ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-592/18 от 04.06.2018 Кировского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2-592/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 июня 2018 года г. Волгоград

Кировский районный суд г.Волгограда в составе:

председательствующего судьи Павловой Л.В.,

при секретаре Водопьяновой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района Волгограда, действующего в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования городской округ город-герой Волгоград, к ФИО1 о признании отсутствующим права собственности, прекращении права собственности, исключении записи о регистрации права собственности из Единого государственного реестра недвижимости, снятии земельных участков с государственного кадастрового учета,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кировского района Волгограда, действующий в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования городской округ город – герой Волгоград, обратился в суд с иском к ФИО1 об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения и передаче в собственность муниципального образования городской округ город – герой Волгоград.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Кировского района Волгограда проведена проверка по вопросу самовольного занятия земельных участков по ул. <адрес>. Установлено, что спорные земельные участки располагаются по адресу: <адрес> и имеют кадастровые номера (площадью 444 кв.м.) и (площадью 493 кв.м.), на которые <ДАТА> зарегистрировано право собственности ФИО1 Земельные участки с кадастровыми номерами 34:34:070043:3792 (площадью 444 кв.м.) и 34:34:070043:3793 (площадью 493 кв.м) образовались в результате раздела земельного участка с кадастровым номером (площадью 937 кв.м.), на который <ДАТА> зарегистрировано право собственности ФИО1 Первоначально согласно выписке из постановления от <ДАТА>-п земельный участок с кадастровым номером 34:34:070043:56 площадью 205 кв.м. по <адрес> был предоставлен в пожизненное наследуемое владение ФИО4 Согласно выписке из постановления от <ДАТА>-п земельный участок с кадастровым номером площадью 205 кв.м. по <адрес> был предоставлен в пожизненное наследуемое владение ФИО5 для индивидуального жилищного строительства. Установлено, что на земельном участке с кадастровым номером площадью 205 кв.м. по <адрес> располагается жилой дом с кадастровым номером , общей площадью 16,8 кв.м., принадлежавший на праве собственности ФИО5 на основании свидетельства о государственной регистрации права от <ДАТА> (запись регистрации от <ДАТА>). Согласно договору купли-продажи от <ДАТА>ФИО5, (продавец) передала в собственность Е.М. (покупатель) жилой дом, площадью 16,8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. <ДАТА> на основании договора купли-продажи от <ДАТА> на жилой дом зарегистрировано право собственности ФИО1 Постановлением администрации <адрес> Волгограда от <ДАТА>-п Е.М. предоставлен в собственность за плату земельный участок площадью 937 кв.м. в <адрес>, находящийся в муниципальной собственности и относящийся к землям населенных пунктов, для эксплуатации жилого дома. Пунктом 2 постановления от <ДАТА>-п закреплена обязанность ФИО1 заключить договор купли-продажи земельного участка с комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда. Пунктом 4 указанного постановления признано утратившим силу постановление от <ДАТА>-п «О перерегистрации прав на земельные участки и выдаче планов земельных участков гражданам района» в части предоставления в пожизненное наследуемое владение земельного участка ФИО5 Между тем, согласно информации департамента муниципального имущества администрации Волгограда договор купли-продажи земельного участка по <адрес> между ДМИ и Е.М. не заключался. <ДАТА> представитель по доверенности ФИО1 подал заявление в Управление «Роснедвижимости по <адрес>» об уточнении границ и (или) площади земельного участка по <адрес>. Приложением к указанному заявлению являются постановление администрации <адрес> от <ДАТА>-п, доверенность от <ДАТА>, межевой план, выполненный кадастровым инженером ООО «Л-Град» ФИО7 Значение уточненной площади земельного участка с кадастровым номером 34:34:070043:56, расположенного по адресу: <адрес>, составило 937 кв.м. <ДАТА> представитель по доверенности ФИО1 подал заявление в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 34:34:070043:56, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 937 кв.м., приложив постановление администрации <адрес> от <ДАТА>-п (утратило силу), договор купли-продажи жилого дома от <ДАТА>, доверенность №<адрес>0, кадастровый паспорт земельного участка, выданный ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по <адрес>. На основании указанных документов <ДАТА> на земельный участок с кадастровым номером 34:34:070043:56, площадью 937 кв.м. зарегистрировано право собственности Е.М. Однако, как установлено, постановлением администрации <адрес> от <ДАТА>-п признано утратившим силу постановление главы администрации района от <ДАТА>-п «О перерегистрации прав на земельные участки и выдаче планов земельных участков гражданам района» в части предоставления в пожизненное наследуемое владение земельного участка ФИО5, а договор купли-продажи земельного участка между ДМИ и Е.М. в соответствии с постановлением от 2009 года -п не заключался. Таким образом, постановление администрации <адрес> от <ДАТА>-п не могло служить основанием для регистрации права собственности на земельный участок площадью 937 кв.м. в связи с признанием его утратившим силу.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил истребовать из чужого незаконного владения ФИО1 и передать в собственность муниципального образования городской округ город-герой Волгоград земельные участки с кадастровыми номерами 34:34:070043:3792 (площадью 444 кв.м) и 34:34:070043:3793 (площадью 493 кв.м), общей площадью 937 кв.м., образованные из земельного участка с кадастровым номером 34:34:070043:56, расположенные по адресу: <адрес>.

В ходе рассмотрения дела истец изменил исковые требования и окончательно просил суд признать отсутствующим право собственности ФИО1 на земельные участки с кадастровыми номерами , площадью 444 кв.м., , площадью 493 кв.м., , площадью 937 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, прекратить право собственности ФИО1 на земельные участки с кадастровыми номерами , площадью 444 кв.м., , площадью 493 кв.м., , площадью 937 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>, исключить запись о регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами , площадью 444 кв.м., , площадью 493 кв.м., , площадью 937 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, из Единого государственного реестра недвижимости, снять с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами (площадью 937 кв.м), , площадью 444 кв.м., , площадью 493 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.

<ДАТА> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области.

Истец прокурор Архипова Е.А., помощник прокурора Асташова Е.И. в судебном заседании измененные исковые требования поддержали, просили удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО1 – ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требований признал частично, согласно письменному отзыву представленному в материалы дела.

Представитель третьего лица администрации Кировского района Волгограда ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала измененные исковые требования, полагала, что они подлежат удовлетворению.

