Куйбышевский районный суд г. Омска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Куйбышевский районный суд г. Омска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №2-5911/2010
Решение
Именем Российской Федерации
9 декабря 2010 года г. Омск
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе судьи Т. В. Бажиной с участием старшего помощника прокурора г. Омска Лазарчука А. В., при секретаре Воробьевой О. В., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 к Омскому Городскому Совету, Администрации города Омска, Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска о признании незаконным решения Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области», присуждении к исполнению обязанности внести изменения в указанные Правила и в «Карту Зон действия ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия на территории г.Омска»,
Установил:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением к Омскому Городскому Совету, Администрации города Омска, Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска о признании незаконным решения Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области», присуждении к исполнению обязанности внести изменения в указанные Правила и в «Карту Зон действия ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия на территории г.Омска». В обоснование требований указала, что 10 декабря 2008 года Омским городским Советом принято Решение № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» (далее Правила), что подтверждается официальной публикацией в газете «Третья столица» № 69/1 (91) от 19.12.2008. Данные правила не соответствуют нормативным правовым требованиям законодательства РФ: лесного, водного, градостроительного, об охране окружающей среды и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Земельный участок, расположенный возле микрорайона «СибНИИСХоз» и ограниченный ул. 1-я Пригородная, ул. Берёзовая, проспект Королёва согласно Постановлению Губернатора Омской области № 283-п от 07.08.2000 «Об особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Зеленая зона «Сельхозакадемическая» входит в эту зону. В соответствии ст. 4 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях», с Генеральным планом муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденный Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43, указанный участок был отнесён к рекреационной зоне, в составе ООПТ - что видно на карте Генерального плана города Омска. После принятия Решения «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области», данный участок был незаконно изъят из ООПТ, хоть и был отнесен к зоне рекреации Р-1, при этом были нарушены п.п. 9,10 ст. 85 Земельного кодекса РФ. Указанными выше Правилами на территории зоны Зона городской рекреации Р-1 -разрешено: условно разрешенный вид использования - это строительство культовых объектов, объектов благоустройства, общественные туалеты. Максимальный процент застройки в границах земельного участка: на территории городского сада, бульвара - 5%. Внесение данного пункта в условно разрешенный вид использования зоны рекреации Р-1, преследуя корыстные цели, лоббируется чиновниками администрации. Законодательство РФ допускает размещать в рекреационной зоне только объекты основного вида разрешенного рекреационного использования. Правила приняты с нарушением действующего законодательства, а именно нарушается: Конституция РФ, Градостроительный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, строительство в зоне рекреации должно быть запрещено. Правила приняты с нарушением действующего законодательства: п. 11 ст. 35, п. 3 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ, п. 2 ст. 59, п. 1, 2 ст. 61 ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 2 ст. 41, п. 5 ст. 102, п. 3 ст. 105 Лесного кодекса РФ, ст. 12, ст. 18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3 ст. 8, ст. 85, п. 3 ст. 95 Земельного кодекса РФ. В соответствии со ст. 48 Конституции РФ, п. 3 ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» целью обращения данного иска является защита и сохранность окружающей среды, зеленой зоны, которая является защитным барьером микрорайона от негативного влияния, не только проспекта Королева, с интенсивным автомобильным потоком, но и от вредных выбросов города. Просит решение Омского городского Совета № 201 от 10.12.2008 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» признать недействительными в части таблицы № 1 статьи 42 и п. 1 статьи 47, исключить из условно разрешенного вида использования территории зоны Зона городской рекреации Р-1 - строительство культовых объектов. Обязать внести изменения в п. ст. 47 Правил: Зона городской рекреации Р-1 минимальный процент озеленения (водоемов) в границах земельного участка на территории сквера увеличить до 60% в соответствии со СНиП 2.07.01-89.
