ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-591 от 25.04.2011 Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

                                                                                    Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-591/2011

Решение в окончательной форме принято 25.04.2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 апреля 2011года г.Екатеринбург

Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Матвеевой Ю.В.,

при секретаре Прудниковой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ЗАО УК «РЭМП Железнодорожного района» о признании действий незаконными, взыскании уплаченных сумм, возложении обязанности исключить из платежных квитанций необоснованно начисленные суммы, возложении обязанностей выставлять плату за жилое помещение исходя из требований законодательства и установленного порядка, возложении обязанности установить двухтарифный прибор учета, компенсации морального вреда, возложении обязанности произвести перерасчет,

установил:

истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ЗАО УК «РЭМП Железнодорожного района» о признании действий незаконными, взыскании уплаченных сумм, возложении обязанности исключить из платежных квитанций необоснованно начисленные суммы, возложении обязанностей выставлять плату за жилое помещение исходя из требований законодательства и установленного порядка, возложении обязанности установить двухтарифный прибор учета, компенсации морального вреда, возложении обязанности произвести перерасчет (с учетом произведенного уточнения исковых требований - л.д.120-125).

В обоснование иска указала, что является нанимателем жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ул. ***. Многоквартирным домом управляет ЗАО УК «РЭМП Железнодорожного района». С апреля 2009 по июль 2010 истец получала платёжные документы, где в числе услуг, подлежащих оплате, была указана отдельная услуга «электроэнергия по показаниям общедом. ПУ» и «электроэнергия общедомовое потребление» и выставлена сумма оплаты за период с апреля 2009 по апрель 2010 и за июль 2010 - 2403,08 кВтч на сумму *** рублей. Кроме вышеперечисленных сумм, в мае 2010 истец получила квитанцию, в которой дважды была указана графа «электроэнергия» - 2603,70кВтч на сумму *** рублей; а так же трижды указана графа «электроэнергия общедомовое потребление» - 1378,55кВтч на сумму *** рубль. Получилась лишняя сумма в размере *** рублей. А затем в квитанции за июнь 2010г. была указаны графа «электроэнергия» - 141,00кВтч на сумму *** рублей, и вторая графа «электроэнергия (по нормативу)» - 141,00 кВтч на сумму *** рублей. Дополнительно, в выставленных платёжных документах было указано, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г., на основании данных ЗАО «УК «РЭМП Железнодорожного района, по показаниям общедомового прибора учета электроэнергии за период с апреля 2009г. по июль 2010г. произведен расчёт размера платы за указанную услугу с учетом мер социальной поддержки и предельного уровня оплаты. Как следует из платежного документа в графе «перерасчеты, руб.» в обеих строках электроэнергия общедомовое потребление » информация о сумме перерасчета отсутствует. Поскольку истец надлежащим образом исполняла возложенные на нее обязательства и своевременно вносила плату за оказываемые коммунальные услуги, выставленные суммы по показаниям общедомового прибора учёта с апреля 2009г. по апрель 2010г. и за июль 2010г. она оплатила полностью. Однако истец не согласна с действиями ответчика по начислению платы за указанную услугу, а также не согласна оплачивать выставленные ей суммы за май 2010 и за июнь 2010. С целью разъяснения сложившейся ситуации истец неоднократно обращалась к ответчику с требованием о предоставлении информации, однако ответчик разъяснений по существу не дал. Истец считает, что определяющим в данной ситуации является не общие требования законодательства, а порядок начисления платы коммунальных услуг, его обоснованность и конкретика из чего именно сложилась данная сумма, а не какая-либо другая; подробное описание расчетов по указанным формулам с объяснением каждой суммы. Кроме того, ответчик не предоставляет журнал учёта показаний общедомового прибора учёта и возможность визуального осмотра данного прибора, нет возможности получить информацию об опломбировке счётчика, о наличии паспорта, позволяющего определить однотарифный или двухтарифный счётчик. Далее, если квартира является муниципальной, то индивидуальный прибор учета электроэнергии, к тому же расположенный на лестничной клетке, должен быть установлен за чет средств муниципалитета, либо управляющей компании, поскольку она возложила на себя обязанности по управлению домом. С этим требованием по установке двухтарифного прибора учета электроэнергии истец обращалась в управляющую компанию. На сегодняшний день счетчик установлен в подъезде, но не введен в эксплуатацию, т.