Ответчик ФИО1, представители третьих лиц департамента муниципального имущества администрации Волгограда, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки суду не представили.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями статьи 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Вещные права лиц, не являющихся собственниками, закреплены в статье 216 ГК РФ, к ним относятся: право пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст. 265); право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 268); сервитуты (ст. 274, 277); право хозяйственного ведения имуществом (ст. 294) и право оперативного управления имуществом (ст. 296).

Статьей 265 ГК РФ установлено, что право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретается гражданами по основаниям и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

На основании ст. 267 ГК РФ распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении, не допускается, за исключением случая перехода права на земельный участок по наследству.

В силу ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.

В соответствии со ст. 36 ЗК РФ (утратил силу с 1 марта 2015 года. - Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно ст. 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.

Как следует из ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

На основании ст. 39.2 предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Как установлено судом и следует из материалов дела, <ДАТА> прокуратурой Кировского района Волгограда проведена проверка использования земельного участка по адресу: <адрес>.

Как следует из акта проверки использования земельного участка от <ДАТА> согласно справочной информации по объектам недвижимости в режиме on-line, опубликованной на официальном сайте Росреестра, земельный участок с кадастровым , площадью 937 кв.м., по <адрес> снят с учета <ДАТА>. Из данного земельного участка образованы земельные участки с кадастровым , площадью 444 кв.м. и с кадастровым , площадью 493 кв. м. На земельном участке с кадастровым площадью 444 кв.м., границы которого определены в соответствии с публичной кадастровой картой, расположена часть крытого рынка «Крестьянское подворье». Данный земельный участок расположен в границах земельного участка по <адрес> с кадастровым (снят с учета <ДАТА>), предоставленного ранее в аренду ИП ФИО2 для размещения торговой площадки по договору аренды от <ДАТА>. Указанный договор аренды прекращен в связи со смертью хозяйствующего субъекта <ДАТА>. Согласно выписке из ЕГРП от <ДАТА> на земельный участок с кадастровым по <адрес> с разрешенным видом использования для размещения многоквартирного жилого дома (многоквартирных жилых домов), для размещения объектов торговли, для размещения объектов общественного питания, для размещения объектов бытового обслуживания зарегистрировано право собственности ФИО1, запись регистрации от <ДАТА>. На земельном участке с кадастровым , площадью 493 кв.м, границы которого определены в соответствии с публичной кадастровой картой, ведутся работы по монтажу металлических конструкций. Также на земельном участке расположен жилой дом, собственником которого является ФИО1, запись регистрации от <ДАТА>. Согласно выписке из ЕГРП от <ДАТА> на земельный участок с кадастровым по <адрес> с разрешенным видом использования для размещения многоквартирного жилого дома (многоквартирных жилых домов), для размещения объектов торговли, для размещения объектов общественного питания, для размещения объектов бытового обслуживания зарегистрировано право собственности ФИО1, запись регистрации от <ДАТА>. Часть ограждения из металлических конструкций и вагончик «Шиномон- аж», ранее размещенные в границах земельного участка с кадастровым , на момент проверки расположены за границами земельного участка с кадастровым (т.1, л.д. 12-19).

В соответствии со схемой размещения объектов на земельном участке по адресу <адрес>, (приложение к акту проверки) земельный участок с кадастровым расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 34:34:070043:56, земельный участок с кадастровым номером 34:34:070043:3792 в границах земельного участка (т.1, л.д.14).

Таким образом, как усматривается из вышеуказанной схемы границы существующих в настоящее время земельных участков с кадастровыми номерами 34:34:070043:3792 и 34:34:070043:3793 не совпадают с границами ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером 34:34:070043:56.

Как установлено судом, ФИО4, на основании договора купли-продажи от <ДАТА> являлся собственником жилого дома, расположенного по адресу <адрес> (т.1, л.д. 139-140).

Постановлением администрации <адрес> от <ДАТА>ФИО4 на основании постановления администрации района от <ДАТА>-п и договора купли-продажи от <ДАТА> (реестр ) в порядке перерегистрации для индивидуального жилищного строительства предоставлен в пожизненное наследуемое владение земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 205 кв.м., согласно плану земельный участок граничит с землями общего пользования, участком и по <адрес> (т.1, л.д. 22-32).

<ДАТА> на основании договора купли-продажи ФИО4 продал жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, ФИО5, право собственности зарегистрировано за продавцом <ДАТА> (т.1, л.д. 105-145, 178).

Постановлением администрации <адрес> от <ДАТА> 459-п, ФИО5 на основании договора купли-продажи от <ДАТА> зарегистрированного Волгоградским областным регистрационным управлением <ДАТА> (№ регистрации 34-01/02-7-1/1999-192) в порядке перерегистрации предоставлен в пожизненное наследуемое владение земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 205 кв.м. (т.1, л.д. 31).

<ДАТА>ФИО5 выдала доверенность на имя директора ООО «Л-Град» на получение в ФГУ «Земельная кадастровая палата» исходных данных по границе земельного участка по адресу: <адрес>. Соответствующее заявление подано представителем <ДАТА> (т.1, л.д. 177, 179).

<ДАТА> между ФИО5 и Е.М. заключен договор купли-продажи жилого дома по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке <ДАТА>, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от <ДАТА> (т.1, л.д. 161-163, 146-171, т.2, л.д. 250).

В августе 2008 года на основании заявления ФИО1 ООО «<данные изъяты>» проведены работы по межеванию земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый , сформировано землеустроительное дело, <ДАТА> составлен акт согласования границ земельного участка, <ДАТА> главой администрации Кировского района г. Волгограда утвержден план границ земельного участка, площадью 937 кв.м. (т.2, л.д. 215 - 242).

<ДАТА>Е.М. в администрацию Кировского района г.Волгограда подано заявление о предоставлении в собственность за плату земельного участка по адресу: <адрес>, площадью 937 кв.м. (т.2, л.д. 208, 247).

Постановлением администрации Кировского района г.Волгограда от <ДАТА> ФИО1 предоставлен в собственность за плату земельный участок площадью 937 кв.м. в Волгограде по <адрес>, находящийся в муниципальной собственности и относящийся к землям населенных пунктов, для эксплуатации жилого дома (т.2, л.д. 244-250, т.3, л.д. 1-25).

В соответствии с п.2 указанного постановления ФИО1 необходимо заключить договор купли-продажи в отношении указанного земельного участка с комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда.

В соответствие с п.3.5 указанного постановления, указано на необходимость регистрации договора купли-продажи и права собственности на земельный участок в ГУФРС по Волгоградской области.

