Дело № 2-5913/2013
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
02 августа 2013 года
город Архангельск
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Калашниковой А.В.,
при секретаре Поповой И.А.,
с участием прокурора Бакина И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению <данные изъяты> об оспаривании решений Архангельской городской избирательной комиссии, устранении нарушений,
установил:
<данные изъяты> ФИО1 обратилось в суд с заявлением, в котором выражено несогласие с постановлениями Архангельской городской избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № и № об отказе в заверении списков кандидатов в депутаты Архангельской городской Думы двадцать шестого созыва, выдвинутых заявителем по единому избирательному округу и по одномандатным избирательным округам соответственно.
В обоснование заявления указано, что оспариваемыми постановлениями незаконно отказано в заверении списков кандидатов, выдвинутых региональным отделением, на том основании, что региональное отделение не обладает правом на участие в выборах органов местного самоуправления. В силу закона политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключение ограничений, прямо предусмотренных законом. При этом законом не установлены ограничения в части запрета политической партии передать своим региональным отделениям право выдвижения списков кандидатов на муниципальных выборах. Избирательная комиссия муниципального образования осуществляет подготовку, техническое обеспечение и проведение выборов в муниципальные органы власти, однако не вправе решать вопросы о допущении или недопущении кандидатов на выборы, о предоставлении или непредставлении гражданам возможности реализовать свое конституционное право избираться и быть избранным. Отказ в регистрации может быть обусловлен лишь нарушением положений Федерального закона «О политических партиях», который не содержит таких ограничений деятельности партии, какие установлены оспариваемыми решениями. Политическая партия вправе участвовать в выборах и создавать свои структурные подразделения, однако реализация одного из полномочий не свидетельствует о прекращении другого, полномочия носят самостоятельный характер. В качестве устранения нарушений допущенных избирательной комиссией нарушений просит зарегистрировать списки кандидатов в депутаты Архангельской городской Думы двадцать шестого созыва, выдвинутые Архангельским региональным отделением <данные изъяты> по единому избирательному округу и по одномандатным избирательным округам.
В судебном заседании председатель <данные изъяты> ФИО1, представитель <данные изъяты> Личный В.М. требования поддержали. Указали, что считают незаконными постановления Архангельской городской избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № и № об отказе в заверении списков кандидатов в депутаты Архангельской городской Думы двадцать шестого созыва, выдвинутых заявителем по единому избирательному округу и по одномандатным избирательным округам соответственно. Ссылаются на неверный вывод Архангельской городской избирательной комиссии о наличии права на выдвижение списков кандидатов лишь у местного отделения, которого на территории Архангельской области не создано. Региональное отделение уполномочено на участие в выборах всех уровней и выдвижение списков кандидатов в силу Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона «О политических партиях». Несмотря на имеющийся пробел в Уставе <данные изъяты> в части отсутствия у региональных отделений права на участие в первичных выборах, ссылаются на принятие Правлением Центрального Совета Всероссийской политической партии <данные изъяты> решений от 25.05.2013 об участии в региональных выборах на муниципальном уровне в 2013 году и от 25.06.2013 о мерах по реализации полномочий участвовать в выборах. Отказ в допуске к участию в выборах на местном уровне регионального отделения препятствует свободной деятельности политической партии и нарушает конституционные права граждан избираться и быть избранными.
