копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 декабря 2017 года г.Губкинский
Губкинский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Лапицкой И.В.,
при секретаре судебного заседания Стадничук Е.В.,
с участием: старшего помощника прокурора г.Губкинского Борисовой А.Т., представителя ответчика ФИО1, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-592/2017 по иску прокурора города Губкинского в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации города Губкинского о признании незаконным распоряжения и возложении обязанности прекратить трудовой договор,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г.Губкинского обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации г.Губкинского о признании незаконным распоряжения Администрации г.Губкинского № от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе и назначении на должность ФИО2» и возложении обязанности в 14-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу прекратить трудовой договор на осуществление полномочий начальника управления архитектуры и градостроительства – главного архитектора города ФИО2 В обоснование исковых требований указал, что в результате проведения проверки исполнения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции в деятельности Администрации прокуратурой выявлено, что в нарушение требований действующего законодательства ФИО2 принята на вышеуказанную должность при отсутствии необходимого высшего или среднего архитектурного образования. Представление прокурора с требованием о расторжении с ФИО2 трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 11 ч. 1 ст. 77, абз. 4 ч. 1 ст. 84 ТК РФ ответчиком было оставлено без удовлетворения.
В ходе рассмотрения дела прокурор изменил исковые требования, просил обязать ответчика прекратить трудовой договор с ФИО2 немедленно после вступления решения суда в законную силу, кроме то уточнил основания иска, добавив ссылку на требования ст. 3 и 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (л.д. 48-51),
В судебном заседании прокурор Борисова А.Т. настаивала на удовлетворении измененных исковых требований в полном объеме по основаниям, указанным в иске и ходатайстве об изменении оснований и предмета иска.
Представитель ответчика ФИО1,, действующая на основании доверенности (л.д. 38), в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме по основаниям, указанным в письменных возражениях на иск (л.д. 39-43).
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом (л.д. 55), направила в адрес суда заявление о рассмотрении данного дела без ее участия (л.д.56) и отзыв на иск, в котором просила отказать в удовлетворении исковых требований и указала, что, получая высшее образование по специальности «Городское строительство», изучала ряд дисциплин в области архитектуры, в том числе дисциплину «Архитектура городских сооружений», выполняла курсовой проект и курсовую работу по архитектуре. За время работы в управлении архитектуры и градостроительства Администрации г.Губкинского неоднократно повышала свой образовательный уровень в сфере архитектурной деятельности путем прохождения курсов повышения квалификации, за результативность и успешность работы отмечена благодарностью Губернатора ЯНАО, благодарностью Законодательного собрания ЯНАО, награждена Почетной грамотой Тюменской областной Думы и Почетной грамотой Губернатора ЯНАО (л.д. 57-60).
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статья 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает, что основными принципами противодействия коррупции в Российской Федерации является, в том числе: законность; применение мер по предупреждению коррупции.
В соответствии с п. 3 ст. 6 вышеуказанного Закона профилактика коррупции осуществляется путем предъявления в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы.
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законах, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
Статья 37 Конституции РФ, закрепляя свободу право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию, а также право работника и работодателя по своему соглашению решать вопросы, связанные, в том числе, с возникновением, прекращением трудовых отношений, в то же время не препятствует установлению в федеральных законах особыхусловий для замещения отдельных должностей и ограничений прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями (ч. 3 ст. 3 Трудового кодекса РФ).
В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25 - ФЗ «О муниципальной службе в РФ» для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки.
Пунктом 3 ст. 4 вышеуказанного Закона в качестве одного из основных принципов муниципальной службы закреплен принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих, тем самым необходимым условием нахождения на муниципальной службе признано наличие у муниципального служащего или гражданина, претендующего на замещение муниципальной должности, необходимой квалификации.
В соответствии со ст. 42 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки.
Аналогичная норма закреплена в ст. 7 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июня 2007 года N 67-ЗАО «О муниципальной службе в Ямало-Ненецком автономном округе», которым также установлены типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы.
Как указывал Верховный Суд РФ, органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право на определение лишь типовых квалификационных требований к уровню профессионального образования для замещения должностей муниципальной службы в соответствии с классификацией последних. Установление квалификационных требований к направлению профессионального образования для замещения должностей муниципальной службы составляет предмет полномочий органов местного самоуправления (Определение от 2 октября 2013 года N 21-АПГ13-3).
В соответствии с Решением Городской Думы от 2 июня 2011 года № «Об установлении должностей муниципальной службы муниципального образования город Губкинский», распоряжением Администрации города Губкинского от 31 мая 2016 года № 177-р «Об утверждении штатного расписания Администрации г.Губкинского» должность начальника управления архитектуры и градостроительства Администрации города, главного архитектора города является должностью муниципальной службы, отнесена к главной группе должностей муниципальной службы категории «руководитель».
Решением Городской Думы от 22 декабря 2016 года № 138 «Об утверждении квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в муниципальном образовании город Губкинский» установлено, что для замещения должностей муниципальной службы категории «руководители» высшей и главной групп должностей муниципальной службы в муниципальном образовании город Губкинский обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры (п. 3), квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки (п. 8) (л.д. 21-22).
Данная норма полностью согласуется с ч. 2 ст. 9 Закона о муниципальной службе.