Также п.4 указанного постановления признано утратившим силу постановление главы администрации района от <ДАТА> «О перерегистрации прав на земельные участки и выдаче планов земельных участков гражданам района» в части предоставления в пожизненное наследуемое владение земельного участка ФИО5» (т.1, л.д. 184,т.2, л.д. 245-246).

Земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 937 кв.м. поставлен на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от <ДАТА>, согласно которому граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (т.2, л.д. 210).

Как следует из материалов кадастрового дела в отношении земельного участка, кадастровый , по адресу: <адрес>, открытого <ДАТА>, на основании заявления представителя ФИО1 – Т. от <ДАТА> решением Управления Роснедвижимости по Волгоградской области от <ДАТА> осуществлен учет изменений объекта недвижимости (т.1, л.д. 175-200).

<ДАТА>Е.М. обратилась с заявлением в комитет земельных ресурсов администрации Волгограда о подготовке договора купли-продажи земельного участка, предоставленного на основании постановления администрации <адрес> Волгограда -п от <ДАТА> (т.3, л.д.26).

Между тем, как усматривается из материалов дела, договор купли-продажи земельного участка по адресу: <адрес>, ФИО1 с уполномоченным органом не заключался.

Доказательств обратного, ответчиком в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Однако, не смотря на то что данный договор заключен не был, <ДАТА> ФИО1 в лице представителя Т., действующего на основании доверенности, было зарегистрировано право собственности на земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 937 кв.м. При этом, как следует из материалов регистрационного дела, ФИО1 на регистрацию были представлены следующие документы: постановление администрации <адрес> от <ДАТА>, отмененное постановлением администрации <адрес> от <ДАТА> а также договор купли-продажи жилого дома от <ДАТА> (т.1, л.д.33-39).

На основании заявления представителя ФИО1 – Т. от <ДАТА> в части государственного кадастрового учета произведен учет изменений описания местоположения границ земельного участка на основании межевого плана от <ДАТА>, подготовленного в целях исправлением реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером , площадью 937 кв.м. по <адрес> (т.1 л.д. 40-53).

<ДАТА> на основании заявления представителя ФИО1 – Т. внесены изменения в разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 34:34:070043:56, расположенного по адресу <адрес>, добавлены разрешенные виды: для размещения многоквартирного жилого дома (многоквартирных жилых домов), для размещения объектов торговли, для размещения объектов общественного питания, для размещения объектов бытового обслуживания (т.1, л.д. 54- 60).

<ДАТА> на основании заявления ФИО1 в лице представителя Т. осуществлены работы по межеванию земельного участка с кадастровым номером 34:34:070043:56, площадью 937 кв.м. по адресу: <адрес>, в результате чего образовано два земельных участка, площадью 444 кв.м. и площадью 493 кв.м.

Как усматривается из копии заявления от <ДАТА> ФИО1 в лице представителя Т. просила осуществить государственную регистрацию прекращения права собственности на земельный участок с кадастровым номером площадью 937 кв. м, расположенный по адресу <адрес> «а» (т.1, л.д. 61-69).

На основании заявлений представителя Е.М.Т. от <ДАТА> земельные участки площадью 444 кв.м. и площадью 493 кв.м. поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров - земельному участку, площадью 444 кв.м., 34:34:070043:3793 - земельному участку, площадью 493 кв.м., право собственности на вновь образованные земельные участки зарегистрировано в установленном законом порядке (т.1, л.д. 61-104).

Согласно ответу ДМИ администрации Волгограда от <ДАТА> в адрес Т., в соответствии с распоряжениями департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от 30.10.2017 № 911-осн «О подготовке документации по внесению изменений в проект планировки и межевания территории», 07.11.2017 № 918-осн «О подготовке документации по планировке территории» подготовлены технические задания №№ 1347, 1351 на подготовку: - документации по внесению изменений в проект планировки и межевания территории квартала , ограниченного <адрес>, <адрес>; - проекта межевания территории квартала 07 01 041 по <адрес>.

Как следует из ответа филиала ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области от <ДАТА> №НБ – 320/2018 на запрос прокуратуры, по сведениям ЕГРН границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, образован 2003, по заявлению о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от <ДАТА>. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Уточненная площадь данного земельного участка составила 937 кв.м. С видом разрешенного использования «для размещения многоквартирного жилого дома (многоквартирных жилых домов), для размещения объектов торговли, для размещения объектов общественного питания, для размещения объектов бытового обслуживания». Земельные участки с кадастровыми номерами 34:34:070043:3792, поставлены на государственный кадастровый учет по заявлению о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от <ДАТА>. К заявлению представлен межевой план, подготовленный в результате кадастровых работ в связи с образованием двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером , с категорией земель земли населенного пункта, с видом разрешенного использования «для размещения многоквартирного жилого дома (многоквартирных жилых домов), для размещения объектов торговли, для размещения объектов общественного питания, для размещения объектов бытового обслуживания». В результате осуществления государственного кадастрового учета, земельным участкам присвоены кадастровые номера: 34:34:070043:3792, . В соответствии с п.2 ст. 11.2 Земельного кодекса земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки. Исходя из вышеизложенного, так как осуществлена государственная регистрация права на земельный участок с кадастровым номером 34:34:070043:3792 и земельный участок с кадастровым номером , исходный земельный участок с кадастровым номером 34:34:070043:56, приобрел статус «архивный». Земельный участок с кадастровым номером 34:34:070043:113, расположенный по адресу: <адрес> образован на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от <ДАТА> со статусом «временный». В связи с тем, что по истечению двух лет со дня постановки на государственный кадастровый учет данного земельного участка не осуществлена государственная регистрация права на данный объект недвижимости и аренды, согласно части 4 статьи 24 Федерального закона от <ДАТА> «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре), сведения о таком земельном участке в государственном кадастре недвижимости аннулированы. В ЕГРН содержатся сведения об объекте недвижимости (здание, назначение - жилой дом) с кадастровым номером 34:34:070043:128, расположенный по адресу: <адрес>, г Волгоград, <адрес>. Сведения о данном объекте были внесены в ЕГРН <ДАТА> на основании электронной копии технического паспорта подготовленного Кировским бюро технической инвентаризации от <ДАТА> переданного в соответствии с п. 32 Порядка включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от <ДАТА> «О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости» (далее - Порядок). В вышеуказанном техническом паспорте сведения о кадастровом номере земельного участка в пределах которого расположен объект недвижимости с кадастровым номером 34:34:070043:128 отсутствуют. Кроме того, в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) содержатся сведения об объекте недвижимости (здание, назначение - жилой дом) с кадастровым номером 34:34:070043:316, расположенный по адресу: <адрес>, г Волгоград, <адрес>. Сведения о данном объекте были внесены в ЕГРН <ДАТА> на основании электронной копии технического паспорта подготовленного Муниципальным унитарным предприятием «<адрес>ное бюро технической инвентаризации» <адрес> от <ДАТА> переданного в соответствии с п. 32 порядка включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от <ДАТА>г. «О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости» (далее - Порядок). По сведения ЕГРН объект недвижимости с кадастровым номером 34:34:070043:316 расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 34:34:070043:3793. Сведения о кадастровом номере земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимости с кадастровым номером внесены в соответствии со сведениями межевого плана подготовленного в связи образованием земельного участка с кадастровым номером (т.1 (л.д. 172-174).

