Д-2-5924/13
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 сентября 2013 г. г.Таганрог
Судья Таганрогского городского суда Ростовской области Ядыкин Ю.Н.,
при секретаре Ковалевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий (бездействия) Региональной службы по тарифам <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 просит суд обязать Региональную службу по тарифам <адрес> установить для МУП «ЖЭУ» <адрес> тариф на передачу тепловой энергии от теплоснабжающей организации ОАО «<данные изъяты>» и обязать эту службу отменить как незаконный тариф на перепродажу теплоэнергии, установленный для МУП «ЖЭУ» <адрес>. В обоснование этих требований заявитель указывает, что согласно п.п. «б» п.18 ст.2, п.п.6 п.1 ст.8 и п.3 ст.8 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», п.5 ст.6 и ст.57 постановления Правительства РФ от 26.02.2004 №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» Региональная служба по тарифам <адрес> обязана устанавливать тариф на передачу теплоэнергии от теплоснабжающих организаций к потребителям теплоэнергии. Он считает, что теплоснабжающей организацией для ТСЖ «<данные изъяты>» (жильцы многоквартирного <адрес> в <адрес>, в том числе заявитель) является ОАО «<данные изъяты>», который передает производимую им теплоэнергию по теплотрассе, находящейся в хозяйственном ведении МУП «ЖЭУ» <адрес>. По его мнению, ТСЖ <данные изъяты>» в соответствии с ФЗ «О теплоснабжении» должно заключить договор теплоснабжения с теплоснабжающей организацией завод «<данные изъяты>», не с МУП «ЖЭУ», так как согласно п.1 ст.15 этого закона потребитель заключает договор теплоснабжения с теплоснабжающей организацией, а не с единой теплоснабжающей организацией. Состав тарифа завода <данные изъяты>», согласно п.4 приложения № к постановлению РСТ <адрес> № от 26.12.2012г. и такими же ранее изданными постановлениями, согласно требованиям п.3 ст.8 ФЗ «О теплоснабжении», включает в себя две составляющие – стоимость производства и стоимость передачи теплоэнергии. В этих же постановлениях установлен тариф на теплоэнергию завода «Прибой» для населения (с учетом НДС). Однако, РСТ <адрес> до сих пор не вынесла отдельного постановления и не установила для МУП «ЖЭУ» конкретного тарифа стоимости передачи теплоэнергии от теплоснабжающей организации завод <данные изъяты>» к потребителям, что заявитель считает нарушением постановления Правительства РФ от 26.02.2004 №109. До опубликования в 2010 году Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ РСТ <адрес> устанавливала для МУП «ЖЭУ» <адрес> тариф на передачу теплоэнергии по теплотрассам МУП «ЖЭУ» от всех теплоснабжающих организаций <адрес>, в том числе и от завода <данные изъяты>». Последнее постановление РСТ - №12/5 от 15.10.2009г., а после опубликования этого закона РСТ перестала устанавливать для МУП «ЖЭУ» требуемый согласно этого закона и постановления Правительства РФ от 26.02.2004 №109 тариф на передачу от большинства ресурсоснабжающих организаций <адрес>, в том числе от теплоснабжающей организации завод «Прибой». Заявитель считает это намеренное нарушение со стороны РСТ <адрес> требований закона и постановления Правительства РФ послужило поводом для внедрения в систему оплаты за теплоснабжение жилого дома, обслуживаемого ТСЖ «<данные изъяты>», незаконного перекупщика – теплосетевой организации (п.16 ст.2 ФЗ-190) МУП «ЖЭУ» <адрес> и незаконного установления для МУП «ЖЭУ» завышенного тарифа на перепродажу теплоэнергии. На основании отсутствия конкретного тарифа на передачу теплоэнергии по трубам МУП «ЖЭУ» и на основании письма руководителя РСТ <адрес> в адрес Администрации <адрес> от <дата> № с ложным, по мнению заявителя, содержанием Арбитражный суд <адрес> <дата> обязал ТСЖ «<данные изъяты>» выплатить за теплоснабжение на счет МУП «ЖЭУ» 950 тысяч рублей. Уже после вынесения арбитражным судом этого решения, письмом от 31.01.2013г. № СЗ-779/5 заместитель руководителя Федеральной службы по тарифам РФ разъяснил следующее;
- потребитель должен заключать согласно п.1 ст.15 ФЗ-190 договор теплоснабжения с теплоснабжающей организацией (а не с единой теплоснабжающей организацией);
- РСТ <адрес> обязана устанавливать тариф на передачу теплоэнергии;
- теплоснабжающая организация (в данном случае завод «<данные изъяты>») и теплосетевая организация в соответствии со ст.17 ФЗ-190 обязаны заключить между собой договор передачи (теплосетевой организацией в данном случае, по мнению заявителя, является МУП «ЖЭУ»);
- тариф на передачу теплоэнергии по внутриплощадным сетям РСТ не устанавливает (это положение установлено в последнем абзаце п.3 ст.8 ФЗ-190);
- другой порядок оплаты потребителями услуг за теплоснабжение Федеральным законом № не предусмотрен.
