РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 марта 2021 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Наумовой Т.К.,
при секретаре Черниковой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-590/2021 по иску инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия к Администрации г. Тулы, ООО «Брэнд Гард», ООО «Свет», индивидуальному предпринимателю ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 о выполнении обязательств по сохранению, использованию, популяризации и государственной охраны объекта культурного наследия,
установил:
Инспекция Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия обратилась в суд с иском к Администрации г. Тулы, ООО «Брэнд Гард», ООО «Свет», индивидуальному предпринимателю ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, о выполнении обязательств по сохранению, использованию, популяризации и государственной охраны объекта культурного наследия.
В обосновании заявленных требований указано, что на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> расположено нежилое здание с кадастровым номером <данные изъяты> адресу: <адрес>, расположен выявленный объект культурного наследия «Дом В.ФИО10 нач. XX в.», который состоит на государственной охране на основании приказа министерства культуры и туризма Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> «Об утверждении списка выявленных объектов».
Собственниками помещений в указанном выше объекте культурного наследия являются Администрация муниципального образования город Тула, которой на правесобственности принадлежит квартира <данные изъяты> площадью 121,1 кв. м. и комнаты4,5,6 и 8 в квартире № 6 площадью 64,2 кв. м., расположенные по адресу:<адрес> Кадастровый номер помещений отсутствует, поскольку правособственности на указанный объект недвижимости в соответствии стребованиям законодательства Российской Федерации не зарегистрировано.
Обществу с ограниченной ответственностью «Свет» на праве собственности принадлежат нежилые помещения (магазин) с номерами комнат на поэтажном плане № 2-4,4а, 7, общей площадью 88,20 кв. м, в лит А1 на 1 этаже здания по адресу: <адрес> кадастровый номер: <данные изъяты>;нежилые помещения, с номерами комнат на поэтажном плане №1-3,5-15, общая площадь 235,70 кв.м (подвал), в лит. А здания по адресу: <...> кадастровый номер: <данные изъяты> нежилые помещения, с номерами комнат на поэтажном плане №8, 8а, 9, 10,11,12,14, общая площадь 109,90 кв.м, в лит. А на 1 этаже здания по адресу: <адрес>. кадастровый номер: <данные изъяты> нежилые чердачные помещения № 1-7, общей площадью 311,6 кв. м. над лит. А, А1 здания по адресу: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты>, нежилые помещения (подвал), общей площадью 352,3 кв.м, кадастровый номер <данные изъяты>
Обществу с ограниченной ответственностью «Брэнд Гард» на праве собственности принадлежат нежилые помещения XI, с номерами комнат на поэтажном плане 1, 16, 209, площадью 130,6 кв. м. в лит. А на 2 этаже здания по адресу: <адрес>, кадастровый номер: <данные изъяты>
ФИО4 на праве собственности принадлежат нежилое помещение II, общей площадью 95 кв. м., расположенное в лит. А на 1 этаже здания по адресу: <адрес>кадастровый номер <данные изъяты>; нежилое помещение X с номерами комнат на поэтажном плане 1,1а,2а,3а,3-5,5а,6,6а,7,8,11,12,13,13а,14Д4а, общей площадью 116,4 кв.м, расположенное в лит. А на 2 этаже здания по адресу: <адрес> Кадастровый номер <данные изъяты>; нежилое помещение XII с номерами комнат на поэтажном плане общей площадью 40,5 кв. м., расположенное в лит. АА1 на 3 этаже здания по адресу: <адрес> кадастровый номер <данные изъяты>
ФИО5, общей долевой собственности (доля в праве 1/2) принадлежит нежилое помещение, общей площадью 62,7 кв. м., расположенное в лит. А1 на 2 этаже здания по адресу: <адрес> кадастровый номер <данные изъяты>
ФИО6, на праве общей долевой собственности (доля в праве 1/2) принадлежит нежилое помещение общей площадью 62,7 кв. м., расположенное в лит. А1 на 2 этаже здания по адресу: <адрес> кадастровый <данные изъяты>
ФИО7 на праве собственности принадлежит нежилое помещение II с номерами комнат на поэтажном плане 1-5, общей площадью 38,5 кв. м., расположенное в лит. А, А1 на 2 этаже здания по адресу: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты>.
