ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5920/15 от 18.11.2015 Ленинскогого районного суда г. Омска (Омская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации дело № 2 - 5920/15

город Омск 18 ноября 2015 года

Ленинский районный суд города Омска

председательствующий Небольсин Л.В.

секретарь Грибкова О.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Департамента имущественных отношений Администрации города Омска к ФИО1 о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка, встречный иск ФИО1 к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска признать недействительным изменении ставки арендной платы за земельный участок, суд

У С Т А Н О В И Л:

Департамент имущественных отношений Администрации г.Омска обратился в суд с иском к ФИО1, первоначально просил взыскать задолженность по договору аренды земельного участка за период с 01.12.2012 года по 31.03.2015 года <данные изъяты> рублей, пени за период с 19.09.2009 года по 31.03.2015 года <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании представитель истца уточнил требования, просил взыскать с ответчика задолженность за период с 01.12.2012г. по 31.03.2015г. - <данные изъяты> рублей, задолженность по пени за период с 19.09.2009г. по 31.03.2015г. - <данные изъяты> рублей, задолженность по пени за период с 19.09.2009г. по 31.12.2011г. - <данные изъяты> рублей, за период с 01.01.2012г. по 31.03.2015г. - <данные изъяты> рублей (л.д.71).

ФИО1 обратился с встречным иском, просил признать недействительным изменение ставки арендной платы в зависимости от вида разрешенного земельного участка, кадастровый , коэффициента с 0,015 до 0,03: признать недействительным изменение ставки арендной платы до <данные изъяты> рублей с 18.09.2012г. по 31.12.2014 года.

Свои требования Департамент имущественных отношений Администрации г.Омска мотивировал тем, что в соответствии с положением о департаменте имущественных отношений Администрации г.Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 № 452 департамент имущественных отношений Администрации г.Омска от имени муниципального образования городской округ город Омск Омской области осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества, в том числе выступает арендодателем по договорам аренды муниципального имущества г.Омска или имущества, находящегося в ведении муниципального образования г.Омск. Целью деятельности департамента является эффективное управление имуществом, находящимся в распоряжении муниципального образования; осуществление контроля за целевым и эффективным использованием муниципального имущества г.Омска; обеспечение соблюдения законодательства в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом г.Омска; защита имущественных интересов муниципального образования г.Омск. Департамент имущественных отношений Администрации г.Омска осуществляет контроль за соблюдением требований федерального законодательства, правовых актов органов местного самоуправления г.Омска и других нормативных правовых актов в сфере учета, управления, распоряжения и использования муниципальной собственности г. Омска в пределах своей компетенции. 18.08.2009 между ГУЗР Омской области и ФИО1 был заключен договор аренды земельного участка В соответствии с Законом Омской области «О внесении изменений в закон Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области» от 06.12.2011 1496-03 распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением случаев предусмотренных федеральным законодательством, осуществляют органы местного самоуправления, Главное управление по земельным ресурсам Омской области утратило данные полномочия. Указом Губернатора Омской области от 7 февраля 2013 года № 17 принято решение ликвидации Главного управление по земельным ресурсам Омской области. В соответствии с Решением Омского городского совета от 26.10.2011 № 452 в редакции Решения Омского городского совета от 27.02.2013 № 110 Департамент распоряжается земельными участками, расположенными на территории города Омска государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, предоставляемых, в частности, для строительства. Таким образом, Департамент наделен полномочиями по распоряжению земельными участками, расположенными на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена с 11 февраля 2013 года, в соответствии с Решением Омского городского совета от 27.02.2013 № 110.

