ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-591/2021 от 26.07.2022 Островского городского суда (Псковская область)

Дело № 2-60/2022

УИД: 60RS0003-01-2021-001526-53

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Остров Псковская область *** 2022 года

Островский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Минчугиной Т.Г.,

при секретаре Корныльевой Т.С.,

с участием заместителя Островского межрайонного прокурора Чугриной Е.Е.,

ответчика по встречным исковым требованиям Администрации Островского района и третьего лица по исковым требованиям Администрации Островского района к ФИО1 - ФИО2 и ее представителя – адвоката филиала города Пскова Псковской областной коллегии адвокатов ФИО3, предоставившей удостоверение № и ордер № от ....2022 года,

ответчика по встречным исковым требованиям Администрации Островского района и третьего лица по исковым требованиям Администрации Островского района к ФИО1 - ФИО4,

истца по встречным исковым требованиям к ФИО2 и ФИО4 и истца по требованиям к ФИО5 – Администрации Островского района ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по встречному исковому заявлению Администрации Островского района к ФИО2 и ФИО4 о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета,

по исковому заявлению Администрации Островского района к ФИО1 о признании утратившим право пользования служебным жилым помещением и расторжении договора найма служебного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с исковыми требованиями к Администрации Островского района, уточненными в порядке ст.39 ГПК РФ, о снятии статуса служебного с занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: ..., и обязании заключить с ней договор социального найма в отношении указанной квартиры, производство по которым определением суда от ***.2022 прекращено в связи с принятием судом отказа истца от заявленных исковых требований.

Администрацией Островского района в рамках разрешения исковых требований ФИО2 заявлены встречные исковые требования к ФИО2 и ФИО4, уточненные в порядке ст.39 ГПК РФ, о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения по адресу: ... и снятии с регистрационного учета. В обоснование встречных исковых требований истец указал, что жилое помещение, расположенное по адресу: ..., находится в муниципальной собственности и имеет статус служебного жилого помещения, было предоставлено ФИО1 на основании постановления Администрации города Острова и района от ***.2003 года № на время прохождения на состав семьи человека, включая супругу и несовершеннолетнюю дочь ФИО4 В настоящее время по данному адресу зарегистрированы и проживают ФИО2 и ФИО4 В связи с переводом к новому месту службы ФИО1 снялся с регистрационного учета по данному адресу ***.2010 года. В дальнейшем ФИО1 был уволен из рядов без права получения жилья. Ни при переводе к новому месту службы, ни при увольнении из ФИО1 спорное жилое помещение не сдал, собственник жилого помещения не был извещен о перемене места службы нанимателем. До настоящего времени статус служебного с указанного жилого помещения не снят. С учетом изложенного, Администрация Островского района полагает, что ответчики ФИО2 и ФИО4, как члены семьи военнослужащего, на период прохождения военной службы которого было предоставлено спорное служебное жилое помещение, утратили право пользования данным жилым помещением и подлежат выселению из него с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения по адресу: ..., со снятием с регистрационного учета по адресу фактического проживания. Право выселения ответчиков с предоставлением другого жилого помещения вытекает из положений ФЗ «О статусе военнослужащих» и обусловлено признанием ответчиков малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Определением суда от ***.2022 года встречные исковые требования Администрации Островского района были приняты к производству суда для совместного рассмотрения с исковыми требованиями ФИО2

