ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5922 от 26.11.2010 Волжского городского суда (Волгоградская область)

                                                                                    Волжский городской суд Волгоградской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Волжский городской суд Волгоградской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2- 5922/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Волжский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Кочеровой З.Ф.,

при секретаре: Киселевой И.О.,

с участием помощника прокурора г. Волжского Кондратьева С.В.,

26 ноября 2010 года рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волжском Волгоградской области гражданское дело по заявлению Территориального Управления по г. Волжскому Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области об оспаривании представления прокурора от 05 августа 2010 года №7-26/10 об устранении нарушений действующего законодательства о социальной защите населения,

У С Т А Н О В И Л:

Заместителем прокурора г. Волжского по результатам проверки по обращению СНС. об отказе Территориального Управления по г. Волжскому Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области в перерасчете единовременной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг, было установлено, что при расчете СНС единовременной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг существенно нарушены социальные права СНС единовременная выплата рассчитана без учета фактического отсутствия членов семьи – дочери и внука по месту регистрации в "адрес" г. Волжского.

Представлением заместителя прокурора г. Волжского об устранении нарушений действующего законодательства о социальной защите населения "№" от "дата" начальнику Территориального Управления по г. Волжскому Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области предписано принять меры к устранению и недопущению выявленных нарушений в дальнейшем, рассмотреть вопрос о перерасчете единовременной выплаты на жилищно-коммунальные услуги СНС с учетом отсутствия членов её семьи по месту жительства, на основании представленных СНС документов, подтверждающих их отсутствие и проживание по другому адресу.

Считая указанное предписание заместителя прокурора г. Волжского незаконным, начальник Территориального Управления по г. Волжскому Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области обратился в суд с заявлением об отмене предписания от "дата" "№", указав в обоснование, что в справке о составе семьи СНС указано 3 человека, следовательно, при расчете единовременной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг учитывается социальная норма жилья в размере 18 квадратных метров. В вынесенном представлении указано на необходимость производить расчет единовременной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг СНС основываясь на документально подтвержденном Факте проживания дочери и внука СНС в Италии. Во исполнение представления СНС была приглашена в Территориальное Управление по г. Волжскому Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области с документами для перерасчета единовременной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг с учетом состава семьи 1 человек. Справки о проживании СГК в Фолиньо (Перуджа) выданы отделом демографической службы, область Перуджа, муниципалитет Фолиньо. С "дата" для России вступила в силу Гаагская конвенция от "дата", отменяющая для её участников требование дипломатической или консульской лицензии иностранных официальных документов. Единственной формальностью, которая подтверждает подлинность подписей должностных лиц и печатей, согласно ст. ст. 3,4 Гаагской конвенции, является проставление апостиля. Официальные документы из стран, участниц Конвенции принимаются на территории России с апостилями, проставленными с "дата". Представленный СНС "дата" акт от "дата", выданный ООО «ЖУК» на основании справок с места жительства дочери и внука для Территориального Управления по г. Волжскому Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области не имеет юридической силы (исходящие от иностранных государств и их должностных лиц документы, в данном случае справки с места жительства, должны быть легализированы, для участников Конвенции легализация заменяется проставлением апостиля. Территориальное Управление по г. Волжскому Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области не имеет возможности исполнить представление, а именно назначить единовременную выплату на оплату жилищно-коммунальных услуг СНС с учетом факта одинокого проживания, так как перечень документов, необходимых для подтверждения факта проживания зарегистрированных лиц по данному адресу не утвержден Порядком предоставления за счет средств областного бюджета мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным постановлением Администрации Волгоградской области от 26 апреля 2010 года № 155-п изданные во исполнение Закона Волгоградской области от 03 марта 2005 года № 1016-ОД. Согласно указанного Порядка справка о составе семьи и выписка из домовой книги являются единственными документами, подтверждающими состав семьи; Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства от "дата" "№", предусмотрено, что граждане регистрируются по месту постоянного или преимущественного проживания, а в случае изменения места жительства на основании их заявления производиться снятие с регистрационного учета. Дочь и внук СНС, оставаясь зарегистрированными в г. Волжском, имеют постоянную регистрацию по месту жительства в Российской Федерации, и являются временными пребывающими за пределами Российской Федерации, то есть временной отсутствуют по месту жительства СНС В связи с возникающими противоречиями: по формальному признаку место жительства дочери и внука СНС г. Волжский, а фактически- Италия (по справкам с места жительства, требующим для признания их в качестве официальных документов дооформления), и ввиду того, что рассматриваемый в представлении вопрос прямо не урегулирован законодательством, необходимо установить факт одинокого проживания СНС в порядке гражданского судопроизводства.

В судебном заседании представитель заявителя Территориального Управления по г. Волжскому Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области ФИО1 поддержала заявление, просила признать незаконным представление заместителя прокурора г. Волжского "№" от "дата".

