ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-590/2012 от 15.08.2012 Тюльганского районного суда (Оренбургская область)

РЕШЕНИЕименем Российской Федерации

п. Тюльган 15 августа 2012 г.

Тюльганский районный суд Оренбургской области в составе:

судьи Терновского В.В.

при секретаре Семещенко Н.В.

с участием ст. помощника прокурора Тюльганского района Маненковой Е.В.

истцов ФИО1, ФИО2. ФИО3

представителя ответчика Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Тюльганская центральная районная больница» ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тюльганского района Оренбургской области в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3 к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Тюльганская районная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы,

Установил:

Прокурор Тюльганского района обратился в суд с иском в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3 к МБУЗ «Тюльганская ЦРБ» о взыскании недоначисленной заработной платы, указывая на то, что прокуратурой Тюльганского района проведена проверка соблюдения законодательства об оплате труда в МБУЗ «Тюльганская ЦРБ». Основанием для проведения проверки послужили обращения работников указанного учреждения. Проверкой установлено, что ФИО1, ФИО2, ФИО3 работают в МБУЗ «Тюльганская ЦРБ».

Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части первой ст. 133 Трудового кодекса, также без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда, где выполняются работы, а именно, за работу и проживание с неблагоприятными климатическими условиями. Хотя в нормативных правовых актах об этом не указано, но данная доплата фактически является, исходя из ее предназначения, компенсационной выплатой, направленной на охрану здоровья работников, проживающих и работающих в неблагоприятных условиях. Установленная ст.133 ТК РФ минимальная заработная плата работников, выполняющих одинаковые трудовые функции в местностях с нормальными и неблагоприятными условиями, не может быть одинаковой. В противном случае умаляется цель, для достижения которой установлены доплаты в виде районного коэффициента за работу в местностях с неблагоприятными климатическими условиями и низкооплачиваемые работники, проживающие как на Юге, так и на Севере станы будут получать одинаковую заработную плату в размере минимального размера оплаты труда по России. Кроме того, даже работники, проживающие в одной и той же местности с неблагоприятными климатическими условиями, будут поставлены в неравное положение, а именно только высокооплачиваемые работники будут пользоваться установленной доплатой к заработной плате в виде соответствующего коэффициента, а низкооплачиваемые работники будут получать заработную плату в том же размере, что и работники, выполняющие те же трудовые функции в местностях с благоприятными климатическими условиями, а именно в размере МРОТ по России. То есть наличие районного коэффициента никак не повлияет на размер заработной платы данной категории работников, хотя они проживают и работают в местности с неблагоприятными условиями, тогда как остальным работникам, у которых заработная плата выше МРОТ, производится доплата к зарплате в виде коэффициента.

Учитывая изложенное, начисление 15% за работу в местности с особыми климатическими условиями (уральский коэффициент) должно производиться сверх минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом в сумме 4330 рублей с 01.01.2009 по 01.06.2011 и в сумме 4611 рублей – 01.06.2011.

Однако, согласно представленных администрацией МБУЗ «Тюльганская ЦРБ» расчетных листков на ФИО1, ФИО2, ФИО3 по начислению заработной платы за 2012 год установлено, что начисление уральского коэффициента происходило на сумму оклада и надбавок, а потом доводилась до МРОТ.

Просит суд взыскать с муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Тюльганская ЦРБ» недоначисленную заработную плату в пользу:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В судебном заседании ст. помощник прокурора Тюльганского района Маненкова Е.В. исковые требования поддержала, просила суд взыскать недоначисленную заработную плату в пользу работников МБУЗ «Тюльганская ЦРБ» за период с января по июнь 2012 года.

В судебном заседании истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3 исковые требования прокурора поддержали в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика МБУЗ «Тюльганская ЦРБ», ФИО4, исковые требования прокурора не признала. Пояснила, что оклады работникам установлены в соответствии с Положением об оплате труда работников МБУЗ «Тюльганская ЦРБ», в соответствии с которым и производится оплата труда истцов. Никаких нарушений законодательства со стороны МБУЗ «Тюльганская ЦРБ» по начислению заработной платы не было. Просила в удовлетворении иска прокурора отказать в полном объеме.

Суд, выслушав представителя истца, ст. помощника прокурора Тюльганского района Маненкову Е.В., истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, представителя ответчика МБУЗ «Тюльганская ЦРБ» ФИО4, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Из представленных копий трудового договора установлено, что истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3 состоят в трудовых отношениях с МБУЗ «Тюльганская ЦРБ» по различным должностям.

Из представленных расчетных листков на ФИО1, ФИО2, ФИО3 усматривается, что начисленная в соответствии с Положением об оплате труда заработная плата меньше МРОТ, производится доплата в твердой сумме до размера начислений, при этом сумма районного коэффициента включается в состав заработной платы работника.

В суде установлено, что спор между сторонами имеется относительно того, что должен ли районный коэффициент входить в состав МРОТ или должен начисляться на заработную плату с учетом ее доведения до МРОТ согласно ст. 133 ТК РФ.

Разрешая заявленные исковые требования, суд руководствуется следующим.

В соответствии с ч.2 ст.7, ч.3 ст.37 Конституции Российской Федерации в целях создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно - правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Согласно ст.2 ТК РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (абзац пятый), включая, как это предусмотрено ст.7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности.

В силу ч.3 ст.133 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 20.04.2007 года № 54-ФЗ) месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени, выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В соответствии с ч.1 ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ч.3 и 4 указанной статьи ТК РФ тарифная ставка является фиксированным размером оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) является фиксированным размером оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Согласно ст. 135 (части первая и вторая) ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.

