ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-592 от 22.08.2011 Калачеевского районного суда (Воронежская область)

                                                                                    Калачеевский районный суд Воронежской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Калачеевский районный суд Воронежской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-592/11.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Калач. «22» августа 2011 года.

Калачеевский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего Маликова Ю.Н.,

при секретаре Постригань О.В.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ УПФ РФ по Калачеевскому району Воронежской области о возложении обязанности включить в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, периода службы в Советской Армии, назначении и выплате пенсии с момента регистрации поданных документов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 просит суд признать отказ ГУ – УПФ РФ по Калачеевскому району Воронежской области в назначении досрочной пенсии по старости незаконным;

- обязать ГУ – УПФ РФ по Калачеевскому району Воронежской области включить в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, оспариваемый период, назначить и выплатить ему пенсию с момента регистрации поданных им документов, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование своих исковых требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ он подал в ГУ УПФ РФ по Калачевскому району Воронежской области документы, подтверждающие стаж педагогической работы для назначения досрочной пенсии по старости по ст. 27 п. 1 п/п 19 Закона «О трудовых пенсия в Российской Федерации» № 173 – ФЗ от 17.12.2001 г. (с изменениями от 30.12.2008 г. № 319-ФЗ). Ответчик исключил из его педагогического стажа вышеуказанный период и отказал ему в назначении пенсии. Он не согласен с этим по следующим основаниям. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он служил по призыву в рядах Советской Армии, что подтверждается записью в военном билете. В это время действовало постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым утверждено «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения». Пунктом «г» вышеуказанного Положения предусмотрено засчитывать в стаж работы по специальности время службы в составе Вооруженных Сил СССР. Кроме того, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 1- Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета 1 день военной службы за 1 день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу, в соответствии с указом Президента Российской Федерации) – один день военной службы за два дня работы. Следовательно, период службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года и 11 дней) должен быть засчитан в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости как 4 года и 22 дня. Разъяснения по данному вопросу печатались в газете комитета по образованию администрации Воронежской области «Вестник просвещения» № 13-14, ДД.ММ.ГГГГ. На вопрос «Засчитывается ли служба в армии в педагогический стаж?» был дан ответ: «да, засчитывается на основании Федерального Закона «О статусе военнослужащих». Один год службы по призыву – за два года педагогической работы». В Учительской газете № от ДД.ММ.ГГГГ «Педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитывается без всяких условий и ограничений время нахождения на военной службе по призыву – один день военной службы за два дня работы». Закон РФ от 17.12.2001 года № 173 – ФЗ допускает сохранение и конвертацию (преобразование) ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению. Конституционный Суд Постановлением № 2-П от ДД.ММ.ГГГГ так же подтвердил, что у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действующего на момент приобретения права. Отказ пенсионного фонда, основанный на Постановлении Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 463 и Постановлении Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 считает неправомерным, так как в период его службы в Советской Армии эти постановления не только не действовали, но и не были изданы. При сложении зачтенного Пенсионным фондом стажа (21 год 4 месяца 4 дня) и оспариваемых им 4 года 22 дня, его педагогический стаж превышает 25 лет и ему положена досрочная пенсия по старости.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержал свои исковые требования по изложенным в заявлении основаниям, суду пояснил, что он до службы в армии проработал в должности педагога 1 год, а затем его призвали в армию, где он проходил службу 2 года 11 дней.

Представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда по Калачеевскому району Воронежской области ФИО2 данный иск не признала по основаниям, изложенным в возражении, так как ответчик считает требования ФИО1 необоснованными по следующим основаниям: истец обратился с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости, предусмотренной п.п. 19 п. 1 ст.27 Федерального закона « О трудовых пенсиях в РФ » от 17.12.2001г. № 173 в ГУ-УПФ РФ по Калачеевскому району ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение об отказе в назначении истцу досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. В специальный стаж не включены периоды, в том числе оспариваемый истцом:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ — период прохождения военной службы в СА.

В соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001г. №173, вступившим в силу с 01.01.2002 г. трудовая пенсия по старости назначается досрочно лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Пунктом 2 статьи 27 закона № 173 - ФЗ предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Так постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 утверждены Правила, в соответствии с которыми в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено названными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов. Период прохождения военной службы в СА в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, не упомянут, с вытекающими отсюда правовыми последствиями в части включения названного периода в стаж на соответствующих работах в целях досрочного назначения трудовой пенсии по старости. Кроме того, учитывая особые условия труда, характер и организацию работы педагогических работников постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утверждены Правила, регулирующие пенсионные правоотношения указанной категории работников. Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, предусматривается включение периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в должностях и учреждениях, указанных в соответствующих Списках, при соблюдении определенных условий, закрепленных в этих Правилах. Для педагогических работников — это выполнение учебной (педагогической) нагрузки, объема преподавательской работы и других условий в зависимости от должности и учреждения, где протекала работа, а не какой — либо иной деятельности, когда отсутствует факт непосредственной работы. Таким образом, и в указанных Правилах отсутствует норма о включении периодов прохождения службы в СА в специальный стаж. В связи с вступлением в силу постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2-П, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за периоды до ДД.ММ.ГГГГ могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения нового правового регулирования. С учетом конституционно - правового смысла норм, касающихся условий реализации права на пенсионное обеспечение, исчисление специального стажа, имевшего место до ДД.ММ.ГГГГ, может производится по нормам действовавшего на ДД.ММ.ГГГГ пенсионного законодательства - закона Российской Федерации от 20.11.1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в РФ». В соответствии с указанным законом при исчислении специального педагогического стажа применялся Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 (в отношении периодов работы до ДД.ММ.ГГГГ) и Список, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 ( в редакции постановления Правительства РФ от 01.02.2001 года № 79), который применялся в отношении периодов работы после ДД.ММ.ГГГГ. Возможность включения в специальный стаж периодов службы в СА указанными списками предусмотрена не была. В период действия Закона СССР от 14.07.1956 г. применялось Постановление Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 г. «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Подпунктом «г» пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа было предусмотрено включение в стаж для назначения пенсии за выслугу лет периодов службы в составе Вооруженных сил СССР. В соответствии с п.4 вышеназванного Положения периоды, указанные в п.п. 1,2,3 засчитывались в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Указанное Постановление было отменено Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953 и не применялось с ДД.ММ.ГГГГ На ДД.ММ.ГГГГ у заявителя отсутствует не менее 2/3 выслуги лет, в связи с чем период службы в СА нельзя засчитать в стаж педагогической деятельности. Кроме того, в указанном выше Положении не было предусмотрено льготного порядка исчисления периода службы в составе Вооруженных сил СССР. Ссылка истца на Федеральный закон от 27.05.1998 года № 76 — ФЗ « О статусе военнослужащих» не состоятельна, так как досрочное назначение трудовой пенсии по старости педагогическим работникам регулируется Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, а не Федеральным законом «О статусе военнослужащих», и кроме того суду пояснила, что период службы истца в армии можно включить в общий трудовой стаж и исчислять календарно.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему:

каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (ст.56 ГПК РФ). Обязанность доказывания правомерности действий в рассматриваемом случае лежит на ответчике.

Истцом представлены суду следующие доказательства:

- письмо ГУ УПФ РФ по Калачеевскому району от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5-6);

- копия венного билета (л.д.7-8).

Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается досрочно лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Право на такую пенсию имеют лица, занимавшие должность в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

Согласно постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» которым утверждено «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», пунктом «г» вышеуказанного Положения предусмотрено засчитать в стаж работы по специальности время службы в ставе Вооруженных Сил СССР Закона РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ допускает сохранение и конвертацию ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил службу в рядах Советской армии, что подтверждается записями военном билете.

На период прохождения истца службы в рядах Советской Армии действовало постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым утверждено «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения». Подпунктом «г» пункта 1 «Положения о порядке исчисления стажа…» было предусмотрено включение в стаж для назначения пенсии за выслугу лет периодов службы в составе Вооруженных сил СССР. В связи с этим истец имеет право на включение в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода службы в Советской Армии.

В соответствии с п. 3.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П правовая позиция, изложенная Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24 мая 2001 г., конкретизирована в Определении от 5 ноября 2002 года по жалобе гражданина ФИО7 на нарушение его конституционных прав положениями статей 12 и 133.1 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования. Как указал Конституционный Суд РФ, у таких граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

Ссылка истца на Федеральный закон от 27.05.1998 года № 76 - ФЗ «О статусе военнослужащих» не состоятельна, так как на период нахождения истца на службе в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ указанный закон не действовал.

Военная служба по призыву засчитывается в выслугу лет для назначении пенсии в календарном исчислении. Льготное исчисление периодов военной службы по призыву(п.3 ст.10) предусмотрено Федеральным законом «О статусе военнослужащих» только для зачета в общий трудовой стаж, за который назначается и выплачивается пенсия по старости органами социальной защиты населения. Согласно Определения Конституционного суда РФ от 17.10 2006 года №380-0, решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления трудового стажа.

При таких обстоятельствах суд полагает, что данный иск является частично обоснованным и подлежит удовлетворению в части включения истцу в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода службы в Советской Армии.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Данный иск удовлетворить частично.

Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Калачеевскому району Воронежской области включить ФИО1 в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период службы в Советской армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В части требований ФИО1 о назначении и выплате ему пенсии с момента регистрации поданных документов в ГУ УПФ РФ по Калачеевскому району, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток через Калачеевский районный суд, начиная с 30.08.2011 года.

Судья: /Ю.Н. Маликов/.