ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5915/2021 от 28.09.2021 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело

26RS0-03

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Промышленный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Старовойтовой Н.Г.,

при секретаре Нартоковой Е.Н.

с участием:

истца ФИО1 и его представителя по доверенности ФИО2,

представителя ответчика по доверенности ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> края (межрайонное) о досрочном назначении пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском (впоследствии уточненным) к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> края (межрайонное), в котором просит суд признать незаконным решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, включить периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости, ссылаясь на то, что он осуществлял трудовую деятельность, связанную с непосредственным обслуживанием воздушных судов гражданской авиации, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в период с 1984 по 2014 год, считает принятое ответчиком решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, а периоды работы старшего техника, авиатехника, бригадира авиатехников службы ГСМ (горюче-смазочных материалов) в аэропорту <адрес>, функционировавшего в указанные периоды под разными наименованиями и организационно-правовой формой, подлежащими включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. Истец просит суд периоды работы: с дата по дата в должности старшего техника службы ГСМ (горюче-смазочных материалов) в Ставропольском объединенном авиаотряде Северо-Кавказского управления гражданской авиации; с дата по дата в должности авиатехника ГСМ (по горюче-смазочным материалам) в Ставропольской акционерной авиакомпании; с дата по дата в должности бригадира авиатехников ГСМ (по горюче-смазочным материалам) в Ставропольской акционерной авиакомпании; с дата по дата в должности авиатехника – бригадира службы ГСМ в порядке перевода из Ставропольской акционерной авиакомпании, с дата по дата в должности авиатехника ГСМ службы ГСМ в Ставропольском филиале ГУАП «Кавминводыавиа» (впоследствии – ОАО «Международный аэропорт Ставрополь») включить в льготный стаж для цели досрочного назначения трудовой пенсии по старости в силу того, что указанные должности по своим трудовым функциям относятся к непосредственному инженерно-техническому обслуживанию воздушных судов; признать за истцом право на досрочное назначение страховой пенсии и обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости с 03.04.2021г.

Истец ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске, просили удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, поскольку отсутствует документальное подтверждение соответствия характера условий работ, выполняемых ФИО1, характеру и условиям труда, дающим право на пенсионные льготы. Считает, что оснований для досрочного назначения страховой пенсии по старости не имеется, т.к. должность авиатехника ГСМ не включена в Список . Кроме того, отсутствуют документы, подтверждающие работу истца на условиях полного рабочего времени.

Допрошенная при рассмотрении дела свидетель Свидетель №1 показала, что она работала в аэропорту <адрес> с 1971г. по 2014г. В указанный период вместе с ней работал ФИО1 Она являлась непосредственным руководителем ФИО1 Истец с 1984г. работал в данной организации авиатехником ГСМ, впоследствии - бригадиром службы ГСМ. Поскольку она вела табель учета рабочего времени во вверенном ей подразделении, она подтверждает, что истец работал на условиях полного рабочего времени, полную смену. Рабочая функция истца состояла в непосредственном предполетном обслуживании воздушных судов, а именно: заправка самолетов топливом. Кроме того, работы по заправке самолетов относились к вредным, в связи с чем у авиатехников ГСМ были дополнительные отпуска, а также выдавалось молоко. Также авиатехникам ГСМ выдавалась специальная одежда летнего и зимнего периода.

Допрошенный при рассмотрении дела свидетель ФИО4 показал, что он вместе с ФИО1 работал в аэропорту <адрес> в должности сначала водителя, позже начальником колонны спецавтотранспорта самолето-моторного парка службы спецавтотранспорта. В обязанности истца входило предполетное обслуживание воздушных судов (заправка ГСМ) в течение полной рабочей смены.

Допрошенный при рассмотрении дела свидетель ФИО5 показал, что он проработал с ФИО1 в аэропорту <адрес> в одной смене 14 лет, сначала водителем, потом бригадиром водителей самолето-моторного парка службы спецавтотранспорта. В обязанности истца входило непосредственное обслуживание воздушных судов — заправка, ФИО1 работал в течение полной рабочей смены. Данные работы относились к вредным, в связи с чем им давались дополнительные дни отпуска, молоко и спецодежда.

Выслушав участников процесса, заслушав показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 8 Федерального закона от дата N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от дата N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" указано, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

В ч. 2 ст. 30 Федерального закона от дата N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

При исчислении стажа применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях в РФ", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 516.