ФИО2, на праве собственности принадлежат: нежилые помещения XVIII с номерами комнат на поэтажном плане № 1, 2, 3, 4, 5, общей площадью 85,1,кв. м, в лит. А1, адрес: <адрес> кадастровый номер <данные изъяты>
ФИО8 на праве собственности принадлежат нежилые помещения, с номерами комнат на поэтажном плане 1-10, общей площадью 120,90 кв. м., этаж 3, лит. А1,распложенные по адресу: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты>
ФИО9 на праве собственности принадлежит: жилое помещение (квартира), расположенная по адресу: <адрес> а именно две комнаты площадью 43,0 кв. м. (21,5 кв.м.+21,5 кв. м.), в 6-комнатной квартире № 6, кадастровый номер <данные изъяты>
ФИО3 на праве собственности принадлежат: нежилые помещения IX, общей площадью 131,70 кв. м., в лит. А1 на 2 этаже здания по адресу: <адрес> кадастровый номер <данные изъяты>
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. инспекцией в рамках мероприятия по контролю в отношении выявленного объекта культурного наследия «Дом В.ФИО10, нач. XX в.», расположенного по адресу: <адрес>, проверено соблюдение обязательных требований, в том числе требований к содержанию и использованию объекта культурного наследия, требований к сохранению объекта культурного наследия, требований к обеспечению доступа к объекту культурного наследия; мер по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия или объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, обнаруженного в ходе проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ.
По результатам контрольного мероприятия, был составлен акт осмотра, согласно которому общее состояние здания работоспособное. Вместе с тем на фасадах здания и цоколе длительное время собственниками здания не проводились работы по их сохранению, что привело к утрате окрасочных и штукатурных слоев стен, выветриванию кладочных швов и образованию растительности на межэтажном поясе.
На фасадах здания, пользователем магазина джинсовой одежды, размещена вывеска и элементы конструкции входной группы, которые нарушают неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
До настоящего времени, никаких действий предусмотренных планом работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, указанных в актах технического состояния в отношении выявленного объекта культурного наследия - «Дом В. ФИО10 нач. XX в.», адрес: <адрес> ответчики в указанные сроки не выполнили, а именно: научно - проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в инспекцию не поступала, разрешение на проведение работ инспекцией не выдавалось, работы на объекте культурного наследия не проведены.
По результатам мероприятия по контролю инспекцией выявлены нарушения собственниками здания-памятника обязательных требований, предусмотренных ст. 47.2 47.3 федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - федеральный закон), сохранению и содержанию выявленного объекта культурного наследия «Дом В.ФИО10, нач. XX в.», адрес: <адрес>
Кроме того, по результатам мероприятия по контролю, инспекцией в адрес индивидуального предпринимателя ФИО1, направлено предостережение о недопустимости нарушений требований п. 4 ч. 1 ст. 47.3 федерального закона, предусматривающих сохранность и неизменность облика объекта культурного наследия.
До настоящего времени, ИП ФИО1, никаких действий, содержащихся в направленном ему предостережении в указанные сроки не выполнил, а именно элементы конструкции входной группы, информационные конструкции, изменившие облик выявленного объекта культурного наследия не демонтированы и не оформлены в соответствии требованиями законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации.
По изложенным основаниям истец просит суд обязать Администрацию г. Тулы, ООО «Брэнд Гард», ООО «Свет», И.П. ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, исполнить в натуре обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в отношении выявленного объекта культурного наследия: «Дом В. ФИО10 нач. XX в.», расположенного по адресу: <адрес>, а именно:
получить в инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в том числе на проведение работ по реставрации - в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу;
согласовать с инспекцией Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в том числе на проведение работ по реставрации - в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;
обеспечить проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в том числе на проведение работ по реставрации, учитывая занимаемую правообладателями площадь - в течение 6 месяцев с даты согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;
Все работы на объекте культурного наследия необходимо производить в соответствии с требованиями статей 45, 47.1, 47.2, 47.3, 48 федерального закона.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО11, <данные изъяты>, адрес местонахождения: <адрес> демонтировать элементы конструкции входной группы и информационных конструкций, изменившие облик выявленного объекта культурного наследия, организовав их в последующем в соответствии с требованиями законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации - в течение 2 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца Инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия по доверенности ФИО12 исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представители ответчиков Администрации г. Тулы, ООО «Брэнд Гард», ООО «Свет» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. причину неявки суду не сообщили.
Ответчик индивидуальный предприниматель ФИО1 не явился. о дате. времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Ответчики ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6. ФИО7, ФИО9 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.
Ответчики ФИО8, ФИО3 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в письменных заявлениях, адресованных суду, указали, что исковые требования инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия признают, а также просят провести судебное заседание в их отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом « Дом Гречихина В.Р.. нач. ХХ в.», расположенный по адресу: <адрес> является объектом культурного наследия регионального значения.
