Дело № 2-5916/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 29 августа 2018 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Котовой С.М.
при секретаре Каруш В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сидоровой А.Н. к Правительству Тюменской области, Администрации Нижнетавдинского района Тюменской области о предоставлении жилого помещения, заключении договора социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Сидорова А.Н. обратилась в суд с иском (с учетом уточнений) к Правительству Тюменской области, Администрации Нижнетавдинского района Тюменской области о возложении обязанности на Правительство Тюменской области предоставить жилое помещение, соответствующее требованиям жилищного законодательства на территории Нижнетавдинского муниципального района Тюменской области, а при отсутствии такого в границах соответствующего муниципального района или городского округа, возложении обязанности на Администрацию Нижнетавдинского района Тюменской области принять решение о заключении договора социального найма, заключить договора социального найма, передать жилое помещение, отвечающее требованиям жилищного законодательства, находящегося на территории Нижнетавдинского муниципального района Тюменской области.
Требования мотивированы тем, что на основании решения Нижнетавдинского районного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ между сектором по опеке, попечительству и охране прав детства Нижнетавдинского района Департамента социального развития Тюменской области и Сидоровой А.Н. ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей в отношении квартиры по адресу: <адрес>. Указанный договор прекратил свое действие ДД.ММ.ГГГГ. При этом договор социального найма по настоящее время с истицей не заключен, поскольку предоставленное жилое помещение является неблагоустроенным и не пригодным к проживанию. Кроме того, в жилом помещении, находящимся над предоставленной истице квартирой, произошел пожар, в связи с чем квартиру затопило. Учитывая изложенное, истица просит возложить обязанность на Правительство Тюменской области предоставить жилое помещение, соответствующее требованиям жилищного законодательства на территории Нижнетавдинского муниципального района Тюменской области или территории иного района, возложить обязанность на Администрацию Нижнетавдинского района Тюменской области принять решение о заключении договора социального найма, заключить договора социального найма, передать жилое помещение, отвечающее требованиям жилищного законодательства и находящееся на территории Нижнетавдинского муниципального района Тюменской области.
Истица Сидорова А.Н., ее представитель Колиенко С.В. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель Правительства Тюменской области Сергиенкова Л.Ю. в судебном заседании с иском не согласилась.
Представитель Нижнетавдинского муниципального района Тюменской области Киселев А.Ю. в судебном заседании с иском не согласился.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно пункту 6 статьи 8 Федерального закона срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона, составляет пять лет. При этом в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 статьи 8 Федерального закона, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.
В силу пункта 6 статьи 8 Федерального закона по окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 статьи 8 Федерального закона, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 статьи 8 Федерального закона, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Из содержания указанных норм права следует, что жилое помещение предоставляется однократно по договору найма специализированного жилого помещения и после истечения срока указанного договора и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, на данное жилое помещение заключается договор социального найма.
Как следует из материалов дела, жилой дом по адресу <адрес> был построен в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ введен в эксплуатацию, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации Тюменской области на указанный дом.
Решением Нижнетавдинского районного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № на Правительство Тюменской области возложена обязанность обеспечить предоставление Сидоровой А.Н. вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, общей площадью не менее 18 кв.м., отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям на территории Нижнетавдинского муниципального района Тюменской области из специализированного жилищного фонда Тюменской области.
Во исполнение вышеуказанного судебного решения ДД.ММ.ГГГГ с Сидоровой А.Н. заключен договор найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № (далее — Договор).
В соответствии с пунктом 1 Договора наймодатель передал нанимателю во владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее из квартиры, общей площадью 27,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, для временного проживания в нем.
Пунктом 2 Договора предусмотрено, что жилое помещение является благоустроенным применительно к условиям <адрес>.
Согласно акту приема-передачи жилого помещения нанимателю от ДД.ММ.ГГГГ№ к договору найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от ДД.ММ.ГГГГ№, следует, что жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> является пригодным для проживания, его состояние соответствует требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям, предусмотренным действующим законодательством.
Заключением о наличии (отсутствии) обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возврата 23 лет, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, подготовленного Управлением социальной защиты населения Нижнетавдинского района Департамента социального развития Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ Сидорова А.Н. признана социально адаптированной, принято решение о возможности заключения договора социального найма в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
Распоряжением Правительства Тюменской области № от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> исключено из государственного специализированного жилищного фонда (л.д. 92,93).
Однако, согласно пояснениям истицы договор социального найма на занимаемое жилое помещением либо иное жилое помещение с ней не заключен, поскольку при предоставлении Сидоровой А.Н. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение было передано с недостатками, а именно, оно являлось неблагоустроенным, непригодным для проживания, каким и является на данный момент времени.
О том, что жилье не соответствует требованиям истице стало известно с в ДД.ММ.ГГГГ, с указанного времени истца по настоящее время обращается в компетентные органы.
Так, согласно ответу Главного управления строительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что предоставленное жилое помещение имеет недостатки, которые подлежат устранению (следы протечек на потолке и стенах, насекомые в кВ. №). Истице было предложено на время проведения ремонта иное жилое помещение, от переезда в которое она отказалась (л.д. 26, 83, 83 оборотная сторона).
Экспертным заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» о соответствии (несоответствии) зданий, территории, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и других подобных объектов, используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для осуществления своей деятельности требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ установлено в том числе несоответствие жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» по состоянию на 2016 год - следы протечек на потолке и стенах, насекомые в кВ. № (л.д. 17-19, 20-24).
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Нижнетавдинского муниципального района Сидоровой А.Н. дан ответ, в котором указано на проведение ремонтных работ застройщиком ООО «Тукман лес». Ремонтные работы в квартире № не проведены в связи с отсутствием доступа в квартиру (л.д.84).