Встречные исковые требования ФИО1 мотивировал тем, то между сторонами заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 17.07.2009г., дата 29 апреля 2015г., которое зарегистрировано 21 мая 2015г. Стороны пришли к соглашению, что ежемесячный размер арендной платы с 18 сентября 2012г. по 31 декабря 2014г. исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка - <данные изъяты> рублей и составляет <данные изъяты> рублей. Соглашением, от 18 августа 2009г. кадастровая стоимость земельного участка осталась прежней <данные изъяты> рублей, а увеличение стоимости арендной платы с <данные изъяты> рублей до <данные изъяты> рублей связано с изменением ставки арендной платы с 0,015 до 0,03, по соглашению 2015 года. Изменение коэффициента считает незаконным, оно ни чем не обусловлено. Он, не обратил на этот пункт внимания, и узнал об этот в суде. Кроме того, истец просит взыскать задолженность за период с 19.09.2009 по 31 03.2015 - <данные изъяты> руб. в том числе задолженность по пени за два периода период с 19.09.2009 по 31.12.2011 - <данные изъяты> рублей, за период с 01.01.2012 по 31.03.2015 - <данные изъяты> руб. Тогда как сам спор возник из-за соглашения в котором п. «в» стороны пришли к соглашению, что ежемесячный размер арендной платы с 18 сентября 2012 по 31 декабря 2014 исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка» п. 3 соглашения распространяет свое действие на отношения, возникшие с 18 сентября 2012 года. Следовательно пеня должна рассчитываться с сентября 2012 г., однако задолженности у Арендатора по арендной плате за периоде 19 09 2009 по 31.12.2011 нет соответственно и пени в размере <данные изъяты>. быть не может. Следовательно, штраф мог быть рассчитан только с июня 2015 г, а не за период с начала договорных отношений с 19.09.2009 по 2015 год. Кроме того добровольность подписания соглашения Арендатором обращенного в прошлый период, увеличивающего стоимость арендной платы не может свидетельствовать о какой либо недобросовестности со стороны Арендатора. Истец руководствуется уже недействующими правилами расчета арендной платы и требования возникли в связи с заключением дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 17.07.2009 г. 29 апреля 2015 г. которое зарегистрировано 21 мая 2015 г. в Управлении Росреестра по Омской области. Из соглашения зарегистрированного в мае 2015 г., расчет арендной платы осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 29 октября 2008 года № 179-п ( в редакции от 29 августа 2012 г. № 181 -п, далее Постановление в тоже время Департамент не мог знать того, что Постановлением Правительства Омской области от 29 апреля 2015 № 108-п данный порядок расчета уже отменен.

Представитель департамента имущественных отношений Администрации г.Омска ФИО2 в судебном заседании поддержала исковые требования, встречные исковые требования не признала (л.д.48).

ФИО1 в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

ФИО3 представитель ФИО1 исковые требования не признал по доводам изложенным в отзыве на иск, встречные исковые требования поддержал (л.д.38, 53-55, 93-94,98-99).

Заслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, 17.07.2009 между ГУЗР Омской области и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка , по условиями которого, в соответствии с Распоряжением Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 16.06.2009 года № 2195-р «О предоставлении в аренду ФИО1 земельного участка, находящегося в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенного в г.Омске» Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду сроком на 10 лет, находящийся в государственной собственности земельный участок, находящийся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, относящийся к категории земель населенных пунктов, земельный участок площадью 1884 кв.м. в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, в соответствии с приложением №1 к настоящему договору. Местоположение земельного участка установлено относительно строения, имеющего почтовый адрес: <адрес> Размер арендной платы установлен в приложении № 3 к договору и составляет <данные изъяты> рублей в месяц (л.д. 11-20).

В соответствии с Положением о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 №452, Департамент имущественных отношений Администрации города Омска от имени муниципального образования городской округ г.Омск Омской области осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества, в том числе выступает арендодателем по договорам аренды муниципального имущества г.Омска или имущества, находящегося в ведении муниципального образования г.Омск. Целью деятельности департамента является эффективное управление имуществом, находящимся в распоряжении муниципального образования; осуществление контроля за целевым и эффективным использованием муниципального имущества г.Омска; обеспечение соблюдения законодательства в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом г.Омска; защита имущественных интересов муниципального образования г.Омск. Департамент имущественных отношений Администрации г.Омска согласно своих полномочий осуществляет контроль за соблюдением требований федерального законодательства, правовых актов органов местного самоуправления г.Омска и других нормативных правовых актов в сфере учета, управления, распоряжения и использования муниципальной собственности г.Омска в пределах своей компетенции.

В соответствии с Законом Омской области «О внесении изменений в закон Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области» от 06.12.2012 №1496-ОЗ, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством, осуществляют органы местного самоуправления, Главное управление по земельным ресурсам Омской области утратило данные полномочия.

Указом Губернатора Омской области от 7 февраля 2013 года №17 принято решение о ликвидации Главного управления по земельным ресурсам Омской области.

В соответствии с Решением Омского городского совета от 26.10.2011 №452 в редакции Решения Омского городского совета от 27.02.2013 №110 департамент распоряжается земельными участками, расположенными на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, предоставляемых, в частности, для строительства.

Таким образом, департамент наделен полномочиями по распоряжению земельными участками, расположенными на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена с 11 февраля 2013 года, в соответствии с Решением Омского городского совета от 27.02.2013 №110.

В соответствии с п. 2 ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).

Согласно представленному расчету задолженность ответчика ФИО1 перед Департаментом имущественных отношений по договору аренды за период с 01.12.2012 года по 31.03.2015 года составляет <данные изъяты> рублей, задолженность по пени за период с 19.09.2009 года по 31.03.2015 года составляет <данные изъяты> рублей (л.д. 6).