В ходе рассмотрения дела ФИО1 требования уточнила. Просила признать недействительным решение Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» в части п.1 графы 12 «культовые здания и сооружения» /буква «У» в столбце Р-1/ таблицы № 1 ст.42 и п.1 ст.47, исключив из условно разрешенного вида использования территории зоны Зоны городской рекреации Р-1- строительство культовых объектов; признать незаконным в п.47 Правил: Зона городской рекреации Р-1 минимальный процент озеленения /водоемов/ в границах земельного участка на территории сквера 60%, как противоречащий нормам СНиП 2.07.01-89; признать незаконным внесенные изменения в «Карту Зон действия ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия на территории г. Омска», исключившие из нее территории, относящиеся к «Особо охраняемой природной территории регионального /областного/ значения «Зеленая зона «Сельхозакадемическая» согласно Постановлению Губернатора Омской области №283-п от 07.08.2000г., в соответствии с Генеральным планом муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденный Решением Омского городского Совета от 25.07.2007г. №43; признать незаконным уменьшение Зоны охраняемого природного ландшафта Агроуниверситет, исключившее из нее земельный участок, расположенный возле микрорайона «СибНИИСХоз», ограниченный ул.1-я Пригородная, ул. Березовая, проспект Королева, входящий в ООПТ Зеленая зона «Сельхозакадемическая» без проведения экологической экспертизы; признать незаконным отнесение участка возле водонапорной башни и ориентировочно строения СибНИИСХоз, д.17, ограниченного улицами 1-я Пригородная, СибНИИСХоз, пр. Королева, к зоне ОД1-1810 из-за чего была уменьшена территория Р1 /Р1-2037/; обязать внести изменения в п. ст. 47 Правил: Зона городской рекреации Р-1 минимальный процент озеленения (водоемов) в границах земельного участка на территории сквера увеличить до 60% в соответствии с СНиП 2.07.01-89; вынести частное определение в адрес ответчиков об устранении нарушений действующего законодательства.
Заявитель ФИО1 в судебном заседании требования поддержала по основаниям, приведенным в заявлении, просила их удовлетворить. Уточнила требования, просив признать недействительным решение Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» в части п.1 графы 12 «культовые здания и сооружения» /буква «У» в столбце Р-1/ таблицы № 1 ст.42 и п.1 ст.47, исключив из условно разрешенного вида использования территории зоны Зоны городской рекреации Р-1- строительство культовых объектов; признать недействительным решение Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» в части указания в Приложении №1 «Карта градостроительного зонирования территорий г. Омска» отнесения участка, расположенного возле микрорайона «СибНИИСХоз», ограниченный ул. 1 Пригородная, ул. Березовая, проспект Королева, к зоне ОД-1; признать недействительным решение Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» в части исключения из Приложения №2 «Карта зон действия ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия на территории г. Омска» - Зоны охраняемого природного ландшафта Агроуниверситет (ОМСХИ) - земельного участка, расположенного возле микрорайона «СибНИИСХоз», ограниченного ул.1-я Пригородная, ул.Березовая, пр.Королева; вынести частное определение в адрес соответствующих должностных лиц, виновных в нарушении действующего законодательства.
Представитель Омского городского Совета - ФИО2 /в соответствии с полномочиями доверенности/ требования не признал, предоставив письменный отзыв /том 4 л.д.66-67/. Просил в удовлетворении заявления отказать.
Представитель Администрации города Омска - ФИО3 /в соответствии с полномочиями доверенности/ требования не признала, поддержав доводы, изложенные в отзыве представителя Омского городского Совета. Дополнительно пояснила, что рассматриваемое гражданское дело касается оспаривания нормативно-правового акта, соответственно заявитель должна доказать, что её права были нарушены.
Представитель Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска ФИО4 /в соответствии с полномочиями доверенности/ возражала против заявленных требований, пояснив, что в соответствии с Генеральным планом муниципального образования городской округ город Омск Омской области спорный земельный участок никогда не входил в ООПТ «Сельхозакадемическая», а был расположен рядом с ней.
Представитель Правительства Омской области ФИО5 /в соответствии с полномочиями доверенности/ оставила рассмотрение данного спора на усмотрение суда.
Представители заинтересованных лиц - Главного управления по земельным ресурсам Омской области, ТУ Росимущества по Омской области, ООО «Салаватстекло-Омск», собственник усадьбы №23, ОРОО Омский областной комитет по правам человека, УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области, МРО церковь «Сурб Аствацацин», ФИО6, СИБНИИ Сельского хозяйства Сибирского отделения Сибирской Академии сельскохозяйственных наук - в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав заявителя, представителей заинтересованных лиц, заключение прокурора, не нашедшего оснований для удовлетворения заявленных требований, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, нашло свое документальное подтверждение и не оспаривалось всеми участниками, что Решением Омского городского Совета от 10.12.2008г. №201 были утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области /далее - Правила/. Названными Правилами установлены виды зон, на которые разграничивается территория г. Омска, определено их правовое положение, в том числе виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в пределах каждой зоны. Для зоны городской рекреации типаР-1 предусмотрен условно разрешенный вид использования культовых зданий и сооружений. Кроме того, приложением к данным Правилам произведено зонирование земельных участков с указанием вида зоны, относящегося к конкретной территории. В частности, установлено, что территория в пределах ул. 1-я Пригородная, ул. Березовая, пр. Королева отнесена к рекреационной зоне типа Р-1 /том 1 л.д.26-127/.
