ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-591/18 от 24.09.2018 Одоевского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 сентября 2018 года п. Одоев

Одоевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Валицкой Л.В.,

при секретаре Миляевой Е.Н.,

с участием прокурора Одоевского района Маклина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора Одоевского района Тульской области в интересах муниципального образования Одоевский район в лице администрации муниципального образования Одоевский район к Гордееву Павлу Владимировичу о взыскании денежных средств в порядке регресса,

установил:

прокурор Одоевского района Тульской области обратился в Одоевский районный суд в интересах муниципального образования Одоевский район в лице администрации муниципального образования Одоевский район с иском к Гордееву Павлу Владимировичу о взыскании денежных средств в порядке регресса. Свои требования обосновывает тем, что между ООО «Тульская транспортна компания» в лице филиала «Щекинский», Суворовского ОП, Арсеньевского ОП на основании муниципальных контрактов перевозки школьников пассажирским транспортом, заключенных с МКОУ «Одоевская средняя общеобразовательная школа им. В.Д. Успенского», МКОУ «Одоевская школа им. Героя Советского Союза А.Д. Виноградова», МКОУ «Стрелецкая основная общеобразовательная школа», МКОУ «Апухтинская основная общеобразовательная школа», МКОУ «Рылевская средняя общеобразовательная школа», МКОУ «Левенская основная общеобразовательная школа», МКОУ Жемчужниковская основная общеобразовательная школа», МКОУ Сомовская основная общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза Д.М. Шарова» транспортная компания оказала услуги по перевозке школьников от места жительства к месту учебы и обратно, в свою очередь МКОУ приняли на себя обязательства по оплате этих услуг ежемесячно, не позднее 10 числа следующего месяца за отчетным. Однако взятые на себя обязательства по оплате услуг по перевозке школьников МКОУ своевременно исполнены не были, в связи с чем решением Арбитражного суда Тульской области от 15.03.2017 г. были частично удовлетворены исковые требования ООО «Тульская транспортная компания» к муниципальному образованию Одоевский район в лице Комитета образования, культуры, молодежной политики и спорта администрации муниципального образования Одоевский район, муниципальному образованию Одоевский район в лице Финансового управления администрации муниципального образования Одоевский район, муниципальному образованию Одоевский район в лице администрации муниципального образования Одоевский район, а также вышеперечисленным МКОУ о взыскании задолженности в общей сумме 472118,83 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в общей сумме 14464,28 руб., а при недостаточности имущества с муниципального образования Одоевский район в лице Комитета образования, культуры, молодежной политики и спорта администрации муниципального образования Одоевский район, Финансового управления администрации муниципального образования Одоевский район, администрации муниципального образования Одоевский район.

Согласно вступившему в законную силу решению Арбитражного суда с образовательных учреждений, в том числе, взысканы проценты за пользование чужими деньгами:

- с МКОУ «Одоевская СОШ им. В.Д. Успенского»– 1822, 63 рубля,

- с МКОУ «Одоевская СОШ им. Героя Советского Союза А.Д. Виноградова» - 3 767,4 рублей,

- с МКОУ «Стрелецкая ООШ» - 382, 41 рубля,

- с МКОУ «Апухтинская ООШ» - 336,29 рублей,

- с МКОУ «Рылёвская СОШ» - 2 807, 84 рублей,

- с МКОУ «Левенская ООШ» - 3 123, 62 рубля,

- с МКОУ «Жемчужниковская ООШ» - 2 143, 43 рубля,

- с МКОУ «Сомовская ООШ им. Героя Советского Союза Д.М. Шарова» - 80, 66 рублей.

Платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ, 8141 от ДД.ММ.ГГГГ, 8133 от ДД.ММ.ГГГГ, 4823 от ДД.ММ.ГГГГ, 8139 от 11.122.107, 3949 от ДД.ММ.ГГГГ, 3946 от ДД.ММ.ГГГГ, 3943 от ДД.ММ.ГГГГ проценты за пользование чужими деньгами возмещены ООО «Тульская транспортная компания» в полном объеме. Таким образом, муниципальное образование, возместив ООО «Тульская транспортная компания» ущерб, причиненный в результате незаконных действий (процент за пользование чужими деньгами в размере 14 464, 26 рубля), также приобретает право обратного требования (регресса) к тому должностному лицу, которое непосредственно виновно в совершении неправомерных действий. В этом случае должностное лицо несет регрессную ответственность в полном объеме, если иное не установлено законом. Решением Собрания представителей муниципального образования Одоевский район от 25.02.2015 №8-51 утверждено Положение «О комитете образования, культуры, молодежной политики и спорта администрации муниципального образования Одоевский район». Согласно п. 2.2.2 этого Положения, Комитет осуществляет в установленном порядке за счет средств муниципального бюджета финансирование деятельности подведомственных образовательных учреждений, а также капитального и текущего ремонта закрепленного за ними имущества. В то же время Комитет финансов администрации муниципального образования Одоевский район переводит на транзитный счет Комитета образования бюджетные средства с указанием целевой статьи расходов. Указанные бюджетные средства Комитет образования переводит на счет конкретного образовательного учреждения. Решением Собрания представителей муниципального образования Одоевский район от 30.09.2015 №13-94 утверждено Положение «О комитете финансов администрации муниципального образования Одоевский район». В соответствии с п. 3.1.25, комитет финансов в соответствии с возложенными на него задачами, доводит до муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования Одоевский район, и других получателей бюджетных средств размеры ассигнований из бюджета муниципального образования Одоевский район. В соответствии с п. 3.1.27 комитет финансов осуществляет управление доходами и расходами бюджета муниципального образования Одоевский район, осуществляет операции со средствами муниципального образования Одоевский район с единого бюджета муниципального образования Одоевский район. В соответствии с должностной инструкцией муниципального служащего, замещающего должность муниципальной службы председатель комитета финансов администрации муниципального образования Одоевский район, председатель комитета финансов осуществляет руководство комитетом финансов, координирует вопросы в сфере управления финансовыми ресурсами муниципального образования Одоевский район (п. 2.1.2) и открывает и закрывает расчетные и иные счета, совершает по ним операции, предписывает финансовые документы (п. 2.1.17). Таким образом, муниципальное образование, возместив подрядчику вред, причиненный в результате незаконных действий, также приобретает право обратного требования (регресса) к тому должностному лицу, которое непосредственно виновно в совершении неправомерных действий. В этом случае должностное лицо несет ответственным в полном объеме, если иное не установлено законом. Администрация муниципального образования указанным правом не воспользовалась, в то же время муниципальному образованию Одоевский район причинен ущерб на сумму 14 464 рубля 28 копеек. Ссылаясь на ч. 1 ст. 1081 ГК РФ, прокурор просит взыскать в порядке регресса с председателя комитета финансов администрации муниципального образования Одоевский район Гордеева Павла Владимировича в пользу муниципального образования Одоевский район оплаченную ООО «Тульская транспортная компания» неустойку в сумме процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 14 464 рубля 28 копеек, перечислив на р/с открыт в Отделении <данные изъяты>.

В судебном заседании прокурор Одоевского района исковые требования поддержал и просил удовлетворить, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель истца Баранов Э.В. в судебном заседании исковые требования поддержал частично, просил взыскать с Гордеева П.В. с учетом пропуска срока исковой давности по отдельным суммам.

Ответчик Гордеев П. В. исковые требования признал частично, просил уменьшить размер исковых требований на 2942,79 руб., ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 392 ТК РФ, работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба, а проценты за пользование чужими деньгами взысканные с МКОУ «Стрелецкая ООШ» - 382,41руб., с МКОУ «Апухтинская ООШ» - 336,29 руб., с МКОУ «Жемчужниковская ООШ» -2143,43 руб., с МКОУ «Сомовская ООШ им. Героя Советского Союза Д.М. Шарова»- 80,66 руб. возвращены ООО «Тульская транспортная компания» согласно платежным поручениям от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, прокурор района обратился в суд с иском 16 августа 2018 г., что свидетельствует о пропуске срока исковой давности по взысканию указанных сумм.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, прихожу к следующему.