В дальнейшем, Администрацией Островского района в судебном порядке предъявлены исковые требования к ФИО1 о признании утратившим право пользования служебным жилым помещением и расторжении договора найма служебного жилого помещения, в обоснование которых Администрация Островского района указала, что муниципальное образование « является собственником жилого помещения по адресу: ..., которое, постановлением Администрации № от ***2003 года было предоставлено ФИО1 в качестве служебного жилого помещения на период прохождения на состав семьи человека, включая супругу ФИО7 и дочь ФИО4 С ***.2010 года ФИО1 снят с регистрационного учета по данному адресу в связи с убытием к новому месту службы, в спорном жилом помещении не проживает. В дальнейшем ФИО1 был уволен из без права получения жилья. Однако, при переводе к новому месту службы и увольнении из ФИО1 жилое помещение не сдал, собственника в известность о данных обстоятельствах не поставил, в спорном жилом помещении продолжают проживать члены семьи ФИО1 – его супруга ФИО8 и дочь ФИО4 Поскольку прекращение трудовых отношений ответчика является основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, однако наниматель в добровольном порядке отказывается от расторжения договора и сдачи жилого помещения, ссылаясь на положения ст.93, 101 и 104 Жилищного кодекса РФ, Администрация Островского района просит признать ФИО1 утратившим право пользования указанным служебным жилым помещением и расторгнуть с ним договор найма служебного жилого помещения.

Протокольным определением суда от ***.2022 гражданское дело по исковым требованиям ФИО2 к Администрации Островского района и встречным исковым требованиям Администрации Островского района к ФИО2 и ФИО4 соединено с гражданским делом по исковым требованиям Администрации Островского района к ФИО1 в одно производство.

Представитель истца по встречным исковым требованиям к ФИО2 и ФИО4, а также истца по требованиям к ФИО1 - Администрации района ФИО6 в судебном заседании встречные исковые требования, а также требования к ФИО1 поддержал и просил удовлетворить по изложенным во встречном исковом заявлении и в исковом заявлении к ФИО1 обстоятельствам. По обстоятельствам заявленных требований пояснил, что спорное жилое помещение, расположенное по адресу: ... с ***.2003 года находится в муниципальной собственности. По ходатайству постановлением администрации № от ***.2003 года данной квартире присвоен статус «служебной» и на основании решения жилищной комиссии она была предоставлена военнослужащему ФИО1 на состав семьи человека. ***.2003 года ФИО1 выдан ордер на служебное жилое помещение по адресу: ..., на состав семьи человека. Таким образом, в установленном на тот момент законодателем порядке спорной квартире первоначально был присвоен статус служебного жилья, после чего она была предоставлена в качестве служебной военнослужащему на период прохождения военной службы. Права членов семьи военнослужащего в отношении предоставляемого служебного жилья являются производными от прав самого военнослужащего, поэтому при переводе к новому месту службы ФИО1 должен был сдать занимаемое служебное жилье в ... и освободить его вместе со всеми членами семьи, что сделано не было. Собственник жилья в известность о перемене места службы нанимателя, а в последующем его увольнении из поставлен не был, в связи с чем, о данных обстоятельствах ему стало известно лишь из обращения ФИО2 о разрешении приватизации спорного жилья. Выезд ФИО1 из спорной квартиры к новому месту службы, снятие с регистрационного учета, а затем и увольнение из без права получения жилья, по мнению представителя Администрации района свидетельствует об утрате ФИО1 права пользования спорной квартирой, которая была предоставлена последнему в связи с прохождением и на период военной службы, в связи с чем, просит расторгнуть договор служебного найма жилого помещения с ФИО1, а также признать ФИО1 и членов его семьи, с учетом которых предоставлена спорная квартира, утратившими право пользования служебной квартирой, выселить их из нее с предоставлением другого жилого помещения по адресу: ... и снятием с регистрационного учета по адресу регистрации, поскольку ответчики по встречным исковым требованиям состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и как члены семьи военнослужащего пользуются гарантиями, предусмотренными ФЗ «О статусе военнослужащих» и Жилищным кодексом РСФСР. Также представитель Администрации района указал, что в досудебном порядке ответчикам по встречным исковым требованиям предлагалось освободить занимаемое жилое помещение, которое до настоящего времени оставлено последними без удовлетворения. Предлагаемое к заселению на условиях социального найма жилое помещение, находящееся по адресу: ..., ответчиками осмотрено, является благоустроенным, пригодным для постоянного проживания, ответчики от предлагаемого им жилого помещения не отказываются.