В подпункте "з" пункта 1 Постановления Правительства РФ от дата N 665 (ред. от дата) "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации и инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, соответственно - Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона Р. "О государственных пенсиях в Р.", и Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона Р. "О государственных пенсиях в Р.", утвержденные Постановлением Совета М. Р. от дата N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением".

Согласно п. 1 Списка N 459, в данный список включены авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований.

дата Постановлением Совета М. С. N 1412 утверждено Положение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава. В п. 1 названного Положения указано, что пенсии за выслугу лет назначаются работникам летного (летно-испытательного) состава, работникам, осуществляющим управление воздушным движением, и работникам инженерно-технического состава независимо от ведомственной подчиненности предприятий, учреждений и организаций, в которых они работают.

Пунктом 11 Положения предусмотрено, что пенсии за выслугу лет работникам инженерно-технического состава назначаются: начальникам смен, инженерам всех наименований, мастерам (контрольным мастерам), авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований, непосредственно занятым на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на предприятиях (объединениях), в летно-испытательных комплексах (станциях) научно-исследовательских, авиационно-спортивных организаций и заводов, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений гражданской авиации.

Министерством социального обеспечения Р. в Инструктивном письме от дата-И разъяснено, что при определении занятости отдельных категорий работников на работах в службах: летной, управления воздушным движением и в инженерно-авиационной следует руководствоваться Перечнями, разработанными Министерством гражданской С. и Министерством авиационной промышленности С. (Приложения N 1, N 2, N 3).

Приложением N 3 к вышеназванному инструктивному письму Министерства социального обеспечения Р. от дата установлен Перечень профессий рабочих предприятий и организаций МАП, других министерств и ведомств, непосредственно занятых на работах по оперативному и периодическому инженерно-авиационному, инженерно-техническому обеспечению и проведению испытаний, исследований и доводке воздушных судов, их систем на аэродромах, полигонах и базах заказчика, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Принимая во внимание, что в Список от дата N 459 профессии включены под общим наименованием (авиационные техники), то при назначении вышеуказанной досрочной трудовой пенсии также должен применяться указанный перечень. Авиационный механик по горюче-смазочным материалам относится к профессии рабочих предприятий и организаций МАП, других министерств и ведомств, непосредственно занятых на работах по оперативному и периодическому инженерно-авиационному, инженерно-техническому обеспечению и проведению испытаний, исследований и доводке воздушных судов, их систем на аэродромах, полигонах и базах заказчика, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.

Согласно п. 9 Раздела II Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от дата N 258н "Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости" периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отдельных категорий работников авиации подтверждаются для работников инженерно-технического состава авиации - трудовой книжкой, а также на основании справок, выдаваемых работодателями в подтверждение непосредственной занятости полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.

Таким образом, законодатель связывает реализацию права на досрочное пенсионное обеспечение с условиями и характером выполняемых работником работ, а также что право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны С., МВД С. И КГБ С. (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации.

Основным показателем условий труда работников инженерно-технического состава является наличие на рабочем месте вредности вследствие непосредственного обслуживания воздушных судов в аэродромных условиях. Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается справками, выдаваемыми соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.

По делу установлено, что 25.02.2021г. ФИО1, 03.04.1964г. рождения, обратился в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> края (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной пенсии в соответствии с п. 15 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от дата N 400-ФЗ.

Ответчик решением от дата в назначении вышеуказанной пенсии отказал ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа на момент обращения. Согласно расчету ответчика льготный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 15 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, на дату обращения за назначением пенсии составляет 0 лет 0 месяцев 0 дней, страховой стаж – 36 лет 09 месяцев 26 дней.

Ответчиком отказано во включении в льготный стаж периодов работы истца: - с дата по дата старшим техником ГСМ в Ставропольском объединенном авиаотряде (в дальнейшем – Ставропольская акционерная авиакомпания ГЕМ); - с дата по дата авиатехником ГСМ (по горюче-смазочным материалам) в Ставропольской акционерной авиакомпании; - с дата по дата бригадиром авиатехников ГСМ (по горюче-смазочным материалам) в Ставропольской акционерной авиакомпании; - с дата по дата авиатехником – бригадиром службы ГСМ (авиатехником по горюче-смазочным материалам (бригадир)) в ЗАО «Аэропорт «Ставрополь»; - с дата по дата авиатехником ГСМ службы ГСМ в Ставропольском филиале ГУАП «Кавминводыавиа» (впоследствии – ОАО «Международный аэропорт Ставрополь»). Основанием для отказа является отсутствие документального подтверждения занятости ФИО1 в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации в течение полного рабочего дня.