Согласно п. 11 ч. 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочием на создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации," транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.

Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.

В целях исполнения вопросов местного значения в части организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования администрацией муниципального образования Одоевский район созданы муниципальные казенные образовательные учреждения.

01.07.2015 между МКОУ «Апухтинская ООШ» и филиалом «Щёкинский» ООО «Тульская транспортная компания» заключен контракт № 0.01-15 перевозки школьников пассажирским транспортом.

01.07.2015 между МКОУ «Жемчужниковская ООШ» и филиалом «Щёкинский» ООО «Тульская транспортная компания» заключен контракт № 0.02-15 перевозки школьников пассажирским транспортом.

01.07.2015 между МКОУ «Левенская ООШ» и филиалом «Щёкинский» ООО «Тульская транспортная компания» заключен контракт № 0.03-15 перевозки школьников пассажирским транспортом.

01.07.2015 между МКОУ «Одоевская СОШ им. Героя Советского Союза А.Д. Виноградова» и филиалом «Щёкинский» ООО «Тульская транспортная компания» заключен контракт № 0.04-15 перевозки школьников пассажирским транспортом.

01.07.2015 между МКОУ «Одоевская СОШ им. В.Д. Успенского» и филиалом «Щёкинский» ООО «Тульская транспортная компания» заключен контракт № 0.05-15 перевозки школьников пассажирским транспортом.

01.07.2015 между МКОУ «Рылёвская СОШ» и филиалом «Щёкинский» ООО «Тульская транспортная компания» заключен контракт № 0.06-15 перевозки школьников пассажирским транспортом.

01.07.2015 между МКОУ «Сомовская ООШ им. Героя Советского Союза Д.М. Шарова» и филиалом «Щёкинский» ООО «Тульская транспортная компания» заключен контракт № 0.07-15 перевозки школьников пассажирским транспортом.

01.07.2015 между МКОУ «Стрелецкая ООШ» и филиалом «Щёкинский» ООО «Тульская транспортная компания» заключен контракт № 0.08-15 перевозки школьников пассажирским транспортом.

Все вышеуказанные контракты содержат положения (п. 3.2), согласно которому заказчик обязуется производить оплату за перевозки ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным. По итогам каждого месяца стороны составляют акт приемки оказанных услуг, по итогам квартала – акт сверки взаимных расчетов.

Согласно бюджетной смете МКОУ «Стрелецкая ООШ» на 2015 год от 12.01.2015, показатель бюджетной сметы «Транспортные услуги» установлен в сумме 5 000 рублей, в том числе 3800 рублей в 1 квартале и 1200 руб. во 2 квартале. Согласно изменениям №1 от 01.07.2015, показатель установлен в размере 5000 рублей, согласно изменениям № 2 от 30.12.2015, показатель установлен в размере 5 781, 6 рубль.

В то же время согласно актам приемки с сентября по декабрь 2015 года ООО «Тульская транспортная компания» выполнило работу на 4 007,52 рубля.

Согласно бюджетной смете МКОУ «Стрелецкая ООШ» на 2016 год от 11.01.2016, показатель бюджетной сметы «Транспортные услуги» установлен в сумме 31 200 рублей, в том числе на 1 квартал - 7 800 рублей, на 2 квартал - 7 800 рублей, на 4 квартал- 7 800 рублей, на 4 квартал - 7 800 рублей. Согласно изменениям № 3 от 16.08.2016, показатель бюджетной сметы «Транспортные услуги» уменьшен на 25 000 рублей, согласно изменениям №6 от 30.12.2016, показатель бюджетной сметы «Транспортные услуги» предусмотрен в сумме 4 190 рублей.

Согласно актам приемки с января по июнь 2016 года, ООО «Тульская транспортная компания» оказало услуги на сумму 3 369, 96 рублей.