Заявитель считает, что теплосетевая организация МУП «ЖЭУ» <адрес> незаконно получила в РСТ <адрес> тариф на перепродажу теплоэнергии. При этом тариф для МУП «ЖЭУ» ныне действующим постановлением РСТ № установлен на 50-69% выше тарифа непосредственных производителей теплоэнергии, а теплосетевая организация МУП «ЖЭУ» была незаконно переквалифирована в теплоснабжающую. Заявитель считает, что МУП «ЖЭУ» не может быть теплоснабжающей организацией по следующим причинам:
1). Согласно требованиям п.11 ст.2 ФЗ-190 теплоснабжающая организация (ТСО) должна иметь или свои котельные или тепловые сети. Своих котельных у МУП «ЖЭУ» нет, а трубы, которыми владеет МУП «ЖЭУ», не могут в соответствии с п.5 ст.2 ФЗ-190 классифицироваться как «тепловая сеть», так как на этих трубах нет центральных тепловых пунктов (ЦТП) и насосных станций. Совокупность этих технических устройств есть у завода «<данные изъяты>», а значит теплоснабжающей организацией, согласно ФЗ-190, является завод, а не теплосетевая организация МУП «ЖЭУ». Помимо требований к техническому устройству именуемому «тепловая сеть», изложенных в ФЗ-190, эти требования изложены в других федеральных документах: приказ Минэнерго от 24.03.2003г. №115, согласно которого тепловые сети и насосные станции должны иметь технические паспорта, а паспортов на свои трубы МУП «ЖЭУ» не имеет, так как эти трубы не являются «тепловой сетью»; СНиП Госстроя РФ № 41-02-2003, согласно которого для того, чтобы трубы МУП «ЖЭУ» можно было законодательно отнести к понятию «тепловая сеть», на этих трубах должны быть здания, сооружения, насосные, тепловые пункты, павильоны, камеры, дренажные устройства и и.п., а письмом № от <дата> начальник УЖКХ <адрес> подтвердил технические требования к трубам МУП «ЖЭУ», чтобы эти трубы можно было бы отнести к техническому устройству «тепловая сеть».
2). Согласно ст.19 постановления Правительства РФ от 26.02.2004 №109 при установлении тарифов на тепловую энергию для теплоснабжающих оргпанизаций применяется методика расчетов с учетом затрат ТСО на топливо, электроэнергию, воду и другие расходы, и это положение подтверждено письмом прокурора <адрес> №, а теплосетевая организация МУП «ЖЭУ» не несет расходов на топливо, электроэнергию и других расходов на производство теплоэнергии, так как МУП «ЖЭУ» теплоэнергию не производит, поэтому установление тарифа для МУП «ЖЭУ» на перепродажу теплоэнергии является нарушением ст.19 постановления Правительства РФ от 26.02.2004 №109.