В судебном заседании ответчик по встречным исковым требованиям и третье лицо по исковым требованиям Администрации Островского района к ФИО1 - ФИО2 и ее представитель встречные исковые требования Администрации Островского района признали, против удовлетворения требований Администрации Островского района к ФИО1 не возражали. В обоснование своей позиции ответчик по встречным требованиям ФИО2 показала, что наличие у занимаемой квартиры статуса служебного жилого помещения препятствует ее предоставлению на условиях социального найма. Не возражает против своего выселения из занимаемой квартиры в предложенную Администрацией района квартиру по адресу: ..., с заключением с ней договора социального найма в отношении предоставляемой квартиры.

Ответчик по встречным исковым требованиям Администрации района и третье лицо по исковым требованиям Администрации Островского района к ФИО1 - ФИО4 в судебном заседании встречные исковые требования признала, против своего выселения из занимаемой квартиры с предоставлением другого жилья на условиях социального найма и удовлетворения исковых требований к ФИО1 не возражала. Ранее по обстоятельствам дела показала, что проживает совместно с матерью в квартире по адресу: ..., расходы по оплате содержания за которую и коммунальные услуги несет полностью ее мать. Указала, что отец в спорной квартире не проживает длительное время, его вещи в квартире отсутствуют. Иного жилья у них с матерью нет.

Ответчик по исковым требованиям Администрации района и третье лицо по встречным исковым требованиям – ФИО1, будучи извещенным о месте и времени судебного заседания, не явился, представил письменную позицию, в которой просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении предъявленных к нему исковых требований и встречных исковых требованиях Администрации района просил отказать. В обоснование своей позиции указал, что с *** года проходил службу в . В *** 2003 года им подано заявление в о предоставлении как военнослужащему жилого помещения на семью из человек. Его ходатайство было удовлетворено и на основании решения жилищной комиссии ему предоставлено служебное жилое помещение по адресу: .... Таким образом, спорное жилое помещение было предоставлено ему в связи с прохождением военной службы и, как он полагал, из жилищного фонда . Решение о предоставлении жилья и присвоении жилью статуса служебного произошло одновременно путем издания Администрацией района постановления ***.2003 года. В *** года он был переведен к новому месту службы в г. ..., а в *** году уволен с военной службы с зачислением в запас без права на получение жилья. О нахождении спорной квартиры в собственности муниципального образования «» ему стало известно только после получения ответа на обращение супруги по вопросу приватизации квартиры. Полагает, что поскольку договор найма служебного жилого помещения заключался между ним и , а последнее никаких требований к нему не предъявляет, то законные основания для удовлетворения исковых требований Администрации района о расторжении с ним договора найма служебного жилого помещения отсутствуют. Ссылаясь на положения ст.13 Федерального закона от 29.12.2004 года №189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», а также изложенные в п.43 Постановления Пленума Верховного суда РФ №14 от 02.07.2009 года разъяснения, полагает, что законных оснований для выселения супруги и дочери из спорной квартиры не имеется, поскольку у них наличествует право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Выселение членов его семьи приведет к потере прав на единственное жилое помещение, в котором его семья проживает более лет.

Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица МУП «ПЖРЭУ», будучи извещенным о месте и времени судебного заседания, своего представителя в суд не направило, об отложении дела слушанием не ходатайствовало, в представленной письменной позиции указало, что спорное жилое помещение, находящееся по адресу: ..., является муниципальной собственностью, включено в специализированный жилищный фонд и отнесено к виду – служебные жилые помещения, предоставлено ФИО4 на состав семьи человека на условиях договора найма служебного жилого помещения. В настоящее время в спорной квартире зарегистрированы и проживают члены семьи ФИО1 – супруга ФИО8 и дочь ФИО4 Наниматель ФИО1 ***.2010 снят с регистрационного учета по указанному адресу в связи с переводом к новому месту службы, а затем уволен из рядов . В адрес МУП «ПЖРЭУ» сведения от собственника жилого помещения, иных заинтересованных лиц, в том числе по вопросу признания другого лица нанимателем по договору найма служебного жилого помещения, не поступали. С учетом изложенного полагает, что в отсутствие постановки ФИО8 и ФИО4 на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий либо в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а также их проживание в служебном жилом помещении после прекращения прохождения военной службы нанимателем служебного жилья, договор найма служебного жилья с которым не расторгнут, исходя из положений ст. 102, 103, 104 Жилищного кодекса РФ заключенный с ФИО1 договор найма служебного жилого помещения подлежит расторжению, а ФИО8 и ФИО4 выселению без предоставления другого жилого помещения.