Из бюджетной сметы МКОУ «Сомовская ООШ» на 2015 год от 12.01.2015 видно, что показатель бюджетной сметы «Транспортные услуги» установлен в сумме 5000 рублей, в том числе 3900 рублей в 1 квартале и 1100 руб. - во 2 квартале. Согласно изменениям №1 от 01.07.2015, показатель установлен в размере 5000 рублей, согласно изменениям № 2 от 30.12.2015, показатель установлен в размере 3 926,6 рублей. По актам приемки с сентября по декабрь 2015 года ООО «Тульская транспортная компания» выполнило работу на сумму 711, 62 рублей.

Бюджетной сметой МКОУ «Сомовская ООШ» на 2016 год от 11.01.2016 предусмотрен показатель бюджетной сметы «Транспортные услуги» в сумме 10 200 рублей, в том числе на 1 квартал - 3 000 рублей, на 2 квартал - 3 000 рублей, на 3 квартал - 1 200 рублей, на 4 квартал - 3 000 рублей. Согласно изменениям №6 от 30.12.2016, показатель бюджетной сметы «Транспортные услуги» предусмотрен в размере 2 040 рублей.

В то же время согласно актам приемки с января по июнь 2016 года ООО «Тульская транспортная компания» выполнило работу на сумму 406, 64 рублей.

В соответствии с бюджетной сметой МКОУ «Рылевская СОШ» на 2015 год от 12.01.2015, показатель «Транспортные услуги» установлен в сумме 5000 рублей, в том числе 5000 рублей в 1 квартале. Согласно изменениям №1 от 01.07.2015, показатель установлен в размере 5000 рублей, согласно изменениям № 2 от 30.12.2015, показатель установлен в размере 80 050,61 рублей.

В то же время согласно актам приемки с сентября по декабрь 2015 года, ООО «Тульская транспортная компания» выполнило работу на сумму 11 126, 48 рублей.

В соответствии с бюджетной сметой МКОУ «Рылевская СОШ» на 2016 год от 11.01.2016, показатель «Транспортные услуги» установлен в сумме 58 500 рублей, в том числе на 1 квартал -16 600 рублей, на 2 квартал - 16 500 рублей, на 3 квартал - 10 400 рублей, на 4 квартал - 15 000 рублей. Согласно изменениям №6 от 30.12.2016, показатель бюджетной сметы «Транспортные услуги» предусмотрен в сумме 10 535 рублей.

В то же время согласно актам приемки с января по июнь 2016 года ООО «Тульская транспортная компания» оказало транспортные услуги на сумму 50 145,66 рублей.

Согласно бюджетной смете МКОУ «Одоевская СОШ им. Героя Советского Союза А.Д. Виноградова» на 2015 год от 12.01.2015, показатель бюджетной сметы «Транспортные услуги» установлен в сумме 225 300 рублей, в том числе 90300 рублей в 1 квартале, 72800 руб. во 2 квартале, 18000 руб. в 3 квартале, 44200 руб. в 4 квартале. Согласно изменениям №1 от 01.07.2015, показатель установлен в размере 225 300 рублей, согласно изменениям № 2 от 30.12.2015, показатель установлен в размере 160 215,40 рублей.

В то же время согласно актам приемки с сентября по декабрь 2015 года ООО «Тульская транспортная компания» оказало транспортные услуги в объеме 53 800,22 рублей.

Согласно бюджетной смете МКОУ «Одоевская СОШ им. Героя Советского Союза А.Д. Виноградова» на 2016 год от 11.01.2016, показатель бюджетной сметы «Транспортные услуги» установлен в сумме 168 000 рублей, в том числе на 1 квартал - 45 000 рублей, на 2 квартал - 60 000 рублей, на 3 квартал - 15000 рублей, на 4 квартал - 48 000 рублей. Согласно изменениям №6 от 30.12.2016, показатель бюджетной сметы «Транспортные услуги» предусмотрен в сумме 82 730 рублей.

В то же время согласно актам приемки с января по июнь 2016 года ООО «Тульская транспортная компания» оказало транспортные услуги на сумму 58 000,96 рублей.

