Дело № 2-590/2020
67RS0008-01-2020-000412-29
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 августа 2020 года г. Ярцево
Ярцевский городской суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Паниной И.Н.,
при секретаре (помощнике судьи) Бойчиковой Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Ярцевском районе Смоленской области (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Ярцевском районе Смоленской области (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии по старости. В исковом заявлении указал, что он имеет право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста как лицо, работавшее с вредными условиями труда, в соответствии с пп.1 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
22.01.2019г. он обратился в УПФ за назначением досрочной пенсии, однако решением от 14.05.2019г. ему было отказано в этом, ссылаясь на отсутствие необходимого специального стажа. В стаж не принят период работы с 18.08.1986г. по 19.07.2004г. в качестве оператора технологических установок в ПО «Фергананефтеоргсинтез» им. 40-летия Узбекистана (реорганизованного в Ферганский нефтеперерабатывающий завод), а также период службы в армии с 29.04.1984г. по 21.06.1986г., предшествующей вышеуказанному периоду работы.
Кроме того, в его страховой стаж ответчиком не были включены периоды работы: с 31.12.2001г. по 19.07.2004г. включительно в качестве оператора технологических установок на Ферганском нефтеперерабатывающем заводе; с 28.09.2004г. по 30.11.2004г. в качестве ученика плотника в ООО «Валентина» и с 01.12.2004г. по 28.12.2004г. включительно в качестве плотника в бригаде плотников в ООО «Валентина».
С отказом не согласен, считает, что право на досрочную пенсию подтверждается трудовой книжкой, иными документами.
Просит суд признать решение ответчика от 14.05.2019г. №14394/19 незаконным, обязать ответчика включить в его специальный стаж период работы с 18.08.1986г. по 19.07.2004г. в качестве оператора технологических установок в ПО «Фергананефтеоргсинтез» им. 40-летия Узбекистана (реорганизованного в Ферганский нефтеперерабатывающий завод), а также период военной службы в ВС СССР с 29.04.1984г. по 21.06.1986г., а также включить в его страховой стаж периоды работы: с 31.12.2001г. по 19.07.2004г. включительно в качестве оператора технологических установок на Ферганском нефтеперерабатывающем заводе; с 28.09.2004г. по 30.11.2004г. в качестве ученика плотника в ООО «Валентина» и с 01.12.2004г. по 28.12.2004г. включительно в качестве плотника в бригаде плотников ООО «Валентина», и произвести назначение, начисление и выплату ему пенсии в соответствии с пп.1 п.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» за период, начиная с 22.01.2019г.
В судебном заседании истец требования поддержал.
Представитель ГУ - УПФ РФ требования истца не признала, сославшись на доводы, изложенные в решении об отказе в назначении досрочной пенсии по старости.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу пп.1 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона (т.е. для мужчин - 65 лет), мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах не менее 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы мужчинам.
В соответствии с п.3 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с п.2 ст.30 Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. «а» п.1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года №665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах:
- Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
- Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
В соответствии с разделом 10 «Переработка нефти, газа, газового конденсата, угля и сланца» Списка №1, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10, правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются операторы технологических установок (позиция 11000000-16081), занятые в производствах: перегонки, крекирования сернистых нефтей и выработки из них нефтепродуктов; каталитического риформинга; перегонки сланцевых и угольных смол; пиролиза сернистых нефтепродуктов; ректификации ароматических углеводородов; компримирования и фракционировки газов, содержащих сероводород и окись углерода; сернокислотного алкилирования, этилирования бензина; кислотной, селективной гидроочистки и депарафинизации нефтепродуктов и искусственного жидкого топлива; дефеноляции вод; парафина; церезина, меркаптанов; катализаторов, присадок к нефтепродуктам; кокса; синтетических продуктов из нефтесырья; полукоксования твердого топлива; очистки газов от сернистых соединений, окиси углерода; гидрирования твердого топлива и сернистых нефтепродуктов; синтеза углеводородов; переработки продуктов гидрирования, синтеза, полукоксования, коксования и газификации твердого топлива; обезмасливания и раскисления щелочных отходов; электрообессоливания и обезвоживания, стабилизации, гидроочистки сероводородосодержащей нефти и газового конденсата, получения элементарной (газовой) серы.