Согласно заявлению Сидоровой А.Н. на имя главы Нижнетавдинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истица отказывается от проведения капитального ремонта предоставленной квартиры (л.д.85).
ДД.ММ.ГГГГ в доме <адрес> на втором этаже произошел пожар. В результате пожара выгорела внутренняя отделка второго этажа, водой залита внутренняя отделка квартиры № повреждены двери при проведении вскрытия для проведения обследования, что следует из справки ОНД и П по Нижнетавдинскому муниципальному району МОНДДиПР № УНДиПР ГУ МСЧ РФ по ТО № от ДД.ММ.ГГГГ, заключения о причинах пожара от ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Нижнетавдинского муниципального района приято решение о проведении аукциона по ремонту квартиры <адрес> в течение 20 дней с момента заключения контракта.
Кроме того в отношении квартира № и мест общего пользования в многоквартирном доме заключен муниципальный контракт на проведение капитальных работ на срок 45 дней.
В судебном заседании представитель Администрации Нижнетавдинского муниципального района пояснил, что истице предложено заключение договора социального найма. Проект договора предоставлен в судебное заседание. В настоящее время договор социального найма в отношении предоставленной квартиры не заключен, так как истица уклоняется от его заключения. Кроме того, в сентябре будут проведены работы по ремонту квартиры, устранены последствия тушения пожара.
Доводы истца о том, что при предоставлении ей жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение было передано ей с недостатками, оно являлось неблагоустроенным, непригодным для проживания, в связи с чем Правительство Тюменской области должно обеспечить предоставление жилья, а на Администрацию Нижнетавдинского муниципального района Тюменской области должна быть возложена обязанность принять решение о заключении договора социального найма, его заключении, передаче жилого помещения, отвечающего требованиям жилищного законодательства, находящееся на территории Нижнетавдинского муниципального района Тюменской области судом отклоняются по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения (часть 1). Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (часть 2). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 3). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (часть 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее по тексту - Положение).
Требования, которым должно отвечать жилое помещение, определены параграфом 2 Положения.
Согласно п. 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Таким образом, признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется исключительно межведомственной комиссией. Следовательно, предоставленное экспертное заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» от ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствует о непригодности данного жилого помещения.
При этом суд также учитывает, что жилой дом по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод в эксплуатацию, что в соответствии с ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ свидетельствует о его соответствии требованиям законодательством Российской Федерации.
К тому же вины Администрации Нижнетавдинского муниципального района в повреждении жилого помещения в результате пожара не имеется, однако в жилом помещении будет проведен ремонт в связи с устранением последствий тушения пожара. Договор социального найма подготовлен, предоставлен для заключения истице, однако последняя его не подписывает, утверждая о несоответствии занимаемого жилого помещения требования законодательства.
Кроме того, предоставление жилых помещений по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области определено законом Тюменской области от 07.10.1999 N 137.
Так, частью 2 статьи 7 Закона Тюменской области определены категории граждан, имеющих право быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области. К ним относятся:
-инвалиды и участники Великой Отечественной войны, инвалиды и участники боевых действий на территориях других государств в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах";
- граждане, являющиеся нетрудоспособными членами семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий на территориях других государств, состоявшие на иждивении и получающие (имеющие право на получение) пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации; родители, не вступившая (не вступивший) в повторный брак супруга (супруг) погибшего инвалида, участника Великой Отечественной войны, ветерана боевых действий на территориях других государств; родители, не вступившая (не вступивший) в повторный брак и одиноко проживающая (проживающий) супруга (супруг) умершего участника Великой Отечественной войны, ветерана боевых действий на территориях других государств;
- инвалиды первой и второй групп, вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ;
- реабилитированные лица, пострадавшие от политических репрессий, утратившие жилые помещения в связи с репрессиями, в случае возвращения на прежнее место жительства для проживания в те местности и населенные пункты Тюменской области, где они проживали до применения к ним репрессий;
- граждане, осуществляющие трудовую деятельность по основному месту работы в созданных Тюменской областью, муниципальными образованиями Тюменской области соответственно государственных, муниципальных учреждениях всех типов (автономных, бюджетных, казенных), организациях, образованных в результате реорганизации таких учреждений, а также хозяйственных обществах, в уставном капитале которых доля участия Тюменской области составляет 100%, и объем услуг, оказываемых данными хозяйственными обществами по государственному или муниципальному заказу, превышает 40% от общего объема оказываемых услуг в данных учреждениях, организациях и хозяйственных обществах (граждане, работающие в организациях бюджетной сферы).
Таким образом, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и дети, оставшиеся без попечения родителей, к указанным в части 2 статьи 7 Закона Тюменской области категориям не относятся, в связи с чем, право требования обеспечения жилого помещения по договору социального найма к Правительству Тюменской области у них отсутствует. При этом, обязанность по предоставлению жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения на основании решения суда указанным ответчиком исполнена.
Учитывая вышеизложенное суд считает, что требования истицы не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Сидоровой А.Н. к Правительству Тюменской области, Администрации Нижнетавдинского района Тюменской области о возложении обязанности на Правительство Тюменской области предоставления жилого помещения соответствующего требованиям жилищного законодательства на территории Нижнетавдинского муниципального района Тюменской области, а при отсутствии в границах соответствующего муниципального района или городского округа, возложении обязанности на Администрацию Нижнетавдинского района Тюменской области принять решение о заключении договора социального найма, заключить договора социального найма, передать жилое помещение, отвечающее требованиям жилищного законодательства, находящегося на территории Нижнетавдинского муниципального района Тюменской области, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Центральный районный суд г. Тюмени в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 3 сентября 2018 года.
Председательствующий: С.М. Котова