Из бюджетной сметы МКОУ «Одоевская СОШ им. В.Д. Успенского» на 2015 год от 12.01.2015 усматривается, что показатель «Транспортные услуги» установлен в сумме 66500 рублей, в том числе 45800 руб. в 1 квартале, 20700 руб. - во 2 квартале. Согласно изменениям №1 от 01.07.2015 показатель установлен в размере 66500 рублей, согласно изменениям № 2 от 30.12.2015, показатель установлен в размере 64 554,6 рубля.

В то же время согласно актам приемки с сентября по декабрь 2015 года ООО «Тульская транспортная компания» оказало услуги на сумму 28 013, 85 рублей.

Согласно бюджетной смете МКОУ «Одоевская СОШ им. В.Д. Успенского» на 2016 год от 11.01.2016, показатель бюджетной сметы «Транспортные услуги» установлен в сумме 82 800 рублей, в том числе на 1 квартал - 25 000 рублей, на 2 квартал - 25 000 рублей, на 3 квартал - 7 800 рублей, на 4 квартал - 25 000 рублей. Согласно изменениям №6 от 30.12.2016, показатель «Транспортные услуги» предусмотрен в сумме 98 950 рублей.

В то же время согласно актам приемки с января по июнь 2016 года ООО «Тульская транспортная компания» оказало услуги на сумму 30 333, 84 рубля.

Согласно бюджетной смете МКОУ «Левенская ООШ» на 2015 год от 12.01.2015, показатель бюджетной сметы «Транспортные услуги» установлен в сумме 111 000 рублей, в том числе в 1 квартале - 3900 рублей, во 2 квартале - 55600 рублей, в 3 квартале - 20 000 рублей, в 4 квартале - 31 500 рублей. Согласно изменениям №1 от 01.07.2015, показатель установлен в размере 111 000 рублей, согласно изменениям № 2 от 30.12.2015, показатель установлен в размере 53 404, 69 рубля.

В то же время согласно актам приемки с сентября по декабрь 2015 года ООО «Тульская транспортная компания» оказало транспортные услуги на сумму 39560,46 рублей.

Согласно бюджетной смете МКОУ «Левенская ООШ» на 2016 год от 11.01.2016, показатель бюджетной сметы «Транспортные услуги» установлен в сумме 98 000 рублей, в том числе на 1 квартал - 28 000 рублей, на 2 квартал - 28000 рублей, на 3 квартал - 14 000 рублей, на 4 квартал - 28 000 рублей. Согласно изменениям №6 от 30.12.2016, показатель бюджетной сметы «Транспортные услуги» предусмотрен в сумме 32 135 рублей.

В то же время согласно актам приемки с января по июнь 2016 года ООО «Тульская транспортная компания» оказало транспортные услуги на сумму 29 223,34 рубля.

Из бюджетной сметы МКОУ «Жемчужниковская ООШ» на 2015 год от 12.01.2015 видно, что показатель бюджетной сметы «Транспортные услуги» установлен в сумме 34 500 руб., в том числе в 1 квартале - 21 400 рублей, во 2 квартале - 11000 рублей, в 3 квартале - 2100 рублей. Согласно изменениям №1 от 01.07.2015, показатель установлен в размере 34500 рублей, согласно изменениям №2 от 30.12.2015, показатель установлен в размере 32 431,1 рубль.

В то же время согласно актам приемки с сентября по декабрь 2015 года ООО «Тульская транспортная компания» оказало транспортные услуги на сумму 19 959,14 рублей.

Согласно бюджетной смете МКОУ «Жемчужниковская ООШ» на 2016 год от 11.01.2016, показатель бюджетной сметы «Транспортные услуги» установлен в сумме 35 000 рублей, в том числе на 1 квартал - 10 000 рублей, на 2 квартал - 10000 рублей, на 3 квартал - 5000 рублей, на 4 квартал - 10 000 рублей. Согласно изменениям №6 от 30.12.2016, показатель бюджетной сметы «Транспортные услуги» предусмотрен в сумме 18 270 рублей.

