ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-590/18 от 14.09.2018 Орловского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2-590/2018 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пос. Орловский Ростовской области 14 сентября 2018 года Орловский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего, судьи Блинова И.В.,

при секретаре Ковалевой В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казанцева В.А. к Отделу МВД России по Орловскому району, третьему лицу на стороне ответчика Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области о зачете выслуги лет в льготном исчислении,

УСТАНОВИЛ:

Исковые требования обоснованы следующим. Истец является действующим сотрудником полиции. Приказом Отдела внутренних дел <адрес> ГУВД Ростовской области МВД России за №127 от 23.08.2002 г. истец назначен на должность милиционера–водителя конвойного отделения охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела внутренних дел <адрес> Ростовской области, с присвоением специального звания сержант милиции и личным номером . Приказом Отдела внутренних дел Орловского района ГУВД Ростовской области МВД России за л/с от 06.05.2004 г. истец (Казанцев В.А.) личный номер ( назначен на должность оперуполномоченного отделения уголовного розыска отдела внутренних дел <адрес> Ростовской области, по контракту, с 06.05.2004 г., и был освобожден от должности милиционера конвойного отделения охранно - конвойной службы. Согласно рапорта от 19.06.2018 года., вх. от 21.06.2018 г. истец (Казанцев В.А.) обратился к начальнику ОМВД России по <адрес> с просьбой предоставить разъяснения о расчете выслуги лет, для исчисления выслуги лет в календарном исчислении и льготном исчислении, для начисления пенсии по линии МВД. 27.06.2018 года исх. Отдел МВД России по <адрес> предоставил истцу расчет выслуги лет. Согласно данного расчета выслуга лет с 23.08.2002 года по 06.05.2004 года указана в календарном исчислении 1:1, в предоставленном расчете указанно, что в период службы с 23.08.2002 года по 06.05.2004 года в должности милиционера – водителя конвойного отделения охранно – конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела внутренних дел <адрес> Ростовской области, выслуга лет подлежит зачету в календарном исчислении и составила 1 год 8 месяцев 13 дней, так как эта должность не поименована в Постановлении Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, Приказе МВД России №868 от 20.12.2016г., Приказе МВД России № 725, и истцу рекомендовано обратиться в суд. Истец считает, что период службы с 23.08.2002г. по 06.05.2004г. в должности милиционера – водителя конвойного отделения охранно - конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела внутренних дел <адрес> Ростовской области, подлежит зачету в льготном порядке 1 месяц за полтора месяца службы и должна составить 2 года шесть месяцев 14 дней по следующим основаниям. Указанная служба в должности милиционера – водителя отделения охраны и конвоирования, имеющем ИВС в периоды с 23.08.2002г. по 06.05.2004 г. была связана с непосредственным выполнением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, что подтверждается должностными инструкциями. Согласно должностным инструкциям от 23.08.2002г., от 01.01.2003г., от 01.01.2004г., истец (сержант милиции Казанцев В.А., милиционер ИВС ОВД <адрес> (п.1.4.должностной инструкции), постовой по ИВС непосредственно подчинялся дежурному ИВС, оперативному дежурному ОМВД, начальнику ИВС, его заместителю, начальнику МОБ (п.5.1 должностной инструкции). Факт непосредственного осуществления истцом (Казанцевым В.А.) функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в спорные периоды, подтверждается абз.1 п.2 должностной инструкции. Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регулируются Федеральным законом "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, Федеральным законом "О полиции" от 07 февраля 2011 г. N 3-ФЗ, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Пенсионное обеспечение лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, производится в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". В соответствии со статьями 1 и 18 Закона лицам рядового и начальствующего состава, проходившим службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии указанным лицам определяется Правительством Российской Федерации. В силу абзаца 45 подпункта "г" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее – Постановление Правительства РФ от 12.11.2003г. № 684) право на льготное исчисление выслуги лет из расчета один месяц службы за полтора месяца предоставлено сотрудникам в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений - с 1 января 2001 года по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации. Абзац 45 подпункта "г" пункта 3 Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в редакции от 15 сентября 2000 года N 690 действовавшей до 26 ноября 2003 года, не предусматривал такое дополнительное условие, необходимое для исчисления выслуги лет в льготном порядке, как "по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации". В соответствии с Приказом МВД России от 30 декабря 1993 г. N 605 "Об утверждении типовых штатов изоляторов временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц и подразделений конвойной службы милиции" конвойные отделения милиции входили в состав изоляторов временного содержания, являясь их структурными подразделениями. Во исполнении данного постановления Министра внутренних дел Российской Федерации Приказом от 09.10.2004 года № 640 утвердило Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляется право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии. Таким образом, с 01 января 2001 года и до утверждения Перечня необходимыми условиями исчисления выслуги лет в льготном порядке являлись служба сотрудника в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, связанных с выполнением обязанностей по непосредственному осуществлению ими функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Должность, которую истец (Казанцев В.А.) занимал в группе охраны и конвоирования, подозреваемых и обвиняемых ИВС ОВД России по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ соответствовала требованиям абзаца 45 подпункта « г » пункта 3 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ, в редакции Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, возможность льготного исчисления мне выслуги лет прямо предусмотрена законом.

