ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5915/17 от 27.10.2017 Балашихинского городского суда (Московская область)

Дело

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

27 октября 2017 года

Балашихинский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Захаровой Е.В.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству строительного комплекса <адрес>, Администрации городского округа Балашиха об обязании включить в список, предоставить государственный жилищный сертификат повторно,

установил:

Решением Красногорского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за истцом признано право на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, в рамках подпрограммы «Жилище» 2016-2020 года. Министерство строительного комплекса <адрес> обязано предоставить истцу государственный жилищный сертификат.

ДД.ММ.ГГГГ администрация городского округа <адрес> выдала истцу жилищный сертификат о предоставлении за счет средств федерального бюджета социальной выплаты в размере 1 875 283 рубля. Срок действия сертификата с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, сроком на 7 месяцев, но в данном случае, указывает истец, сертификат был выдан сроком на 5,5 месяцев. Согласно п.47 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в случае, если в установленные сроки гражданин-участник подпрограммы не приобрел жилое помещение с использованием социальной выплаты, он вправе обратиться в орган исполнительной власти, выдавшей сертификат с просьбой о повторной выдаче сертификата. Правилами не предусмотрено представление участником Подпрограммы каких-либо документов в случае если в установленные сроки действия сертификата им не было приобретено жилое помещение с использованием социальной выплаты. В п.24 Правил указаны сроки и порядок обращения гражданина за получением сертификата. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Администрацию городского округа Балашиха с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата в планируемом 2018 году, включении в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, изъявив желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом 2018 году и выделить истцу государственный жилищный сертификат в планируемом 2018 году.

Администрация городского округа Балашиха до ДД.ММ.ГГГГ письменно не уведомила истца о включении в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом 2018 году и выделить ФИО1 государственный жилищный сертификат в 2018 году. Администрация городского округа Балашиха не выполняет решение Красногорского городского суда <адрес>. Министерство строительного комплекса <адрес> не включили истца в сводный список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом 2018 году и выделить истцу государственный жилищный сертификат в 2018 году. Письменно отказывается уведомить истца о причине не включения его в указанный список. Министерство строительного комплекса <адрес> не выполняет решение Красногорского городского суда <адрес>.

Истец просит суд обязать Администрацию городского округа Балашиха включить его в список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом 2018 году и выделить жилищный сертификат в 2018 году.

Обязать Министерство строительного комплекса <адрес> включить истца в сводный список граждан -участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом 2018 году и выделить \ жилищный сертификат в 2018 году.

Обязать Министерство строительного комплекса <адрес> выдать истцу государственный жилищный сертификат в 2018 году.

Истец в судебное заседание явился, просил иск удовлетворить..

Ответчик - Администрация городского округа Балашиха своего представителя в судебное заседание не направил, представил отзыв указав, что истец обратился к ним с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» на планируемый 2018 год. Рассмотрев заявление, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ-ПА Администрация г.о. Балашиха включила его семью в составе 2-х человек в названный список. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ указанный список направлен в Министерство строительного комплекса <адрес> для формирования сводного списка с последующей выдачей истцу жилищного сертификата. На основании изложенного, нарушений прав истца со стороны Администрации городского округа не допущено.