Разделом 10 «Переработка нефти, газа, угля и сланца» Списка №1, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года №1173, правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (на льготных условиях) пользовались операторы и их помощники, старшие операторы, занятые в производствах: перегонки и крекирования сернистых нефтей и выработки из них нефтепродуктов; перегонки сланцевых и угольных смол; пиролиза сернистых нефтепродуктов; ректификации ароматических углеводородов, компримирования и фракционировки газов, содержащих сероводород и окись углерода; алкилирования сернистого сырья; этилирования бензина; кислотной, селективной, гидроочистки и депарафинизации нефтепродуктов и искусственного жидкого топлива; дефеноляции вод; парафина; церезина; катализаторов и алкилфенольных присадок к нефтепродуктам; кокса; синтетических продуктов из нефтесырья; полукоксования твердого топлива; очистки газов от сернистых соединений и окиси углерода; гидрирования твердого топлива и сернистых нефтепродуктов; синтеза углеводородов; переработки продуктов гидрирования, синтеза, полукоксования, коксования и газификации твердого топлива; сажи.
Следовательно, работники данных профессий пользуются правом на досрочное назначение пенсии при условии занятости в производстве, поименованном данным разделом.
Правила подтверждения периодов работы, дающих право на досрочную пенсию, утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011г. № 258н "Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости".
Согласно п.4 указанного Порядка в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Аналогичные положения содержатся в п.11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014г. № 1015 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».
Согласно пункту 5 Разъяснений Министерства труда РФ от 22.05.1996г № 5 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списком № 2, в течение полного рабочего дня (не менее 80 % рабочего времени). При этом в указанное время включается выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций.
Аналогичные положения содержались в разъяснениях Минтруда РФ от 08.01.1992г. №1, утвержденных приказом Минтруда и занятости РСФСР №3, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08.01.1992 № 235.
Однако действующее до 01 января 1992 года пенсионное законодательство указанных требований не содержало, следовательно, подтверждение постоянной занятости выполнением работ, предусмотренных Списками №2, до указанной даты не требовалось.
Кроме того, согласно письму Пенсионного фонда РФ от 19 марта 2004 года, если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками №1 и №2 1956 года или 1991 года, то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 01 января 1992 года, рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
Судом установлено, что 05.12.2018г. истцу исполнилось 53 года (л.д.49). Для назначения досрочной пенсии по старости в указанном возрасте истцу, в соответствии с пп.1 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», необходимо иметь специальный стаж работы с тяжелыми условиями труда не менее 07 лет и страховой стаж не менее 20 лет.
Согласно материалам дела, 22.01.2019г. истец обратился в УПФ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости (л.д.14-15). Однако ответчик решением от 14.05.2019г. отказал ему в этом в связи с отсутствием требуемого специального стажа, а также страхового стажа, который, по его мнению, составляет 18 лет 06 месяцев 08 дней (л.д.19-20).
При этом в подсчет специального стажа не были приняты оспариваемые истцом периоды работы:
-с 18.08.1986г. по 30.11.1991г. в качестве оператора технологической установки прокалки суммарного нефтяного кокса Ферганского нефтеперерабатывающего завода Республики Узбекистан, так как из трудовой книжки не усматривается производство и характер выполняемых заявителем работ. При этом справка работодателя №17-117 от 19.02.2019г. не принята во внимание, так как не подтверждает переработку продуктов полукоксования и коксования твердого топлива. Кроме того, согласно данной справке, льготная работа протекала с 1980 года, что противоречит записям в трудовой книжке;
-с 01.12.1991г. по 19.07.2004г. в качестве оператора технологической установки прокалки суммарного нефтяного кокса Ферганского нефтеперерабатывающего завода Республики Узбекистан, поскольку работа в указанный период осуществлялась в Республике Узбекистан, являющейся участником Соглашения участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992г., согласно которому компетентные учреждения (органы) Сторон принимают меры к установлению обстоятельств, необходимых для определения права на пенсию и ее размера. Кроме того, юридическим фактом для приобретения права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в Российской Федерации является подтверждение компетентными органами Узбекистана, что запрашиваемый период работы учитывается или учитывался при назначении досрочной пенсии по старости в республике Узбекистан. В том случае, если условия назначения досрочной пенсии по старости в Республике Узбекистан отличны от условий, предусмотренных законодательством РФ (не совпадают списки соответствующих должностей, учреждений, правила исчисления периодов работы и назначения досрочной пенсии), то рассматриваемый период работы в Республике Узбекистан может быть учтен только как страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости на общих основаниях,
а также период службы в армии с 29.04.1984г. по 21.06.1986г.