На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле и их представителей, изучив представленные доказательства и материалы дела в целом, заключение прокурора, полагавшего встречные исковые требования Администрации района к ФИО2 и ФИО4 и исковые требования Администрации района к ФИО1 подлежащими удовлетворению в полном объеме, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела, жилое помещение, в виде двухкомнатной квартиры площадью кв.м., в том числе жилой кв.м., расположенное по адресу: ..., передано на основании Распоряжения Правительства РФ от 16.01.2003 года №50-р по акту приемки-передачи от ***.2003 года в муниципальную собственность , в связи с чем, включено в реестр № муниципальной собственности (л.д.55). Право собственности муниципального образования «» в отношении данной квартиры зарегистрировано в ЕГРН ***.2021 года (л.д. 21-22).

В рассматриваемом случае, право муниципальной собственности в отношении спорной квартиры возникло с даты подписания акта приема-передачи указанного в распоряжении Правительства РФ №50-р перечня недвижимого имущества, поскольку иной даты возникновения права муниципальной собственности указанное распоряжение не содержит, а законодательство не связывает момент возникновения права муниципальной собственности на объекты недвижимости с моментом их государственной регистрации.

Постановлением администрации г. № от ***2003 года квартира № в доме №... по ходатайству признана служебной и предоставлена в качестве служебной квартиры ФИО1, проходящему военную службу в , на состав семьи человека (л.д. 20).

***.2003 года Администрацией г. Острова и района ФИО1 выдан ордер на служебное жилое помещение, расположенное по адресу: ..., на состав семьи человека, включая супругу ФИО7 и дочь ФИО4 (л.д. 17), послуживший основанием для вселения ФИО1 и членов его семьи в спорное жилое помещение на условиях договора найма служебного жилого помещения.

В спорной квартире наниматель ФИО1 был зарегистрирован в период времени с ***.2004 года по ***.2010 года, члены его семьи: ФИО8 и ФИО4 зарегистрированы и проживают с ***.2004 года по настоящее время (л.д. 13-16, 24).

Таким образом судом установлено, что спорное жилье было предоставлено ФИО1 до введения в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, согласно статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к указанным правоотношениям подлежат применению положения Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года.

По нормам ранее действовавшего законодательства (статей 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР), основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.

Согласно статье 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.

На основании ст. 104 Жилищного кодекса РСФСР, в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях, определяемых Советом Министров СССР, служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.

В соответствии со статьей 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.

В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение являлся ордер, выданный на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов. Форма ордера устанавливалась Советом Министров РСФСР и выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производилась в порядке, предусмотренном законодательством.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 1984 года № 5 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР» было разъяснено, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно-строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных (п. 20).

Исходя из анализа указанных норм ранее действовавшего жилищного законодательства, суд приходит к выводу о том, что важнейшим признаком служебного жилого помещения являлось обязательное наличие решения местной администрации о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.

В рассматриваемом случае спорная квартира, находившаяся на момент предоставления семье Ш-вых в муниципальной собственности, включена в число служебных жилых помещений в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством.

В соответствии с ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту ЖК РФ) использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Аналогичные нормы закона содержатся в Правилах отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42.

В соответствии с п. 12 Правил, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

Как следует из материалов дела и позиции Администрации Островского района, спорная квартира до настоящего времени относится к специализированному жилищному фонду, является служебной и подлежит предоставлению лицам из числа военнослужащих на период прохождения ими военной службы. У Администрации района отсутствуют намерения исключать спорную квартиру из специализированного жилищного фонда, а также относить ее к иному виду специализированного жилья.

