ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5912/2016 от 01.11.2016 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Сочи

01.11.2016 г.

Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Качур С.В.,

при секретаре судебного заседания Балашовой П.П.,

с участием истцов ФИО1, ФИО2, представляющих также интересы несовершеннолетнего истца ФИО3, их представителя ФИО4,

представителя ответчика администрации г.Сочи ФИО5,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО6, ФИО2, ФИО3 к администрации г.Сочи об оспаривании без действия органа местного самоуправления в части не включения дома в региональную и муниципальную программы по переселению граждан из аварийного жилья и обязании предоставить благоустроенное жилое помещение,

установил:

Истцы просят суд признать бездействие администрации г.Сочи в части не включения дома <адрес>, Центрального района г.Сочи в региональную и муниципальную Программы по переселению граждан из аварийного жилья и обязать администрацию г.Сочи предоставить истцам благоустроенное жилое помещение в Центральном районе г.Сочи взамен изъятого жилого помещения в указанном аварийном доме, а именно: квартиру , общей площадью 27 кв.м, расположенную в доме <адрес>

В обоснование требований указывают, что Постановлением главы администрации Центрального района г.Сочи № 393 от 25.04.2006 г. был утвержден "Акт межведомственной комиссии при администрации Центрального района г.Сочи по признанию жилых домов (жилых помещений) не пригодными для проживания от 03.02.2006 г.". Указанным актом, дом <адрес>, Центрального района г.Сочи был признан аварийным и не пригодным для дальнейшего проживания.

Согласно регламента администрации г.Сочи, изданное постановление главы администрации Центрального района города Сочи было утверждено Постановлением главы г.Сочи от 01.02.2007 г. № 128.

Таким образом, с 2007 г. и по настоящее время наш жилой дом <адрес> в Центральном районе г.Сочи является аварийным и подлежащим сносу. Однако до настоящего времени истцам не было предложено другое благоустроенное жилое помещение.

В связи с чем, они вынуждены обратиться в суд с заявлением о понуждении администрации г.Сочи к совершению действий по расселению из аварийного дома и предоставлению нашей семье благоустроенного жилого помещения вне очереди.

Так, их семье на праве собственности принадлежит двухкомнатная квартира <адрес>, общей площадью 27,0 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия <адрес>. В указанной квартире они проживают с 1975 г. и по настоящее время составом семьи 4 человека.

Жилой дом <адрес> в г.Сочи был построен в 1936 г. и его износ составляет более 80 %. Сразу после признания дома аварийным и непригодным для дальнейшего проживания, им было предписано осуществить снос или произвести реконструкцию дома за свой счет и если они не произведут снос дома в установленное время, администрация г.Сочи примет решение о сносе дома, изъятии жилых помещений, а жильцам дома будут предоставлены благоустроенные жилые помещения. С этого момента прошло девять лет, но они по прежнему проживают в аварийном доме, получая от администрации г.Сочи отписки о том, что они будут расселены и дом будет внесен в региональную программу переселения из аварийного жилья, но когда – неизвестно. По вопросу расселения жильцов нашего дома в благоустроенные квартиры они стали обращаться в администрацию г.Сочи и другие инстанции, начиная с 2008 г. Все эти годы они пытались выяснить причину и виновное лицо в том, что с момента признания дома аварийным (2007 г.), никто даже не попытался расселить жильцов дома, никто из администраций как городской, так и районной ни разу не пришли в их дом.

Исходя из ответов администрации г.Сочи на их обращения, усматривается следующее.

Так, департамент городского хозяйства администрации г.Сочи своим письмом от 24.03.2015 г. сообщает.

Между администрацией г.Сочи и ООО "Акцепт" был заключен договор инвестирования от 19.03.2010 г. № 03.3/322 в строительство многофункционального жилого комплекса с подземной автостоянкой по <адрес> Центрального района г.Сочи.