к. истец не заплатила за это. Кроме того, сын истицы 30 июня 2010 был призван на военную службу. Истец предоставила в «Единый расчетный центр» (ЕРЦ) удостоверение из воинской части для того, чтобы был сделан перерасчет по коммунальным платежам. В удостоверении указан срок службы, со 02 июля 2010 по 02 июля 2011. ЕРЦ сделал перерасчет только со 02 июля 2010 по 31 декабря 2010. Дальнейшие перерасчёты прекратились. В ЕРЦ ссылаются на то, что истец должна предоставить новую справку. Истец считает, это незаконно. Далее, в квитанции за сентябрь 2010 была начислена сумма за услугу отопление в размере *** рубля. Но отопление в ее квартире так и не появилось до конца сентября, в связи с чем истец неоднократно обращалась и лично, и по телефону в ЖЭУ; а так же звонила по телефону в управляющую компанию. Поэтому истец категорически не согласна оплачивать те коммунальные услуги, которые ей не были предоставлены. Действия ответчика по выставлению сумм по показаниям общедомовых приборов учёта являются незаконными и необоснованными в силу следующего: 1. Ответчиком нарушен порядок производства расчётов с потребителем. В соответствии с ч.2 с. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему, капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. B силу ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям прибора учета, а при отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Согласно п. 14 Правил предоставления коммунальных услуг №307 расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, предоставляемых не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем (ч.2 ст. 155 ЖК РФ, п.37 Правил). Раздел третий указанных правил, определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги и не предусматривает, что исполнитель (управляющая компания) может вносить в платежный документ услуги, предоставленные ей не в истекшем месяце, а в иные периоды времени. В правилах предусмотрена лишь возможность перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, но такой перерасчет также возможен лишь в течение одного месяца после окончания периода временного отсутствия потребителя в жилом помещении. Управляющая компания не заключала с ней договор на управление многоквартирным домом. Таким образом, иной срок предоставления платежных документов собственникам жилых помещений, чем установленный Правилами, жилищным законодательством ответчиком установлен не был. Следовательно, включение в платежное поручение ответчиком услуги «электроэнергия общедомовым приборам учета» за период апрель 2009 - июль 2010 является незаконным. Ответчиком дважды предъявлена оплата истцу за одну и ту же услугу, т.к.
стоимость электроэнергии, потребляемой на освещение мест общего пользования,
указывается в тарифе на содержание жилья. В соответствии с п.23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и или общими (квартирными) приборами учета размер платы за электроснабжение, потребленные в жилом помещении, оборудованном, указанными приборами учета, определяется в соответствии с п.п.1 п.3 Приложения №2 к Правилам. Анализ приведенной в данном подпункте формулы в совокупности с содержанием нормативно-правовой базы, регулирующей данные правоотношения, позволяют утверждать, что количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение». Согласно ч.7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы ТСЖ либо жилищный кооператив определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей компании и устанавливается на срок не менее один год. Однако подобное решение собственниками помещений многоквартирного дома, где проживает истец, ответчиком не принималось. Следовательно, управляющая компания самостоятельно приняла решение применять в 2009 году ставку платы, утвержденную органом местного самоуправления. В противоречие требованиям действующего законодательства в ставках платы, применяемых ответчиком, уже включены расходы на оплату электрической энергии, используемой в местах общего пользования. Это подтверждено постановлением РЭК Свердловской области от 26.10.2007 г. № 136-ПК. Таким образом, каждый из числа собственников и нанимателей помещений многоквартирного дома № *** по ул. *** кто своевременно и в полном объеме вносил плату за жилищные услуги - уже оплатил стоимость электрической энергии, даваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в указанном квартирном доме. Поскольку ответчик предоставляет коммунальные услуги исключительно для личных, и иных, нужд, что никак не связано с осуществлением предпринимательской деятельности, то к отношениям применяется законодательство о защите прав потребителей. Ответчиком не предоставлена полная, достоверная и своевременная информация об оказываемых услугах. В соответствии с ст.ст.8,10 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, в том числе о том, какие конкретно услуги включены в строку «Электроэнергия общедомовой учет» по квитанции, какова цена каждой из услуг на каком основании сделан перерасчет по услуге, которая ранее в квитанциях не была указана. Управляющая компания обязана была согласовать с каждым собственником предоставление дополнительных услуг и своевременно еще до начала предоставления услуги довести до сведения потребителей информацию о наименовании таких услуг, цене и потребительских свойствах, более того в квитанции должна быть, помимо цены услуги, указана