В силу положений п.26 ч.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил землепользования и застройки.
Порядок утверждения правил землепользования и застройки, а также порядок установления территориальных зон регулируется главой 4 ГрК РФ.
По смыслу ст.ст.32,34 ГрК РФ правила землепользования и застройки, установление территориальных зон относится к компетенции представительного органа местного самоуправления. Пунктом 11 ст.35 ГрК РФ предусмотрен такой вид территориальной зоны как рекреационная зона.
Анализ вышеприведенных положений законодательства позволяет сделать вывод о том, что решение вопроса о том, какой зоне соответствует определенная территория г. Омска, а также установление вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в территориальных зонах г. Омска, в том числе рекреационных зон, относится к исключительной компетенции Омского городского Совета. Однако изменение вида разрешенного использования земельного участка не должно нарушать права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков.
В соответствии со ст.7, ч.1 ст.85 ЗК РФ земли особо охраняемых территорий составляют самостоятельную категорию земель РФ. В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым, общественно - деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Таким образом, земельные участки в границах территорий городов могут быть отнесены к земельным участкам, которые по своему целевому /специальному/ назначению относятся к земельным участкам, имеющим особое значение, в том числе, к особо охраняемым территориям в пределах городских поселений.
Из п.4 ст.94 ЗК РФ следует, что порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального значения, порядок использования и охраны таких земель устанавливается органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Судом также установлено, нашло свое документальное подтверждение и не оспаривалось сторонами, что Постановлением Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 07 августа 2000 года № 283-п «Об особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Зеленая зона «Сельхозакадемическая», утверждено Положение об особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Зеленая зона «Сельхозакадемическая». Согласно указанному Постановлению «Зеленая зона «Сельхозакадемическая» площадью 428,47 га является особо охраняемой природной территорией регионального значения и предназначена для использования в природоохранных, рекреационных, эколого - воспитательных и научных целях и относится к категории комплексных. Зеленая зона расположена в следующих границах:
- от моста им. 60-летия ВЛКСМ вдоль ул. Заозерная до пересечения с проспектом им. Королева;
- проспект им. Королева до пересечения с ул. Березовая;
- улица Березовая до пересечения с ул. Красный Путь;
- улица Красный Путь до территории Дома Творчества детей и далее по границе территории Дома Творчества детей до реки Иртыш;
- вдоль уреза воды реки Иртыш до моста им. 60-летия ВЛКСМ.
Указом Губернатора Омской области от 14 марта 2008 года № 25 настоящее постановление признанно утратившим силу.
Вместе с тем, как видно из материалов дела, отмена постановления Главы Администрации /Губернатора/ Омской области от 07.08.2000г. №283-п не предусматривала упразднение особо охраняемой природной территории. Напротив, было принято решение о сохранении статуса особо охраняемых природных территорий в г. Омске /т.1 л.д.230-231/.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона Омской области от 06.10.2005 года № 673-ОЗ «Об охране окружающей среды в Омской области», решение об образовании новых, расширении и упразднении существующих особо охраняемых природных территорий регионального значения принимается правительством Омской области.
Согласно ст.10 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» предусмотрено, что перевод земель особо охраняемых территорий или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством РФ об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко - культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.
Представители заинтересованных лиц в ходе рассмотрения дела не отрицали, что соответствующее положительное заключение государственной экологической экспертизы либо иных экспертиз в соответствии с законодательством РФ об охране окружающей среды на момент отмены Указом Губернатора Омской области постановления Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 07 августа 2000 года № 283-п «Об особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Зеленая зона «Сельхозакадемическая» отсутствовало.
Таковое заключение отсутствовало и на момент рассмотрения настоящего спора.
Таким образом, отмена Указом Губернатора Омской области постановления об объявлении территории особо охраняемой, не влечет за собой автоматического изменения категории земли, либо вида разрешенного использования земельного участка. Такие изменения должны осуществляться в порядке, установленном законом и иными нормативными актами.