Представитель Архангельской городской избирательной комиссии ФИО2 с требованиями не согласилась. Указала, что избирательной комиссией правомерно отказано в заверении списков кандидатов, представленным избирательным объединением - Архангельским региональным отделением Всероссийской политической партии <данные изъяты>», в связи с нарушением порядка выдвижения списков кандидатов. Полномочия избирательной комиссии на принятие решений об отказе в заверении списков кандидатов прямо предусмотрены Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ, Законом Архангельской области от 08.11.2006 № 268-13-ОЗ. Представленные заявителем в избирательную комиссию документы для заверения списков кандидатов не свидетельствуют о наличии у Архангельского регионального отделения Всероссийской <данные изъяты> права на участие в выборах на муниципальном уровне и права на выдвижение списков кандидатов в депутаты. Вместе с тем, в соответствии со ст. 36 Федерального закона «О политических партиях» региональное отделение имеет право на участие в выборах наравне с самой политической партией только в случае, если это прямо предусмотрено Уставом политической партии. В Уставе <данные изъяты> не предусмотрено полномочие на участие в первичных выборах у регионального отделения, такое полномочие предусмотрено только у местного отделения, которого на территории Архангельской области в настоящее время не создано. Несмотря на предложение уполномоченному представителю регионального отделения представить дополнительные документы для подтверждения права на участие в выборах, такие документы до принятия избирательной комиссией решений об отказе в заверении списков кандидатов представлены не были, на заседание избирательной комиссии представители избирательного объединения не явились. Ссылка заявителя на решение Правления Центрального Совета <данные изъяты> от 25.05.2013 об участии в региональных выборах на муниципальном уровне в 2013 году правового значения не имеет, поскольку п. 8.3.4.1 Устава, на который имеется ссылка в указанном решении, предусматривает право Совета регионального отделения на выдвижение списков кандидатов только на дополнительных и повторных выборах. Решения Правления Центрального Совета <данные изъяты> от 25.06.2013 в избирательную комиссию не представлялось, оценка ему не давалась. Кроме того, согласно Уставу партии Правление Центрального Совета <данные изъяты> не уполномочено делегировать право выдвижения списка кандидатов структурному подразделению. Поскольку для принятия решения избирательной комиссией по вопросу заверения списков кандидатов законом предусмотрен трехдневный срок, в указанный срок дополнительных документов представлено не было, избирательная комиссия обоснованно приняла решение об отказе в заверении списков кандидатов, выдвинутых Архангельским региональным отделением <данные изъяты>. Не согласна также с доводами заявителя о нарушении конституционных прав, прав политической партии на участие в выборах, поскольку соответствующие права должны быть реализованы в установленном законом порядке. Кроме того, указала на равноправие избирательных объединений и единые требования к содержанию документов и порядку выдвижения списков кандидатов на выборы.
Представитель Архангельской городской Думы ФИО3 оставил разрешение спора на усмотрение суда, указав на отсутствие нарушения прав Архангельской городской Думы в данном случае.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определяются Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Пунктом 1 ст. 20 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ определено, что в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; избирательные комиссии муниципальных образований; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие) комиссии; участковые комиссии.
Комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов, а при проведении выборов выборного должностного лица - одного кандидата.
Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам). В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией (п. 2 ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ).
Согласно п. 14 ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона. Одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии.
Законом может быть предусмотрено, что вместе со списком кандидатов избирательное объединение представляет и иные документы, связанные с выдвижением списка кандидатов. При этом законом не может быть предусмотрена обязанность представления копии устава политической партии. Избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением. Федеральным законом может быть установлен иной срок для заверения списка кандидатов. Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов являются отсутствие документов, указанных в законе, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», настоящим Федеральным законом.
Перечень документов, необходимых для представления в избирательную комиссию муниципального образования при выдвижении избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком определен в п. 5.1 ст. 40 Закона Архангельской области от 08.11.2006 № 268-13-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области».
Пунктом 5.2 ст. 40 Закона Архангельской области от 08.11.2006 № 268-13-ОЗ предусмотрено, что избирательная комиссия муниципального образования в течение трех дней со дня приема документов, указанных в п. 5.1 настоящей статьи, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован. Основаниями для отказа в заверении списка являются отсутствие документов, предусмотренных подп. 1 и 3 - 7 п. 5.1 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Согласно п. 7 ст. 40 Закона Архангельской области от 08.11.2006 № 268-13-ОЗ основаниями для отказа в заверении списка кандидатов являются отсутствие документов, указанных в настоящем законе, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Таким образом, исходя из указанных норм федерального и областного законодательства Архангельская городская избирательная комиссия, являющаяся избирательной комиссией муниципального образования «Город Архангельск», организующая выборы в депутаты Архангельской городской Думы двадцать шестого созыва, уполномочена на принятие решений об отказе в заверении списков кандидатов, представленных избирательным объединением, при несоблюдении требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Доводы заявителя об обратном и наличии у избирательной комиссии лишь организационных функций в отношении проводимых выборов на муниципальном уровне несостоятельны и опровергаются приведенными правовыми нормами.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным представителем <данные изъяты> ФИО4 в Архангельскую городскую избирательную комиссию представлены документы для заверения списка кандидатов в депутаты Архангельской городской Думы двадцать шестого созыва, выдвинутых избирательным объединением <данные изъяты> по единому избирательному округу.