Кроме того, в страховой стаж истца ответчиком не были включены периоды его работы:
-с 01.01.2002г. по 19.07.2004г. в Республике Узбекистан, так как в соответствии с Распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004г № 99р периоды работы по найму, имевшие место в государствах-участниках Соглашения после 1 января 2002г., могут быть включены в подсчет трудового (страхового и соответственно специального) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы подтверждаются справкой компетентных органов государства государства-участника Соглашения. В рамках Соглашения для подтверждения страхового и специального стажа истца УПФ были сделаны соответствующие запросы, однако ответы не поступили;
-с 28.09.2004г. по 30.11.2004г. в качестве ученика плотника, с 01.12.2004г. по 28.12.2004г. в качестве плотника в бригаде плотников ООО «Валентина» (л.д.40-41), так как работа сведениями индивидуального (персонифицированного) учета не подтверждена.
Однако, по мнению суда, оспариваемые истцом период работы с 18.08.1986г. по 31.12.2001г. подлежат включению в его специальный стаж по следующим основаниям.
Согласно записям трудовой книжки, которая в силу ст. 66 ТК РФ является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, ФИО1 с 18.08.1986г. был зачислен в технологический цех №2 оператором вновь строящейся технологической установки прокалки суммарного нефтяного кокса по 4 разряду ПО «Фергананефтеоргсинтез» им. 40-летия Узбекистана (переименованного впоследствии в АО «Узнефтепеработка», вошедшего после ликвидации в состав АО «Узнефтепродукт», на базе которого создан Ферганский нефтеперерабатывающий завод), 24.06.1997г. ему был присвоен 5 разряд оператора технологической установки ПНК цеха №2, с 22.08.1997г. истец был переведен в этом же цехе оператором технологической установки ПНК 5 разряда по обслуживанию дробильного и ленточного оборудования, а 19.07.2004г. трудовой договор с истцом был прекращен (л.д.23-24,32).
Аналогичные сведения содержатся в справке, уточняющей характер работы и условий труда, необходимых для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, выданной ООО «Ферганский нефтеперерабатывающий завод» АО «Узнефтепродукт» от 19.02.2019г. №17-117, составленной на основании личной карточки Т-2, штатных расписаний, книг приказов, ЕТКС (л.д.29-31).
Записей о работе ФИО1 в спорный период по другим профессиям трудовая книжка и иные представленные в дело документы не содержат.
В Общесоюзном классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 1 86 016 и в Общероссийском классификаторе профессий рабочих ОК 016-94 (далее - ОК) имеется профессия «оператор технологических установок» (код профессии - 16081).
Согласно §30 раздела «Переработка нефти, нефтепродуктов, газа, сланцев, угля и обслуживание магистральных трубопроводов» Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (выпуск 36), утвержденного Постановлением Госкомитета по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 07.06.1984г. № 171/10-109, к характеристике работ оператора технологических установок 4 разряда относится: ведение технологического процесса и наблюдение за работой оборудования на установках по переработке нефти, нефтепродуктов, газа, сланца и угля в соответствии с рабочими инструкциями; … регулировка производительности блока, установки, отделения; предупреждение и устранение отклонения процесса от заданного режима; осуществление контроля за выходом и качеством продукции, расходом реагентов, энергоресурсов; пуск и остановка отопительной системы камерных и туннельных печей и регулировка их гидравлического режима; обслуживание ленточных конвейеров, грохочение, классификация нефтяного кокса по фракционному составу под руководством оператора более высокой квалификации на установках замедленного коксования; обслуживание приборов контроля и автоматики, заготовка картограмм, смена их, заливка перьев чернилами, проверка приборов на "0"; наблюдение за состоянием кладки отопительной системы; пуск, остановка установки и вывод ее на режим; подготовка отдельных аппаратов и установки в целом к ремонту; участие в ремонте технологических установок.
При этом оператор технологических установок должен знать: технологические процессы, схемы и карты обслуживаемых установок; устройство технологического оборудования, контрольно-измерительных приборов, трубопроводов, арматуры; факторы, влияющие на ход процесса и качество продукции.
Анализируя вышеизложенную характеристику, суд приходит к выводу о том, что занимаемая истцом должность соответствует профессии, указанной в ОК и ЕТКС, в спорный период истец был занят в технологическом процессе коксования нефти, в частности, выполнял работы по прокаливанию нефтяного кокса, обслуживал дробильное и ленточное оборудования, задействованного в технологическом процессе коксования.
Коксование - это разложение при высокой температуре без доступа воздуха твердых и жидких горючих ископаемых с образованием летучих веществ и твердого остатка - кокса. Сырье для получения нефтяного кокса. Нефтяной кокс получают в процессе коксования при температуре 450-5200С. Исходным сырьем являются нефтяные остатки: гудроны, полугудроны, крекинг-остатки, тяжелые газойли каталитического крекинга, смолы пиролиза, остатки масляного производства (асфальты, экстракты).