Заявитель считает, что перепродавая теплоэнергию, производимую ТСО завод <данные изъяты>» (и другими ТСО <адрес>), МУП «ЖЭУ» имеет два статуса. При покупке теплоэнергии у теплоснабжающих организаций МУП «ЖЭУ» является потребителем теплоэнергии в соответствии с пунктом 9 ст.2 ФЗ-190, но по требованию этого пункта потребитель должен или иметь теплоснабжающие установки, или оказывать коммунальные услуги в части отопления и ГВС. Теплопотребляющих установок на трубах МУП «ЖЭУ» нет, а коммунальные услуги населению города оказывают различные управляющие организации и ТСЖ. Купив у различных теплоснабжающих организаций теплоэнергию и перепродавая ее потребителям, МУП «ЖЭУ» с подачи РСТ <адрес> становится уже не потребителем, а теплоснабжающей организацией, но согласно п.11 ст.2 ФЗ-190 теплоснабжающая организация должна иметь или источники теплоэнергии (котельные) или собственные тепловые сети. Ни котельных, ни тепловых сетей у теплотесетевой посреднической организации МУП «ЖЭУ» нет, а установление тарифа на перепродажу теплоэнергии является нарушением ФЗ-190 от 27.07.210г. и постановления Правительства РФ от 26.02.2004 №109. Заявитель считает, что незаконным бездействием РСТ <адрес> по неустановлению тарифа на передачу теплоэнергии по трубам МУП «ЖЭУ» от производителей теплоэнергии (ТСО) к потребителям и незаконным действием РСТ <адрес> при установлении теплосетевой организации МУП «ЖЭУ» тарифа на перепродажу теплоэнергии нарушено право жильцов дома, обслуживаемого ТСЖ «<данные изъяты>», и его лично право оплачивать за теплоснабжение в соответствии с требованиями Федерального закона «О теплоснабжении», поскольку население ТСЖ и он лично по закону обязаны оплачивать за теплоснабжение по тарифу, установленному для ТСО завод <данные изъяты>», а не по незаконно установленному завышенному на 51% тарифу организации-перекупщику МУП «ЖЭУ».
В ходе судебного разбирательства ФИО2 заявление поддержал, ссылаясь на изложенные в заявлении и представленной в ходе судебного разбирательства пояснительной записке к заявлению доводы, сводящиеся к тому, что по мнению заявителя население, получающее теплоэнергию от котельной завода <данные изъяты>» должно платить по утвержденному для завода <данные изъяты>» тарифу, а не по тарифу для МУП «ЖЭУ» - 2005,83 руб./Гкал, что выше на 679 рублей или на 51% по отношению к тарифу завода «Прибой» (1326,80 руб./Гкал.). Уточнил, что он оспаривает действия (бездействие) не руководителя, а самой РСТ <адрес>. Просит обратить внимание, что конкретный тариф на передачу теплоэнергии по трубам МУП «ЖЭУ» установлен только для трех теплоснабжающих организаций – завод «<данные изъяты>», ООО <данные изъяты>» и ОАО «<данные изъяты>». Считает, что за передачу теплоэнергии остальные потребители, получающие теплоснабжение по трубам МУП «ЖЭУ» оплачивают дважды (первый раз по тарифу ТСО, где часть тарифа «передача теплоэнергии», а второй раз – за передачу теплоэнергии по трубам МУП «ЖЭУ» за счет разницы в тарифах своих ТСО и МУП «ЖЭУ».
Руководитель Региональной службы по тарифам <адрес> ФИО6 направил через представителей ФИО7, ФИО8 и ФИО9 письменные возражения на заявление ФИО1 Указал, что согласно п.1 ч.3 ст.7, п.п. 4, 6 ч.1 ст.8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190- ФЗ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя и тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям. Тарифы на тепловую энергию установлены РСТ в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109. В соответствии с Положением о Региональной службе по тарифам <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от <дата> №, Служба является органом исполнительной власти <адрес> в области государственного регулирования тарифов, входящим в систему органов исполнительной власти <адрес>, и осуществляет государственное регулирование цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на товары (работы, услуги), а также контроль за их применением в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с п. 2.1.5 Положения Служба устанавливает, в том числе, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям. Требование заявителя об обязании Службы установить для МУП «ЖЭУ» <адрес> тариф на передачу тепловой энергии от теплоснабжающей организации ОАО «<данные изъяты>» является необоснованным в силу следующего:
От котельной ОАО <данные изъяты>» тепловая сеть, принадлежащая заводу, доходит до границы раздела с муниципальными тепловыми сетями. Далее до границы раздела с потребителями тепловой энергии проходят тепловые сети, находящиеся в муниципальной собственности и переданные органами местного самоуправления <адрес> в хозяйственное ведение МУП «ЖЭУ». Таким образом, по данным МУП «ЖЭУ», ОАО ТЗ «<данные изъяты>» и городской администрации дом, расположенный по <адрес>, присоединен к тепловым сетям МУП «ЖЭУ». В соответствии с п.11 ст.2 Федерального закона от <дата> №190-ФЗ теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии. Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от <дата> № 190-ФЗ тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок. Таким образом, трубы (теплотрасса), проложенные от завода к домам жильцов, находящиеся в хозяйственном ведении МУП «ЖЭУ», по которым тепловая энергия транспортируется от ОАО «<данные изъяты>» до жилого дома (<адрес>) как раз и являются устройством, предназначенным для передачи тепловой энергии, то есть тепловыми сетями. В установленных РСТ тарифных решениях предусмотрено, что МУП «ЖЭУ», владея муниципальными тепловыми сетями на правах хозяйственного ведения, является в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 190-ФЗ теплоснабжающей организацией, приобретающей тепловую энергию у других теплоснабжающих организаций <адрес>, в том числе у ОАО «<данные изъяты> и поставляющей тепловую энергию конечным потребителям, в том числе УК, ТСЖ, населению. Пунктом 19 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, определено, что расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности включают в том числе расходы на покупную тепловую энергию, соответственно при расчете тарифа на тепловую энергию, поставляемую МУП «ЖЭУ» учтены расходы на покупку тепловой энергии у ОАО «<данные изъяты> Таким образом, в тарифных решениях Службы для ОАО «<данные изъяты>» на 2011, 2012, 2013 годы, в соответствии с Федеральным законом и на основании тарифных заявок предприятий предусмотрено, что вся тепловая энергия, поставляемая ОАО «<данные изъяты>» на границе раздела с МУП «ЖЭУ» реализуется МУП «ЖЭУ» конечным потребителям по тарифу, установленному для МУП «ЖЭУ» с учетом покупки тепловой энергии у ОАО «<данные изъяты> В приложениях к постановлениям РСТ об утверждении тарифов для ОАО «<данные изъяты>» и МУП «ЖЭУ» действительно указывается, что тариф устанавливается «для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии». Форма приложения к постановлению РСТ об установлении тарифов на тепловую энергию определена приложением № к форме, являющейся приложением № к Регламенту рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденному приказом ФСТ России от <дата> №-э, и не подлежит изменению РСТ. С учетом изложенного, исходя из учтенных в тарифах схем теплоснабжения, теплоснабжающие организации заключают договоры теплоснабжения с потребителями тепловой энергии. То есть, договор теплоснабжения в данном случае заключается между МУП «ЖЭУ» и ТСЖ <данные изъяты> <данные изъяты> (дом, расположенный по <адрес>). Необходимо отметить, что затраты на услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям МУП «ЖЭУ» в расчет тарифа на тепловую энергию, поставляемую ОАО «<данные изъяты>», на 2011, 2012, 2013 годы РСТ не включались. Таким образом, исходя из принятых РСТ тарифных решений на тепловую энергию, теплоснабжающей организацией для ТСЖ «<данные изъяты>» является МУП «ЖЭУ», к тепловым сетям которого присоединен жилой дом, расположенный по адресу <адрес>. Поставка тепловой энергии теплоснабжающей организацией ОАО <данные изъяты>» по договору теплоснабжения потребителям указанного дома возможна после оформления договора на услуги по передаче тепловой энергии между МУП «ЖЭУ» и ОАО «<данные изъяты>», установления РСТ для МУП «ЖЭУ» тарифа на услуги по передаче тепловой энергии от котельной ОАО «<данные изъяты>» и включения РСТ затрат на указанные услуги в расчет тарифа на тепловую энергию, поставляемую ОАО «<данные изъяты>», на очередной период регулирования. Это неизбежно приведет к увеличению тарифа на тепловую энергию для ОАО «<данные изъяты>». На 2013 год тарифы для МУП «ЖЭУ» установлены в следующих размерах:
1) тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые МУП «Жилищно-эксплуатационное управление» по системе централизованного теплоснабжения объектов, технологически присоединенной к тепловым сетям котельной ОАО <адрес> котлостроительный завод «<данные изъяты>» <адрес> (постановление РСТ от 31.01.2013 №2/4):
с 01.01.2013 по 30.06.2013 - 230,58 руб./Гкал (без НДС);
с 01.07.2013 по 31.12.2013 - 264,24 руб./Гкал (без НДС);
тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые МУП «Жилищно- эксплуатационное управление» по системе централизованного теплоснабжения объектов, технологически присоединенной к тепловым сетям котельной ООО «<данные изъяты> <адрес> (постановление РСТ от 28.12.2012 № 57/7):
с 01.01.2013 по 30.06.2013 - 230,58 руб./Гкал (без НДС);
с 01.07.2013 по 31.12.2013 - 264,24 руб./Гкал (без НДС);
тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые МУП «Жилищно- эксплуатационное управление» по системе централизованного теплоснабжения объектов, технологически присоединенной к тепловым сетям котельной ОАО «<данные изъяты>» <адрес> (постановление РСТ от 28.12.2012 № 57/7):
с 01.01.2013 по 30.06.2013 - 111,13 руб./Гкал (без НДС);
с 01.07.2013 по 31.12.2013 - 126,21 руб./Гкал (без НДС);
тарифы на тепловую энергию (постановление РСТ от 28.12.2012 N 57/10):
с 01.01.2013 по 30.06.2013 - 1753,87 руб./Гкал (с НДС);
с 01.07.2013 по 31.12.2013 - 2005,83 руб./Гкал (с НДС).