единица измерения, объем потребления и период, за который начисляется оплата. Истец считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, т.к. произведенный ответчиком перерасчет размера платы за услугу «электроэнергия по
показаниям общедомового прибора учёта» за весь период с апреля 2009 по июль 2010 необоснован, не соответствует закону и нарушает права истца, как потребителя; ответчиком не должна взиматься плата за коммунальные услуги (отопление),
которые не были предоставлены, перерасчет должен делаться в полном объеме, с учётом предоставления услуг по факту; перерасчёт за временно отсутствующего жильца должен делаться полностью на основании предоставленных документов. Кроме этого, в соответствии со ст. 15 Закона "О защите прав потребителей", истец имеет право на возмещение морального вреда, т.к. ответчик отказывая в удовлетворении ее требований не только нарушает ее право на качественный уровень жизни в благоустроенной квартире, но и заставляет истца тратить силы и время на переговоры и переписку с ним и с вышестоящими организациями. Вследствие этого, истец постоянно испытывает сильные нервные стрессы. Ответчик своими действиями нанес истцу нравственные и физические страдания. На основании вышеизложенного истец просит суд: признать действия ЗАО УК «РЭМП Железнодорожного района» по начислению платы за электроэнергию по показаниям общедомовых приборов учёта за период апреля 2009 по июль 2010 необоснованными и обязать ответчика прекратить указанные действия; взыскать с ЗАО УК «РЭМП Железнодорожного района» в пользу истца денежные средства в размере *** руб. за оплату сумм по показаниям общедомовых приборов учёта за период с апреля 2009 по апрель 2010 и за июль 2010; обязать ответчика исключить из платежных квитанций необоснованно начисленную сумму, которая сейчас числится в строке «задолженность», в размере *** руб., а так же пени, которые были начислены на эту сумму в размере *** руб.; обязать ответчика выставлять плату за жилое помещение исходя из требований законодательства и установленного порядка; обязать ответчика установить двухтарифный прибор учета электроэнергии за счет средств управляющей компании и ввести его в эксплуатацию; взыскать с ЗАО УК «РЭМП Железнодорожного района» компенсацию морального вреда в размере *** руб.; обязать ответчика сделать перерасчет по удостоверению из воинской части в полном объеме, обязать ответчика сделать перерасчет за услугу «отопление» за сентябрь 2010 полностью.

В судебном заседании истец ФИО1, исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме, пояснила, что денежная сумма в размере *** руб., на которую она просит сделать перерасчет и исключить ее из квитанции, состоит суммы за «электроэнергию» и «электроэнергию общедомовое потребление» за май 2010 в размере *** руб., суммы *** руб. за электроэнергию за июнь 2010, так как она была выставлена в квитанции дважды, суммы за отопление за сентябрь 2010 – *** руб., за коммунальные услуги за январь 2011 за третьего человека – ее сына, который в квартире не проживает – *** руб.

Представитель ответчика ЗАО УК «РЭМП Железнодорожного района» ФИО2, действующая на основании доверенности от 18.01.2011, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что в жилом доме № *** по ул. *** в г. Екатеринбурге установлено *** прибора учета электроэнергии. Все приборы учета опломбированы и приняты в эксплуатацию поставщиком услуг. Расчеты по начислению платы за жилье и коммунальные услуги производит специализированная организация — ООО «Единый расчетный центр» на основании заключенного с ответчиком договора от 07.12.2006 № 25. Истцу предоставлялась информация по вопросу принятия участия в снятии показаний общедомовых приборов учета, разъяснялся порядок и алгоритм доведения расчетов. 18.06.2007 Министерство регионального развития РФ письмом № 11356-ЮТ/07 дало разъяснения по вопросу отнесения снабжения электрической энергией помещений общего пользования в многоквартирном доме к составу коммунальной услуги по электроснабжению. В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные шуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с п. 22 Постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", собственники и наниматели помещений в многоквартирном доме, оборудованным общедомовым прибором учета, несут обязательства по оплате коммунальных услуг из показаний общедомового прибора учета. Разница между объемом потребления по общедомовому прибору учета и суммой объемов потребления всех помещений дома, определенных по показаниям приборов учета и/или нормативам потребления, распределяется между жилыми помещениями, оборудованными приборами учета, и помещениями без индивидуальных приборов учета. Из установленного приложением № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг порядка расчетов следует, что при определении размера платы за коммунальные услуги учитываются показания коллективных (общедомовых) приборов учета. Следовательно, в составе платы за коммунальные услуги оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования. Используемое в подпункте "б" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, понятие "освещение помещений общего пользования" неравнозначно понятию "потребление электрической энергии на работу приборов освещения помещений и для работы электрического оборудования помещений общего пользования". Количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений его пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав его имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу "электроснабжение". Понятие "освещение помещений общего пользования", указанное подпунктом б пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, трактуется в соотнесении с подпунктом "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг. Таким образом, на собственников и нанимателей жилого помещения в многоквартирном доме в полном объеме распространяются Правила, и соответственно возлагается обязанность нести расходы по местам общего пользования. Состав коммунальных услуг, предоставляемых гражданам, определяется согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ и включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление. ЗАО «УК «РЭМП Железнодорожного района» не изменяло в одностороннем порядке условия договора управления - в квитанции гражданам не включались дополнительные виды услуг, а была лишь произведена расшифровка (детализация) конкретных видов коммунальных услуг. Данная мера необходима для наглядного доведения до потребителей информации о структуре и стоимости услуги, которую они обязаны оплачивать. Порядок информирования населения о составе коммунальных услуг, подлежащих оплате, и тарифах на них включает в себя два аспекта. Документы, на которых основано изменение начислений гражданам, опубликованы в общедоступных источниках. В связи с изложенным, учитывая требования действующего законодательства, следует признать законными и обоснованными действия ЗАО «УК «РЭМП Железнодорожного района» по включению в квитанцию ФИО1 оплаты «электроэнергия, общедомовой учет». Возражала против удовлетворения требований истца о возложении обязанности по установлению двухтарифного индивидуального прибора учета электроэнергии, поскольку это законом не предусмотрено, индивидуальный прибор учета к общему имуществу не относится. Возражала против удовлетворения требований о производстве перерасчета в связи с временным отсутствием сына истца, так как период его временного отсутствия не закончился.

