от 29.10.2013 года № 631 «Об утверждении типового положения (регламента) о контрактной службе» руководителем Агентства по обеспечению занятости населения Калининградской области был издан приказ от 31.03.2014 года № 41 «О реализации Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которым помимо Единой комиссии по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запроса котировок, запроса предложений, Положения о работе Единой комиссии, была создана Контрактная служба Агентства путем утверждения постоянного состава работников, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения, в данном случае представляющая собой объединение специалистов трех структурных подразделений Агентства – отдела финансового обеспечения и бухгалтерского учета, отдела информационных технологий и отдела административно-правового обеспечения, выполняющих свои обязанности в соответствии с Законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ, с предусмотренной положениями данного Закона ответственностью. Основными целями учреждения контрактной службы является обеспечение планирования и осуществления Агентством закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных нужд.
Согласно приложениям № 1, 4 к приказу от < Дата > № №, ЗАБ, являющийся ведущим специалистом-экспертом отдела финансового обеспечения и бухгалтерского учета, прошедший курс повышения квалификации в области размещения заказов, был включен в состав Контрактной службы Агентства по обеспечению занятости населения Калининградской области, а также в состав Единой комиссии по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запроса котировок, запроса предложений в качестве заместителя председателя комиссии (л.д. 7, 11), что обусловило необходимость внесения изменений в его должностной регламент, от исполнения которого в окончательном виде он отказался.
Как пояснил представитель ответчика – начальник отдела финансового обеспечения и бухгалтерского учета Агентства и истцом в судебном заседании не оспаривалось, в отделе финансового обеспечения и бухгалтерского учета имеется две должности ведущего специалиста-эксперта с разными обязанностями: один сотрудник занимается начислением заработной платы, отчислением налогов и др., второй сотрудник – в данном случае истец, занимается государственными и муниципальными закупками, который был назначен непосредственно на должность с этими обязанностями, с учетом навыков у него работы в данной области, наличие которых он сам подтвердил при приеме его на указанную должность, представив также трудовую книжку с соответствующими записями. До 2014 года истец прошел курсы повышения квалификации, был включен в состав котировочной комиссии, а впоследствии в члены Контрактной службы, а также в состав Единой комиссии в качестве заместителя председателя комиссии, против чего не возражал. Фактически истец всегда занимался работой с поставщиками, составлением отчетов, также участвовал в 2013 году в составлении плана-графика размещения заказов, разрабатываемого на один год, правила размещения которых на 2014-2015 года не изменились. В связи с требованиями Закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ возникла необходимость документального оформления этих обязанностей, в связи с чем в состав Контрактной службы был включен именно истец, выполняющий данные функции, при этом, с учетом осуществления Агентством около 6 государственных закупок за год, увеличения должностных обязанностей это не повлекло, дополнительная же нагрузка должностных обязанностей истца не меняет. Он продолжает работать в прежних рамках, исходя из знаний и навыков истца, было принято решение о закреплении именно за ним тех обязанностей, которые он выполнял ранее. Кроме того, ЗАБ ни один отчет не размещает на сайте самостоятельно, все документы предварительно согласовываются с руководителем, исправляются ошибки и неточности, ответственность же за ненадлежащее оформление документов, основанием для отказа от выполнения обязанностей не является. В настоящее время истец фактически исполняет обязанности, возложенные на него в новом должностном регламенте.
Учитывая изложенные обстоятельства, а также принимая во внимание приведенные выше положения Закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ, суд приходит к выводу о том, что созданная ответчиком Контрактная служба соответствует требованиям данного Закона и включение в члены Контрактной службы ЗАБ соответствует сфере его деятельности, выполняемым им должностным обязанностям, в связи с чем изменения его трудовой функции не повлекло. Установленная же в соответствии с Законом административная ответственность как в отношении юридического, так и должностного лица за административный проступок при исполнении функций и обязанностей Контрактной службы, равно как и дополнительная нагрузка, изменением трудовой функции не является, соответственно внесение подобных изменений в должностной регламент не влечет за собой изменения обязательных условий служебного контракта, либо трудовой функции работника.
Таким образом, включение ЗАБ оспариваемым приказом в члены Контрактной службы Агентства и в состав Единой комиссии по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запроса котировок, запроса предложений не выходит за пределы его трудовой функции, и соответственно не требует согласия истца не ее выполнение. При этом определение персонального состава как членов Контрактной службы, так и состава Единой комиссии относится к полномочиям руководителя Агентства по обеспечению занятости населения Калининградской области, имеющего право самостоятельно решать вопросы организационной деятельности возглавляемого им учреждения.
Поскольку трудовые права ЗАБ оспариваемым приказом директора Агентства по обеспечению занятости населения Калининградской области от < Дата > № нарушены не были, оснований для удовлетворения заявленного истцом требования об отмене данного приказа в части изменения должностного регламента ведущего специалиста-эксперта отдела финансового обеспечения и бухгалтерского учета не имеется, в связи с чем в иске ему следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
ЗАБ в удовлетворении исковых требований к Агентству по обеспечению занятости населения Калининградской области об отмене приказа № от < Дата > в части изменения должностного регламента – отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено в окончательной форме 03.02.2015 года.
Судья: подпись