Указанный объект культурного наследия поставлен на государственный учет и охрану в соответствии с приказом Министерства культуры и туризма Тульской области <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении списков выявленных объектов. представляющих историко - культурную ценность.
Инспекцией Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия ООО «Брэнд Гард»,ООО «Свет», ФИО5, ФИО6 были выданы охранные обязательства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ,<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Федеральный закон от 25.06.2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Закона 73-ФЗ предметами регулирования Закона являются: отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия как особым видом недвижимого имущества; порядок формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ; общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия.
В силу п. 3 ст. 2 Закона 73-ФЗ гражданским законодательством РФ регулируются только имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Определением от 09.12.2014 года № 2755-О Конституционный суд Российской Федерации разъяснил, что государственная охрана такого невосполнимого ресурса, как объекты культурного наследия, - одна из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, для реализации которой законом предусмотрены, в частности, процедуры сохранения объектов культурного наследия, под которым понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе, консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
Согласно преамбуле, к Закону 73-ФЗ, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу ст. 6 Закона 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях Закона 73-ФЗ понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
На основании п. 1 ст. 11 Закона № 73-ФЗ под государственным надзором в области охраны объектов культурного наследия понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных действующим законодательством в области охраны объектов культурного наследия.
Требования выполнить обязательства по сохранению объекта культурного наследия относятся к административным и публичным правоотношениям в сфере исполнения соответствующим органом властных полномочий по осуществлению государственного надзора за состоянием объектов культурного наследия.
В силу пункта 1 статьи 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объекта культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу ч. 1 ст. 40 того же Федерального закона № 73-ФЗ, сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 47.2 Закона № 73-ФЗ собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 47.3 данного Закона предусмотрено, что собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
В силу положений ст. 48 Федерального закона № 73-ФЗ собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. Собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.
В силу статьи 45 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются: региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.
Из смысла положений вышеуказанных норм следует, что ремонт и реставрация памятников проводится юридическими или физическими лицами только с разрешения и по заданию министерства культуры или его территориального органа после согласования проектной документации на проведение ремонтных работ памятника и на основании лицензии на проведение ремонта. Конкретные виды работ, которые могут производиться при ремонте и реставрации памятника должны быть определены в специальном документе, выдаваемого уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, собственниками объекта культурного наследия являются: Администрация муниципального образования город Тула, которой на праве собственности принадлежит квартира № 13 площадью 121,1 кв. м. и комнаты 4,5,6 и 8 в квартире № 6 площадью 64,2 кв. м., расположенные по адресу: <адрес> Кадастровый номер помещений отсутствует, поскольку правособственности на указанный объект недвижимости в соответствии стребованиям законодательства Российской Федерации не зарегистрировано.
ООО «Свет», которому на праве собственности принадлежат нежилые помещения (магазин) с номерами комнат на поэтажном плане № 2-4,4а, 7, общей площадью 88,20 кв. м, в лит А1 на 1 этаже здания по адресу: <адрес>, кадастровый номер: <данные изъяты>;нежилые помещения, с номерами комнат на поэтажном плане №1-3,5-15, общая площадь 235,70 кв.м (подвал), в лит. А здания по адресу: <адрес>, кадастровый номер: <данные изъяты>; нежилые помещения, с номерами комнат на поэтажном плане №8, 8а, 9, 10,11,12,14, общая площадь 109,90 кв.м, в лит. А на 1 этаже здания по адресу: <адрес> кадастровый номер: <данные изъяты> нежилые чердачные помещения № 1-7, общей площадью 311,6 кв. м. над лит. А, А1 здания по адресу: <адрес> кадастровый номер <данные изъяты>, нежилые помещения (подвал), общей площадью 352,3 кв.м, кадастровый номер <данные изъяты>
ООО «Брэнд Гард», которому на праве собственности принадлежат нежилые помещения XI, с номерами комнат на поэтажном плане 1, 16, 209, площадью 130,6 кв. м. в лит. А на 2 этаже здания по адресу: <адрес>, кадастровый номер: <данные изъяты>.