Среди основных параметров, определяющих качество нефтей, таких как плотность, фракционный и химический состав нефтепродуктов, наиболее значимыми являются плотность и показатель сернистости. Сера - одна из самых нежелательных примесей в составе сырых нефтей и конечного продукта - кокса. В настоящее время основным сырьем для получения кокса являются сернистые нефти.
Промышленный процесс коксования осуществляется на установках: периодическое коксование в коксовых кубах, замедленное коксование в камерах, непрерывное коксование в псевдосжиженном слое кокса-носителя.
Замедленное (полунепрерывное) коксование наиболее широко распространено в мировой практике.
Сырье, предварительно нагретое в трубчатых печах до 350-3800С, непрерывно поступает на каскадные тарелки ректификационной колонны (работающей при атмосферном давлении), стекая по которым, контактирует с поднимающимися навстречу парами, подаваемыми из реакционных аппаратов.
В результате тепло- и массообмена часть паров конденсируется, образуя с исходным сырьем так называемое вторичное сырье, которое нагревается в трубчатых печах до 490-5100С и поступает в коксовые камеры - полые вертикальные цилиндрические аппараты диаметром 3-7 м и высотой 22-30 м.
Перед использованием нефтяной кокс обычно подвергается облагораживанию, включающему несколько процессов. С целью обессеривания конечного продукта применяется прокаливание кокса. При прокаливании удаляются летучие вещества и частично гетероатомы (например, сера и ванадий), снижается удельное электрическое сопротивление.
Суммарный кокс представляет собой механическую смесь кусков (зерен) различной формы и крупности, это - не рассортированный на фракции крупности материал. Узел подготовки сырого суммарного кокса включает отделение дробления (дробилки и грохоты), бункер-накопитель кокса, систему ленточных конвейеров или элеваторов с питающими механизмами. Из бункера-накопителя кокс подается в загрузочную воронку, с которой он самотеком подается в печи.
Предусматривается вариант подачи суммарного кокса из накопителя сразу на установку прокаливания.
Учитывая специфику цеха и предприятия, в котором ФИО1 осуществлял свою трудовую функцию в спорный период, суд приходит к выводу о том, что выполняемая истцом работа была связана с вредными условиями труда.
Согласно уточняющей справке работодателя (л.д.30), работа истца в период с 18.08.1986г. по 19.07.2004г. по профессии оператора технологических установок в цехе по переработке нефти, газа, газового конденсата, сланца и угля, переработке продуктов полукоксования, коксования предусмотрена позицией 11000000-16081 раздела 10 Списка №1 1991 года, в спорный период ФИО1 работал в течение полного рабочего дня, без совмещения других профессий, отвлечений от льготного стажа не имел, данная организация являлась его основным местом работы, ему постоянно выплачивалась заработная плата.
Таким образом, самим работодателем подтверждается, что в спорный период ФИО1 был занят на работах с тяжелыми условиями труда.
Заключением государственной экспертизы условий труда № 51/3 от 26.06.2020г., назначенной судом, установлено, что трудовая функция истца в оспариваемый период соответствует трудовой функции профессии операторы и их помощники, старшие операторы, занятые в производствах: перегонки, крекирования сернистых нефтей и выработки из них нефтепродуктов, кокса, полукоксования твердого топлива; переработки продуктов гидрирования, синтеза, полукоксования, коксования и газификации твердого топлива, предусмотренной разделом 1О Списка №1 1956г. и позицией 1100000-16081 раздела 1О Списка №1 1991г. При этом занятость истца составляла полный рабочий день (не менее 80% рабочего времени) (л.д.75-83).
Суд считает экспертное заключение обоснованным и принимает его в качестве доказательства по делу.
Приведенные доказательства в их совокупности свидетельствуют о том, что оспариваемый истцом период работы подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Вместе с тем, судом установлено, что работа истца в вышеуказанный спорный период протекала на территории Республики Узбекистан.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение), в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Названным Соглашением регулируется, в том числе, пенсионное обеспечение граждан Узбекистана (п.2 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР").
В соответствии с ч. 2 ст.6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Из разъяснения Минсоцзащиты РФ следует, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992г. учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения (Письмо Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР").
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
Распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003г. № 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Статьей 11 Соглашения предусмотрено, что необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Факт трудовой деятельности истца в спорный период подтверждается записями в его трудовой книжке, заверенными работодателем, а также льготной справкой ООО «Ферганский нефтеперерабатывающий завод» (л.д.23-24,29-31).