Согласно справке от 04.08.2021г., выданной АО «Международный аэропорт Ставрополь», ФИО1 действительно работал в открытом акционерном обществе «Международный аэропорт Ставрополь» и выполнял работы по периодическому и оперативному аэродромному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации в части, относящейся к заправке воздушных судов авиаГСМ в течение полного рабочего дня.

Согласно п. 5.1. Приказа Минтранса РФ от дата N ДВ-58 (ред. от дата) «Об утверждении Наставления по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России. НТЭРАТ ГА-93», заправку воздушных судов топливом и маслом осуществляют работники служб ГСМ, спецтранспорта, ИАС и др., допущенные к производству этих работ, в соответствии с принятым в авиапредприятии распределением производственных функций. Заправка воздушного судна включает в себя следующие этапы: подъезд по команде ответственного за ВС работника средства заправки, в соответствии с утвержденной авиапредприятием схемой подъезда; контрольный осмотр заправочных средств; предъявление должностному лицу (работнику), под ответственностью которого находится ВС, контрольного талона на ГСМ, слитой из отстойника ТЗ пробы ГСМ, и получение от него разрешения на заправку; заземление заправочного средства и установку под его колеса упорных колодок, подключение троса выравнивания электрического потенциала ТЗ и воздушного судна; стыковку наконечника раздаточного рукава с заправочным штуцером на ВС при закрытой заправке, обеспечение электрического соединения штыря раздаточного крана (пистолета) с бортовым гнездом у горловины бака на ВС при открытой заправке (при отсутствии гнезда - перед началом заправки необходимо коснуться раздаточным краном обшивки судна не ближе 1,5 м от горловины бака); открытие горловин топливных баков (заправочных штуцеров); заправку баков топливом; отсоединение наконечника раздаточного рукава от бортового штуцера заправки и закрытие горловин, штуцеров после заправки.

Таким образом, в должностные обязанности авиатехника ГСМ входило непосредственное обслуживание (заправка) воздушных судов.

Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, анализируя приведенные нормы закона применительно к установленным обстоятельствам дела, приняв во внимание п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 30 от дата "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", суд приходит к выводу о правомерности заявленных исковых требований, поскольку при рассмотрении дела установлены обстоятельства работы истца в спорный период в должностях инженерно-технического состава по обслуживанию воздушных судов в должностях авиатехника ГСМ, что соответствует Списку должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета М. Р. от дата N 459.

В силу ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Таким образом, назначение страховой пенсии по старости обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.

ФИО1 обратился в пенсионный орган с заявлением 25.02.2021г.

При включении в подсчет специального стажа истца спорного периода с учетом периодов, включенных в подсчет специального стажа пенсионными органами, специальный стаж истца на дату обращения в пенсионные органы составлял более требуемых 20 лет.

Однако истец просит суд обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости с 03.04.2021г. Суд считает возможным удовлетворить указанное требование истца, поскольку на указанную дату у истца имелся стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края (межрайонное) от дата, незаконным.

Обязать Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края (межрайонное) включить ФИО1 в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от дата N 400-ФЗ следующие периоды работы:

- с дата по дата старшим техником ГСМ в Ставропольском объединенном авиаотряде (в дальнейшем – Ставропольская акционерная авиакомпания ГЕМ);

- с дата по дата авиатехником ГСМ (по горюче-смазочным материалам) в Ставропольской акционерной авиакомпании;

- с дата по дата бригадиром авиатехников ГСМ (по горюче-смазочным материалам) в Ставропольской акционерной авиакомпании;

- с дата по дата авиатехником – бригадиром службы ГСМ (авиатехником по горюче-смазочным материалам (бригадир)) в ЗАО «Аэропорт «Ставрополь»;

- с дата по дата авиатехником ГСМ службы ГСМ в Ставропольском филиале ГУАП «Кавминводыавиа» (впоследствии – ОАО «Международный аэропорт Ставрополь»).

Признать за ФИО1 право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края (межрайонное) назначить ФИО1 страховую пенсию по старости с дата.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 05.10.2021г.

Судья Старовойтова Н.Г.