Ответчик – Министерство строительного комплекса <адрес>, представителя в судебное заседание не направил, представил отзыв, в котором просит производство по делу прекратить, так как имеется вступившее в законную силу ДД.ММ.ГГГГ решение Красногорского городского суда <адрес>. По доводам истца о невыполнении решения суда ответчик сообщает, что обязательства решения суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу о выдаче ГЖС истцу исполнены. Администрацией до сведения истца неоднократно путем письменного уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного личной подписью истца и устных уведомлений (телефонные переговоры) доведена информация о необходимости получения ГЖС от ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 4 Правил установлено, что срок действия сертификата исчисляется с даты его выдачи, указываемой в сертификате, и составляет в отношении владельца сертификата для представления сертификата в банк – 3 месяца, в отношении банка для представления владельцем сертификата документов, предусмотренных п.55 Правил, - 7 месяцев. Сроки действия ГЖС от ДД.ММ.ГГГГ оформлены строго в соответствии с п.4 Правил ( срок предъявления в банк до ДД.ММ.ГГГГ, срок действия до ДД.ММ.ГГГГ). ГЖС от ДД.ММ.ГГГГ истец забрал из Администрации ДД.ММ.ГГГГ. Во исполнение п. 48 Правил и согласно информации Администрации, с истцом заключен договор банковского счета и открыт банковский счет сроком до ДД.ММ.ГГГГ, согласно п.49 Правил. истец, обладающий действующим ГЖС, по которому открыт банковский счет до ДД.ММ.ГГГГ, обращался в Администрацию с заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ о выделение ГЖС в 2018 году. Указанными действиями истец злоупотребил своим правом, грубо нарушил порядок, установленный Правилами, поскольку п. 47 Правил не предусматривает повторную выдачу сертификата до истечения срока ранее выданного сертификата и закрытия банковского счета по заявлению гражданина. Отсылка истца на указанную норму права основана на неверном её толковании.

Пунктом 11 Правил установлено, что право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз.

Таким образом, норма права» закрепленная в Правилах, исключающая возможность повторной выдачи ГЖС в период действия ранее выданного ГЖС, закреплена российским законодателем с целью недопущения со стороны граждан злоупотребления правом, совершения мошеннических действий, направленных на неоднократное получение социальной выплаты по ГЖС для улучшения жилищных условий, а также недопущение нарушения порядка формирования средств федерального бюджета, предусмотренных в качестве социальной поддержки граждан по Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, а также эффективности распределения средств федерального бюджета.

Согласно п. 2 Правил участие в программе является добровольным.

Правилами установлено, что реализация ГЖС посредством приобретения жилого помещения осуществляется участниками подпрограммы самостоятельно и добровольно.

Между тем, ФИО1 в срок действия ГЖС не предпринял необходимых мер, направленных на приобретение жилого помещения в том числе за счет денежных средств, предусмотренных ГЖС от ДД.ММ.ГГГГ. Вместо этого, ФИО1 вступил в активную переписку с различными государственными органами, органами государственной власти о возложении обязанности по приобретению квартиры в <адрес> или <адрес> за счёт средств жилищного сертификата. В том числе Министерством в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено и дан ответ на 18 обращений ФИО1 с подробным разъяснением порядка реализации ГЖС, а также разъяснениями по вопросу приобретения жилого помещения исключительно за счет средств социальной выплаты без привлечения личных и заемных средств на территории <адрес>, где средняя рыночная стоимость 1 кв.м общей площади жилья значительно меньше чем в г.о. <адрес>, а также проинформированы о рекомендации ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Минстроя России о взаимодействии с ООО «Ипотечный центр МДМ-Бр», оказывающим содействие в реализации ГЖС на территории <адрес>.

Указанные рекомендации истцом проигнорированы, в результате бездействия ФИО1 по реализации ГЖС привели к неэффективному использованию средств федерального бюджета в 2017 году, и не позволили другим участникам подпрограммы по г.о. <адрес>, на которых не хватило средств федерального бюджета, улучшить жилищные условия.

Выслушав истца, проверив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.

Решением Красногорского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за истцом признано право на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, в рамках подпрограммы «Жилище» 2016-2020 года. Министерство строительного комплекса <адрес> обязано предоставить истцу государственный жилищный сертификат.

Во исполнение решения суда истцу ДД.ММ.ГГГГ выдан ГЖС от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Истец считает доводы Министерства строительного комплекса о том, что он в срок действия ГЖС не предпринял необходимых мер, направленных на приобретение жилого помещения в том числе за счет денежных средств, предусмотренных ГЖС от ДД.ММ.ГГГГ, несостоятельными, так как он не реализовал свое право ввиду недостаточности денежных средств и времени ( всего 5,5 месяца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) для приобретения жилого помещения. В связи с чем, истец обратился повторно для получения ГЖС на 2018 год.