Перечень документов, переданных ФИО4 и принятых представителем Архангельской городской избирательной комиссии, указан в подтверждении о приеме документов для заверения списка кандидатов в депутаты Архангельской городской Думы двадцать шестого созыва, выдвинутых избирательным объединением по единому избирательному округу от ДД.ММ.ГГГГ (19 часов 15 минут).
ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным представителем <данные изъяты> ФИО4 в Архангельскую городскую избирательную комиссию представлены также документы для заверения списка кандидатов в депутаты Архангельской городской Думы двадцать шестого созыва, выдвинутых избирательным объединением <данные изъяты> по одномандатным избирательным округам.
Перечень документов, переданных ФИО4 и принятых представителем Архангельской городской избирательной комиссии, указан в подтверждении о приеме документов для заверения списка кандидатов в депутаты Архангельской городской Думы двадцать шестого созыва, выдвинутых избирательным объединением по одномандатным избирательным округам от ДД.ММ.ГГГГ (19 часов 22 минуты).
ДД.ММ.ГГГГ председателем <данные изъяты> ФИО1 представлены дополнительные документы для заверения списка кандидатов в депутаты Архангельской городской Думы двадцать шестого созыва, выдвинутых избирательным объединением по единому избирательному округу, что отражено в подтверждении о приеме документов от 19.07.2013 (15 часов 00 минут).
Из книги регистрации телефонограмм, представленной Архангельской городской избирательной комиссией, следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 19 часов 15 минут уполномоченному представителю Архангельского регионального отделения <данные изъяты> ФИО4 сообщено о заседании избирательной комиссии 20.07.2013 в 13 часов 00 минут по вопросу заверения списков кандидатов по единому и одномандатным округам, а также о необходимости представления дополнительных документов, подтверждающих право выдвижения кандидатов в составе списка до заседания комиссии.
Согласно протоколу заседания Архангельской городской избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № №, открытого в 13 часов 15 минут и закрытого в 13 часов 50 минут, вопросом № 8 рассмотрен вопрос об отказе в заверении списка кандидатов, выдвинутого Архангельским региональным отделением Всероссийской <данные изъяты> по единому избирательному округу, вопросом № 9 - об отказе в заверении списка кандидатов, выдвинутого Архангельским региональным отделением <данные изъяты> по одномандатным избирательным округам.
Постановлением Архангельской городской избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в заверении списка кандидатов в депутаты Архангельской городской Думы двадцать шестого созыва, выдвинутого Архангельским региональным отделением <данные изъяты> по единому избирательному округу.
Постановлением Архангельской городской избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в заверении списка кандидатов в депутаты Архангельской городской Думы двадцать шестого созыва, выдвинутого Архангельским региональным отделением <данные изъяты> по одномандатным избирательным округам.
Основанием для принятия соответствующих решений послужило нарушение порядка выдвижения списка кандидатов избирательным объединением.
При оценке правомерности принятия избирательной комиссией оспариваемых решений суд исходит из следующего.
Согласно пп. 25 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ избирательное объединение - это политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.
Согласно п. 2 ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях».
Статьей 25 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» предусмотрено, что решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности органов местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
Согласно ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе принимать участие в выборах.
В соответствии с п. 7.1 Устава <данные изъяты> организационную структуру <данные изъяты> составляют первичные, местные, региональные отделения.