Суд не может согласиться с доводами представителя Омского городского Совета о том, что постановление Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 07.08.2000 года № 283-п «Об особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Зеленая зона «Сельхозакадемическая» не является нормативным правовым актом, поскольку оно было опубликовано в газете «Омская правда» от 16.08.2000г. №61 в неполном виде /не опубликованы схема /границы/ данной зоны, а также положение о зоне/, исходя из следующего.
Согласно ч.3 ст.15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
По правилам ч.1,2 Постановления Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 20 января 1998г. N 16-п "О совершенствовании процедуры опубликования правовых актов Администрации области", действовавшего на момент подписания вышеуказанного постановления №283-п от 07.08.2000г., установлено, что постановления Главы Администрации (Губернатора) области, приказы и распоряжения руководителей исполнительных органов государственной власти, осуществляющих свою деятельность на территории Омской области, носящие нормативный характер и затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат обязательному официальному опубликованию в течение семи дней со дня их подписания. Постановлено считать официальным опубликованием правовых актов, издаваемых Главой Администрации (Губернатором) области, руководителями структурных подразделений Администрации области первую публикацию их полного текста в газетах "Омский вестник" или "Омская правда", или в компьютерной справочной правовой системе "Консультант плюс. Омский выпуск".
Приводя вышеуказанный довод, представитель Омского городского Совета ссылается на копию печатного издания - газеты «Омская правда «Намедни» №61 от 16.08.2000г. /том 4 л.д.97/. Однако доказательств того, что оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в неполном виде также и в других источниках их официального опубликования, суду не приведено.
При таких обстоятельствах, суд отвергает приведенные доводы, как не основанные на законе.
Не может также суд согласиться и с доводом заинтересованных лиц о том, что отсутствие информации о Зеленой зоне «Сельхозакаднмическая» в государственном кадастре особо охраняемых природных территорий регионального значения свидетельствует об отсутствии такового статуса у спорного земельного участка /том 4 л.д.49, 91-92/.
Статьей 4 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, который включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.
Вместе с тем, как указано в приведенной норме, государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов.
Таким образом, невключение особо охраняемых природных территорий по тем либо иным причинам в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий не влечет само по себе отсутствие особо охраняемого статуса у той либо иной природной территории, поскольку не порождает такого статуса в силу приведенных выше положений законодательства.
Кроме того, Указом Президента РФ от 31.01.1992 года № 84 «О Российской академии сельскохозяйственных наук» земли, ранее предоставленные Российской академии сельскохозяйственных наук в бессрочное, бесплатное пользование, являются государственной (федеральной) собственностью.
Как пояснил в ходе рассмотрения дела 23.11.2010г. представитель СИБНИИ Сельского хозяйства Сибирского отделения Сибирской Академии сельскохозяйственных наук СИбНИИСХоз входит в систему Российской академии сельскохозяйственных наук и до 23.05.1995г. спорный земельный участок находился в бессрочном и бесплатном пользовании в соответствии с выше указанным актом. Однако Постановлением первого заместителя Главы администрации г. Омска указанный земельный участок был признан муниципальной собственностью. В настоящее время СИБНИИ Сельского хозяйства Сибирского отделения Сибирской Академии сельскохозяйственных наук принадлежат на праве бессрочного, бесплатного пользования следующие земельные участки:
- площадью 22,54 га фактически занимаемых производственной зоной по пр. Королева;
- площадью 86 га фактически занимаемого опытными садами по ул. Березовой;
- площадью 6,42 га фактически занимаемого коммунально - складской зоной по пр. Королева;
- земельный участок, местоположение которого установлено относительно здания, имеющего почтовый адрес: САО <...> ;
- земельный участок, местоположение которого установлено относительно административного здания, имеющего почтовый адрес: САО <...> ;
- земельный участок, местоположение которого установлено относительно здания гаража, имеющего почтовый адрес: САО <...> ;
- земельный участок, местоположение которого установлено в 670м юго - западнее относительно 5-ти этажного административного здания, имеющего почтовый адрес: САО <...> ;
- земельный участок, местоположение которого установлено относительно здания гаража, имеющего почтовый адрес: САО <...> /том 4 л.д.74-90/.