ФИО4, которой на праве собственности принадлежат нежилое помещение II, общей площадью 95 кв. м., расположенное в лит. А на 1 этаже здания по адресу: <адрес>кадастровый номер <данные изъяты>; нежилое помещение X с номерами комнат на поэтажном плане 1,1а,2а,3а,3-5,5а,6,6а,7,8,11,12,13,13а,14Д4а, общей площадью 116,4 кв.м, расположенное в лит. А на 2 этаже здания по адресу: <адрес> Кадастровый номер <данные изъяты>; нежилое помещение XII с номерами комнат на поэтажном плане общей площадью 40,5 кв. м., расположенное в лит. АА1 на 3 этаже здания по адресу: <адрес> кадастровый номер <данные изъяты>
ФИО5, которому на праве общей долевой собственности (доля в праве 1/2) принадлежит нежилое помещение, общей площадью 62,7 кв. м., расположенное в лит. А1 на 2 этаже здания по адресу: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты>
ФИО6,которой на праве общей долевой собственности (доля в праве 1/2) принадлежит нежилое помещение общей площадью 62,7 кв. м., расположенное в лит. А1 на 2 этаже здания по адресу: <адрес>, кадастровый <данные изъяты>
ФИО7, которому на праве собственности принадлежит нежилое помещение II с номерами комнат на поэтажном плане 1-5, общей площадью 38,5 кв. м., расположенное в лит. А, А1 на 2 этаже здания по адресу: <адрес> кадастровый номер <данные изъяты>
ФИО2, которой на праве собственности принадлежат: нежилые помещения XVIII с номерами комнат на поэтажном плане № 1, 2, 3, 4, 5, общей площадью 85,1,кв. м, в лит. А1, адрес: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты>
ФИО8 на праве собственности принадлежат нежилые помещения, с номерами комнат на поэтажном плане 1-10, общей площадью 120,90 кв. м., этаж 3, лит. А1,распложенные по адресу: <адрес> кадастровый номер <данные изъяты>
ФИО9 на праве собственности принадлежит: жилое помещение (квартира), расположенная по адресу: <адрес> а именно две комнаты площадью 43,0 кв. м. (21,5 кв.м.+21,5 кв. м.), в 6-комнатной квартире № 6, кадастровый номер <данные изъяты>
ФИО3, которой на праве собственности принадлежат: нежилые помещения IX, общей площадью 131,70 кв. м., в лит. А1 на 2 этаже здания по адресу: Тульская <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты>
В соответствии с пунктом 1 статьи 47.6 Закона об объектах культурного наследия охрана объектов культурного наследия обеспечивается в том числе заключением охранного обязательства объекта культурного наследия, предусматривающего определенные требования, направленные на сохранение, содержание и использование объекта в случае угрозы ухудшения его состояния.
Приведенная статья устанавливает также не только требования к форме охранного обязательства, порядок его утверждения, мероприятия, подлежащие включению в охранное обязательство, а также предусматривает круг лиц, на который оформлением охранного обязательства должны быть возложены соответствующие обязанности. При этом обязанным лицом по исполнению предусмотренных в охранном обязательстве мероприятий является лицо, обладающее определенными полномочиями в отношении такого объекта.
Так, в соответствии с пунктом 11 статьи 47.6 Закона об объектах культурного наследия, если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
Судом установлено, что собственникам объекта культурного наследия ООО «Брэнд Гард», ООО «Свет», ФИО5, ФИО6 выданы копии охранного обязательства, а также акты технического состояния на дату оформления обязательства.
Принимая на себя охранные обязательства в отношении памятника, состоящего на государственной охране, ответчики тем самым приняли на себя обязательства по содержанию объекта культурного наследия, а также по его сохранению. Условиями охранных обязательств, заключенных с собственниками, предусмотрено, в том числе обязанности ответчика принимать меры к обеспечению сохранности памятника в соответствии с рекомендациями Государственного органа по охране памятников, принимать долевое участие в ремонтно-реставрационных работах по обеспечению сохранности общих конструктивных элементов памятника. В пункте 4 обязателдьства указано, что собственник должен содержать помещения памятника в надлежащем техническом, санитарном, противопожарном состоянии. Мероприятия по обеспечению сохранности помещений памятника, предусмотренные настоящим обязательством, осуществлять за свой счет(п.11 обязательства).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ инспекцией в рамках мероприятия по контролю в отношении выявленного объекта культурного наследия «Дом В.ФИО10, нач. XX в.», расположенного по адресу: <адрес> проверено соблюдение обязательных требований, в том числе требований к содержанию и использованию объекта культурного наследия, требований к сохранению объекта культурного наследия, требований к обеспечению доступа к объекту культурного наследия; мер по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия или объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, обнаруженного в ходе проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ.
