ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5924 от 08.12.2011 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

                                                                                    Центральный районный суд г. Омска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Центральный районный суд г. Омска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

  Дело № 2-5924/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 декабря 2011 года

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Поповой Э.Н. при секретаре Ануфриевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Лузинское молоко» о признании незаконным предписания Главного управления государственной службы занятости населения Омской области от 29 сентября 2011 года №,

установил:

ООО «Лузинское молоко» обратилось в суд с вышеназванным заявлением, указав, что исходя из среднесписочной численности работников организации, на общество возложена обязанность по квотированию рабочих мест для инвалидов. В период с 05 сентября 2011 года по 29 сентября 2011 года была проведена проверка общества со стороны ГУ государственная служба занятости населения Омской области. По результатам проверки 29 сентября 2011 года в адрес ООО «Лузинское молоко» (далее - ООО) было вынесено Предписание № об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории Омской области, на ООО возложена обязанность по обеспечению соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов до 30 ноября 2011 года, обеспечению создания (выделения) минимального количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту. Однако обязанность по квотированию осуществляется обществом в соответствии с законом. Исходя из среднесписочной численности работников ООО - 385 человек, размер установленной квоты для приема на работу составляет 12 рабочих мест, на 4 рабочих места инвалиды ООО уже трудоустроены. Ежемесячно в службу занятости предоставляется информация о наличии вакантных мест для трудоустройства инвалидов. Фактов отказа в приёме на работу инвалидов не было. Таким образом, обязанность заявителя по квотированию рабочих мест для инвалидов выполнена. Кроме этого создание специальных рабочих мест для инвалидов требуется в случае наличия у инвалида индивидуальной программы реабилитации. В индивидуальных программах реабилитации инвалидов, трудоустроенных в ООО, не содержится требований о создании специального рабочего места. Таким образом, создание указанного рабочего места возможно только при приеме такого инвалида на работу. Просит суд признать Предписание № от 29 сентября 2011 года, вынесенное начальником отдела трудоустройства и специальных программ ГУ государственная служба занятости населения Омской области незаконным и приостановить его действие.

В судебном заседании представитель ООО «Лузинское молоко» Штейнер В.Н., действующий на основании доверенности, требования поддержал в полном объёме. Пояснил, что обязанности по квотированию рабочих мест выполняются организацией надлежащим образом. В штатном расписании имеются должности, которые в случае обращения инвалида будут ему предоставлены. Отказа в приёме на работу инвалида не было. ООО ежемесячно подаются списки в службу занятости о наличии мест. Направлять инвалидов для трудоустройства должна служба занятости, чего она не делает. Просит заявление удовлетворить.

В судебном заседании представитель ГУ государственная служба занятости населения Омской области Макейкин Н.А., действующий на основании доверенности, пояснил суду, что согласно Закону Омской области № 1174-ОЗ от 21 июля 2009 года обязанность по квотированию рабочих мест для инвалидов считается выполненной с момента трудоустройства инвалида. Законом не предусмотрена обязанность службы занятости населения по трудоустройству инвалидов для выполнения работодателями обязанности по квотированию. Обустройство специального рабочего места может быть выполнено различными способами, предусмотренными законом. Просил отказать заявителю в удовлетворении требований в полном объёме.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу положений ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчинённости орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности.

Задачи и функции ГУ государственная служба занятости населения Омской области определены в Положении о Главном управлении государственной службы занятости населения Омской области, утверждённом Указом Губернатора Омской области от 28.12.2006 года № 177 «О Главном управлении государственной службы занятости населения Омской области».

В функции ГУ государственная служба занятости населения Омской области входит, в том числе, осуществление проверок, выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения, привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Распоряжением ГУ государственная служба занятости населения Омской области от 30.08.2011 года № 72-рк о проведении плановой документальной проверки юридического лица назначена проверка в отношении ООО «Лузинское молоко» (л.д. 20-21). Проведение проверки назначено в период с 05 сентября 2011 года по 29 сентября 2011 года. Согласно Акту проверки при осуществлении проверки надлежало проверить исполнение обществом законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов.

Из акта проверки от 29 сентября 2011 года следует, что в ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами: несоблюдение квоты для трудоустройства инвалидов, неисполнение обязанности по созданию (выделению) минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту в соответствии с п.1 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в РФ», ст.ст. 21, 22 ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, ст. 6 Закона Омской области от 21 июля 2009 года № 1174-ОЗ «О квотировании рабочих мест в Омской области», подп. 2 п.1 постановления Правительства Омской области от 27 января 2010 года № 16-п «О мерах по реализации закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области».