Структурные подразделения руководствуются и действуют на основании Устава, Программы <данные изъяты> и решений руководящих органов <данные изъяты>
Согласно п. 8.1 Устава высшим руководящим органом регионального отделения является конференция или общее собрание членов <данные изъяты>, состоящих в данном региональном отделении. Пунктом 8.1.1 Устава определено, что руководящими органами регионального отделения являются совет регионального отделения, избираемый конференцией (общим собранием), и его правление.
Полномочия конференции регионального отделения определены в п. 8.2.5 Устава, совета регионального отделения - в п. 8.3.4 Устава соответственно.
Согласно п. 8.3.4.1 Устава совет регионального отделения правомочен принимать решения о выдвижении от регионального отделения кандидатов в депутаты муниципальных законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации на дополнительных и повторных выборах, об исключении выдвинутых от регионального отделения зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в муниципальные органы государственной власти субъектов Российской Федерации за нарушение избирательного законодательства, а также за действия, дискредитирующие Аграрную партию России.
При этом раздел 8 Устава, регулирующий вопросы организации и вопросы ведения региональных отделений политической партии, не содержит указания на то, что региональное отделение вправе участвовать в выборах на муниципальном уровне, выдвигать списки кандидатов в органы местного самоуправления на первичных выборах.
В то же время возможность принятия решения о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органы местного самоуправления предусмотрена для местного отделения политической партии в лице конференции (общего собрания) абзацем 4 пункта 9.2 Устава партии.
Поскольку избирательным объединением, выдвинувшим списки кандидатов в депутаты Архангельской городской Думы, выступило именно Архангельское региональное отделение <данные изъяты>, зарегистрированное в установленном порядке, но не имеющее полномочий на участие в первичных выборах в силу положений Устава партии, избирательной комиссией правомерно приняты решения об отказе в заверении списков кандидатов в связи с нарушением порядка выдвижения списков.
Указание заявителя на то, что данное полномочие делегировано совету регионального отделения решением Правления Центрального Совета <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об участии в региональных выборах на муниципальном уровне в 2013 году, не свидетельствует о соблюдении порядка выдвижения списков кандидатов.
Так, пунктом 3 указанного решения установлено, что согласно п. 8.3.4.1 Устава партии субъектом выдвижения кандидатов в депутаты представительных органов, глав муниципальных образований, является Совет регионального отделения.
Действительно, не умаляя имеющегося у регионального отделения права на выдвижение списков кандидатов на дополнительных и повторных выборах, вместе с тем, суд приходит к выводу, что указанный пункт Устава не предусматривает право совета регионального отделения на выдвижение списков кандидатов на первичных выборах, что имеет место в данном случае.
Иных документов, подтверждающих право регионального отделения на участие в первичных выборах на муниципальном уровне, в избирательную комиссию до принятия ею решений об отказе в заверении списков представлено не было.
Доказательств того, что решение Правления Центрального Совета <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. которое представлено заявителем лишь в суд, представлялось в Архангельскую городскую избирательную комиссию вместе с документами при подаче списков кандидатов ДД.ММ.ГГГГ или позднее, но до принятия избирательной комиссией оспариваемых решений, заявителем не представлено.
Суд также учитывает, что запрос о представлении подтверждающих право на выдвижение списков кандидатов документов своевременно направлялся уполномоченному представителю избирательного объединения (телефонограмма от ДД.ММ.ГГГГ № №).
Оценка указанному документу избирательной комиссией не давалась, решение принималось на основании уже представленных ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ избирательным объединением документов.
Доводы представителя заявителя о том, что при принятии документов ДД.ММ.ГГГГ представитель избирательной комиссии сам указал на отсутствие необходимости в представлении неких документов, в том числе решения Правления Центрального Совета <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, не нашло своего подтверждения в судебном заседании.
Представленное заявителем уведомление о вручении почтового отправления, направленного в адрес избирательной комиссии ДД.ММ.ГГГГ и полученного неким лицом ДД.ММ.ГГГГ, также не подтверждает, что указанное решение было направлено в почтовом конверте.