Из совокупного анализа данных статей ТК РФ следует, что размер месячной заработной платы работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда в нормальных климатических условиях, не может быть ниже минимального размера, указанного в части первой статьи 133 ТК РФ, а доплата к заработной плате в виде установленного коэффициента за работу в местности с неблагоприятными климатическими условиями должна производиться сверх указанного минимального размера оплаты труда.

Данный вывод логичен и с точки зрения заданной цели, ради которой установлены доплаты к зарплате в виде районного коэффициента за работу в местностях с неблагоприятными климатическими условиями. Так, данная доплата никак не связана с объемом и (или) качеством выполняемой работы, а зависит только от природных условий местности, где выполняется работа, а именно за работу и проживание с неблагоприятными климатическими условиями. Хотя в нормативных правовых актах об этом не указано, но данная доплата фактически является, исходя из ее предназначения, компенсационной выплатой, направленной на охрану здоровья работников, проживающих и работающих в неблагоприятных климатических условиях. Из этого следует, что установленная ст.133 ТК РФ минимальная заработная плата работников, выполняющих одинаковые трудовые функции в местностях с нормальными и неблагоприятными климатическими условиями, не может быть одинаковой. В противном случае умаляется цель, для достижения которой установлены доплаты к зарплате в виде районного коэффициента за работу в местностях с неблагоприятными климатическими условиями, и низкооплачиваемые работники, проживающие как на Юге, так и на Севере страны будут получать одинаковую заработную плату в размере минимального размера оплаты труда по России. Кроме того, даже работники, проживающие в одной и той же местности с неблагоприятными климатическими условиями, будут поставлены в неравное положение, а именно только высокооплачиваемые работники будут пользоваться установленной доплатой к заработной плате в виде соответствующего коэффициента, а низкооплачиваемые работники будут получать заработную плату в том же размере, что и работники, выполняющие те же трудовые функции в местностях с благоприятными климатическими условиями, а именно в размере МРОТ по России. То есть, наличие районного коэффициента никак не повлияет на размер заработной платы данной категории работников, хотя они проживают и работают в местности с неблагоприятными климатическими условиями, тогда как остальным работникам, у которых заработная плата выше МРОТ, производится доплата к зарплате в виде коэффициента.

Минимальный размер оплаты труда, установленный ст.1 Федерального Закона от 19.06.2000 года № 82-ФЗ (ред. От 24.06.2008 года) «О минимальном размере оплаты труда» составил 4330 рублей в месяц, с 01.06.2011 года – 4611 рублей.

Согласно ст.148 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.

Заработная плата конкретного работника, согласно ч.1 ст.135, ст.147 ТК РФ устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, в том числе, условий труда, при этом заработная плата работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, должны устанавливаться в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда.

Анализируя приведенные выше нормы трудового законодательства, суд приходит к выводу о том, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен вводить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе, в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность (ст.ст. 146-148 ТК РФ).

В силу международных норм и требований российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях труда (вредных и нормальных).

Таким образом, по мнению суда, действующим трудовым законодательством гарантированы дополнительные компенсации в отношении оплаты труда гражданам в связи с их работой и проживанием в природно-климатических условиях, отклоняющихся от нормальных, данные компенсации, исходя из характера и целевой направленности не могут поглощаться размером минимальной заработной платы, установленной для всех граждан Российской Федерации независимо от места их проживания. Суд считает, что включение в минимальный размер оплаты труда, установленной в целом по Российской Федерации, районного коэффициента, приведет к уравниванию в оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах, где не установлен районный коэффициент, с работниками, проживающими и работающими в иных природноклиматических условиях, что недопустимо в силу действующего трудового законодательства РФ и норм международного трудового права.

С учетом установленных обстоятельств и вышеуказанных правовых норм суд считает, что уральский коэффициент подлежит начислению на установленный по России МРОТ.

Следовательно, надбавка районного коэффициента является дополнительной компенсацией, должна начисляться на сумму минимального размера оплаты труда - 4611 рублей, а не входить в ее состав.

С 01.06.2011 года в РФ установлен МРОТ в размере 4611 рублей, с учетом районного коэффициента, составляющего в Оренбургской области 1,15 минимальный размер подлежащий начислению заработной платы в месяц составляет 4611х1,15=5302,65 рублей.

Определяя размер задолженности работодателя по заработной плате перед истцами, суд исходит из того, что заработная плата не менее одного минимального размера оплаты труда выплачивается работнику, полностью отработавшему норму рабочего времени, следовательно, если работник по каким-либо причинам отсутствовал на работе, заработная плата ему подлежит выплате пропорционально отработанному времени.

Согласно уточненных расчетов заработной платы за период с 01.01.2012 по 30.06.2012 года размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Суд, проверив расчеты, считает их правильными и сумма недоначисленной и недовыплаченной заработной платы, согласно расчета, подлежит взысканию с МБУЗ «Тюльганская ЦРБ».

Исходя из вышеизложенного суд приходит к убеждению, что иск прокурора в интересах работников МБУЗ «Тюльганская ЦРБ» подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,

Решил:

Взыскать с муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Тюльганская районная больница» недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01.01.2012 года по 30.06.2012 года в пользу:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты> рублей.

Взыскать с муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Тюльганская районная больница» государственную пошлину в доход государства в размере <данные изъяты> рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Тюльганский районный суд в течение 30 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья В.В. Терновский

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 20.08. 2012 года.

Судья В.В. Терновский