Представитель третьего лица ООО «Единый расчетный центр» (далее по тексту ООО «ЕРЦ») ФИО3, действующая на основании доверенности от 10.02.2011, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что ООО «Единый Расчетный Центр» осуществляет информационно-расчетное обслуживание жилищного фонда, которым управляет ЗАО «Управляющая компания «РЭМП Железнодорожного района», на основании агентского договора. В соответствии с указанным договором ООО «Единый Расчетный Центр» проводит начисления по лицевым счетам граждан на основании данных, представляемых управляющей компанией. С марта 2009 года ООО «Единый Расчетный Центр» на основании получаемых от ЗАО «Управляющая компания «РЭМП Железнодорожного района» данных об объемах потребления, определенных по показаниям общедомовых приборов учета, а также ресурсоснабжающей организацией расчетным путем проводит соответствующие начисления (корректировку платы) за общедомовое потребление коммунальных услуг по лицевому счету истца. Постановлением Главы Екатеринбурга от 31.12.2009 № 5985 «Об установлении ставок платы за жилое помещение на 2010 год» были установлены ставки платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2010 год. Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 30.12.2010 № 932 «Об установлении ставок платы за жилое помещение на 2011 год» установлены ставки платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2011 год. В данных Постановлениях указано, что ставки платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения не включают расходы на оплату отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электро- и газоснабжения в местах общего пользования в многоквартирном доме. Порядок и алгоритмы проведения начислений (корректировки платы) за коммунальные услуги с учетом показаний общедомовых приборов учета, а размера платы, определенного ресурсоснабжающей организацией расчетным путем, установлены Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307. Правила устанавливают следующий порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (электроэнергию): при наличии в доме общедомового прибора учета и оборудовании дома полностью или частично ИПУ: при наличии ИПУ: ежемесячно размер платы определяется по показаниям общедомовых приборов учета. Размер платы распределяется пропорционально показаниям ИПУ (п.п. «а». п.23 Правил, п.п.1 п.3 Приложения № 2 к Правилам); при отсутствии ИПУ: ежемесячно размер платы определяется по нормативам потребления исходя из количества зарегистрированных граждан (п.22, п.п. «б» п.19 Правил, п.п.3 п.1 Приложения № 2), раз в квартал (раз в год) проводится корректировка размера платы, за электроэнергию исходя из размера платы, определенного по всему дому по показаниям ОДПУ. Корректировка проводится пропорционально общей площади жилого помещения. При проведении начислений за общедомовое потребление коммунальных услуг управляющая компания передает в ООО «Единый Расчетный Центр» следующие сведения: объем потребления по дому, определенный по показаниям общедомового прибора учета или ресурсоснабжающей организацией расчетным путем; объем потребления в нежилых помещениях многоквартирного дома; общая площадь всех помещений в многоквартирном доме; количество зарегистрированных (проживающих) в жилых помещениях граждан; сведения об оборудовании жилого помещения ИПУ. Сведения об объемах потребления, определенных по показаниям ИПУ, в соответствии с требованиями Правил представляют потребители коммунальных услуг, заполняя соответствующие графы в квитанциях при оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Расчет размера платы проводится в строгом соответствии с указанными выше формулами по данным, представляемым управляющей компанией и потребителями коммунальных услуг. По данным «Единого Расчетного Центра», полученным из управляющей компании, многоквартирный дом, в котором проживает истец, оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии. Жилое помещение истца до 01.06.2010 было оборудовано индивидуальным прибором учета электроэнергии, соответственно, начисления за электроэнергию проводились в соответствии с п. 23 Правил, согласно формуле № 9, указанной в приложении № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, с 01.06.2010 - по формуле № 4, указанной в приложении № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам. Начисления по показаниям общедомового прибора учета электроэнергии были проведены на основании распоряжения управляющей компании. Потребителям коммунальных услуг, проживающим в жилом фонде, управление которым осуществляет ЗАО «Управляющая компания «РЭМП Железнодорожного района», предоставлялась и предоставляется полная и достоверная информация об оказываемых услугах. Так, при проведении начислений по показаниям общедомовых приборов учета (или по размеру платы, определенному ресурсоснабжающей организацией расчетным путем) в адрес всех потребителей, по лицевым счетам которых были проведены соответствующие перерасчеты, были направлены информационные листки, в которых был разъяснен основания и порядок проведения начислений со ссылками на действующее законодательство. Также указанная информация размещалась и размещается при проведении начислений по показаниям общедомовых приборов учета в квитанциях на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, с указанием периода, за который проводятся начисления. При обращении граждан в ООО «Единый Расчетный Центр», гражданам незамедлительно предоставлялась и предоставляется вся необходимая информация о проведенных начислениях. В соответствии с подпунктом «р» п. 49 Правил, гражданам выдаются документы, подтверждающие правильность начислений по их лицевому счету - справки, содержащие сведения об объемах общедомового потребления коммунальных ресурсов и порядке проведения расчетов. В соответствии с требованиями п. 38 Правил, при проведении начислений по показаниям общедомовых приборов учета в платежных документах, на основании которых граждане вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги, указывается наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов, объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов, который при расчетах с использованием показаний коллективных (общедомовых) приборов учета указывается исходя из объемов (количества) потребления соответствующих коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии на отопление) и объемов отведенных сточных вод, рассчитанных в соответствии с разделом III Правил, также объем предоставленных на оплату соответствующей коммунальной услуги мер социальной поддержки. Что касается сведений об основаниях и периоде проведенных перерасчетов, то данная информация отражается в каждой квитанции по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Требований отражения в квитанциях на оплату жилого помещения и коммунальных услуг каких-либо иных сведений Правилами не предусмотрено. Таким образом, потребителям предоставляется вся необходимая информация, предусмотренная действующим законодательством. На основании изложенного просит суд в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ЗАО «Управляющая компания «РЭМП Железнодорожного района» о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет отказать в полном объеме.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что истец ФИО1 на основании договора найма проживает в квартире, расположенной по адресу: г. Екатеринбург, ул. *** д.***, кв. № ***, что подтверждается копией ордера (л.д.128), пояснениями участников процесса.