Далее сообщает, что в 2007 г. дом <адрес>, в Центральном районе г.Сочи был признан непригодным для проживания, но департаментом ЖКХ администрации г.Сочи, указанный дом не был включен в муниципальную адресную программу, утв. Постановлением администрации г.Сочи от 29.05.2013 г. № 1050 "Об утверждении Адресной программы муниципального образования город-курорт Сочи по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 гг." в связи с вышеуказанным договором инвестирования между администрацией г.Сочи и ООО "Акцепт".

Дополнительно сообщили, что внесение изменений в указанную муниципальную адресную программу в части увеличения домов не представляется возможным.

Такие же письма они получали в течение нескольких лет. Начиная с 2015 г. и, по настоящее время они стали получать другие письма, в которых уже администрация г.Сочи сообщает, что расселение жильцов дома не предусматривалось указанным выше договором инвестирования, также они и не были включены в муниципальные программы по переселению из аварийного жилья. Таким образом, на сегодняшний день они самостоятельно должны решить вопрос о расселении из аварийного, не пригодного для проживания дома.

Вместе с тем, проживание в указанном доме в настоящее время, представляет собой угрозу для жизни и здоровья. Так, сами контролирующие органы, а именно: администрация г.Сочи, департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края, департамент строительства администрации г.Сочи, департамент архитектуры администрации г.Сочи и другие надзорные организации сообщают. Администрацией г.Сочи 16.04.2013 г. ООО "Акцепт" было выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный 14-ти этажный жилой дом" на земельном участке, расположенном по адресу: г.Сочи, Центральный район, <адрес>. В настоящее время строительство данного объекта закончено. За то время, что велось строительство этого объекта, по их жалобам проводились проверки, в ходе которых было установлено: нарушение отступов строящего объекта от нашего дома, в ходе строительства многоквартирного высотного дома, в их доме были повреждены кровля, внутренняя и наружная отделка жилого дома и т.д. Строительство велось с нарушением всех градостроительных норм. В их квартирах, практически отсутствует инсоляция, так как забор 14-ти этажного построенного дома полностью закрывает доступ к свету, а ночью фонарь нового дома просто ослепляет все окна нашего дома, которые они вынуждены закрывать на ночь одеялами, так как уснуть при таком свете невозможно, не помогают даже темные шторы. В квартирах сырость, грибок, дом в связи с тем, что строящийся объект практически построен в притык к нашему дому, пошел трещинами, расстояние между нашими домами 60 см. Таким образом, отсутствуют условия для нормального проживания в жилых помещениях, принадлежащих нам на праве собственности.

Администрация г.Сочи сообщает им, что согласно п.1 ч.2 ст. 6 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, могут быть включены только многоквартирные дома, признанные до 01.01.2012 г. Таким образом, администрация г.Сочи должна была их давно включить в программу расселения, поскольку их дом был признан аварийным и не пригодным для постоянного проживания в 2007 г.

Т.е. ответы администрации г.Сочи прямо противоречат друг другу, не соответствуют действительности, а кроме того, они не основаны на законе, поскольку согласно Федеральному закону № 185-ФЗ и действующему жилищному законодательству РФ, их давно должны были внести в региональную Программу по переселению из аварийного жилья, либо если имелся договор инвестирования с ООО "Акцепт" как ранее сообщала администрация г.Сочи, последняя обязана была предоставить им благоустроенные жилые помещения с зачетом изъятия земельного участка, так как он практически построил часть своего дома на их земельном участке, что также не отрицает администрация г.Сочи.

Так, при признании многоквартирного жилого дома непригодным для проживания, органы муниципальной власти руководствуются положениями Конституции РФ, Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, учитывают правовые позиции Конституционного Суда РФ, разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".

Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.

Ответчиком администрацией г.Сочи представлен отзыв на иск.

В обоснование возражений ответчик указывает, что администрация г.Сочи считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в рамках краевых адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.12.2015 № 1310 утверждено Положение о министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края.

Так, в соответствии с п.3.21 Положения Министерство выполняет в числе других следующие функции в области жилищной политики:

осуществляет мероприятия по получению и использованию финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда и модернизацию систем коммунальной инфраструктуры за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;

формирует, реализует и осуществляет мониторинг реализации адресных программ Краснодарского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;

создает в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, межведомственную комиссию по оценке жилых помещений государственного жилищного фонда Краснодарского края;

принимает в установленном им порядке на основании заключений межведомственной комиссии по оценке жилых помещений государственного жилищного фонда Краснодарского края решения о признании помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в отношении.