Должностной инструкцией начальника управления архитектуры и градостроительства, главного архитектора установлены такие квалификационные требования, как наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры по направлению подготовки «Архитектура» либо «Градостроительство» либо по специальности «Городское строительство» (подпункт 7.1.) (л.д. 15-17).
Такие же требования к квалификации предъявлялись при формировании кадрового резерва на должность начальника управления архитектуры и градостроительства, главного архитектора согласно распоряжения Администрации города Губкинского от 2 декабря 2016 года № 420-р «Об утверждении перечня групп управленческих должностей и перечня управленческих должностей, и квалификационных требований для их замещения для формирования муниципального резерва управленческих кадров и резерва управленческих кадров органов местного самоуправления муниципального образования город Губкинский» (л.д. 44).
Как было установлено в судебном заседании, распоряжением Администрации г.Губкинского от 2 февраля 2017 года № 10-к «О переводе и назначении на должность ФИО2» ФИО2, ранее занимавшая должность заместителя начальника управления архитектуры и градостроительства, была переведена и назначена на главную должность муниципальной службы категории «руководители» начальника управления архитектуры и градостроительства – главного архитектора, сроком на 1 год с 3 февраля 2017 года по 2 февраля 2018 года (л.д. 14).
ФИО2 на момент назначения ее на указанную должность имела диплом о высшем образовании по специальности «Городское строительство», выданный Уральским ордена Трудового Красного Знамени политехническим институтом им. С.М. Кирова ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33), более 11 лет работала в Управлении архитектуры и градостроительства Администрации г.Губкинский, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя начальника управления (л.д. 27-32), т.е. соответствовала требованиям, установленным Решением Городской Думы от 22 декабря 2016 года и должностной инструкцией начальника управления архитектуры и градостроительства, главного архитектора. За время работы ФИО2 неоднократно поощрялась за добросовестный труд и высокий профессионализм, отмечена благодарностью Губернатора ЯНАО, благодарностью Законодательного собрания ЯНАО, награждена Почетной грамотой Тюменской областной Думы и Почетной грамотой Губернатора ЯНАО (л.д. 65-69).
Действительно, п. 4 ст. 22 Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ» (далее - Закон № 169-ФЗ) предусмотрено, что органы, ведающие вопросами архитектуры и градостроительства, возглавляют главные архитекторы. Кандидатура главного архитектора отбирается в установленном порядке на конкурсной основе из числа архитекторов и утверждается соответствующим органом исполнительной власти.
При этом, п. 5 ст. 22 закона № 169-ФЗ установлено, что в городах и иных поселениях с населением менее пятидесяти тысяч жителей (за исключением городов-курортов и исторических городов) и в иных муниципальных образованиях должность главного архитектора может занимать лицо, имеющее высшее или среднее архитектурное образование.
Названной нормой закона предусмотрено исключение из общего правила (о назначении архитектора по конкурсу) относительно должности главного архитектора, которое установлено для городов и иных поселений с населением менее пятидесяти тысяч жителей. В данном пункте закреплена диспозитивная норма, поскольку она предусматривает, что должность главного архитектора может занимать лицо, имеющее среднее или высшее архитектурное образование, то есть представитель нанимателя по своему усмотрению может предъявлять общие требования в соответствии с законодательством либо применить норму п. 5 ст. 22 закона № 169-ФЗ.
Установленные в ч. 5 ст. 22 закона № 169-ФЗ квалификационные требования к должности главного архитектора вошли в противоречие с принятым позднее законодательством в области муниципальной службы, в соответствии с которым квалификационные требования к должности главного архитектора определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, определенных законом субъекта Российской Федерации, а не Законом № 169-ФЗ.
Кроме того, согласно ст. 37 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» впредь до приведения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о муниципальной службе в соответствие с настоящим Федеральным законом федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о муниципальной службе применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону.
Таким образом, квалификационные требования к профессиональному образовательному уровню должностного лица, предусмотренные ч. 5 ст. 22 Закона № 169-ФЗ, не могут применяться, поскольку они противоречат более позднему и специальному федеральному законодательству в области государственной и муниципальной службы.
Федеральный закон «О муниципальной службе в РФ» не только принят позднее Закона № 169-ФЗ, но и устанавливает специальные правила организации и функционирования системы муниципальной службы, особенности ее прохождения и т.п.
Также в соответствии со ст. 4 Градостроительного кодекса РФ отношения в сфере градостроительной деятельности, включая архитектурно-строительное проектирование, регулируется Градостроительным кодексом РФ, который квалификационных требований к должности главного архитектора не устанавливает.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» Закон № 169-ФЗ подлежит применению в части не противоречащей Градостроительному кодексу РФ.
Таким образом, ФИО2 полностью соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к гражданам, замещающим должность главного архитектора города Губкинского.
В связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 24, 56, 67, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Губкинского в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации города Губкинского о признании незаконным распоряжения Администрации города Губкинского №-к от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе и назначении на должность ФИО2» и возложении обязанности прекратить трудовой договор на осуществление полномочий начальника управления архитектуры и градостроительства – главного архитектора города ФИО2 – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Губкинский районный суд в течение месяца со дня, следующего за днем его изготовления в полном объеме.
Председательствующий (подпись) И.В. Лапицкая
Копия верна
Судья И.В. Лапицкая
Секретарь судебного заседания Е.В. Стадничук
Решение в полном объеме изготовлено 12 декабря 2017 года.