В то же время согласно актам приемки с января по июнь 2016 года ООО «Тульская транспортная компания» выполнила работ на сумму 28 254,96 рубля.

Согласно бюджетной смете на 2015 год МКОУ «Апухтинская ООШ» на 2015 год от 12.01.2015г., показатель бюджетной сметы «Транспортные услуги» установлен в сумме 0 рублей. Согласно изменениям №1 от 01.07.2015, показатель установлен в размере 0 рублей, согласно изменениям № 2 от 30.12.2015, такой показатель в бюджетной смете отсутствует.

В то же время согласно актам приемки с сентября по декабрь 2015 года согласно актам приемки ООО «Тульская транспортная компания» оказало транспортные услуги на сумму 4 897,62 рублей.

Согласно бюджетной смете МКОУ «Апухтинская ООШ» на 2016 год от 11.01.2016, показатель бюджетной сметы «Транспортные услуги» установлен в сумме 19700 рублей, в том числе на 1 квартал 2016 - в сумме 5000 рублей, на 2 квартал - 5000 рублей, на 3 квартал - 4700 рублей, на 4 квартал - 5000 рублей. Согласно изменениям №5 от 30.12.2016, показатель бюджетной сметы «Транспортные услуги» в бюджетной смете не предусмотрен.

В то же время согласно актам приемки с января по июнь 2016 года ООО «Тульская транспортная компания» оказало транспортные услуги на сумму 5 274,36 рубля.

Фактически же для оплаты выполненных работ по контрактам на перевозку школьников с сентября 2015 по июнь 2016 года из бюджета муниципального образования Одоевский район перечислено 70 000 рублей МКОУ «Одоевская СОШ им. Героя Советского Союза А.Д. Виноградова».

В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также п.п. 1 и 2 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственные органы, органы управления внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного и муниципального контракта. Государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе и в пределах лимитов бюджетных обязательств.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета

Статьей 15 БК РФ установлено, что каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Статье 31 БК РФ закреплен принцип самостоятельности бюджетов, который означает право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

При составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (ст. 34 БК РФ).

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно статье 38.1 БК РФ, принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 настоящего Кодекса.

Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.

В случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги), иных договоров.

Сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от казенного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора.

При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

В соответствии со статьей 221 БК РФ, бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.

Утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.

В связи с неисполнением со стороны МКОУ «Апухтинская основная общеобразовательная школа» муниципального контракта №0.01-15 от 01.07.2015 г.; МКОУ «Жемчужниковская основная общеобразовательная школа» контракта №0.02.-15 от 01.07.2015 г., МКОУ «Левенская основная общеобразовательная школа» контракта 0.03.-15 от 01.07.2015г., МКОУ «Одоевская школа общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза А.Д. Виноградова» контракта №0.04-15 от 01.07.2015г.; МКОУ «Одоевская средняя общеобразовательная школа им. В. Успенского» контракта № 0.05-15 от 01.07.2015 г.; МКОУ «Рылевская средняя общеобразовательная школа» контракта №0.06-15 от 01.07.2015г.; МКОУ «Сомовская основная общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза Д.М. Шарова» контракта №0.07.-15 от 01.07.2015г.; МКОУ «Стрелецкая основная общеобразовательная школа» контракта №0.08-15 от 01.07.2015г. решением Арбитражного суда Тульской области от 15.03.2017г. частично удовлетворены исковые требования ООО «Тульская транспортная компания» о взыскании общей суммы задолженности, процентов за пользование чужими деньгами за период с сентября 2015 по июнь 2016 года по вышеуказанным муниципальным контрактам, этим решением Арбитражный суд Тульской области взыскал проценты за пользование чужими деньгами:

- с МКОУ «Одоевская СОШ им. В.Д. Успенского»– 1822, 63 рубля,

- с МКОУ «Одоевская СОШ им. Героя Совесткого Союза А.Д. Виноградова» - 3 767,4 рублей,

- с МКОУ «Стрелецкая ООШ» - 382, 41 рубля,

- с МКОУ «Апухтинская ООШ» - 336,29 рублей,

- с МКОУ «Рылёвская СОШ» - 2 807, 84 рублей,

- с МКОУ «Левенская ООШ» - 3 123, 62 рубля,

- с МКОУ «Жемчужниковская ООШ» - 2 143, 43 рубля,

- с МКОУ «Сомовская ООШ им. Героя Советского Союза Д.М. Шарова» - 80, 66 рублей.