В соответствии с Положением, вопросы договорных отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии, а также вопросы утверждения схем теплоснабжения, к полномочиям Службы не относятся. Из вышеизложенного следует, что:
1) тарифы на тепловую энергию, поставляемую ОАО «<данные изъяты>» и МУП «ЖЭУ» потребителям являются экономически обоснованными и установлены в полном соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ и Регламентом;
2) потребители оплачивают тепловую энергию по тарифам, установленным Службой для теплоснабжающих организаций, к тепловым сетям которых они присоединены.
Местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации (в данном случае МУП «ЖЭУ») является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети (ст.15, Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ). Таким образом, РСТ действовала в пределах установленных законодательством полномочий и оснований для признания действий руководителя РСТ незаконными и необоснованными отсутствуют.
После отложения судебного разбирательства руководитель РСТ <адрес> представил письменные дополнения к возражениям на заявление ФИО1, относящиеся к порядку установления оспариваемого заявителем тарифа для МУП «ЖЭУ». Указал, что тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года. Согласно п.7 Правил установление тарифов и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел. Порядок рассмотрения дел об установлении тарифов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов установлен Правилами и Регламентом рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденным Приказом ФСТ России от 08.04.2005 № 130-э. В соответствии с п.8 Правил организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования. Организации, осуществляющие регулируемую деятельность представляют в соответствующий регулирующий орган материалы в соответствии с п.10 Правил. Согласно п.12 Правил регулирующий орган вправе запросить дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, обязаны их представить в 2-недельный срок со дня поступления запроса. Материалы, представленные организацией, регистрируются регулирующим органом в день получения (с присвоением регистрационного номера, указанием даты и времени получения) и помечаются специальным штампом. Регулирующий орган в 2-недельный срок с даты регистрации проводит анализ указанных материалов и направляет организации, осуществляющей регулируемую деятельность, извещение об открытии дела об установлении тарифов с указанием должности, фамилии, имени и отчества лица, назначенного уполномоченным по делу (п.13 Правил). Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней. Срок проведения экспертизы устанавливается регулирующим органом, но не может превышать один месяц (п.16 Правил). Решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа (п.18 Правил). Организация, осуществляющая регулируемую деятельность, за 10 дней до рассмотрения дела об установлении тарифов и (или) их предельных уровней извещается (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания правления (коллегии), а не позднее чем за один день до заседания должна быть ознакомлена с его материалами, включая проект постановления. Согласно п. 21 Правил решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, и включает: величину тарифов и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей; даты введения в действие тарифов и (или) их предельных уровней, в том числе с календарной разбивкой. В приложениях к постановлениям РСТ об утверждении тарифов для ОАО <данные изъяты>» и МУП «ЖЭУ» действительно указывается, что тариф устанавливается «для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии». Форма приложения к постановлению РСТ об установлении тарифов на тепловую энергию определена приложением №3 к форме, являющейся приложением №1 к Регламенту рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденному приказом ФСТ России от 08.04.2005 №130-э, и не подлежит изменению. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в недельный срок со дня принятия решения об установлении тарифов доводит указанное решение, а также протокол до организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, и представляет в Федеральную службу по тарифам заверенную копию этого решения, а также информацию о составе тарифов, показателях, использованных при расчете тарифов, по формам (в том числе электронным), направленным Федеральной службой по тарифам в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Решение регулирующего органа об установлении тарифов и (или) их предельных уровней публикуется в установленном порядке (п. 23 Правил). В соответствии с п.8 Регламента Службы, утвержденного Решением Службы от 28.04.2005 № 5/3, решение об установлении тарифов принимается в форме постановления Правлением Службы на заседании. Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт правомочного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. Постановления Службы являются нормативными правовыми актами и принимаются в соответствии с требованиями действующего законодательства. Постановлением РСТ от 28.12.2012 № 57/10 установлены тарифы на тепловую энергию, в том числе для МУП «ЖЭУ» <адрес>, на 2013 год с календарной разбивкой: с 01.01.2013 по 30.06.2013 и с 01.07.2013 по 31.12.2013. Для МУП «ЖЭУ» потребителям, оплачивающим производство и передачу тепловой энергии на 1-й период тариф - 1486,33 руб./Гкал (без учета НДС), на 2-й период - 1699,86 руб./Гкал (без учета НДС), а для населения на 1-й период - 1753,87 руб./Гкал (с учетом НДС), на 2-й период - 2005,83 руб./Гкал (с учетом НДС). Постановлением РСТ от 26.12.2012 № 54/28 установлены тарифы на тепловую энергию, в том числе для ОАО «<данные изъяты>», <адрес>, на 2013 год с той же календарной разбивкой: потребители, оплачивающие производство и передачу тепловой энергии на 1-й период - 1073,48 руб./Гкал (без учета НДС), на 2-й период - 1124,41 руб./Гкал (без учета НДС), а для населения на 1-й период - 1266,71 руб./Гкал (с учетом НДС), на 2-й период - 1326,80 руб./Гкал (с учетом НДС). РСТ представлено извлечение из заключения по делу об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающей организацией МУП «ЖЭУ» потребителям и приложение №2 к основным показателям деятельности ОАО «<данные изъяты>» на 2013 год, содержащие основания по которым отказано во включение в тариф на тепловую энергию, поставляемую потребителям <адрес>, отдельных расходов предложенных теплоснабжающей организацией. Определение состава расходов МУП «ЖЭУ» и оценка их экономической обоснованности произведены в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190- ФЗ «О теплоснабжении», постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2, Методикой определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной заместителем председателя Госстроя России 12.08.2003, и другими нормативными правовыми актами. Таким образом, РСТ действовала в пределах установленных законодательством полномочий и основания для признания действий незаконными и необоснованными отсутствуют.
Представители РСТ <адрес> в судебных заседаниях сослались на изложенные в письменных возражениях доводы, подчеркивая неосновательность утверждений заявителя о том, что МУ «ЖЭУ» по отношению к ТСЖ «<данные изъяты>» не является теплоснабжающей организацией, неосновательность утверждений о том, что заявитель и другие жильцы его многоквартирного дома два раза платят за передачу теплоэнергии (в тарифе завода <данные изъяты>» учитывается только внутризаводская сеть, а в тариф МУП «ЖЭУ» помимо стоимости передачи теплоэнергии по своим тепловым сетям включается и стоимость приобретаемой у завода теплоэнергии, т.е. тариф для завода «<данные изъяты> и неосновательность требований установить для заключения договора теплоснабжения между ТСЖ «<данные изъяты>» и заводом <данные изъяты>» тариф на передачу электроэнергии по тепловой сети МУП «ЖЭУ». Пояснили, что вопросы договорных отношений в компетенцию Службы не входят, указанный заявителем тариф на передачу теплоэнергии может быть установлен только при наличии договора между заводом «<данные изъяты>» и МУП «ЖЭУ» на передачу теплоэнергии по сетям МУП «ЖЭУ» и в установленном порядке, т.е. при поступлении всех необходимых для рассмотрения дела по установлению тарифа документов. Установление тарифа это полномочия, а не обязанность РСТ. Обоснованность оспариваемого заявителем тарифа для МУП «ЖЭУ» подтверждена экспертным заключением. В тариф включены затраты на приобретение теплоэнергии, зарплата работникам по обслуживанию тепловых сетей, отчисления на социальные нужды, на амортизацию, работы и услуги производственного характера (ремонтные работы) и прочие расходы. При этом учтено, что рост тарифа по отношению к предыдущему периоду мог составить не более 114,6% и тариф установлен в значительно меньшем размере, чем просило и обосновывало МУП «ЖЭУ.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц. изучив материалы дела, суд признает требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Содержание заявления и объяснения ФИО1 в ходе судебного разбирательства свидетельствуют о том, что доводы заявителя не логичны, не последовательны, основываются на неверном толковании закона, нормативных актов и ответов должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, на которые ссылается заявитель, и направлены на оспаривание вступившего в законную силу решения Арбитражного суда <адрес> от <дата>, которым с ТСЖ «<данные изъяты>» (председатель ФИО1) взыскана в пользу МУП «ЖЭУ» <адрес> задолженность по оплате теплоэнергии в сумме 950762,01 руб., а также взыскана госпошлина в доход федерального бюджета в размере 22015, 24 руб. При принятии упомянутого решения арбитражный суд установил, что МУП «ЖЭУ» является энергоснабжающей организацией, предоставляющей ТСЖ «<данные изъяты>» услуги по поставке тепловой энергии. В этом решении заявителю, являющемуся председателем правления ТСЖ «<данные изъяты> уже разъяснялось со ссылками на положения законов, нормативных актов и утвержденную Администрацией <адрес> схему теплоснабжения, что МУП «ЖЭУ» относится к указанным в п.11 ст.2 Федерального закона «О теплоснабжении» теплоснабжающим организациям, приобретает тепловую энергию у ОАО ТЗ <данные изъяты>» и передает ее по своим (находящимся в хозяйственном ведении) тепловым сетям потребителям, в том числе ТСЖ <данные изъяты> теплоснабжающие установки которого присоединены к сети МУП «ЖЭУ» и отсутствие договорных отношений между ними не освобождает от обязанности возместить стоимость отпущенной тепловой энергии, а ОАО ТЗ <данные изъяты>» не имеет присоединенной сети к объектам этого ТСЖ и не является организацией, оказывающей ТСЖ услуги теплоснабжения.