Согласно итоговому протоколу счетной комиссии общего собрания собственников помещений в форме заочного голосования в многоквартирном доме от 20.02.2006, ЗАО УК «РЭМП Железнодорожного района» избрана управляющей компанией многоквартирного дома по адресу г.Екатеринбург, ул. *** ( л.д. 132).

ООО «Единый Расчетный Центр» оказывает ЗАО «Управляющая компания «РЭМП Железнодорожного района» услуги по начислению платы за жилые помещения, коммунальные и прочие услуги в отношении жилых помещений, находящихся в управлении ответчика, на основании заключенного агентского договора № 25 от 07.12.2006 (л.д.141-145).

В силу п.5 ч.2 статьи 67, ч.1, п.1 ч.2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора

Согласно ч.1, ч.4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.

Часть 3 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее - управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1).

В соответствии с пунктом 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. Согласно п.п. «б» п.19 Правил, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: б) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Согласно п.п. «а» п.23 Правил, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.

В силу ч. 2 ст. 61 Жилищного Кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма данного жилого помещения приобретает право пользования общим имуществом в этом доме, следовательно, истец ФИО1 должна нести соответствующие расходы на содержание этого имущества.

Из представленных истцом квитанций усматривается, что в период с апреля 2009 по май 2010 и за июль 2010 истцу предъявлялись к оплате суммы, начисленные за электроэнергию по показаниям общедомового прибора учета. При этом начисленные суммы по квитанциям в период с апреля 2009 по апрель 2010 и за июль 2010 в размере *** рублей *** копейки истцом оплачены (л.д.11-20). По квитанции за май 2010 (л.д.13) истцом не оплачены: сумма в размере *** рублей *** копейка за электроэнергию общедомовое потребление, а также сумма в размере *** за электроэнергию (из начисленных за электроэнергию *** руб. истцом оплачено *** руб. по нормативу).

Бремя доказывания правильности, законности, обоснованности расчета требуемой платы лежит на ответчике ЗАО «УК «РЭМП Железнодорожного района». На основании представленных суду доказательств суд приходит к выводу о недоказанности ответчиком данного обстоятельства в полном объеме.

Оценив в совокупности, по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства, суд приходит к выводу, что расчет платы за электроэнергию на общедомовое потребление, предъявленный ответчиком к оплате, не является обоснованным за период с апреля 2009 по май 2010 по следующим основаниям.

Из копии журнала учета показаний общедомовых приборов учета усматривается, что в жилом доме по ул.*** до *** снимались показания с 6-ти счетчиков: № 00568459, № 28434598, № 00593389, № 00572961, № 28434517, № 00593396 (л.д. 146-157). С июля 2010 снятие показаний по счетчикам №28434598, № 28434517 не производилось в связи с их демонтажем. Вместе с тем, ответчиком представлены акт приемки приборов учета от 26.07.2010, а также акты приемки измерительного комплекса в эксплуатацию только в отношении четырех счетчиков: № 00568459, № 00593389, № 00572961, № 00593396 (л.д.86-90).