Во исполнение вышеназванного решения Арбитражного суда Тульской области муниципальным образованием Одоевский район были оплачены взысканные денежные средства, что подтверждается платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 3767,40 руб., от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2807,84 руб., от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 3123,62 руб., от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2143,43 руб., от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1822,63 руб., от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 382,41 руб., от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 336,29 руб., от 21.06.2017г. на сумму 80,66 руб.

Обращаясь с указанным иском, прокурор указывает, что муниципальное образование, возместив ООО «Тульская транспортная компания» ущерб, причиненный в результате незаконных действий (выплатой процентов за пользование чужими деньгами в размере 14 464,26 рубля), также приобретает право обратного требования (регресса) к тому должностному лицу, которое непосредственно виновно в совершении неправомерных действий. В этом случае должностное лицо несет регрессную ответственность в полном объеме, если иное не установлено законом.

Решением Собрания представителей муниципального образования Одоевский район от 25.02.2015 №8-51 утверждено Положение «О комитете образования, культуры, молодежной политики и спорта администрации муниципального образования Одоевский район».

Согласно п. 2.2.2 Комитет осуществляет в установленном порядке за счет средств муниципального бюджета финансирование деятельности подведомственных образовательных учреждений, а также капитального и текущего ремонта закрепленного за ними имущества.

В то же время Комитет финансов администрации муниципального образования Одоевский район переводит на транзитный счет Комитета образования бюджетные средства с указанием целевой статьи расходов. Указанные бюджетные средства Комитет образования переводит на счет конкретного образовательного учреждения.

Решением Собрания представителей муниципального образования Одоевский район от 30.09.2015 №13-94 утверждено Положение «О комитете финансов администрации муниципального образования Одоевский район».

В соответствии с п. 3.1.25, комитет финансов в соответствии с возложенными на него задачами, в том числе, доводит до муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования Одоевский район и других получателей бюджетных средств размеры ассигнований из бюджета муниципального образования Одоевский район.

В соответствии с п. 3.1.27Положения, комитет финансов осуществляет управление доходами и расходами бюджета муниципального образования Одоевский район, осуществляет операции со средствами бюджета муниципального образования Одоевский район с единого бюджета муниципального образования Одоевский район.

В соответствии с должностной инструкцией муниципального служащего, замещающего должность муниципальной службы, председатель комитета финансов администрации муниципального образования Одоевский район осуществляет руководство комитетом финансов, координирует вопросы в сфере управления финансовыми ресурсами МО Одоевский район (п. 2.1.2) и открывает и закрывает расчетные и иные счета, совершает по ним операции, предписывает финансовые документы (п. 2.1.17)

Распоряжением главы администрации муниципального образования Одоевский район №125-р от 10.04.2006 г., Гордеева П.В. назначить на должность председателя комитета с 10.04.2006 г.

Распоряжением главы администрации МО Одоевский район №125-р от 10.04.2006г. в связи с переименованием финансового управления МО Одоевский район в комитет финансов администрации МО Одоевский район на должность председателя комитета назначен Гордеев П.В. с 10.04.20065г.

Пунктом 1 статьи 1081 ГК РФ предусмотрено, что лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.

В силу ст.277 ТК РФ, п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.06.2015 N 21 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации," в соответствии с частью первой статьи 277 ТК РФ руководитель организации (в том числе бывший) несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. Под прямым действительным ущербом согласно части второй статьи 238 ТК РФ понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам. Привлечение руководителя организации к материальной ответственности в размере прямого действительного ущерба, причиненного организации, осуществляется в соответствии с положениями раздела XI "Материальная ответственность сторон трудового договора" ТК РФ (главы 37 "Общие положения" и 39 "Материальная ответственность работника".