Согласно ответу на запрос прокуратуры Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области от <ДАТА>18 в ЕГРН сведения о праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 34:34:070043:113 отсутствуют. В отношении земельного участка с кадастровым номером 34:34:070043:56, площадью 937кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, за ФИО4, ФИО5 на основании постановления администрации Кировского района г. Волгограда от <ДАТА> в ЕГРН <ДАТА> зарегистрировано право пожизненного наследуемого владения. На основании постановления администрации <адрес> от <ДАТА>-п, договора купли-продажи от <ДАТА><ДАТА> в ЕГРН зарегистрировано право собственности Е.М.<ДАТА> в результате раздела земельного участка с кадастровым номером в ЕГРН зарегистрировано право собственности Е.М. на земельные участки с кадастровыми номерами , . На земельном участке с кадастровым номером расположен жилой дом с кадастровым номером . Право собственности на жилой дом зарегистрировано <ДАТА> в ЕГРН за ФИО4, ФИО5 на основании договора купли-продажи, удостоверенного нотариусом ГНК ФИО11, от <ДАТА>, реестровый . <ДАТА> на основании договора купли-продажи от <ДАТА> зарегистрировано право собственности на вышеуказанный жилой дом Е.М. Данная запись в ЕГРН является актуальной. Право собственности на незавершенное строительством здание магазина с кадастровым номером зарегистрировано в ЕГРН <ДАТА> на основании постановления <адрес> от <ДАТА>-п за ФИО12, <ДАТА> на основании договора купли-продажи от <ДАТА> зарегистрировано права собственности ООО «Альянс-Контур». <ДАТА> зарегистрировано право общей долевой собственности на основании решения суда <адрес> от <ДАТА> (дело 2-90-753/07) за ФИО13, ФИО14 (по 1/4 доли в праве общей долевой собственности), на основании решения суда <адрес> от <ДАТА> за ФИО15 (1/2 доля в праве общей долевой собственности). В связи с продажей <ДАТА> данного объекта зарегистрировано право собственности ФИО2 на основании договора купли-продажи от <ДАТА>. В последствии, на основании свидетельства о праве на наследство по закону, свидетельства о праве собственности <ДАТА> зарегистрировано право собственности ФИО16 на данный объект. <ДАТА> зарегистрировано право собственности на вышеуказанный объект за ФИО1 на основании договора купли-продажи от <ДАТА>. Данная запись в ЕГРН является актуальной. <ДАТА> в ЕГРН зарегистрирован запрет ФИО1 осуществлять любые регистрационные действия в отношении незавершенного строительством здания магазина с кадастровым номером и жилого дома с кадастровым номером т.1, л.д. 20-21).

Согласно ответу ДМИ администрации Волгограда от <ДАТА>-озп на запрос прокуратуры на основании пункта 10 постановления администрации Кировского района г. Волгограда от <ДАТА>-п земельный участок по ул. <адрес>ю 205 кв.м. в порядке перерегистрации предоставлен ФИО4 в пожизненное наследуемое владение. В соответствии с пунктом 7 постановления администрации <адрес> от <ДАТА>-п земельный участок по ул. <адрес>ю 205 кв.м на основании договора купли-продажи жилого дома от <ДАТА> в порядке перерегистрации предоставлен в пожизненное наследуемое владение ФИО5 для индивидуального жилищного строительства. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) кадастровый номер земельному участку 34:34:070043:56 по <адрес> присвоен <ДАТА>. В 2008 году внесены изменения в сведения о местоположении границ и площади земельного участка, которые соответствуют сведениям о местоположении земельного участка, содержащимся в информационной базе пространственных данных Волгограда. Постановлением администрации <адрес> Волгограда от <ДАТА>-п земельный участок по <адрес> (учетный ) площадью 937 кв.м предоставлен в собственность за плату Е.М. для эксплуатации жилого дома. Однако, сведения о заключении договора купли-продажи указанного земельного участка в информационной базе Волгограда отсутствуют. Между тем право собственности Е.М. на земельный участок с кадастровым номером 34:34:070043:56 площадью 937 кв.м. было зарегистрировано <ДАТА>. Согласно выписке из ЕГРН о содержании правоустанавливающего документа право собственности зарегистрировано на основании постановления администрации <адрес>-п от <ДАТА> и договора купли-продажи от <ДАТА> на жилой дом. Таким образом, в связи с тем, что договор купли-продажи земельного участка не заключался, оплата его стоимости не производилась, запрашиваемая информация не может быть предоставлена (т.1, л.д. 201).