Истец просит признать произведенный Отделом МВД <адрес> расчет выслуги лет от 27.06.2018 года , в части не зачета выслуги лет за период с 23 августа 2002 года по 06 мая 2004 года в должности милиционера – водителя конвойного отделения охранно – конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Отдела внутренних дел <адрес> в льготном исчислении незаконным. Обязать Отдел МВД <адрес> засчитать в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца службы период службы Казанцеву В.А. в должности милиционера - водителя конвойного отделения охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела внутренних дел <адрес> с 23 августа 2002 года до 06 мая 2004 года в льготном исчислении.

07 сентября 2018 года по ходатайству истца в связи поступлением от Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области возражений на исковое заявление, произведена замена третьего лица на стороне ответчика Отдела пенсионного обслуживания центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Ростовской области на

Из возражений относительно исковых требований Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области следует, что исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий, лицам, уволенным из органов внутренних дел Российской Федерации, регламентирован действующим Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно­-исполнительной системы, и их семей» В соответствии с абз. З ст.18 вышеуказанного нормативного правового акта порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Постановлением Правительства от 22.09.1993 №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (далее - Постановление №941).

Согласно подпункта «г» пункта 3 Постановления №941 периоды службы в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, с 1 января 2001 года засчитываются из расчета один месяц службы за полтора месяца по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.

Указанный перечень регламентирован положениями приказа МВД России от 20.12.2016 №868 «Об утверждении Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования, подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий» (далее - приказ №868). Данный нормативный акт начал действовать с 07.02.2017.

Согласно Перечня, утвержденного приказом № 868, льготному исчислению подлежат периоды прохождения службы в отделении охраны конвоирования подозреваемых и обвиняемых органа внутренних дел не имеющего изолятора временного содержания. Охранно-конвойная служба, входящая в структуру органа внутренних дел в Перечне не указана.

Согласно приказа от 22.08.2002 Казанцев В.А. назначен на должность милиционера-водителя конвойного отделения охранно­ конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД <адрес>, вместе с тем в нарушении положения о разработке должностных инструкций, Казанцев В.А. ознакомлен с должностной инструкцией от 23.08.2002, согласно которой он выполняет обязанности милиционера ЛВС ОВД <адрес>, даты ознакомления не стоит, аналогичные нарушения в отношении должностных инструкций от 01.01.2003 и 01.01.2004.

В судебном заседании истец Казанцев В.А. уточнил исковые требования, просил обязать Отдел МВД <адрес> Ростовской области засчитать в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца службы период службы Казанцеву В.А. в должности милиционера - водителя конвойного отделения охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела внутренних дел <адрес> с 23 августа 2002 года до 06 мая 2004 года в льготном исчислении. С учетом того, что уточнение исковых требований не связано с их увеличением, изменением предмета или основания исковых требований по ходатайству истца суд продолжил рассмотрение дела без его отложения. Истец пояснил, что постоянно выполнял функции по конвоированию подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Работал постовым в ИВС, согласно утвержденным должностным обязанностям. Водителем он выполнял функции по доставке указанных лиц в здание суда и на следственные действия. Все его коллеги, кто ушли на пенсию раньше, их стаж, в том числе милиционера-водителя конвойного отделения охранно-конвойной службы изолятора временного содержания, был рассчитан в льготном порядке, это К.С., Ц.Н.

Представитель Отдела МВД России по Орловскому району Михайленко Д.Л. полагал, что решение следует вынести в соответствии с законом.

Свидетель П.В. показал, что с 2001 года он работал начальником <адрес> ОВД. Казанцев был принят, согласно приказу от 23 мая 2002 года, на должность милиционера-водителя охранно-конвойного отделения охранно-конвойной службы ИВС подозреваемых и обвиняемых ОВД <адрес>. Согласно должностным инструкциям и должностным обязанностям, утвержденным в установленном порядке 23 августа 2002 года, основная его работа была по непосредственному осуществлению охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. А водителем он был по перевозке указанных лиц в суд и на следственные действия. Именно поэтому п. 2 указанного приказа старший прапорщик милиции К.В., заместитель начальника изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых назначен наставником Казанцева В.А. Сотрудники милиции, уволившиеся со службы начальником ОВД, которые служили в ИВС, как Казанцев, милиционерами-водителями, постовыми ИВС, ушли на пенсию по выслуге лет с учетом расчета стажа 1 год за 1,5 года, то есть в льготном исчислении, например: К.С., Ц.Н., то есть иск подлежит удовлетворению.

Свидетель С.О. показал, что в 2002 году он работал начальником криминальной милиции <адрес> ОВД. Казанцев был принят на службу милиционером-водителем и занимался охраной заключенных, в качестве водителя осуществлял доставку этих лиц в суд и на следственные действия, работал постовым ИВС.