Представитель Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области ПВА поддержал заявление Территориального Управления по г. Волжскому Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области, просил признать незаконным представление заместителя прокурора г. Волжского "№" от "дата", отменить его, указав, что СНС при проживании её дочери и внука в Италии, плата в пределах нормативов потребления за коммунальные услуги (кроме услуг по отоплению и электроснабжению) управляющей компанией ООО «ЖУК» начислялась и начисляется только на неё одну. Следовательно расходы по данным услугам за дочь и внука компания с неё не взимала ранее (в связи с проведенными перерасчетами в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от "дата" "№") так и не взимает и сейчас за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и газоснабжение- то есть размер её персональной платы не изменился. Акт управляющей компании «ЖУК» о том, что гражданка СНС проживает одна, для признания её одиноко проживающей документом, устанавливающим юридических факт для Территориального Управления по г. Волжскому Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области не является. Также, выданная итальянской стороной справка о проживании дочери и внука в Италии не отвечает требованиям её оформления в соответствии с действующим законодательством- не проставлен апостиль. Таким образом, СНС может быть признана одиноко проживающей при снятии с регистрационного учета дочери и внука по "адрес" г. Волжский, либо установлении факта одинокого проживания в судебном порядке.

Помощник прокурора г. Волжского КСВ в судебном заседании заявленные требования не признал, считая обоснованным вынесенное заместителем прокурора г. Волжского представление, просил в удовлетворении требований Территориальному Управлению по г. Волжскому Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает обоснованными заявленные Территориальным Управлением по г. Волжскому Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области требования и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 N 5-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О ветеранах", меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 3 ч.1 п. в Закона Волгоградской области от 03 марта 2005 N 1016-ОД (ред. от 03.02.2010) "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области", Ветеранам труда предоставляются следующие меры социальной поддержки: … ежемесячная денежная выплата на оплату части расходов за жилое помещение (в том числе на каждого совместно проживающего нетрудоспособного члена семьи) и коммунальные услуги, определяемая в размере 50 процентов величины областного стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на один квадратный метр общей площади жилья в месяц по муниципальным районам и городским округам Волгоградской области в пределах социальной нормы площади жилья, установленной главой администрации Волгоградской области;…

В силу ст. 1 п. в Постановления Главы Администрации Волгоградской обл. от 09.11.2005 N 1132 "Об областных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг", установить следующие стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг: … областной стандарт социальной нормы площади жилья:

18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек;

42 квадратных метра общей площади жилья на семью, состоящую из двух человек;

33 квадратных метра общей площади жилья на одиноко проживающего человека.

Согласно п. 2.3, 2.8 Постановления Администрации Волгоградской области от 26 апреля 2010 N 155-п «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств областного бюджета мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» 2.3. ЕДВ на оплату ЖКУ назначается гражданам индивидуально в размере 50 процентов от произведения величин общей площади жилого помещения и утвержденного постановлением Главы Администрации Волгоградской области областного стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц по муниципальным районам и городским округам Волгоградской области (далее именуется - стандарт стоимости ЖКУ) в пределах социальной нормы площади жилья и количества проживающих в семье граждан.

2.8. Гражданам, впервые обратившимся за назначением мер социальной поддержки в территориальные управления УСЗН, необходимо представить:

заявление;

паспорт или заменяющий его документ;

документ о праве на меры социальной поддержки;

справку о составе семьи, а для граждан, проживающих в частном домовладении, - выписку из домовой книги;

копию лицевого счета, подтверждающего площадь жилого помещения и виды предоставляемых услуг (или платежные документы, подтверждающие виды предоставляемых жилищно-коммунальных услуг), или копию технического паспорта, а при его отсутствии - справку БТИ, подтверждающую техническое состояние домовладения;

документы, подтверждающие наличие печного отопления (выписка из по хозяйственной книги, технический паспорт дома, справка администрации муниципального образования, справка жилищно-эксплуатационной организации);

свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество (в случае раздела гражданами имущества или если объект индивидуального жилищного строительства состоит из двух отдельно стоящих жилых домов);

документы о фактических расходах по доставке твердого топлива.

В судебном заседании установлено, что СНС состоит на учете в Территориальном Управлении по г. Волжскому Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области по категории «Ветеран труда».

СНС, для предоставления ей мер социальной поддержки, в Территориальное Управление по г. Волжскому Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области были представлены :

- справка о составе семьи /л.д.9/, согласно которой в жилом помещении г. Волжский, "адрес" зарегистрированы трое: с "дата" СНС, "дата" рождения, с "дата" - её дочь СГИ, "дата" рождения, с "дата" её внук- Консоли Алессандро, "дата" рождения.