Из материалов дела также усматривается, что УПФ направлялись запросы по спорному периоду работы истца в Региональное Управление Пенсионного фонда Республики Узбекистан (л.д.44,47), однако ответов на них не поступило.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие в материалах дела допустимых и относимых доказательств уплаты страховых взносов в период работы истца после 01 января 2002 года, суд приходит к выводу, что в специальный стаж истца подлежит включению лишь период работы с 18.08.1986г. по 31.12.2001г. в должности оператора технологических установок в ПО «Фергананефтеоргсинтез» им. 40-летия Узбекистана (реорганизованного в Ферганский нефтеперерабатывающий завод), при этом оснований для включения в специальный и страховой стаж истца периода работы с 01.01.2002г. по 19.07.2004г. не имеется.
Рассматривая вопрос о включении в специальный стаж истца периода прохождения военной службы по призыву в составе Вооруженных сил СССР с 29.04.1984г. по 21.06.1986г., суд приходит к следующим выводам.
В указанный спорный период действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. №590, в соответствии с пп.«к» п.109 которого, в общий стаж работы засчитывалась служба в составе Вооруженных сил СССР. При этом, при назначении на льготных условиях пенсий по старости рабочим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в пп.«к» п.109 Положения (служба в составе ВС СССР), приравнивались по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Судом установлено, что после службы в составе ВС СССР истец выполнял работу, дающую право на досрочное назначение пенсии по страсти, а именно с 18.08.1986г. по 31.12.2001г. в качестве оператора технологических установок в ПО «Фергананефтеоргсинтез» им. 40-летия Узбекистана (реорганизованного в Ферганский нефтеперерабатывающий завод) (л.д.23-24,27,28).
При таких обстоятельствах, служба в составе ВС СССР подлежит включению в специальный стаж истца.
Рассматривая требования истца о включении в его страховой стаж периодов работы в ООО «Валентина»: с 28.09.2004г. по 30.11.2004г. в качестве ученика плотника и с 01.12.2004г. по 28.12.2004г. в качестве плотника в бригаде плотников, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховой стаж – учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу статьи 14 данного Закона при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч.1).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч.2).
Согласно положениям ст.ст.15,16 Федерального закона от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», страхователь (предприятие) обязан в установленный срок представить органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом. В то время как органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны обеспечить своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также надежное хранение этих сведений; осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Судом установлено, что ФИО1 был зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 14.03.2008г. (л.д.39,50).
Согласно записям трудовой книжки, истец с 28.09.2004г. был принят в ООО «Валентина» учеником плотника в бригаду плотников, с 01.12.2004г. переведен плотником в бригаду плотников, откуда 28.12.2004г. уволен по собственному желанию (л.д.24).
Доводы ответчика об отказе во включении указанных периодов работы истца в страховой стаж по причине отсутствия сведений в системе индивидуального (персонифицированного) учета не могут быть приняты во внимание, поскольку ответственность за представление таких сведений и их учет, в силу ст.8 Федерального закона от 01.04.1996г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», лежит на работодателе, а не на работнике.
Таким образом, права ФИО1 не могут быть поставлены в зависимость от ненадлежащего исполнения работодателем своих обязанностей, а сам факт работы истца в спорные периоды ответчиком не оспаривается.
При таких обстоятельствах, вышеуказанные периоды работы подлежат включению в страховой стаж истца.
Таким образом, с учетом исчисленного УПФ стажа, а также включенных судом периодов, специальный стаж истца составляет более требуемых для назначения досрочной пенсии 07 лет, в то время как страховой стаж - менее 20 лет.
При таких обстоятельствах, у истца в настоящее время отсутствует право на назначение досрочной пенсии по старости в виду недостаточности страхового стажа.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При подаче искового заявления истцом была уплачена госпошлина в размере 300 рублей (л.д.11-12), которая подлежит возмещению ответчиком.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в Ярцевском районе Смоленской области включить ФИО1 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 18.08.1986г. по 31.12.2001г. в качестве оператора технологических установок в ПО «Фергананефтеоргсинтез» им.40-летия Узбекистана (реорганизованного в Ферганский нефтеперерабатывающий завод), а также период военной службы в ВС СССР с 29.04.1984г. по 21.06.1986г.
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в Ярцевском районе Смоленской области включить ФИО1 в страховой стаж периоды работы: с 28.09.2004г. по 30.11.2004г. в качестве ученика плотника, с 01.12.2004г. по 28.12.2004г. в качестве плотника в бригаде плотников ООО «Валентина».
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ в Ярцевском районе в пользу ФИО1 300 (триста) рублей в возврат госпошлины.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ярцевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: И.Н. Панина
Решение суда в окончательной форме принято 05 августа 2020 года