Так, постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.06.2013 № 615 утверждена Адресная программа Краснодарского края "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 гг.".

Разработчиком Программы и ее Координатором в соответствии с указанным постановлением является министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края.

Таким образом, Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по выработке и реализации политики и нормативно-правовому регулированию в области жилищных правоотношений.

В связи с договором инвестирования, заключенным ранее между администрацией г.Сочи и ООО "Акцепт", дом <адрес> г.Сочи не был включен в региональную адресную программу по переселению по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

В настоящее время внесение изменений в указанную программу в части увеличения домов не представляется возможным.

Вместе с тем, согласно ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В настоящее время администрацией г.Сочи осуществляются мероприятия по включению дома <адрес> в г.Сочи в новую Адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, которая на сегодняшний день находится в стадии формирования.

Таким образом, считают, что настоящее исковое заявление является преждевременным, так как органом местного самоуправления предпринимаются все необходимые меры по реализации положений Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищного-коммунального хозяйства".

В судебном заседании истцы и их представитель требования иска поддержали.

Истец ФИО6 просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика иск ссылался на обоснование возражений.

Изучив доводы лиц, участвующих в деле, материалы дела, суд находит основания для удовлетворения иска в части.

Постановлением главы администрации Центрального района г.Сочи № 393 от 25.04.2006 г. был утвержден "Акт межведомственной комиссии при администрации Центрального района г.Сочи по признанию жилых домов (жилых помещений) не пригодными для проживания от ДД.ММ.ГГГГ.". Указанным актом, дом <адрес>, Центрального района г.Сочи был признан аварийным и не пригодным для дальнейшего проживания, данное постановление главы администрации Центрального района г.Сочи утверждено Постановлением главы г.Сочи от 01.02.2007 г. № 128.

ФИО1 на праве собственности принадлежит двухкомнатная квартира <адрес>, общей площадью 27,0 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия . В указанной квартире проживают истцы составом семьи 4 человека.

В силу ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 данной статьи случаев.

В соответствии с п.1 ч.2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Иное толкование п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

Признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу пунктов 38, 47 Положения "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" ЖК РФ не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу и реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают собственники жилых помещений. При рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм ч.1 ст.7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения ч.10 ст.32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме согласно ч.10 ст.32 ЖК РФ применяются нормы частей 1-3, 5-9 ст.32 ЖК РФ.

При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу приведенных законоположений может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

Согласно ст.87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам, наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Исходя из ч.1 ст.89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходит из того, что жилое помещение, занимаемое истцами на праве собственности, признано непригодным для проживания, в связи с чем имеются правовые основания для предоставления семье истцов иного жилого помещения.

Суд также указывает, что обязанность по внеочередному предоставлению жилого помещения законом не поставлена под условие включения дома в адресную программу по расселению, а отсутствие надлежащего финансирования не освобождает орган местного самоуправления от исполнения возложенной на нее ЖК РФ обязанности по обеспечению граждан жилыми помещениями и не может служить основанием для отказа указанным гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией РФ и федеральным законом.

При этом суд не может выйти за рамки полномочий в части определения площади предоставляемого жилого помещения в черте населенного пункта.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным бездействие администрации г.Сочи в части не включения дома <адрес> города Сочи в региональную и муниципальную Программы по переселению граждан из аварийного жилья.

Обязать администрацию г.Сочи предоставить ФИО1, ФИО6, ФИО2, ФИО3 благоустроенное жилое помещение в г.Сочи взамен изымаемого жилого помещения, а именно: квартиры , общей площадью 27 кв.м, расположенную в доме <адрес>.

Отказать в удовлетворении остальной части иска.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено в соответствии с положениями ст.199 и ч.2 ст.108 ГПК РФ 07.12.2016 г.

Председательствующий