- справки с муниципалитета Фолиньо область Перуджа отдела демографической службы от "дата", с переводом /л.д.10-13/, согласно которым СНС ФИО2 с "дата", а Консоли Алессандро с рождения постоянно проживают в Фолиньо (Перуджа) "адрес" по настоящее время

- акт управляющей компании «ЖУК» от "дата" /л.д.14/, согласно которому СГИ и Консоли Алекссандро по адресу: г. Волжский, "адрес", не проживают.

При предоставлении мер социальной поддержки СНС Территориальное Управление по г. Волжскому Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области руководствовалось Законом Волгоградской области от 03 марта 2005 года № 1016-ОД «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Волгоградской области», согласно которому с 01 января 2009 года ветеранам труда предусмотрена ежемесячная денежная выплата на оплату части расходов за жилое помещение (в том числе на каждого совместно проживающего нетрудоспособного члена семьи) и коммунальные услуги, определяемая в размере 50 процентов величины областного стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на один квадратный метр общей площади жилья в месяц муниципальным районам и городским округам Волгоградской области в пределах социальной нормы площади жилья, установленной Главой Администрации Волгоградской области.

Областной стандарт социальной нормы площади жилья утвержден постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 09 ноября 2005 года № 1132 «Об областных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» в размере : 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек.

В соответствии с Порядком предоставления за счет средств областного бюджета мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным постановлением Администрации Волгоградской области от 26 апреля 2010 года № 155-п изданные во исполнение Закона Волгоградской области от 03 марта 2005 года № 1016-ОД, при определении социальной нормы жилья льготнику используется информация о составе семьи, которая подтверждается справкой о составе семьи, а для граждан, проживающих в частном домовладении – выпиской из домовой книги.

В соответствии со ст. 3,4 Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (заключена в Гааге 05.10.1961), единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного статьей 4 апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен. Однако, выполнение упомянутой в предшествующем абзаце функции не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами, отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации. Предусмотренный в первом абзаце статьи 3 апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом; он должен соответствовать образцу, приложенному к настоящей Конвенции. Однако он может быть составлен на официальном языке выдающего его органа. Имеющиеся в нем пункты могут быть также изложены на втором языке. Заголовок "Apostille (Convention de la Haye du 5 octobre 1961)" должен быть дан на французском языке.

Италия является страной участницей Гаагской конвенции.

С "дата" для России вступила в силу Гаагская конвенция от "дата", отменяющая для её участников требование дипломатической или консульской лицензии иностранных официальных документов. Единственной формальностью, которая подтверждает подлинность подписей должностных лиц и печатей, согласно ст.ст. 3 и 4 Конвенция, является проставление апостиля. Официальные документы из стран, участниц Конвенции принимаются на территории России с апостилями.

Как усматривается из материалов дела, выданная итальянской стороной справка о проживании дочери и внука СНС в Италии не отвечает требованиям её оформления в соответствии с действующим законодательством- не проставлен апостиль.

Правилами регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства от 17 июля 1995 года № 713, предусмотрено, что граждане регистрируются по месту постоянного или преимущественного проживания, а в случае изменения места жительства на основании их заявления производиться снятие с регистрационного учета.

Как установлено в судебном заседании, плата со СНС за коммунальные услуги (кроме услуг по отоплению и электроснабжению) управляющей компанией ООО «ЖУК» начислялась и начисляется только на неё одну. Следовательно, расходы по данным услугам за дочь и внука компания с неё не взимала ранее, так не взимает и сейчас за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и газоснабжение - то есть размер её персональной платы не изменился /л.д.26/.

Таким образом, суд приходит к убеждению, что Территориальным Управлением по г. Волжскому Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области СНС не может быть признана одиноко проживающей, поскольку справки с места жительства дочери и внука СНС оформлены ненадлежащим образом, в связи с чем, акт ООО «ЖУК» о фактическом проживании граждан по месту жительства СНС, составленный на основании указанных справок не имеет юридической силы. На основании изложенного, единственным документом является справка о составе семьи СНС, которая правомерно признана Территориальным Управлением по г. Волжскому Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области юридически значимой, согласно указанной справке в жилом помещении зарегистрировано 3 человека, соответственно размер единовременной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг был обоснованно определен из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек.

Участвующий в рассмотрении заявления помощник прокурора КСВ не оспаривал в судебном заседании, что в данной ситуации необходимо судебное решение о признании СНС одиноко проживающим гражданином и заявил, что им в интересах СНС готовится соответствующее заявление в суд.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым заявление Территориального Управления по г. Волжскому Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области удовлетворить и отменить представление заместителя прокурора г. Волжского № 7-26/10 от 05 августа 2010 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Территориального Управления по г. Волжскому Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области удовлетворить.

Представление от "дата" "№" заместителя прокурора г. Волжского в адрес начальника Территориального Управления по г. Волжскому Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области об устранении нарушений действующего законодательства о социальной защите населения – отменить.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области в течение десяти дней со дня изготовления решения судом в окончательной форме.

Судья

....

....