По результатам контрольного мероприятия, был составлен акт осмотра, согласно которому общее состояние здания работоспособное. Вместе с тем на фасадах здания и цоколе длительное время собственниками здания не проводились работы по их сохранению, что привело к утрате окрасочных и штукатурных слоев стен, выветриванию кладочных швов и образованию растительности на межэтажном поясе.
На фасадах здания, пользователем магазина джинсовой одежды, размещена вывеска и элементы конструкции входной группы, которые нарушают неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
До настоящего времени, никаких действий предусмотренных планом работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, указанных в актах технического состояния в отношении выявленного объекта культурного наследия - «Дом В. ФИО10 нач. XX в.», адрес: <адрес> ответчики в указанные сроки не выполнили, а именно: научно - проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в инспекцию не поступала, разрешение на проведение работ инспекцией не выдавалось, работы на объекте культурного наследия не проведены.
По результатам мероприятия по контролю инспекцией выявлены нарушения собственниками здания-памятника обязательных требований, предусмотренных ст. 47.2 47.3 федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - федеральный закон), сохранению и содержанию выявленного объекта культурного наследия «Дом В.ФИО10, нач. XX в.», адрес: <...>
Кроме того, по результатам мероприятия по контролю, инспекцией в адрес индивидуального предпринимателя ФИО1, направлено предостережение о недопустимости нарушений требований п. 4 ч. 1 ст. 47.3 федерального закона, предусматривающих сохранность и неизменность облика объекта культурного наследия.
До настоящего времени, ИП ФИО1, никаких действий, содержащихся в направленном ему предостережении в указанные сроки не выполнил, а именно элементы конструкции входной группы, информационные конструкции, изменившие облик выявленного объекта культурного наследия не демонтированы и не оформлены в соответствии требованиями законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации.
Собственники выявленного объекта культурного наследия - «Дом В. ФИО10 нач. XX в.», по адресу: <адрес> за техническим состоянием принадлежащего им на праве собственности имущества не следят, требования ст. 210 ГК РФ не выполняют.
Приняв во внимание тот факт, что меры, обеспечивающие физическую сохранность объекта культурного наследия ответчиками не приняты, перечень работ, являющийся неотъемлемой частью охранного обязательства ими не выполнен, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия к Администрации г. Тулы, ООО «Брэнд Гард», ООО «Свет», индивидуальному предпринимателю ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 о выполнении обязательств по сохранению, использованию, популяризации и государственной охраны объекта культурного наследия.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, при подаче иска имущественного характера государственная пошлина уплачивается от цены иска. При подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера размер государственной пошлины для физических лиц составляет 300 рублей (подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ). Учитывая особенности возникшего правоотношения, принимая во внимание, что Инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия освобождена от уплаты государственной пошлины, суд приходит к выводу, что с ответчиков ООО «Брэнд Гард», ООО «Свет», индивидуального предпринимателя ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 подлежит взысканию в доход бюджета государственная пошлина в равных долях в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия к Администрации г. Тулы, ООО «Брэнд Гард», ООО «Свет», индивидуальному предпринимателю ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 о выполнении обязательств по сохранению, использованию, популяризации и государственной охраны объекта культурного наследия удовлетворить.
обязать Администрацию г. Тулы, ООО «Брэнд Гард», ООО «Свет», индивидуального предпринимателя ФИО11, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 м.К,, ФИО9 З,Г., исполнить в натуре обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в отношении выявленного объекта культурного наследия: «Дом В. ФИО10 нач. XX в.», расположенного по адресу: <адрес> а именно:
получить в инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия за получением задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в том числе на проведение работ по реставрации - в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу;
согласовать с инспекцией Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в том числе на проведение работ по реставрации - в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;
обеспечить проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в том числе на проведение работ по реставрации, учитывая занимаемую правообладателями площадь - в течение 6 месяцев с даты согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;
Все работы на объекте культурного наследия необходимо производить в соответствии с требованиями статей 45, 47.1, 47.2, 47.3, 48 федерального закона.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1, <данные изъяты>, адрес местонахождения: <адрес> демонтировать элементы конструкции входной группы и информационных конструкций, изменившие облик выявленного объекта культурного наследия, организовав их в последующем в соответствии с требованиями законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации - в течение 2 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ООО «Брэнд Гард», ООО «Свет», индивидуального предпринимателя ФИО1, Авдюшиной ИюМ., ФИО3, ФИО4, Елина ПюА., ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования г. Тулы равных долях в размере 300 рублей, а именно по 27 рублей 28 копеек с каждого.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий