Дело № 2-5909/16
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе:
председательствующего Евдокимовой М.А.
при секретаре Крыловой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке
06 декабря 2016 года
гражданское дело по иску прокурора Кузнецкого района г. Новокузнецка в интересах неопределенного круга лиц к Управлению дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка, Управлению капитального строительства администрации г. Новокузнецка о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском о понуждении к совершению действий и просит обязать Управление дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка продублировать дорожные знаки 5.19.1 над проезжей частью на дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для движения в данном направлении, а также на дорогах с односторонним движением с тремя и более полосами вблизи следующих образовательных организаций Кузнецкого района г.Новокузнецка:
МКОУ «Специальная школа №» по <адрес>; муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № им.С.Е.Цветкова» по <адрес> и 35 <адрес>;
оборудовать пешеходные переходы, расположенные вблизи
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» по адресу <адрес>тационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей и автономных источников);
установить ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа
у наземных пешеходных переходов, расположенных на участках улиц,
проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода, у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием с двух
сторон дороги, на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от пешеходного перехода, вдоль следующих образовательных учреждений района:
МБОУ «Лицей №» по адресу <адрес>,
МБОУ «Школа №» по адресу <адрес>,
МБОУ «Школа №» по адресу <адрес>,
МКОУ «Специальная школа №» по адресу <адрес>.
оборудовать наземные пешеходные переходы светофорами Т7,
расположенные на участках улично-дорожной сети, проходящих вдоль
территорий детских образовательных учреждений:
МБОУ «Лицей №» (<адрес>),
МБОУ «Школа №», (<адрес>),
МБОУ «Школа №» (<адрес>).
Установить срок для совершения вышеуказанных действий.
Требования мотивированы тем, что при осуществлении прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства о защите прав и законных интересов несовершеннолетних, прокуратурой района выявлены факты незаконного бездействия со стороны УДКХиБ, выразившиеся в неисполнении обязанностей по организации дорожного движения и содержанию автодорог, проходящих вдоль объектов массового сосредоточения детей – образовательных учреждений, а именно, возле школы № и школы № не продублированы дорожные знаки 5.19.1 над проезжей частью; не оборудованы пешеходные переходы, расположенные вблизи школы № стационарным наружным освещением; возле лицея №, школы №, школы №, школы № не установлены ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа у наземных пешеходных переходов; не оборудованы наземные пешеходные переходы светофорами Т7, расположенные на участках улично-дорожной сети, проходящих вдоль территории детских образовательных учреждений лицея №, школы №, школы №.
В судебном заседании представитель истца – пом. прокурора района Сенькина И.В. на заявленных требованиях настаивала.
Представитель ответчика Управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации <адрес>ФИО1, действующий на основании доверенности, и ФИО2, действующая на основании доверенности, с требованиями были согласны частично.
Представитель Управления капитального строительства администрации <адрес>ФИО3, действующая на основании доверенности, с требованиями была не согласна.
На основании определения суда от 26.1.2016г. гражданское дело в части обязания ответчиков продублировать дорожные знаки и оборудовать пешеходные переходы стационарным наружным освещением, прекращено в связи с отказом истца от иска.
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 3 ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Статьей 5 ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности, в том числе органов местного самоуправления; осуществления деятельности по организации дорожного движения; материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" в п. 4 ст. 6 установил, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
Статьей 13 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесены в том числе разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельноНа основании ст. 25 Устава г. Новокузнецка структуру органов местного самоуправления составляют в том числе исполнительно-распорядительный орган муниципального образования – Администрация г. Новокузнецка.
В соответствии со ст. 44 Устава г. Новокузнецка Администрация города - исполнительно-распорядительный орган городского округа - наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кемеровской области.
На основании п. 6 ст. 44 Устава города в структуре администрации города могут создаваться отраслевые, функциональные и территориальные органы. Органы администрации города (районные администрации, комитеты, управления, отделы и т.д.) призваны осуществлять исполнительные, распорядительные и контрольные функции местного самоуправления в определенной сфере деятельности либо на определенной территории. Органы администрации города могут обладать правами юридического лица, являясь муниципальными казенными учреждениями, иметь бюджетную смету и печать.
Из Положения об Управлении капитального строительства администрации г. Новокузнецка (раздел 2) следует, что основными целями деятельности Управления являются проведение и реализация муниципальной политики в области строительства, реконструкции объектов социальной инфраструктуры и благоустройства г. Новокузнецка.