По результатам проверки ГУ государственная служба занятости населения Омской области в адрес заявителя было выдано Предписание № 163 от 29 сентября 2011 года об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории Омской области (л.д. 5-6).

При этом на ООО «Лузинское молоко» возложена обязанность в срок до 30 ноября 2011 года по обеспечению соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов, а также по обеспечению создания (выделения) минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту.

В соответствии с п. п. «ж», «к» части 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита и трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов.

В соответствии со ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» работодатель должен оказывать содействие государственной политике занятости населения, в том числе, путём соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.

Положениями ст.ст. 20-22 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено что инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путём проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приёма на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов; создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения инвалидов новым профессиям.

Кроме этого, инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов; создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения инвалидов новым профессиям.

Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приёма на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

На работодателей также возложена обязанность по созданию специальных рабочих мест для инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учётом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приёма на работу инвалидов.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Во исполнение положения вышеуказанного закона на территории Омской области принят Закон Омской области от 21 июля 2011 года № 1174-ОЗ «О квотировании рабочих мест в Омской области».

В соответствии с положениями ст. 6 Закона Омской области от 21 июля 2011года № 1174-ОЗ «О квотировании рабочих мест в Омской области» организация обязана обеспечивать соответствие рабочих мест, выделенных (созданных) в соответствии с установленной квотой для приёма на работу инвалидов, требованиям, предусмотренным трудовым законодательством, в том числе проводить аттестацию указанных рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Организация обязана создать (оборудовать) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в срок, который не может превышать двух месяцев. Для проверки соответствия специального рабочего места для трудоустройства инвалида требованиям индивидуальной программы реабилитации инвалида центры занятости могут привлекать организации в соответствии с законодательством.

Организация обязана ежемесячно до пятого числа месяца, следующего за отчётным, представлять в центр занятости, расположенный по месту нахождения организации, информацию:

необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов, в том числе:

- о выделенных (созданных) рабочих местах (наименование профессии (специальности), количество) для трудоустройства инвалидов;

- о требованиях к уровню квалификации по предлагаемой профессии (специальности);

- об условиях и режиме труда;

- о выполнении квоты для приёма на работу инвалидов.

Обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента выделения (создания) рабочих мест (в том числе специальных) и приёма на них инвалидов организацией, которой установлена квота для приёма на работу инвалидов.

Из материалов дела следует, что среднесписочная численность ООО «Лузинское молоко» составляет 385 работников, размер установленной квоты рабочих мест для инвалидов составляет 12 единиц. В настоящий момент в организации трудоустроены 4 работника, являющихся инвалидами (л.д. 15-19).

Данное обстоятельство в судебном заседании не оспаривалось, как и тот факт, что заявитель выполняет обязанность по ежемесячному предоставлению информации в центр занятости о выделенных (созданных) рабочих местах (наименование профессии (специальности), количество) для трудоустройства инвалидов, о требованиях к уровню квалификации по предлагаемой профессии (специальности), об условиях и режиме труда.

Как указано судом выше, обязанность по квотированию рабочих мест считается выполненной с момента выделения (создания) рабочих мест (в том числе специальных) и приёма на них инвалидов организацией, которой установлена квота для приёма на работу инвалидов.

В судебном заседании не оспаривалось, что обязанность по трудоустройству инвалидов в количестве 12 человек на выделенные места до настоящего момента ООО не исполнена. При этом, доводы представителя заявителя о том, что обязанность по трудоустройству не возложена на работодателя, а должна исполняться службой занятости суд считает ошибочными, не основанными на нормах действующего законодательства.

Как следует из изложенного выше, на работодателя также возложена обязанность по созданию (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, которая последним не выполнена. Вышеуказанная обязанность должна быть выполнена независимо от принятия на работу инвалида.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности оспариваемого предписания. При указанных обстоятельствах в удовлетворении заявления ООО следует отказать, при этом оснований для приостановления действия предписания суд не усматривает.

С учётом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 254 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований о признании незаконным предписания Главного управления государственной службы занятости населения Омской области от 29 сентября 2011 года №, приостановлении действия предписания Обществу с ограниченной ответственностью «Лузинское молоко» отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение 10 дней после изготовления решения в окончательном виде.

Судья Э.Н. Попова