В силу ч.3 ст.61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
Таким образом, не основанные на законе, действительных обстоятельствах дела и направленные на оспаривание установленных решением арбитражного суда обстоятельств утверждения о том, что МУП «ЖЭУ» не является теплоснабжающей организацией, ФИО1 не вправе приводить в данном деле, а все его последующие доводы основываются на этих неосновательных утверждениях. Заявитель неосновательно утверждает, что договор теплоснабжения обслуживаемого ТСЖ «<данные изъяты>» многоквартирного жилого <адрес> должен заключаться с ОАО ТЗ <данные изъяты>», и это ему неоднократно разъяснялось, в том числе в письме заместителя руководителя ФСТ России от 31.01.2013г., письме руководителя РСТ <адрес> от <дата>, письме начальника УЖКХ <адрес> от 26.10.2012г., письме прокурора <адрес> от <дата>, и никаких противоречий этих разъяснений закону, а также между этими разъяснениями нет, и заявитель неосновательно ссылается в обоснование своих требований на письмо заместителя руководителя ФСТ России, в котором разъясняется порядок заключения договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями. Заявитель искажает разъяснения заместителя руководителя ФСТ России, в которых нет утверждений о том, что потребитель должен заключать с теплоснабжающей организацией, а не с единой теплоснабжающей организацией, нет разъяснений об обязанности РСТ установить тариф на передачу теплоэнергии и об обязанности завода «<данные изъяты>» и МУП «ЖЭУ» заключить между собой договор передачи теплоэнергии. Заявитель все это домыслил, руководствуясь неправильным пониманием закона и смысла данных ему разъяснений. МУП «ЖЭУ» действительно в утвержденной в установленном порядке «Схеме теплоснабжения муниципального образования «<адрес>» на 2012-2026 годы», являясь теплоснабжающей организацией для большинства объектов и выступающее в качестве единой теплоснабжающей организации (ЕТО), в некоторых случаях выступает в качестве теплосетевой организации, но это те случаи, когда между теплоснабжающими организациями, производящими тепловую энергию, и МУП «ЖЭУ» заключены соответствующие договоры на передачу теплоэнергии по находящимся в ведении МУП «ЖЭУ» тепловым сетям, и только в таких случаях установлен для МУП «ЖЭУ» тариф на передачу теплоэнергии, что соответствует Федеральному закону «О теплоснабжении» и нормативным актам, на которые ссылается заявитель, а в письме заместителя руководителя ФСТ России говорится о заключения таких договоров согласно ч.6 ст.13 Федерального закона «О теплоснабжении» и об обязательности для теплосетевой организации заключения этих договоров. Однако, в этом же письме разъясняется, что требовать заключения такого договора и обжаловать необоснованное уклонение или отказ теплосетевой организации вправе теплоснабжающая организация, т.е. не заявитель и не ТСЖ «<данные изъяты> Из обстоятельств дела следует, что ОАО ТЗ «<данные изъяты> не требует заключения такого договора, а руководствуется утвержденной городской администрацией схемой теплоснабжения и поставляет МУП «ЖЭУ» теплоэнергию по договору поставки теплоэнергии, а МУП «ЖЭУ» передает эту теплоэнергию через находящуеся в его хозяйственном ведении тепловую сеть и является теплоснабжающей организацией, оказывающей услуги централизованного отопления и горячего водоснабжения для объектов, подключенных к этой сети, в том числе для объектов ТСЖ «<данные изъяты>». Следует отметить, что несогласие заявителя с городской схемой теплоснабжения и его мнение о том, что договор теплоснабжения должен быть заключен ТСЖ «<данные изъяты>» с заводом <данные изъяты>» не имеют существенного значения для оценки действий РСТ <адрес> по установлению тарифов. Представители РСТ правильно указывают, что вопросы договорных отношений между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также теплоснабжающих организаций с потребителями не относятся к компетенции этой Службы. Не заслуживает внимания и не основанное на законе, не относящееся к действиям РСТ и направленное на оспаривание решения арбитражного суда субъективное мнение заявителя о том, что МУП «ЖЭУ» не может быть теплоснабжающей организацией по причине отсутствия на тепловой сети насосных станций, ЦТП и других технических устройств.