Суд считает, что истцом в соответствии со ст. 56 ГПК РФ доказана необходимость установки светофоров Т.7 на пешеходных переходах, проходящих вдоль детских образовательных учреждений: лицей №, школа №, школа №, поскольку в силу положений п. 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" светофоры Т.7 применяются в случаях, в том числе, если пешеходный переход расположен на дороге, проходящей вдоль территории детских учреждений. В то же время каждый из указанных в исковом заявлении пешеходных переходов расположен на дороге, проходящей вдоль образовательных школ города. Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Суд не может согласиться с доводами представителя Управления капитального строительства, что обязанность по установке светофоров должна быть возложена на УДКХиБ, т.к. установка светофоров – это по своей сути строительство нового объекта, что согласно Положению об Управлении капитального строительства, входит в полномочия Управления капитального строительства.
В судебном заседании представители УДКХиБ исковые требования прокурора в части дублирования дорожных знаков 5.19.1 вблизи школы №, установления ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа у наземных пешеходных переходов вдоль лицея №, школы №, школы № признали, что суд принимает во внимание, т.к. признание иска в данной части не противоречит положениям ст. 39,173 ГПК РФ.
В соответствии с п. 8.1.27 "ГОСТ Р 52289-2004 Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 года № 120-ст), удерживающие пешеходные ограждения (перила) применяют у внешнего края тротуара на мостовом сооружении или на насыпи высотой более 1 м. Удерживающая способность перил должна быть не менее 1,27 кН.
Согласно п. 5.1.17 "ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 года № 120-ст) на дорогах в населенных пунктах с числом полос шесть и более, а также на автомагистралях и участках дорог вне населенных пунктов с числом полос четыре и более применяют знаки, изготовленные с использованием пленки типа Б или В по ГОСТ Р 52290. На щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета применяют знаки 1.22, 1.23, 5.19.1 и 5.19.2.
Удовлетворяя исковые требования в данной части, суд считает, что отсутствие дублирующих знаков 5.19.1 и отсутствие ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа у наземных пешеходных переходов вблизи вышеуказанных образовательных учреждений, доказано, ответчиками не оспаривалось.
Таким образом, УДКХиБ допущены нарушения требований законодательства в части непринятие надлежащих мер по организации безопасности дорожного движения, что не только является нарушением законодательства о безопасности дорожного движения, но и влечет повышение аварийности на дорогах, причинение имущественного ущерба автовладельцам, создает реальную угрозу жизни и здоровью детей, обучающихся в вышеуказанных образовательных учреждениях.
Каких-либо доказательств о том, что участки указанных дорог соответствуют требованиям вышеперечисленных ГОСТов, ответчиком суду представлено не было.
Поскольку участки дорог, в отношении которых прокурором ставится вопрос об установке дублирующих знаков и ограждений, относятся к автомобильным дорогам местного значения, то суд считает, что обязанность по устранению нарушений должна быть возложена на УДКХиБ администрации г. Новокузнецка, что не противоречит разделам 2,3 Положения об УДКХиБ администрации г. Новокузнецка (в редакции Положения от 14.09.2016г. № 12/157).
Суд считает, что требования прокурора об установке ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа у наземных пешеходных переходов вдоль специальной школы № 30 удовлетворению не подлежат, т.к. из материалов дела следует, что данная школа расположена не вдоль проезжей части и непосредственно к проезжей части не примыкает.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Управление капитального строительства администрации г. Новокузнецка оборудовать наземные пешеходные переходы светофорами Т7, расположенные на участках улично-дорожной сети, проходящих вдоль территорий детских образовательных учреждений: МБОУ «Лицей №» по адресу: <адрес>; МБОУ «Школа №» по адресу: <адрес>; МБОУ «Школа №» по адресу: <адрес>.
Обязать Управление дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка продублировать дорожные знаки 5.19.1 над проезжей частью на дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для движения в данном направлении, а также на дорогах с односторонним движением с тремя и более полосами вблизи МБОУ «Основная общеобразовательная школа № им. С.Е. Цветкова» по <адрес> и 35 <адрес>.
Обязать Управление дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка установить ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа у наземных пешеходных переходов, расположенных на участках улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон улицы на протяжении не менее 50м в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода, у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием с двух сторон дороги, на протяжении не менее 50м в каждую сторону от пешеходного перехода вдоль образовательных учреждений: МБОУ «Лицей №» по адресу: <адрес>; МБОУ «Школа №» по адресу: <адрес>; МБОУ «Школа №» по адресу: <адрес>.
Установить срок для совершения указанный действий до ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 1 месяца с момента принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 12.12.2016г.
Судья: Евдокимова М.А.