В судебном заседании представитель истца уточнил требования, просил взыскать с ответчика задолженность за период с 01.12.2012г. по 31.03.2015г. - <данные изъяты> рублей, задолженность по пени за период с 19.09.2009г. по 31.03.2015г. - <данные изъяты> рублей, задолженность по пени за период с 19.09.2009г. по 31.12.2011г. - <данные изъяты> рублей, за период с 01.01.2012г. по 31.03.2015г. - <данные изъяты> рублей (л.д.71).

Стороны 27 апреля 2015 г. заключили дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 17.07.2009г., которое зарегистрировано 21 мая 2015г. (л.д.86-87).

По условиям, стороны пришли к соглашению, что ежемесячный размер арендной платы с 18 сентября 2012г. по 31 декабря 2014г. исчисляется исходя их кадастровой стоимости земельного участка - <данные изъяты> рублей и составляет <данные изъяты> рублей. Арендная плата увеличилась с <данные изъяты> рублей до <данные изъяты> рублей связано с изменением ставки арендной платы с 0,015 до 0,03, по соглашению 2015 года.

Довод истца и его представителя в судебном заседании о том, что изменение коэффициента незаконным, потому что ничем не обусловлено и то, что он не обратил на этот пункт внимания, и узнал об этот в суде, является неубедительным.

Кроме того, истец просит взыскать задолженность за период с 19.09.2009 по 31 03.2015 - <данные изъяты> руб. в том числе задолженность по пени за два периода период с 19.09.2009 по 31.12.2011 - <данные изъяты> рублей, за период с 01.01.2012 по 31.03.2015 - <данные изъяты> руб. Тогда как сам спор возник из-за соглашения в котором п. «в» стороны пришли к соглашению, что ежемесячный размер арендной платы с 18 сентября 2012 по 31 декабря 2014 исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка» п. 3 соглашения распространяет свое действие на отношения, возникшие с 18 сентября 2012 года. Следовательно пеня должна рассчитываться с сентября 2012 г., однако задолженности у Арендатора по арендной плате за периоде 19 09 2009 по 31.12.2011 нет соответственно и пени в размере <данные изъяты> коп. быть не может. Следовательно, штраф мог быть рассчитан только с июня 2015 г, а не за период с начала договорных отношений с 19.09.2009 по 2015 год. Кроме того добровольность подписания соглашения Арендатором обращенного в прошлый период, увеличивающего стоимость арендной платы не может свидетельствовать о какой либо недобросовестности со стороны Арендатора. Истец руководствуется уже недействующими правилами расчета арендной платы и требования возникли в связи с заключением дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка 17.07.2009 г. 29 апреля 2015 г. которое зарегистрировано 21 мая 2015 г. в Управлении Росреестра по Омской области.

Довод ответчика о том, что истец рассчитал арендную плату в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 29 октября 2008 года № 179-п (в редакции от 29 августа 2012 г. № 181-п), которое отменено, является ошибочным.

Следовательно, исковые требования о взыскании с ответчика в пользу Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, задолженность по договору аренды земельного участка за период с 01.12.2012 года по 31.03.2015 года <данные изъяты> рублей, являются обоснованными.

Ответчик ссылается на Постановление Правительства Омской области от 29 апреля 2015 № 108-п, не учитывает, что дополнительное соглашение между сторонами заключено 27 апреля 2015 г. в период когда оно действовало и с четом свободы договора продолжает действовать.

Суд считает обоснованным довод ответчика и его представителя о том, что не имеется оснований для взыскания пени за период с 19.09.2009г. по 31.03.2015г. - <данные изъяты> рублей, задолженность по пени за период с 19.09.2009г. по 31.12.2011г. - <данные изъяты> рублей, и за период с 01.01.2012г. по 31.03.2015г. - <данные изъяты> рублей, так как ответчик за указанные периоды произвел оплату, что подтверждается платежными документами (л.д.53-70).

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения встречные исковых требований ФИО1 к Департаменту имущественных отношений Администрации г.Омска признать недействительным изменение ставки арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, кадастровый номер , коэффициента с 0,015 до 0,03 и изменение ставки арендной платы с 18.09.2012г. по 31.12.2014 года, не имеется.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ФИО1 в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1 в пользу Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, задолженность по договору аренды земельного участка за период с 01.12.2012 года по 31.03.2015 года <данные изъяты>

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета госпошлину в размере <данные изъяты>

В остальных исковых требованиях отказать.

ФИО1 в встречных исковых требованиях к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска признать недействительным изменение ставки арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, кадастровый номер , коэффициента с 0,015 до 0,03 и изменение ставки арендной платы с 18.09.2012г. по 31.12.2014 года отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Л.В.Небольсин

Мотивированное решение составлено 23 ноября 2015 года