Согласно ст.233 ТК РФ, материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.

Истец и прокурор, по мнению суда, доказали в судебном заседании, что в результате действий ответчика местному бюджету причинен ущерб излишними денежными выплатами в результате несвоевременной оплаты оказанных транспортных услуг по муниципальным контрактом.

Ответчик, в свою очередь, не доказал добросовестность и разумность своих действий по невыполнению в срок услувий муниципальных контрактов.

Оценив фактические обстоятельства, руководствуясь названными нормами права, судебная коллегия приходит к выводу о правомерности требований истца о взыскании убытков, причиненных местному бюджету излишними денежными выплатами в результате нарушений условий муниципальных контрактов по оплате услуг по перевозке школьников в МКОУ Одоевского района.

Ответчик, признавая заявленные исковые требования прокурором района, сослался на пропуск им срока исковой давности по отдельным платежным поручениям по оплате процентов за пользование чужими денежными средствами.

В соответствии с частью 3 ст. 392 Трудового кодекса РФ, работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.

В силу ст.200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По регрессным обязательствам течение срока исковой давности начинается со дня исполнения основного обязательства.

Как установлено в судебном заседании, исковое заявление предъявлено прокурором 16.08.2018 г., по решению Арбитражного суда Тульской области денежные средства в виде процентов за пользование чужими денежными средствами оплачены, в том числе, по платежным поручениям №4823 от 07.07.2017 на сумму 2143,43 руб., №3949 от 21.06.2017 г. на сумму 382,41 руб., №3946 от 21.06.2017 г. на сумму 336,29 руб., №3943 от 21.06.2017г. на сумму 80,66 руб., т.е. требования о взыскании с ответчика 2942,79 руб. заявлены прокурором за пределами сроков давности.

Пунктом 2 ст.199 ГК РФ предусмотрено, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ", исходя из содержания абзаца первого части 6 статьи 152 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.

При подготовке дела к судебному разбирательству необходимо иметь в виду, что в соответствии с частью 6 статьи 152 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть рассмотрено судьей в предварительном судебном заседании. Признав причины пропуска срока уважительными, судья вправе восстановить этот срок (часть третья статьи 390 и часть третья статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации). Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абзац второй части 6 статьи 152 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Если же ответчиком сделано заявление о пропуске истцом срока обращения в суд (части первая и вторая статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации) или срока на обжалование решения комиссии по трудовым спорам (часть вторая статьи 390 Трудового кодекса Российской Федерации) после назначения дела к судебному разбирательству (статья 153 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оно рассматривается судом в ходе судебного разбирательства.

Поскольку прокурором пропущен срок для обращения в суд о взыскании выплаченных по платежным поручениям от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2143,43 руб., от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 382,41 руб., от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 336,29 руб., от 21.06.2017г. на сумму 80,66 руб., т.е. на сумму 2942,79 руб., то в этой части заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Собранные по делу доказательства отвечают требованиям относимости, достоверности, допустимости и образуют достаточную совокупность для частичного удовлетворения исковых требований прокурора Одоевского района.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с Гордеева П.В. подлежит взысканию причиненный действительный ущерб на сумму 11521 руб.49 коп. и госпошлина в размере 400 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Одоевского района Тульской области в интересах МО Одоевский район в лице администрации муниципального образования Одоевский район к Гордееву Павлу Владимировичу о взыскании денежных средств в порядке регресса удовлетворить частично.

Взыскать Гордеева Павла Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <адрес>, в возмещение ущерба, причинного местному бюджету муниципального образования Одоевский район в сумме 11 521,49 рублей и госпошлину в сумме 400 руб., всего 11921 руб.49 коп. (одиннадцать тысяч девятьсот двадцать один руб.49 коп.) с зачислением их на р/с 40204810400000000039, открытый в Отделении Тула г.Тула БИК 047003001 ИНН 7131000871 КПП 713101001.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение месячного срока со дня изготовления мотивированного решения через Одоевский районный суд.

Председательствующий Л.В. Валицкая