Дважды, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истец обращался в Администрацию городского округа Балашиха с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» на планируемый 2018 год.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ-ПА Администрация г.о. Балашиха включила его семью в составе 2-х человек в названный список.

Как следует из отзыва Администрации городского округа Балашиха письмом от ДД.ММ.ГГГГ указанный список направлен в Министерство строительного комплекса <адрес> для формирования сводного списка с последующей выдачей истцу жилищного сертификата.

В силу п. 47 Правил - в случае если в установленные сроки действия сертификата гражданин - участник подпрограммы не приобрел жилое помещение с использованием социальной выплаты, он вправе обратиться в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, с просьбой о повторной выдаче сертификата. Решение о повторной выдаче сертификата принимает орган исполнительной власти.

Факт того, что истец имеет право на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом установлен судом и доказыванию не подлежит.

Истец не имеет возможности реализовать свое право на улучшение жилищных условий путем реализации прав, предусмотренных государственным жилищным сертификатом на основании п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" от ДД.ММ.ГГГГ N 153, в связи с истечением срока действия государственного жилищного сертификата, в связи с чем, как указано. выше, он обратился с заявлением о повторной выдаче сертификата, основания для получения государственного жилищного сертификата у истца не отпали, в связи с чем действия ответчиков, выразившееся в непредставлении истцу государственного жилищного сертификата повторно, в силу п. 47 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 153, являются не законными, поскольку право на получение ФИО1 государственного жилищного сертификата не утрачено, а выданный ранее государственный жилищный сертификат не реализован, право на повторное получение государственного жилищного сертификата не потерял.

В п. 24, 25, 26 Правил указано, что в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.

Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует в отношении граждан, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N 2, утверждает его и в течение 10 рабочих дней после утверждения представляет его государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Не допускается включение в сводный список тех граждан - участников подпрограммы, которые получили сертификат в текущем году. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане – участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.

Включение граждан - участников подпрограммы в сводный список после его утверждения допускается на основании решения органа исполнительной власти, утвердившего сводный список, с соблюдением хронологической последовательности формирования указанного списка, установленной в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.

Истец до ДД.ММ.ГГГГ, в установленные Правилами сроки, обратился в Администрацию городского округа Балашиха с заявлением о выделении сертификата в планируемом 2018 году. Администрация рассмотрев заявление, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ-ПА включила истца с семьей из 2-х человек в названный список, нарушив сроки, указанные в Правилах, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, истец в сводный список граждан не включен Министерством строительного комплекса, как следует из ответа Администрации городского округа Балашиха в адрес истца от ДД.ММ.ГГГГТГ-50498 о повторной выдаче ГЖС в 2018 году, заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено на заседании от ДД.ММ.ГГГГ общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации городского округа Балашиха. Комиссией было принято решение о включении истца в список на получение ГЖС в 2018, и ДД.ММ.ГГГГ список граждан-участников подпрограммы «Жилище», изъявивших желание получить жилищный сертификат в планируемом 2018 году был направлен в Министерство строительного комплекса <адрес>, которое формирует сводный список граждан на получение жилищного сертификата в планируемом году, представленные Администрацией городского округа Балашиха Список и учетные дела граждан-участников Подпрограммы, оставило без рассмотрения.

Суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, поскольку права истца на получение ГЖС повторно нарушены.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 к Министерству строительного комплекса <адрес>, Администрации городского округа Балашиха об обязании включить в список, предоставить государственный жилищный сертификат повторно удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа Балашиха включить ФИО1 в список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом 2018 году.

Обязать Министерство строительного комплекса <адрес> включить ФИО1 в сводный список граждан -участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом 2018 году.

Обязать Министерство строительного комплекса <адрес> выдать ФИО1 государственный жилищный сертификат в 2018 году.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Федеральный судья Е.В. Захарова

Мотивированное решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ года

Судья Захарова Е.В.