Свидетель И.П. показал, что он работал постовым ИВС охранно-конвойной службы при <адрес> ОВД. Казанцев поступил на службу в 2002 году на должность милиционера-водителя охранно-конвойной службы. Выполнял должностные инструкции, предписанные по охране и конвоированию задержанных, заключенных, и осужденных. Ему (И.П.) стаж рассчитан в соотношении 1 год за 1,5 года, как и другим сотрудникам милиции, которые ушли на пенсию по выслуге лет, например, К.С., Ц.Н., О.С.

Изучив представленные материалы, суд приходит к следующему выводу. Как установлено и не оспаривается сторонами приказом Отдела внутренних дел <адрес> ГУВД <адрес> МВД России за от ДД.ММ.ГГГГ истец назначен на должность милиционера–водителя конвойного отделения охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела внутренних дел <адрес>, с присвоением специального звания сержант милиции и личным номером . Приказом Отдела внутренних дел <адрес> ГУВД <адрес> МВД России за л/с от 06.05.2004 г. истец (Казанцев В.А.) личный номер ) назначен на должность оперуполномоченного отделения уголовного розыска отдела внутренних дел <адрес>, по контракту, с 06.05.2004 г., и был освобожден от должности милиционера конвойного отделения охранно - конвойной службы.

27.06.2018 года исх. Отдел МВД России по Орловскому району предоставил истцу расчет выслуги лет. Согласно данного расчета выслуга лет с 23.08.2002 года по 06.05.2004 года указана в календарном исчислении 1:1, в предоставленном расчете указанно, что в период службы с 23.08.2002 года по 06.05.2004 года в должности милиционера – водителя конвойного отделения охранно – конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела внутренних дел <адрес>, выслуга лет подлежит зачету в календарном исчислении и составила 1 год 8 месяцев 13 дней, так как эта должность не поименована в Постановлении Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, Приказе МВД России №868 от 20.12.2016г., Приказе МВД России № 725, и истцу рекомендовано обратиться в суд.

Суд, разрешая спор, приходит к выводу о том, что исковые требования предъявлены к надлежащему ответчику, поскольку истец принят и проходил службу в ОМВД России по <адрес>, его должностные инструкции, которые он выполнял (функции по конвоированию подозреваемых, обвиняемых и осужденных), с которыми был ознакомлен, были разработаны в <адрес> ОВД.

Согласно Приложению N 1 к Приказу МВД России от 20.05.2004 г. N 309 "Об утверждении типовых штатных расписаний изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделений охраны и конвоирования, подозреваемых и обвиняемых" при наличии ИВС, взвод, отделение охраны и конвоирования, подозреваемых и обвиняемых входит в состав изолятора временного содержания.

Судом установлено и не оспаривалось ответчиком в судебном заседании, что истец выполнял функциональные обязанности милиционера–водителя конвойного отделения охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела внутренних дел <адрес>, подчиняется начальнику ИВС Отдела МВД России по <адрес>, осуществлял функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, что являлось его основной функцией как милиционера-водителя. Названная должность предусмотрена вышеуказанным Перечнем, утвержденным Приказом МВД РФ от 09.10.2004 N 640, в связи, с чем суд приходит к выводу, что данный период следует включить в выслугу истца из расчета 1 месяц службы как 1,5 месяца.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства; права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (статьи 1, 2, 17 и 18); при этом право на судебную защиту относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека, выступая одновременно гарантией всех других прав и свобод (статья 46, части 1 и 2).

Из названных положений Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им положений Всеобщей декларации прав человека (статьи 7, 8 и 10), а также Международного пакта о гражданских и политических правах (статья 14) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 6, а также статья 3 и пункт 2 статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции в редакции Протокола N 11), которые в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы России, следует, что правосудие по своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости и гарантирует эффективное восстановление в правах.

По смыслу Конституции Российской Федерации общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет. Так, ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации прямо предусмотрено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

С учетом изложенного, ссылка третьего лица на стороне ответчика Главного Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области на положения приказа МВД России от 20.12.2016 №868 «Об утверждении Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий» (далее - приказ №868), и что данный нормативный правой акт начал действовать с 07.02.2017 суд во внимание, при разрешении данного спора, принять не может.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П прямо указано, что вновь принятое законодательство не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично).

Лишение истца права, с учетом вновь изданного приказа 868, на перерасчет стажа, и, следовательно, на пенсионное обеспечение, в связи с этим, по сравнению с лицами, которым указанный перерасчет был произведен, и которые в связи с этим, в отличие от истца, получили право на пенсионное обеспечение при выполнении работы в одинаковых условиях, является условием дискриминационного характера, установление которого в силу ч. 2 ст. 19 Конституции РФ недопустимо.

Суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.196-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление удовлетворить, обязать Отдел МВД Орловского района Ростовской области засчитать в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца службы период службы Казанцеву В.А. в должности милиционера - водителя конвойного отделения охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела внутренних дел Орловского района Ростовской области с 23 августа 2002 года до 06 мая 2004 года в льготном исчислении.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Ростовский областной суд, через Орловский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 19 сентября 2018 года.

Судья