Согласно ответу ДМИ администрации Волгограда от <ДАТА>-юоз на запрос прокуратуры, постановлением администрации <адрес> земельный участок, площадью 205 кв.м., расположенный по <адрес> в порядке перерегистрации предоставлен ФИО4 в пожизненное наследуемое владение. В соответствии с пунктом 7 постановления администрации <адрес> к Волгограда от <ДАТА>-п указанный земельный участок на основании договора купли-продажи жилого дома от <ДАТА> в порядке перерегистрации предоставлен в пожизненное наследуемое владение ФИО5 для индивидуального жилищного строительства. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) кадастровый номер земельному участку 34:34:070043:56 присвоен <ДАТА>. В 2008 году внесены изменения в сведения о местоположении границ и площади земельного участка, которые соответствуют сведениям о местоположении земельного участка, содержащимся в информационной базе пространственных данных Волгограда. Постановлением администрации <адрес> Волгограда от <ДАТА>-п земельный участок по <адрес> (учетный ) площадью кв.м. предоставлен в собственность за плату Е.М. для эксплуатации жилого дома. Сведения о заключенном договоре купли-продажи указанного земельного участка в департаменте муниципального имущества администрации Волгограда отсутствуют. Вместе с тем, согласно выписке из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости право собственности Е.М. на земельный участок с кадастровым номером площадью 937 кв.м. зарегистрировано <ДАТА> на основании постановления администрации <адрес>-п от <ДАТА> и договора купли-продажи от <ДАТА> на жилой дом. Впоследствии, по сведениям ЕГРН, <ДАТА> из земельного участка с кадастровым номером 34:34:070043:56 образованы земельные участки с кадастровыми номерами площадью 444 кв.м и площадью 497 кв.м. Предварительно, до раздела земельного участка с кадастровым номером в местоположение границ были внесены изменения в ЕГРН без изменения площади участка. В соответствии с пунктом 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки. <ДАТА> на участки с кадастровыми номерами 34:34:070043:3792 и 34:34:070043:3793 зарегистрировано право собственности Е.М. (записи регистрации № и соответственно), а земельный участок с кадастровым номером снят с учета). При этом только земельный участок с кадастровым номером сформирован из земельного участка с кадастровым номером ) Земельный участок с кадастровым номером в состав земельного участка с кадастровым номером 34:34:070043:56 не входил. Земельный участок с кадастровым номером фактически сформирован из земельного участка площадью 989 кв.м. с учетным (земельный участок кад.-аннулирован), постановлением главы Волгограда от <ДАТА> предоставленного ИП ФИО2 в аренду на 11 месяцев для целей, не связанных со строительством - размещения сезонной открытой торговой площадки по <адрес>. Договор аренды земельного участка от <ДАТА>, заключенный с ФИО2 закрыт <ДАТА> датой смерти арендатора. Кроме того, по сведениям из ЕГРН вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером изменен на «для размещения многоквартирного жилого дома (многоквартирных жилых домов), для размещения объектов торговли, для размещения объектов общественного питания, для размещения объектов бытового обслуживания». Соответственно был изменен и разрешенный вид на образованные земельные участки. В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденными решением Волгоградской городской Думы от <ДАТА> (далее - Правила застройки), земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне застройки многоэтажными многоквартирными жилыми домами 5 этажей и выше (Ж 3-1), для которой основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства являются, в том числе и перечисленные в видах разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером . Пунктом 5 части 2.2 главы 2 Правил застройки определено, что наличие вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в составе указанных в градостроительном регламенте основных и вспомогательных видов разрешенного использования означает, что его выбор правообладателями земельных участков осуществляется самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. В соответствии с частью 3.1 главы 3 Правил застройки выбор видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории Волгограда может осуществляться правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства без дополнительных разрешений и согласований, если: 1) применяемые в результате этого изменения виды разрешенного использования указаны в градостроительном регламенте в качестве основных видов разрешенного использования или являются вспомогательными по отношению к существующим в пределах объекта права основным или условно разрешенным видам использования; 2) планируемое изменение вида разрешенного использования возможно без осуществления конструктивных преобразований объектов, не связано с необходимостью подготовки проектной документации и может быть осуществлено без получения разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствующих случаях. В случаях, если земельный участок и объект капитального строительства расположены на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, то решение о возможности изменения вида его разрешенного использования принимается соответствующим уполномоченным органом в соответствии с федеральными законами. Между тем, земельный участок с кадастровым номером 34:34:070043:56 расположен в границах территории общего пользования, линейных объектов. В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 части 1.1 главы 1 Правил застройки на земельные участки, расположенные в границах территорий общего пользования, действие градостроительных регламентов не распространяется. При таких обстоятельствах изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 34:34:070043:56 с индивидуального жилищного строительства на размещение многоквартирного жилого дома и многоквартирных жилых домов, для размещения объектов торговли, для размещения объектов общественного питания, для размещения объектов бытового обслуживания» в ЕГРН осуществлено с нарушением требований градостроительного законодательства (т.2 л.д. 135-138).

Согласно ответу Управления Росреестра по <адрес> от <ДАТА> на запрос суда, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) на земельном участке с кадастровым номером расположен жилой дом с кадастровым номером 34:34:070043:316. Право собственности на жилой дом зарегистрировано <ДАТА> в ЕГРН за ФИО4, ФИО5 на основании договора купли-продажи, удостоверенного нотариусом ГНК ФИО11, от <ДАТА>, реестровый . В связи с продажей указанного жилого дома <ДАТА> зарегистрировано право собственности покупателя - Е.М. Данная запись в ЕГРН является актуальной. В отношении земельного участка с кадастровым номером <адрес>, площадью 937 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, за ФИО4, ФИО5 на основании постановлений Администрации Кировского района г. Волгограда от 09.07.1999 -п, от <ДАТА>-п в ЕГРН <ДАТА> зарегистрировано право пожизненного наследуемого владения. В соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от <ДАТА> «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции действующей от <ДАТА>) на основании постановления <адрес> от <ДАТА>-п, договора купли-продажи жилого дома от <ДАТА> в ЕГРН <ДАТА> зарегистрировано право собственности Е.М. на земельный участок с кадастровым номером . В результате раздела земельного участка с кадастровым номером в ЕГРН <ДАТА> зарегистрировано право собственности ФИО1 на земельные участки с кадастровыми номерами , . <ДАТА> и <ДАТА> в ЕГРН зарегистрированы запреты ФИО1 на совершение регистрационных действий, действий по исключению из госреестра, а также регистрации ограничений и обременений в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , (т.2 л.д. 50-51).

Как следует из ответа ДМИ администрации Волгограда от <ДАТА>/юоз на запрос суда, Постановлением администрации Кировского района г. Волгограда от <ДАТА>-п земельный участок по <адрес> (с учетным ) площадью 937 кв.м был предоставлен в собственность за плату ФИО1 для эксплуатации жилого дома. Однако, сведения о заключении договора купли-продажи указанного земельного участка в информационной базе Волгограда отсутствуют, плата от Е.М. за выкуп земельного участка не поступала. В журнале регистрации договоров купли-продажи земельных участков (ведется с 2007), в который заносятся сведения о подготовленных договорах купли-продажи земельных участков с присвоением им порядковых номеров, также отсутствует информация о подготовке договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 34:34:070043:56. По сведениям из ЕГРН, право собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 34:34:070043:56 площадью 937 кв.м. зарегистрировано <ДАТА> запись регистрации на основании постановления администрации Кировского района г. Волгограда -п от <ДАТА> и договора купли- продажи от <ДАТА> на жилой дом. В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 34:34:070043:3792 и 34:34:070043:3793 никаких распорядительных документов уполномоченным органом не принималось (т.2 л.д. 89).