Кроме того, из копии журнала учета показаний приборов общедомового учета электроэнергии видно, что в доме установлены двухтарифные приборы учета электроэнергии. Однако из представленных третьим лицом ООО «ЕРЦ» документов в подтверждение обоснованности и правильности расчета платы за услугу «Электроэнергия общедомовое потребление», а именно, писем ЗАО «Управляющая компания «РЭМП Железнодорожного района» в адрес ООО «ЕРЦ» с приложением расчетов объемов потребленного коммунального ресурса (л.д.49-78), следует, что за период с апреля 2009 по апрель 2010 для расчеты платы управляющей компанией в ООО «ЕРЦ» ежемесячно предоставлялись сведения о суммированном объеме потребления электроэнергии, без разграничения объемов ресурсов, потребленных в дневное и в ночное время, несмотря на установку в доме двухтарифных общедомовых приборов учета электроэнергии. Плата за электроэнергию была рассчитана на основе показателя итогового значения потребленного ресурса по дневному тарифу, при том, что расчет за потребленную электроэнергию с поставщиком ОАО «Екатеринбургэнергосбыт» ответчик ЗАО «УК «РЭМП Железнодорожного района» осуществляет по двум тарифам (с учетом установки двухтарифных счетчиков), что следует из договора энергоснабжения № 20918 от 01.03.2009 (л.д.133-140). Только начиная с мая 2010 расчет платы производился по двум тарифам с учетом разграничения объема потребленных ресурсов в дневное и ночное время (л.д.75-76). Расчет платы за электроэнергию за спорный период только по дневному тарифу противоречит Правилам и свидетельствует о явном незаконном завышении рассчитанной за указанный период платы.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что по лицевому счету ФИО1 в мае 2010 был произведен перерасчет размера платы за электроэнергию по общедомовому потреблению за период с июня 2009 по апрель 2010 (л.д.46-47). Из объяснений представителя ООО «ЕРЦ» следует, что указанный перерасчет был произведен в связи с осуществлением перерасчета электроэнергии по индивидуальному потреблению. Перерасчет по индивидуальному потреблению, в свою очередь, был осуществлен в связи с тем, что в ООО «ЕРЦ» поступило распоряжение из ЗАО УК «РЭМП Железнодорожного района» о закрытии индивидуального прибора учета по квартире ФИО1, а также представлены показания этого прибора учета по состоянию на 01.05.2010. ООО «ЕРЦ» на основании указанных сведений произвело снятие начислений, произведенных по нормативам потребления, и начислило плату за электроэнергию по показаниям прибора учета, соответственно, произвело начисление за электроэнергию по п.23 Правил № 307, т.е. по формуле № 9. Суд не может согласиться с обоснованностью указанного перерасчета по следующим основаниям. Так, из пояснений истца следует, что начиная с июля 2009 у нее вышел из строя индивидуальный прибор учета электроэнергии, в связи с чем она перестала снимать показания и стала оплачивать услуги исходя из норматива. Это же обстоятельство подтверждается и представленными истцом квитанциями (л.д.12-19). Кроме того, истец 06.10.2009 обращалась в ЖЭУ-1 с заявлением о проведении проверки прибора учета, поскольку он является неисправным (л.д.215). Несмотря на указанные обстоятельства, снятие показаний прибора учета было произведено ответчиком только по состоянию на 01.05.2010 и после этого в ООО «ЕРЦ» дано распоряжение о необходимости производить расчеты по лицевому счету ФИО1, начиная с квитанции за июнь 2010, по нормативу потребления (л.д.195-197). Учитывая то обстоятельство, что прибор учета электроэнергии был закрыт, достоверность снятых с него показаний вызывает у суда сомнения.

В июне 2010 начисление оплаты за электроэнергию по общедомовому потреблению вообще не производилось (л.д.12), хотя показания счетчиков снимались, что следует из журнала (л.д.151-157).

С учетом изложенного суд приходит к выводу о незаконности и неправильности расчета платы за услугу «электроэнергия общедомовое потребление» за период с апреля 2009 года по май 2010 года включительно. В связи с чем суд удовлетворяет требования истца о взыскании с ответчика денежных сумм, уплаченных ей в указанный период за электроэнергию по общедомовому прибору учета. Начисление истцу денежный сумм в размере *** руб. за электроэнергию общедомовое потребление за июль 2010 суд признает обоснованным, так как при осуществлении расчета производилось разграничение объемов ресурсов, потребленных в дневное и в ночное время, использовался соответственно, дневной и ночной тариф, а также расчет производился с учетом отсутствия индивидуальных приборов учета в соответствии с п.19 Правил (л.д.11, 48, 77-78).