Вместе с тем, судом установлено, что впоследствии распоряжением Первого заместителя главы Администрации г. Омска №1425-р от 06.10.1998г. в Постановление первого заместителя Главы администрации г. Омска от 23.05.1995г. были внесены изменения, согласно которым исключенные из бессрочного владения и пользования СИБНИИ Сельского хозяйства Сибирского отделения Сибирской Академии сельскохозяйственных наук земельные участки были включены в муниципальный земельный фонд, определенный как совокупность существующих земель и территорий, находящихся в пределах городской черты и в границах поселков, находящихся в ведении городского управления /том л.д.122-123/.
Согласно п. 3 ст. 84 Земельного кодекса РФ включение земельных участков в границы населенных пунктов, не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
В силу положений ч.3,9 ст.31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
Решением Омского городского Совета от 25 июля 2007 года № 43 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области» определены территории города Омска с ограниченным использованием, в том числе зеленая зона «Сельхозакадемическая», памятник природы Омские лесные полосы, памятник природы «Городской дендрологический сад» /том 4 л.д.96/.
Таким образом, анализируя совокупность фактических обстоятельств дела суд приходит к выводу о том, что, что при утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области представительным органом местного самоуправления - Омским городским Советом - были допущены нарушения норм действующего законодательства, поэтому требования ФИО1 в части признания недействительным решения Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» в части п.1 графы 12 «культовые здания и сооружения» /буква «У» в столбце Р-1/ таблицы № 1 ст.42 и п.1 ст.47, исключения из условно разрешенного вида использования территории зоны Зоны городской рекреации Р-1- строительство культовых объектов; признания недействительным решения Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» в части указания в Приложении №1 «Карта градостроительного зонирования территорий г. Омска» отнесения участка, расположенного возле микрорайона «СибНИИСХоз», ограниченный ул. 1 Пригородная, ул. Березовая, проспект Королева, к зоне ОД-1; признания недействительным решения Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» в части исключения из Приложения №2 «Карта зон действия ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия на территории г. Омска» - Зоны охраняемого природного ландшафта Агроуниверситет (ОМСХИ) -земельного участка, расположенного возле микрорайона «СибНИИСХоз», ограниченного ул.1-я Пригородная, ул.Березовая, пр.Королева суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно ч.2,3 ст.253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.
Вместе с тем, требования о возложении обязанности внести изменения в п. ст. 47 Правил: Зона городской рекреации Р-1 минимальный процент озеленения (водоемов) в границах земельного участка на территории сквера увеличить до 60% в соответствии со СНиП 2.07.01-89, а также требование о вынесении частного определения в адрес должностных лиц, допустивших нарушение действующего законодательства, не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
В ст.12 Конституции РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
В соответствии с ч.1,2 ст.7 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Из названных норм следует, что суд также не вправе обязать и орган местного самоуправления принять или дополнить какой - либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.
Данный вывод также подтверждается положениями главы 24 ГПК РФ, из которой следует, что суд рассматривает заявления, содержащие требования о признании нормативных правовых актов противоречащими Конституции РФ, федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. При этом суд не вправе обязать соответствующий орган государственной власти принять или дополнить какой - либо нормативный правовой акт.
В соответствии с ч.1 ст.226 ГПК РФ при выявлении случаев нарушения законности суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых ими мерах.
Вынесение частного определения в адрес соответствующей организации или соответствующего должностного лица как мера реагирования суда при выявлении случаев нарушения законности входит в компетенцию суда и является его правом при наличии достаточных к тому оснований, а потому не может содержаться в требованиях граждан, обращающихся в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253, 258 ГПК РФ, суд
Решил:
Требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать недействительным решение Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» в части п.1 графы 12 «культовые здания и сооружения» /буква «У» в столбце Р-1/ таблицы № 1 ст.42 и п.1 ст.47, исключив из условно разрешенного вида использования территории зоны Зоны городской рекреации Р-1- строительство культовых объектов.
Признать недействительным решение Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» в части указания в Приложении №1 «Карта градостроительного зонирования территорий г. Омска» отнесения участка, расположенного возле микрорайона «СибНИИСХоз», ограниченный ул. 1 Пригородная, ул. Березовая, проспект Королева, к зоне ОД-1.
Признать недействительным решение Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» в части исключения из Приложения №2 «Карта зон действия ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия на территории г. Омска» - Зоны охраняемого природного ландшафта Агроуниверситет (ОМСХИ) -земельного участка, расположенного возле микрорайона «СибНИИСХоз», ограниченного ул.1-я Пригородная, ул.Березовая, пр.Королева.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10-ти дней путём подачи кассационной жалобы в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд города Омска.
Судья: /подпись/
Копия верна
Судья
Секретарь