Как следует из объяснений ДМИ администрации Волгограда, поступивших в адрес суда <ДАТА> б/н, постановлением администрации <адрес> от <ДАТА>-п земельный участок по <адрес> (с учетным ) площадью 937 кв.м. был предоставлен в собственность за плату Е.М. для эксплуатации жилого дома. Пунктом 2 указанного постановления закреплена обязанность Е.М. заключить договор купли-продажи земельного участка. Однако, сведения о заключении договора купли-продажи указанного земельного участка в информационной базе Волгограда отсутствуют, плата от Е.М. за выкуп земельного участка не поступала. В журнале регистрации договоров купли-продажи земельных участков (ведется с 2007), в который заносятся сведения о подготовленных договорах купли-продажи земельных участков с присвоением им порядковых номеров, также отсутствует информация о подготовке договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 34:34:070043:56. По сведениям из ЕГРН, право собственности Е.М. на земельный участок с кадастровым площадью 937 кв.м. зарегистрировано <ДАТА> запись регистрации на основании постановления администрации <адрес>-п от <ДАТА> «О перерегистрации прав на земельные участки и выдаче планов земельных участков гражданам района» (утратило силу при принятии постановления администрации <адрес> от <ДАТА>-п договора купли-продажи от <ДАТА> на жилой дом). Таким образом, право собственности Е.М. на земельный участок 34:34:070043:56 возникло без достаточных к тому оснований. В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 34:34:070043:3792 и 34:34:070043:3793 никаких распорядительных документов уполномоченным органом не принималось. Указанные земельные участки были образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым площадью 937 кв.м. (т.2, л.д. 99).

Как следует из ответа ДМИ администрации Волгограда от <ДАТА> № ар6995-18 согласно сведениям муниципального банка пространственных данных Волгограда и сведениям публичной кадастровой карты Росреестра: земельный участок с кадастровым номером , площадью 937,0 кв. м., по адресу: <адрес>, (назначение, согласно документам: для размещения многоквартирного жилого дома (многоквартирных жилых домов), для размещения объектов торговли, для размещения объектов общественного питания, для размещения объектов бытового обслуживания) на настоящий момент снят с учета. Из земельного участка с кадастровым номером правообладателем образованы земельные участки: - с кадастровым площадью 493,0 кв. м., по адресу: <адрес>, поставлен на учет <ДАТА>. (назначение, согласно документам: для размещения многоквартирного жилого дома (многоквартирных жилых домов), для размещения объектов торговли, для размещения объектов общественного питания, для размещения объектов бытового обслуживания); - с кадастровым площадью 444,0 кв. поставлен на учет <ДАТА>, по адресу: обл. Волгоградская, <адрес>, (назначение, согласно документам: для размещения многоквартирного жилого дома (многоквартирных жилых домов), для размещения объектов торговли, для размещения объектов общественного питания, для размещения объектов бытового обслуживания). Все перечисленные выше земельные участки располагались и располагаются на территории общего пользования, линейных объектов, Действие градостроительных регламентов, устанавливаемых Правилами землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденным решением Волгоградской городской Думы № 36/1087 от 15.09.2010 (в действующей редакции), не распространяется на земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в границах территорий общего пользования, линейных объектов. Режим использования и застройки территорий Волгограда, на которые в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти Волгоградской области или уполномоченными органами местного самоуправления Волгограда в соответствии с федеральными законами. Выбор видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории Волгограда может осуществляться правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства без дополнительных разрешений и согласований, если на эти земельные участки распространяются градостроительные регламенты. Согласно ст.1. Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Порядок использования территорий общего пользования регламентируется «Положением об использовании территорий общего пользования городского округа город- герой Волгоград», утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 5 декабря 2014 г. N 22/700 (далее - Положение). Согласно п.3 Положения земельные участки, расположенные в границах территорий общего пользования, занятые объектами капитального строительства, существовавшими на законных основаниях до вступления в силу настоящего Положения, используются в соответствии с федеральными законами, Правилами землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденными решением Волгоградской городской Думы от 15.09.2010 N 36/1087 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград», без права увеличения площади и параметров таких объектов. Земельные участки, расположенные в границах территорий общего пользования, занятые самовольными постройками, должны быть освобождены владельцами указанных объектов. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет. Дополнительно информируем, что указанные земельные участки расположены: -на территории, на которую имеется утвержденный проект планировки с проектом межевания квартала 07_05_045, ограниченный <адрес>, ул. им. Кирова, <адрес>, утвержденный постановлением администрации Волгограда от <ДАТА>. Согласно данному проекту планировки территория, на которой располагаются указанные земельные участки, является территорией общего пользования (улично-дорожная сеть). Проектом межевания земельные участки с кадастровыми номерами 34:34:070043:3793, 34:34:070043:3792 не учтены; - на территории, на которую разрабатывается проект планировки магистральной улицы общегородского значения регулируемого движения - автомобильная дорога - <адрес> (от <адрес> до <адрес>) протяженностью 0.850 км. (заказчик - комитет транспорта администрации <адрес>). В соответствии с разрабатываемой документацией вышеуказанные земельные участки частично расположены в границах зоны планируемого размещения объекта регионального значения, частично в границах производства работ. На сегодняшний день документация администрацией <адрес> не утверждена (т.2 л.д. 149-150).

В соответствии с ответом ДМИ администрации Волгограда от <ДАТА> на запрос суда, оригиналами межевых планов в отношении земельного участка (кад.) располагает ФФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по <адрес>». Границы земельного участка с кадастровым номером 34:34:070043:56 при проведении кадастровых работ по повторному уточнению границ участка и образовании из него новых земельных участков уполномоченными структурными подразделениями администрации Волгограда не согласовывались (т.2 л.д. 153).

Таким образом, оценив представленные доказательства в их совокупности по ст. 67 ГПК РФ, судом достоверно установлено, что изначально регистрация права собственности ФИО1 на земельный участок по адресу: <адрес>, кад. была произведена незаконно.

Договор купли-продажи ФИО1 в отношении предоставленного в соответствии Постановлением администрации <адрес> от <ДАТА>-п земельного участка по адресу: <адрес>, кад. не заключался.