В данном случае, выезд нанимателя ФИО1 к новому месту службы, не влечет исключение жилья из специализированного жилищного фонда и не порождает у членов семьи нанимателя служебного жилья права пользования им на условиях договора социального найма. Подобных оснований для исключения жилья из специализированного жилищного фонда не предусматривало и законодательство, действовавшее на момент снятия ФИО1 с регистрационного учета по адресу нахождения спорной квартиры.

В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона №76-ФЗ от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированным жилым помещениям).

В силу статьи 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Статьей 99 ЖК РФ предусмотрено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования (часть 1).

Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным названным кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (часть 2 статьи 99 ЖК РФ).

Согласно части 3 статьи 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В силу части 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 ЖК РФ.

Частью 2 статьи 103 ЖК РФ определено, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе, члены семьи военнослужащих.

Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ) установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, статья 13 указанного закона дополняет определенный в пункте 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.

В соответствии с абзацем третьим п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предоставляемое гражданам, выселяемым, из служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии, другое жилое помещение должно находиться в черте соответствующего населенного пункта (ч. 3 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации), отвечать санитарным и техническим требованиям (ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации) и, как следует из содержания ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, относиться к жилищному фонду социального использования.

Таким образом, из содержания приведенных положений ст. 13 Вводного закона следует, что без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане, проживающие в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ (то есть до 01.03.2005 года), при одновременном наличии следующих условий: а) указанные граждане относятся к категориям лиц, выселение которых из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилого помещения до введения в действие ЖК РФ не допускалось ст. 108 ЖК РСФСР; б) эти граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете.

При этом право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, названных в ст. 108 ЖК РСФСР, к моменту введения в действие ЖК РФ (то есть к 01.03.2005 года). В этом случае к спорным правоотношениям можно применять положения ст. 108 ЖК РСФСР и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии других обязательных условий. Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 108 ЖК РСФСР семьи военнослужащих не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Как уже указывалось ранее, судом установлено, что на момент предоставления ФИО1 на состав семьи человека спорной квартиры она находилась в муниципальной собственности и была отнесена к специализированному жилищному фонду – служебное жилье. Доказательств последующего снятия статуса служебного жилого помещения и исключения жилья из специализированного жилищного фонда суду не представлено и в процессе судебного разбирательства добыто не было.

Как следует из постановления Администрации города ..., спорная квартира была предоставлена ФИО1 на состав семьи человека на основании решения жилищной комиссии в связи с прохождением военной службы в указанной войсковой части.

ФИО1 проживал и состоял на регистрационном учете по адресу нахождения спорной квартиры с ***.2004 года до перевода ***.2010 года к новому месту службы в г. .... Согласно приказа № от ***.2017 ФИО1 уволен с военной службы при календарной выслуге , нуждающимся в жилых помещениях в установленном порядке не признан.

При переводе к новому месту службы и увольнении из служебная квартира ФИО1 сдана не была, что подтверждается фактическим проживанием в ней супруги и дочери нанимателя. О данных обстоятельствах, являющихся основанием для сдачи служебного жилого помещения, собственнику служебной квартиры не было сообщено и соответствующими военными ведомствами.

Доказательств обеспечения ФИО1 и членов его семьи жильем по новому месту службы, суду не представлено.

Ответчики по встречному исковому заявлению были вселены в спорную служебную квартиру ***.2004 в качестве членов семьи военнослужащего ФИО1 и проживают в ней до настоящего времени.

Администрация Островского района обращалась к ФИО8 с требованием освободить занимаемое вместе с дочерью ФИО4 служебное жилое помещение, которое оставлено без удовлетворения, что подтверждается фактическим проживанием ответчиков по встречному иску в спорной квартире на дату судебного заседания.

Судом также установлено, что ФИО9 (ФИО10) и ФИО4 в собственности или по договору социального найма иного жилья не имеют, заключенный ***.2003 года между Ш-выми брак расторгнут по совместному заявлению супругов ***.2022 года. ФИО8 (с составом семьи человека, включая дочь ФИО4) постановлением Администрации района № от ***.2022 признана малоимущей в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а постановлением Администрации № от ***.2022 принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи два человека (она и дочь ФИО4).