Учитывая изложенное, в пользу истца подлежит взысканию оплаченная ей сумма в размере *** рублей *** копеек: *** руб. – *** руб.

Поскольку истец оплату электроэнергии по общедомовому потреблению, а также электроэнергии по индивидуальному потреблению, за вычетом суммы но нормативу, выставленные в квитанции за май 2010 не производила, то суд возлагает на ответчика обязанность произвести перерасчет по лицевому счету ФИО1 путем исключения денежной суммы в размере *** руб. (электроэнергия общедомовое потребление), суммы в размере *** руб. (электроэнергия индивидуальное потребление), а также суммы в размере *** руб., выставленной истцу в квитанции за июнь 2010, поскольку эта сумма в квитанции выставлена к оплате дважды (л.д.11), а в судебном заседании нашел подтверждения факт того, что истец оплатила электроэнергию по нормативу за май 2010 в размере *** руб. и за июнь 2010 - *** руб.

Таким образом, общая сумма перерасчета определяется судом в размере *** рублей *** копейки: *** руб.+*** руб.+*** руб., в связи с возложением обязанности по осуществлению перерасчета в указанной сумме, соответственно, должен быть произведен перерасчет начисленных на нее пени.

Вместе с тем, нельзя признать обоснованным довод истца о том, что расходы электроэнергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, потребитель платит дважды в составе коммунальных платежей и оплачивая расходы на содержание и ремонт жилого помещения.

В соответствии с пунктом 26 Правил коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, не предполагают включение расходов на оплату коммунальных ресурсов (электрическую и тепловую энергию, холодную и горячую воду, газ) в цену работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.

Согласно разъяснениям, данным Министерством регионального развития Российской Федерации в письме от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07, используемое в пп. «б» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 понятие «освещение помещений общего пользования», неравнозначно понятию «потребления пользования». Количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение». Понятие «освещения помещений общего пользования», указанное пп. «б» п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, трактуется в соотнесении с пп. «з» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (то есть как содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников, то есть выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в местах общего пользования), а также с п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг («обеспечение готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме»).

Не нашли своего подтверждения и доводы истца о нарушении ответчиком пунктов 14, 37 Правил предоставления коммунальных услуг № 307, ч. 2 ст. 155 Жилищного Кодекса Российской Федерации, согласно которым плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Из представленных истцом копий квитанций (11-20) видно, что оплата за электроэнергию по общедомовым приборам учета включалась в платежный документ за соответствующий период. Нарушения прав истца ответчиком в данной части, судом также не установлено.

Доводы истца о непредставлении информации не могут быть признаны обоснованными, поскольку содержание выставляемых истцу квитанций соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 38 «Правил предоставления коммунальных услуг».

Хотя указанные доводы не нашли своего подтверждения в судебном заседании, требования истца в части признания действий ответчика необоснованными, подлежат удовлетворению, с учетом обстоятельств, указанных выше.

Оснований для удовлетворения требования истца об осуществлении перерасчета за услугу отопление за сентябрь 2010 в размере *** руб. (л.д.129) суд не находит.

Как видно из квитанции за сентябрь 2009 года истцу была начислена плата за услугу «отопление» в размере *** руб., в квитанции за октябрь 2010 года по данной услуге произведен частичный перерасчет в размере *** руб. Истец полагает, что ответчик должен был произвести перерасчет в полном объеме, поскольку отопление в сентябре 2010 отсутствовало.

Между тем, согласно Постановлению Главы г. Екатеринбурга от 08.09.2010 № 3814 «О начале отопительного сезона 2010-2011 годов в МО «город Екатеринбург» начисления за услугу «отопление» предложено проводить с 20.09.2010 с последующим перерасчетом с учетом даты фактического подключения отопления.

Согласно информации о начислениях за услугу отопление, произведенных по лицевому счету ФИО1 (л.д.195), в октябре 2010 был сделан перерасчет за период с 20.09.2010 по 23.09.2010 в сумме *** руб. по причине непредоставления услуги, в ноябре 2010 был сделан перерасчет за период с 24.09.2010 по 27.09.2010 на сумму *** руб., в декабре 2010 был сделан перерасчет за период с 28.09.2010 по 01.10.2010 на сумму *** руб., т.е. на общую сумму *** руб.

Указанный перерасчет у суда сомнений не вызывает, поскольку информация о перерасчете в названных выше суммах соответствует сведениям, указанным в квитанциях об оплате (л.д.215-217).

Таким образом, истцу был сделан перерасчет по услуге отопление в полном объеме, в связи с чем суд отказывает истцу в удовлетворении требований в данной части.