Регистрация права собственности произведена на основании договора купли-продажи жилого дома по адресу: <адрес> главы администрации района от <ДАТА>-п «О перерегистрации прав на земельные участки и выдаче планов земельных участков гражданам района» о предоставлении в пожизненное наследуемое владение земельного участка ФИО5», которое было отменено в части предоставления земельного участка ФИО5 в силу п.4 Постановления администрации <адрес> от <ДАТА>п.

В силу ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В силу ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).

На основании ст.13 Федерального закона от 13.07.2015 № 218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав: 1) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации; 2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости; 3) в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.

В силу ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 № 218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

На основании п.5,6 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны;

В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

В пункте 52 постановления Пленума N 10/22 разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.

Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Исходя из п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе прекращения права, являются вступившие в законную силу судебные акты.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что право собственности Е.М. на земельный участок по адресу: <...>, кадастровый , возникло без законных на то оснований, последующее межевание, постановка вновь образованных земельных участков площадью 444 кв.м., площадью 493 кв.м., расположенных по адресу: <адрес> на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров также произведена незаконно, исковые требования прокурора к ФИО1 о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности ФИО1 на земельные участки с кадастровыми номерами 34:34:070043:3792, площадью 444 кв.м., 34:34:070043:3793, площадью 493 кв.м., 34:34:070043:56, площадью 937 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>, и, как следствие, требования об исключении из Единого государственного реестра недвижимости записи о регистрации права собственности за ФИО1 на указанные земельные участки, прекращении права собственности Е.М. на земельные участки с кадастровыми номерами 34:34:070043:3792, площадью 444 кв.м., площадью 493 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

При этом, оснований для удовлетворения исковых требований о прекращении права собственности Е.М. на земельный участок с кадастровым номером 34:34:070043:56 по адресу: <адрес>, площадью 937 кв.м. не имеется, поскольку на момент рассмотрения гражданского дела указанного земельного участка фактически не существует, право собственности прекращено на основании заявления представителя Е.М. - Т. от <ДАТА>, указанный земельный участок снят с учета, запись о праве собственности является архивной.

Что касается требований о снятии земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым номером , площадью 937 кв.м., с кадастрового учета, то они также удовлетворению не подлежат.

С 1.01.2017 государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Как следует из Постановления администрации <адрес> от <ДАТА>-п о предоставлении в собственность ответчику спорного земельного участка за плату, оно принято в соответствии действовавшими на момент его вынесения нормами Земельного кодекса РФ, а также решением Волгоградской городской думы от 29.03.2006 №29/588 «О порядке оформления прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения».

Так, согласно п. 2.1 решения Волгоградской городской Думы от 29.03.2006 N 29/588 "О Порядке оформления прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения" (в редакции, действовавшей на момент предоставления земельного участка) граждане и юридические лица, заинтересованные в приобретении в собственность или аренду земельных участков, на которых расположены находящиеся в их собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении индивидуальные жилые дома, не завершенные строительством индивидуальные жилые дома, индивидуальные гаражи, садовые домики, хозяйственные постройки, сараи, обращаются с соответствующим заявлением в администрацию района Волгограда, на территории которого находятся перечисленные объекты недвижимого имущества (далее - администрация района).

К заявлению прилагаются: заверенная в установленном порядке копия удостоверения личности (для граждан); заверенная в установленном порядке копия свидетельства о регистрации индивидуального предпринимателя; заверенные в установленном порядке копии свидетельства о регистрации юридического лица и учредительных документов (для юридических лиц); заверенная в установленном порядке копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества (в случае отсутствия свидетельства о государственной регистрации права на объекты недвижимого имущества представляются иные документы, подтверждающие возникновение прав на эти объекты); выписка из государственного земельного кадастра по форме кадастрового плана земельного участка (далее - кадастровый план); материалы технического учета объекта недвижимого имущества.

Пункт 2.1 признан недействующим решением Арбитражного суда Волгоградской обл. от <ДАТА> по делу N в части закрепления необходимости представления с заявлением о приобретении прав на земельный участок дополнительных документов - копий учредительных документов (для юридических лиц) и материалов технического учета объекта недвижимого имущества, как не соответствующий части 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ. Постановлением ФАС Поволжского округа от <ДАТА> по делу N указанное решение оставлено без изменения.

Решением Волгоградской городской Думы от 06.12.2010 N 39/1240 в пункт 2.1 внесены изменения, действие которых распространяется на отношения, возникшие с 29.05.2009.

В силу п.2.2. решения Волгоградской городской Думы от 29.03.2006 N 29/588 "О Порядке оформления прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения" (в редакции, действовавшей на момент предоставления земельного участка) администрация района в недельный срок со дня регистрации заявления принимает постановление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в собственность за плату, на праве постоянного (бессрочного) пользования, на праве аренды в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Проект постановления администрации района о предоставлении земельного участка согласовывается с представителями комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда (далее - Горкомархитектура), комитета земельных ресурсов администрации Волгограда (далее - Горкомзем), осуществляющими свои полномочия на подведомственной администрации района территории.

На основании постановления администрации района Горкомзем готовит договор аренды земельного участка или договор купли-продажи земельного участка.

В силу п. 2.3 решения Волгоградской городской Думы от 29.03.2006 N29/588 "О Порядке оформления прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения" (в редакции, действовавшей на момент предоставления земельного участка) в случае если земельный участок не прошел государственный кадастровый учет (отсутствует кадастровый план на формируемый земельный участок) либо при уточнении его границ администрация района в месячный срок согласовывает проект границ земельного участка (далее - ПГЗУ) с представителями Горкомархитектуры, Горкомзема, осуществляющими свои полномочия на подведомственной администрации района территории, и утверждает его. В соответствии с утвержденным ПГЗУ администрация района в двухнедельный срок принимает постановление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в собственность за плату, на праве постоянного (бессрочного) пользования, на праве аренды в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. На основании постановления администрации района Горкомзем готовит договор аренды земельного участка, договор купли-продажи земельного участка в соответствии с земельным и гражданским законодательством.

Пункт 2.3 признан недействующим решением Арбитражного суда Волгоградской обл. от <ДАТА> по делу в части возможности принятия решения о предоставлении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом границ земельного участка, а не кадастровым паспортом земельного участка, как не соответствующий части 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ. Постановлением ФАС <адрес> от <ДАТА> по делу указанное решение оставлено без изменения.

Решением Волгоградской городской Думы от 06.12.2010 N 39/1240 пункт 2.3 изложен в новой редакции, действие которой распространяется на отношения, возникшие с 29.05.2009.