Содержание письменных возражений руководителя РСТ <адрес>, объяснения представителей этой Службы и представленные ими документы, относящиеся к установлению тарифов для МУП «ЖЭУ» <адрес> и ОАО ТЗ «<данные изъяты>» не вызывают сомнения, что заявитель неосновательно требует установить тариф для МУП «ЖЭУ» <адрес> на передачу тепловой энергии от теплоснабжающей организации ОАО «<данные изъяты>» при отсутствии договора на такую передачу теплоэнергии и отсутствии дела об установлении такого тарифа, которое может заводиться только при поступлении соответствующего обращения заинтересованного лица с приложением необходимых для установления тарифа документов. Кроме того, ФИО1 не относится к лицам, которые вправе требовать заключения договора между МУП «ЖЭУ» <адрес> и ОАО ТЗ <данные изъяты>» и обращаться с заявлением об установлении такого тарифа, что свидетельствует о неосновательности утверждений заявителя о нарушении его прав бездействием РСТ <адрес> в части неустановления тарифа на передачу тепловой энергии по тепловой сети МУП «ЖЭУ». Также заявитель неосновательно утверждает о незаконности действий РСТ <адрес> по установлению тарифов на тепловую энергию для теплоснабжающей организации МУП «ЖЭУ» <адрес>. Представленные РСТ документы свидетельствуют, что оспариваемые заявителем тарифы установлены, как и указано в преамбуле к постановлению от 28.12.2012 №57/10, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке», Приказом Федеральной службы по тарифам от 08.04.2005 № 130-э «Об утверждении Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности)», Приказом Федеральной службы по тарифам от 09.10.2012 № 231-э/4 «Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 год», Положением о Региональной службе по тарифам <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от <дата> №. В тариф для МУП «ЖЭУ» входит оплата теплоэнергии заводу <данные изъяты>» и обоснованные затраты на передачу теплоэнергии по своей сети, и никакого двойного тарифа на передачу теплоэнергии нет, а в тариф завода «Прибой» не входят затраты на передачу теплоэнергии по тепловой сети МУП «ЖЭУ» и в этом тарифе нет составляющей «передача теплоэнергии», а наличие внутризаводской тепловой сети (до границы с тепловой сетью МУП «ЖЭУ») учитывалось при расчете затрат на производство теплоэнергии. Доводы заявителя относительно слишком высокого тарифа МУП «ЖЭУ» также неосновательны, поскольку из экспертного заключения главного специалиста отдела регулирования тарифов ТЭК Региональной службы по тарифам <адрес> ФИО8 следует, что МУП «ЖЭУ» предлагало к утверждению тариф с <дата> по <дата> – 3064,34 руб./Гкал (без НДС), а установлено 1699,86 руб./Гкал (без НДС), и учитывая, что в этом тарифе стоимость теплоэнергии по тарифу завода «<данные изъяты>» составляет 1124,41 руб./Гкал (без НДС), необходимо отметить, что заявленные МУП «ЖЭУ» расходы на содержание своей тепловой сети были снижены РСТ с 1939,93 руб. до 575,45 руб., т.е. более чем в три раза, чем были защищены права потребителей, в том числе заявителя, и рост тарифа составил 14,37%, не превысив установленного предела – 14,6%.
В соответствии с ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования ФИО1 о возложении на Региональную службу по тарифам <адрес> обязанностей установить для МУП «ЖЭУ» <адрес> тариф на передачу тепловой энергии от теплоснабжающей организации ОАО «<данные изъяты>» и отменить как незаконный тариф на перепродажу теплоэнергии, установленный для МУП «ЖЭУ» <адрес>, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 13 сентября 2013 года.
Федеральный судья Ядыкин Ю.Н.