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 и членам его семьи на основании ордера на служебное жилое помещение от ***.2003 года на период прохождения военной службы было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: ..., находящееся в ведении Администрации .

На момент введения в действие Жилищного кодекса РФ (01.03.2005 года) ФИО8 и ФИО4 проживали в спорной служебной квартире в качестве членов семьи нанимателя – военнослужащего ФИО1, после перевода которого к новому месту службы, а затем и увольнения с военной службы они продолжают проживать в спорной квартире и сохраняют в ней регистрацию.

Указанное, в совокупности с установленным судом обстоятельством вселения ответчиков по встречным требованиям в служебное жилое помещение в период действия ЖК РСФСР в качестве членов семьи военнослужащего, свидетельствует о том, что на ФИО8 и ФИО4 распространяется гарантированный п. 4 ч. 1 ст. 108 ЖК РСФСР запрет выселения из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

При этом, суд учитывает, что ответчики по встречным требованиям не относятся к категории лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и как следует из справок » и выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ФИО8 и ФИО4, проживающие в спорном служебном жилом помещении, иного жилья в собственности или по договору социального найма не имеют. На момент вступления в силу ЖК РФ занимаемое семьей Ш-вых служебное жилое помещение также являлось для них единственным жильем.

***.2022 ФИО2, с составом семьи человека, включая дочь ФИО4, признана малоимущей, в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. ***.2022 ФИО2 принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях с тем же составом семьи человека. В собственности или по договору социального найма иное жилье ФИО2 и ФИО4 не имеют.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства установлена совокупность обязательных условий невозможности выселения ответчиков по встречным требованиям из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, встречные исковые требования Администрации района в части выселения ответчиков по встречным требованиям с предоставлением другого жилья суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Предлагаемый администрацией района для выселения ответчиков по встречным требованиям вариант жилого помещения суд полагает допустимым, поскольку предоставляемое для выселения ответчиков по встречным требованиям жилое помещение находиться в черте соответствующего населенного пункта, отвечает санитарным и техническим требованиям, а также степени благоустроенности жилых помещений применительно к условиям городского поселения «Остров» и относиться к жилищному фонду социального использования.

Поскольку судом установлен факт увольнения ФИО1 с военной службы *** года и прекращения трудовых отношений, на период которых ему предоставлялось спорное служебное жилое помещение, с ***.2010 года ФИО1 в предоставленной ему служебной квартире фактически не проживает, его вещи в квартире отсутствуют, регистрацию по адресу нахождения квартиры он не сохраняет, при переводе к новому месту службы и увольнении с военной службы в установленном порядке служебная квартира им сдана не была, то суд приходит к выводу, что ФИО1 утратил право пользования предоставленной ему по ордеру на служебное жилое помещение квартирой и договор служебного найма жилого помещения подлежит с ним расторжению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст. 194-199, 320, 321 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Встречное исковое заявление Администрации Островского района к ФИО2 и ФИО4 о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета, удовлетворить.

Признать ФИО2, *** года рождения, уроженку , и ФИО4, *** года рождения, уроженку г. ..., утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: ....

Выселить ФИО2, *** года рождения, уроженку ..., и ФИО11 ..., *** года рождения, уроженку г. ..., из занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: ..., с предоставлением по договору социального найма другого благоустроенного жилого помещения по адресу: ....

Решение является основанием для снятия ФИО9 (ФИО11) А.В, *** года рождения, уроженки ..., и ФИО4, *** года рождения, уроженки г. ... с регистрационного учета по адресу: ....

Исковые требования Администрации Островского района к ФИО1 о признании утратившим право пользования служебным жилым помещением и расторжении договора найма служебного жилого помещения удовлетворить.

Признать ФИО1, *** года рождения, уроженца ..., утратившим право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: ..., и расторгнуть с ним договор найма служебного жилого помещения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Островский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено *** 2022 года.

Судья Т.Г. Минчугина