В соответствии с ранее действовавшим п. 7 ст. 36 ЗК РФ (ст. 36 утратила силу с 1 марта 2015 года. - Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ) в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

На основании утвержденного ПГЗУ устанавливаются границы земельного участка на местности. Администрацией района обеспечивается изготовление кадастрового плана посредством участия в формировании земельного участка и принятия решения о предоставлении земельного участка. (п.2.4 решения Волгоградской городской Думы от 29.03.2006 N 29/588 "О Порядке оформления прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения" (в редакции, действовавшей на момент предоставления земельного участка).

Как следует из пояснений главного специалиста отдела градостроительства и землепользования администрации Кировского района Волгограда ФИО19, перед изданием правоустанавливающего документа на участок все документы поступили к ней. Оригиналы указанных документов предоставлялись в обязательном порядке. При представлении документов граждане в обязательном порядке должны были представлять межевое дело и проект расположения земельного участка. В ее полномочия не входило согласование границ земельного участка, поскольку к ней поступают уже согласованные и утвержденные документы, она готовила проект постановления о предоставлении в собственность земельного участка, который также согласовывался всеми заинтересованными лицами. Расположение земельного участка, а также его площадь и граница администрацией района не согласовывались. Администрация района ставит печать на акте согласования только после того, как все согласовано с департаментом земельных ресурсов и департаментом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда. Администрация района могла отказать в издании правоустанавливающего постановления, если бы документы были не в порядке. Оригинал акта согласования границ должен быть в землеустроительном деле в Росреестре. Пояснить, до или после издания постановления земельный участок ставился на кадастровый учет, не смогла. Если права на землю оформлялись в 2009 году, то это были земли индивидуальной жилой застройки. Сейчас может быть изменен вид разрешенного землепользования на основании публичных слушаний. Сейчас это зона застройки является общественно-жилищной. На эту зону также распространяются требования градостроительного регламента пояснить, законно ли в 2017 году был изменен вид разрешенного использования земельного участка, которым пользуется ФИО1, не смогла. Законность поступивших к ним документов, на основании которых готовилось постановление о предоставлении земельного участка в собственность гражданина, они перепроверить не могли. Если в представленных документах не было никаких замечаний тех структур, которые согласовывали все вопросы по данному земельному участку, то администрация Кировского района издавала постановление о предоставлении конкретного земельного участка конкретному гражданину без каких-либо дополнительных проверок. Проверка законности предоставления земельного участка в компетенцию Администрации не входит, согласовывается лишь проект постановления о предоставлении земельного участка гражданину с теми структурами, которые согласовали все вопросы по данному земельному участку. Проект постановления направляется в эти структуры с актом такого согласовании. Только после подписания этого акта согласования проекта всеми согласующими структурами ими было издано постановление о предоставлении земельного участка гражданину. Они работают только с документами, которые поступают из структур, уполномоченных решать вопросы по земельному участку. Им приносят оригиналы всех документов и копии, которые они заверяют с оригиналов документов. Без предоставления подлинных документов они копии не заверяют. Контроль за внесением платы за земельный участок, предоставленный в собственность граждан, осуществляет комитет по земельным ресурсам Волгограда. Проект границ земельного участка и акт согласования границ земельного участка по <адрес> в 2008 году не разрабатывался. Эти документы составлены ООО «Л-Град». Акт согласования границ этого земельного участка был подписан Администрацией Кировского района после того, как он был согласован комитетом по земельным ресурсам администрации Волгограда. В администрации Кировского района остаются все копии документов, которые поступают для подготовки проекта о предоставлении земельного участка гражданину, все эти копии они заверяют, хотя этого и не требовалось. Ей предоставлялось сшитое землеустроительное дело на земельный участок. При В своей деятельности она руководствовалась решением Волгоградской городской Думы № 29/588 от 2006 «Порядке формирования прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения»

Оснований не доверять показаниям специалиста, допрошенного в ходе судебного разбирательства и предупрежденного об уголовной ответственности, у суда не имеется. Его пояснения согласуются с письменными материалами дела и сомнений не вызывает.

Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, исходя из того, что предоставление ФИО1 земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 937 кв.м, кадастровый , осуществлено в соответствии с Постановлением администрации <адрес> от <ДАТА>-п, которое принято в соответствии с нормами, действовавшего на момент его принятия земельного законодательства, а также решением Волгоградской городской Думы от 29.03.2006 N29/588 "О Порядке оформления прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения", в ходе решения вопроса о предоставлении земельного участка проведены работы по межеванию земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый , сформировано землеустроительное дело, <ДАТА> составлен акт согласования границ земельного участка, <ДАТА> главой администрации <адрес> утвержден план границ земельного участка, площадью 937 кв.м., при этом, доказательств незаконности постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, не представлено, Постановление администрации Кировского района г.Волгограда от <ДАТА>-п не изменено и не отменено, оснований для снятия земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, площадью 937 кв.м, кадастровый с государственного кадастрового учета, не имеется.

Учитывая, что требования истца удовлетворены частично, при этом, истец освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19, ст. 333.20 НК РФ, с ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в доход административного округа город-герой Волгоград в размере 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Кировского района Волгограда, действующего в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования городской округ город – герой Волгоград, к ФИО1 о признании отсутствующим права собственности, прекращении права собственности, исключении записи о регистрации права собственности из Единого государственного реестра недвижимости, снятии земельных участков с государственного кадастрового учета, – удовлетворить частично.

Признать отсутствующим зарегистрированное право собственности ФИО1 на земельные участки с кадастровыми номерами , площадью 444 кв.м., , площадью 493 кв.м., , площадью 937 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>.

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости записи о регистрации права собственности за ФИО1 на земельные участки с кадастровыми номерами , площадью 444 кв.м., , площадью 493 кв.м., , площадью 937 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.

Прекратить право собственности ФИО1 на земельные участки с кадастровыми номерами 34:34:070043:3792, площадью 444 кв.м., 34:34:070043:3793, площадью 493 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.

Снять с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами 34:34:070043:3792, площадью 444 кв.м., 34:34:070043:3793, площадью 493 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.

В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Кировского района Волгограда, действующего в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования городской округ город – герой Волгоград, к ФИО1 о прекращении права собственности, снятии земельных участков с государственного кадастрового учета, - отказать.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход административного округа город-герой Волгоград в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Кировский районный суд г. Волгограда.

Судья -подпись Л.В. Павлова

Мотивированный текст решения изготовлен 09.06.2018 года

Судья -подпись Л.В. Павлова

Копия верна. судья -