Кроме того, суд учитывает, что направление дополнительных документов в избирательную комиссию посредством почты ДД.ММ.ГГГГ, в то время как последним днем для принятии решения по вопросу заверения списков являлось также ДД.ММ.ГГГГ (с учетом положений ст. 11.1 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ), не свидетельствует о своевременности принятых заявителем действий.
Вместе с тем, решением Правления Центрального Совета <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в Уставе имеется пробел, влекущий за собой невозможность участия <данные изъяты> в выборах в органы местного самоуправления, в связи с отсутствием в Уставе такого полномочия у иных структурных подразделений кроме местных отделений. Определено, что выдвижение кандидатов в органы местного самоуправления осуществляется советами региональных отделений <данные изъяты>.
С учетом прямого действия п. 2 ст. 36 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях», предусматривающего, что региональные отделения и иные структурные подразделения политической партии вправе принимать участие в выборах в случаях, предусмотренных уставом политической партии, а также с учетом отсутствия в Уставе партии положений о предоставлении региональным отделениям права на участие в выборах на муниципальном уровне, устранение «пробела» в Уставе партии путем принятия Правлением Центрального Совета <данные изъяты> решения о наделении такими полномочиями региональных отделений не может быть признано обоснованным.
Высшим руководящим органом партии в силу п. 6.1 Устава партии является Съезд, именно к его исключительной компетенции относится принятие Устава и внесение в него изменений, дополнений (п. 6.2.6 Устава).
К полномочиям Правления Центрального Совета <данные изъяты> установленным п. 6.5.1 Устава, не отнесено решение вопросов о выдвижении списков кандидатов в органы муниципальной власти (за исключением списков кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в федеральные или региональные органы государственной власти Российской Федерации), и более того, о передаче полномочий по участию в выборах муниципального уровня иным лицам и структурным подразделениям.
Также суд учитывает, что в силу прямого указания федерального закона (ст. 25 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях») решение о выдвижении списков кандидатов в депутаты региональными отделениями может быть принято лишь на конференции или общем собрании регионального отделения, но не на ином органе, в частности совете.
При таких обстоятельствах, с учетом представленных избирательным объединением документов в избирательную комиссию у избирательной комиссии имелись достаточные основания для отказа в заверении списков кандидатов, представленным Архангельским региональным отделением <данные изъяты>
Доводы заявителя о том, что оспариваемые постановления лишают <данные изъяты> права на участие в выборах Архангельской городской Думы, являются несостоятельными.
Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Действующее законодательство устанавливает для партии реализацию ее права на участие в выборах всех уровней посредством соблюдения определенным законом условий, в частности, условий, определяющих возможность участия в выборах региональных отделений политических партий посредством указания соответствующих полномочий в Уставе.
Как установлено выше и никем из сторон не оспаривается, соответствующие полномочия регионального отделения в Уставе партии отсутствуют.
Поскольку отказ Архангельской городской избирательной комиссии заверить списки кандидатов в депутаты Архангельской городской Думы двадцать шестого созыва, выдвинутых избирательным объединением «<данные изъяты>, является законным, заявление Архангельского регионального отделения <данные изъяты> не подлежит удовлетворению.
Оспариваемыми решениями заявителю отказано в заверении списков кандидатов, в связи с чем требование, заявленное в качестве устранения допущенных нарушений, - обязать зарегистрировать списки кандидатов, также не подлежит удовлетворению по основаниям, изложенным выше, а также в связи с тем, что решения об отказе в регистрации в установленном законом порядке избирательной комиссией не принималось.
Поскольку при обращении в суд заявителем не была уплачена государственная пошлина, она подлежит взысканию с Архангельского регионального отделения Всероссийской политической партии «Аграрная партия России» в доход соответствующего бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 261 ГПК РФ, суд
решил:
отказать в удовлетворении заявления <данные изъяты> об оспаривании решений Архангельской городской избирательной комиссии, устранении нарушений.
Взыскать с <данные изъяты> государственную пошлину в размере 200 руб. в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение пяти дней со дня его принятия судом путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено 03 августа 2013 года
Председательствующий А.В. Калашникова