В удовлетворении требования о возложении на ответчика обязанности выставлять плату за жилое помещение исходя из требований законодательства и установленного порядка, суд также отказывает. Во-первых, данное требование некорректно и не исполнимо, во-вторых, такая обязанность лежит на ответчике независимо от вынесения судом настоящего решения. Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение для нанимателя жилого помещения включает в себя плату за пользование жилым помещением (плату за нем), плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Предметом настоящего иска являлись требования об оспаривании законности и правильности начисления платежей за коммунальные услуги. Доказательств нарушения ответчиком требований действующего законодательства в части начисления платы за жилое помещение, что могло бы послужить основанием для возложения на ответчика обязанности по устранению допущенных нарушений в указанной части, суду не представлено, в ходе разбирательства дела данный вопрос вообще не был предметом рассмотрения.

По требованию истца о возложении обязанности сделать перерасчет по удостоверению из воинской части в полном объеме суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что сын истца – ФИО4 с 03.07.2010 по 03.07.2011 состоит на действительной военной службе по призыву в Вооруженных силах РФ (л.д.10). Истец пояснила, что в связи с ее обращением с заявлением об осуществлении перерасчета за временного отсутствующего члена ее семьи, ей был произведен перерасчет за период до декабря 2010 года включительно, после этого перерасчет не производился. Истец считает эти действия незаконными, поэтому не производит оплату коммунальных услуг за отсутствующего сына, в частности, из расчета истца следует, что за январь 2010 ей не оплачена сумма *** руб. (л.д.125-126).

Между тем, суд не может согласиться с доводами истца в данной части по следующим основаниям.

Согласно ч.11 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении определен в «Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам» (пункты 54-58).

В соответствии с п.56 Правил, перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней на основании письменного заявления потребителя, поданного в течение месяца после окончания периода временного отсутствия потребителя. Результаты перерасчета размера платы отражаются в платежном документе. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя и (или) проживающих совместно с ним лиц по месту постоянного жительства.

Учитывая изложенное, истец необоснованно не производит оплату коммунальных услуг в связи с временным отсутствием члена ее семьи. Возложение на ответчика обязанности по осуществлению перерасчета на будущий период противоречит порядку, установленному в «Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам». Права истца в данной части ответчиком не нарушены, поскольку окончание периода временного отсутствия ее сына ФИО4 не наступило, поэтому истец не лишена возможности обратиться с соответствующим заявлением к ответчику, представив указанные в Правилах документы.

По требованию истца о возложении на ответчика обязанности установить двухтарифный прибор учета за счет средств управляющей компании и ввести его в эксплуатацию суд приходит к следующему.

Согласно пункту 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 данных Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

Пунктом 8 Правил предусмотрено, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

По смыслу статьи 36 Жилищного кодекса РФ к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Индивидуальные приборы учета электрической энергии предназначены для обслуживания и эксплуатации одного помещения (квартиры). Следовательно, такие приборы учета не включены состав общего имущества дома, ответственность за надлежащее содержание которого возложена указанными Правилами на управляющую организацию.

Кроме того, согласно пунктам 8, 9 ст.13 Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении» действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий. С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

Учитывая изложенное, суд отказывает истцу в удовлетворении требования в данной части.

Истцом заявлены также требования о компенсации морального вреда.

В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Согласно статье 15 Закона «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Судом установлено, что ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» ненадлежащим исполнило принятые на себя обязательства по договору оказания услуг по содержанию жилья и предоставлению коммунальных услуг, вследствие чего истец была вынуждена обратиться за защитой нарушенного права в суд. Доказательств отсутствия вины ответчика суду не представлено.

Суд принимает во внимание объяснения истца о степени причиненных ей страданий (нравственных переживаний), вызванных необходимостью в судебном порядке решать вопрос о восстановлении нарушенного права. Учитывая указанные обстоятельства, с учетом требований разумности и справедливости суд полагает возможным взыскать с ответчика – ЗАО «УК РЭМП «Железнодорожного района» в пользу каждого из истцов в качестве компенсации морального вреда *** рублей. В удовлетворении иска о взыскании компенсации морального вреда в остальной части суд отказывает.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в сумме *** рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконными и необоснованными действия ЗАО УК «РЭМП Железнодорожного района» в части начисления платы за электроэнергию по показаниям общедомового прибора учета за период с апреля 2009 года по май 2010 года.

Взыскать с ЗАО УК «РЭМП Железнодорожного района» в пользу ФИО1 *** рублей *** копеек.

Возложить на ЗАО УК «РЭМП Железнодорожного района» обязанность произвести перерасчет оплаты по лицевому счету ФИО1 по квартире № *** по ул.***, д.*** в г.Екатеринбурге, исключив сумму в размере *** рублей *** копейки, а также пени, начисленных на указанную сумму.

Взыскать с ЗАО УК «РЭМП Железнодорожного района» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере *** рублей.

Взыскать с ЗАО УК «РЭМП Железнодорожного района» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере *** рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции (Президиум Свердловского областного суда) в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии предварительного кассационного обжалования.

Судья Ю.В.Матвеева