РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2016 года <адрес>
Ханты-Мансийский районный суд <адрес> -Югры в составе председательствующего судьи Клименко Г.А.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту социального развития <адрес> – Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», возложении обязанностей по присвоению звания «Ветеран труда» и взысканию судебных расходов,
у с т а н о в и л :
Истец ФИО1 обратилась в Ханты-Мансийский районный суд к Департаменту социального развития <адрес> - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», возложении обязанностей по присвоению звания «Ветеран труда» и взысканию судебных расходов.
Свои требования истец мотивирует тем, что истец имеет трудовой стаж более 45 года. ДД.ММ.ГГГГ приказом Министерства просвещения КазССР истец была награждена значком «Отличник народного просвещения Казахской ССР». Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за №-Исх-9427 Департамента социального развития <адрес> – Югры, истцу было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» по причине того, что значок «Отличник народного просвещения Казахской ССР» не относится к ведомственным знакам отличия в труде Российской Федерации. Истец просит суд признать незаконным отказ ответчика в присвоении звания «Ветеран труда».
Истец, ответчик в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Истец просит рассмотреть дело в ее отсутствии. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле указанных лиц.
Суд, с учетом исследования и анализа письменных материалов дела, приходит к следующим выводам по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, истец ФИО1 была награждена на основании приказа Министерства просвещения КазССР от ДД.ММ.ГГГГ значком «Отличник народного просвещения Казахской ССР» с выдачей соответствующего удостоверения №.
Письмом Департамента социального развития <адрес> – Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-Исх-9427, истцу было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» по причине того, что значок «Отличник народного просвещения Казахской ССР» не относится к ведомственным знакам отличия в труде Российской Федерации.
Ответчиком не оспариваются представленные стороной истца документы, подтверждающие награждение истца значком «Отличник народного просвещения Казахской ССР», как и достижение пенсионного возраста, трудовой стаж и другие, прилагаемые к исковому заявлению документы.
Подлинность представленных документов проверена ответчиком при принятии решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и так же не оспаривается. Судом учитывается, что отказ в присвоении звания «Ветеран труда» имеет одно основание принятого решения – значок «Отличник народного просвещения Казахской ССР» не относится к ведомственным знакам отличия в труде Российской Федерации.
Общественные отношения, по поводу которых возник спор, регламентированы на федеральном уровне Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правительством <адрес> – Югры принято по данному вопросу постановление Правительства <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда <адрес> – Югры» и выдачи удостоверений».
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» (статья 7) предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу закона для присвоения звания "Ветеран труда" необходимо представлять документы о награждении, поощрительные приказы, изданные в отношении данного лица.
Как видно из материалов дела, ФИО1 представлено удостоверение к значку "Отличник народного просвещения" выданного Министерством народного образования Казахской ССР ДД.ММ.ГГГГ.
При вынесении решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» ФИО1 Департамент социального развития <адрес> - Югры не учел того, что имеющийся у ФИО1 знак "Отличник народного просвещения Казахской ССР", врученный истице в 1982 году является ведомственной наградой.
Несмотря на то, что федеральное законодательство не содержит определения ведомственного знака отличия в труде или перечня таких знаков, суд приходит к выводу, что из целевой направленности пп. 2 п. 1 и п. 4 ст. 7 ФЗ "О ветеранах" и по сущностным признакам значок "Отличник народного просвещения Казахской ССР" должен быть признан таковым, поскольку присваивается за заслуги и достижения в труде в сфере образования.
С учетом того, что истцом представлены необходимые документы, ФИО1 в 1982 года была награждена ведомственным знаком отличия в труде, что является основанием для присвоения истцу звания "Ветеран труда".
При этом, то, что в 1989 <адрес> ССР, наряду с РСФСР и прочими союзными республиками, входила в состав СССР на равных правах и все ведомственные знаки отличия РСФСР в составе СССР аналогичны ведомственным знакам отличия иных союзных республик, является общеизвестным фактом, не требующим дополнительного доказывания.Таким образом, Министерство просвещения Казахской ССР применило в отношении истца меры поощрения и наградило ФИО1 ведомственным знаком отличия в труде.
К исковому заявлению истцом ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приложена копия трудовой книжки истца от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающая её трудовой стаж.
В силу положений статьи 2.1 Порядка присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда <адрес> – Югры» и выдачи удостоверений, утвержденного постановлением Правительства <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда <адрес> – Югры» и выдачи удостоверений» звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным орденами и медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет; лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Как было указано выше, значок «Отличник народного просвещения Казахской ССР» является ведомственным знаком отличия в труде. Истец награждена до ДД.ММ.ГГГГ и имеет необходимый страховой стаж, то есть полностью соответствует критериям и относится к категориям граждан, указанным в статье 2.1 вышепоименованного Порядка присвоения званий «Ветеран труда».
Ссылка и обоснование своего решения ответчика отсутствием знака отличия в труде, которым награжден истец в перечень наград для присвоения званий «Ветеран труда» и отсутствие награды истца в Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечня наград, почетных званий <адрес> - Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда <адрес> – Югры», утвержденном постановлением Правительства <адрес> - Югры ДД.ММ.ГГГГ№-п основаны на неправильном толковании пункта 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах», так как в полномочия субъекта Российской Федерации входит только определение порядка, условий присвоения звания «Ветеран труда» и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда <адрес> - Югры.
Кроме того, ответчиком в нарушение положений части 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» не принято во внимание, что истец была награждена значком «Отличник народного просвещения Казахской ССР», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеет трудовой стаж более 45 лет в календарном исчислении и весь этот период она отработала в области образования, что подтверждается записями трудовой книжки и сведениями персонифицированного учета, в связи с чем, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у нее возникло право на присвоение звания «Ветеран труда».
Таким образом, при принятии решения по исковому заявлению ФИО1, суд исходит из того, что региональный законодатель, определяя понятие ведомственного знака отличия в труде, не может сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда, награжденных ведомственными знаками отличия о труде.
Представителем Департамента социального развития <адрес> – Югры не было представлено суду доказательств законности принятого решения.
В пункте 1 постановления Правительства <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда <адрес> – Югры» и выдачи удостоверений»установлено, что Департамент социального развития <адрес> - Югры является уполномоченным исполнительным органом государственной власти <адрес> - Югры, осуществляющим присвоение званий «Ветеран труда», что указывает на обоснованность предъявления требований к ответчику.
С учетом всего вышеизложенного суд пришел к выводу, что исковые требования ФИО1 к Департаменту социального развития <адрес> – Югры подлежат удовлетворению в полном объеме.
В статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указано, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, поэтому подлежит взысканию с ответчика в пользу ФИО1 сумма уплаченной ею при обращении в суд государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Исковые требования ФИО1 к Департаменту социального развития <адрес> – Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», возложении обязанностей по присвоению звания «Ветеран труда» и взысканию судебных расходов, удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента социального развития <адрес>-Югры в присвоении звания «Ветеран труда» ФИО1.
Обязать Департамента социального развития <адрес>-Югры присвоить ФИО1 звание «Ветеран труда».
Взыскать с Департамента социального развития <адрес> - Югры в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора в суд <адрес> - Югры через Ханты-Мансийский районный суд – Югры.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда Г.А.Клименко