ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-592/18 от 11.09.2018 Сыктывдинского районного суда (Республика Коми)

дело № 2-592/2018

Сыктывдинского районного суда Республики Коми

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Рачковской Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Палкиной И.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в с. Выльгорт «11» сентября 2018 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми, администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании права на улучшение жилищных условий и возложении обязанности восстановить составом семьи в списке граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат,

установил:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением администрации МО МР «Сыктывдинский», Министерству сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми о признании за ним с составом семьи из четырех человек права на получение социальной выплаты в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., и возложении обязанности включить в список граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат. В обоснование требований указано, что письмом от 30.05.2018 №К-480 и письмом от 08.06.2018 №К-390/505 признано отсутствующим право ФИО2 на получение социальной выплаты в рамках направления подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. Истец, находя указанные решения органа местного самоуправления незаконными и ссылаясь на наличие решения суда, которым ФИО2 составом семьи из четырех человек признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, обратился в суд с настоящим иском.

Определениями Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 10.07.2018 и 30.07.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО2, ФИО3, ФИО3 и администрация муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» соответственно.

В процессе рассмотрения дела истцом произведено уточнение заявленных требований, которые в окончательном виде сформулированы как требования о признании за ним составом семьи из четырех человек права на улучшение жилищных условий и восстановление его составом семьи 4 человека с 12.03.2014 в списке граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках направления подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.

Стороны, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представителей не направили, о причинах неявки суд не известили. От истца поступила телефонограмма о рассмотрении дела в его отсутствие.

Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил, рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав материалы гражданского дела, материалы гражданского дела №2-713/2015, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что 06.05.2015 ФИО2 обратилась в администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» с заявлением на получение социальной выплаты на завершение строительства индивидуального жилого дома при его готовности не менее 50 процентов в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы Республики Коми «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса в Республике Коми» составом семьи три человека, включая ФИО3 и ФИО1, на основании которого она включена в список участников мероприятий данной подпрограммы.

Из материалов дела следует, что постановлением администрации МО СП «Выльгорт» от 05.06.2015 №06/322 ФИО2 снята с учета в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий составом семьи 4 человека.

Вступившим в законную силу решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 21.08.2015 вышеуказанное решение органа местного самоуправления признано незаконным, в связи с чем, на основании постановления администрации сельского поселения «Выльгорт» от 23.09.2015 №09/672 ФИО2 составом семьи из четырех человек восстановлена в очереди лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В последующем, на основании постановления администрации сельского поселения «Выльгорт» от 04.02.2016 №02/150 ФИО2 составом семьи из четырех человек вновь снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В целях проверки сохранения права ФИО2 на ее участие в заявленной программе администрацией муниципального района «Сыктывдинский» выполнены запросы, в том числе в администрацию сельского поселения «Выльгорт» о предоставлении сведений о том, состоит ли ФИО2 на учете в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Письмом от 31.10.2017 в адрес администрации района поступила информация о том, что ФИО2 снята с соответствующего учета на основании постановления от 04.02.2016 №02/150.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что постановлением администрации сельского поселения «Выльгорт» от 02.02.2018 №02/54 внесены изменения в постановление администрации сельского поселения «Выльгорт» от 04.02.2016 №02/150 путем исключения абзаца 52 п. 1 о снятии ФИО2 составом семьи из четырех человек с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, о чем письмом от 03.05.2018 сообщено администрации муниципального района «Сыктывдинский».

В связи с поступившей от администрации сельского поселения информацией, администрацией района «Сыктывдинский» 15.05.2018 в Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми направлен запрос о разъяснении возможности включения ФИО2 в список участников мероприятий программы.

По результатам рассмотрения обращения администрации МО МР «Сыктывдинский» Министерством сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми разъяснено о невозможности включения семьи ФИО2 в список граждан, поскольку последние не нуждаются в улучшении жилищных условий.

На основании указанного разъяснения Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми, администрацией МО МР «Сыктывдинский» приняты решения, оформленные письмами от 30.05.2018 №К-480 и от 08.06.2018 №К-390/505, которыми отказано в предоставлении мер социальной поддержки по причине отсутствия у семьи ФИО2 нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Обращаясь в суд с исковым заявлением, истец ссылался на незаконность принятых администрацией муниципального района «Сыктывдинский» решений, выраженных в письмах от 30.05.2018 и от 08.06.2018, указывая на наличие у ФИО2 и членов ее семьи права на получение социальной выплаты в рамках заявленной программы ввиду признания их решением суда нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В ходе рассмотрения дела представителем ответчика администрации муниципального района «Сыктывдинский» заявлено о том, что ФИО1 является ненадлежащим истцом по настоящему делу. Оценивая указанные доводы, суд исходит из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

При обращении в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении социальной выплаты, ФИО2 в качестве состава семьи указаны ФИО1 и ФИО3

Принимая во внимание, что ФИО2 и ФИО1 представляют собой одну семью, что не оспаривалось ответчиками, а также, что при решении вопроса о наличии у гражданина права на получение социальной выплаты, в том числе, оценивается нуждаемость членов его семьи, учитывая, что социальная выплата предоставляется на состав семьи, суд приходит к выводу, что при решении вопроса о наличии у ФИО2 права на предоставление социальной выплаты, в том числе, затрагиваются права и законные интересы членов ее семьи, а равно ФИО1, являясь членом семьи заявителя, имеет право на обращение в суд за защитой нарушенного права.

Рассматривая требования по существу, суд исходит из следующего.

Конституция Российской Федерации в статье 7, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Отношения, связанные с предоставлением отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в рамках программы развития сельского хозяйства регулируются Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 №717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы», которым установлен порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.

Согласно Типовому положению (далее – Положение), являющемуся приложением к указанной выше программе, социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

Социальные выплаты не предоставляются гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, а также членам их семей, ранее реализовавшим право на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием средств социальных выплат.

Из п. 4 указанного Положения программы следует, что гражданин имеет право на получение социальной выплаты при соблюдении в совокупности следующих условий: постоянное проживание в сельской местности (регистрация по месту жительства); работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (непрерывно в течение не менее одного года на дату включения в сводные списки участников мероприятий - получателей социальных выплат и получателей жилья по договорам найма жилых помещений; наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья; признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В свою очередь, признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 7 Положения определено, что к членам семьи гражданина применительно к настоящему Типовому положению относятся постоянно проживающие совместно с ним его супруга (супруг), а также дети и родители. Другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданина, если они вселены им в жилое помещение по месту его жительства в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи этого гражданина в судебном порядке.

Согласно п. 19 Положения гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, с приложением копий документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи; копий документов, подтверждающих родственные отношения между лицами, указанными в заявлении в качестве членов семьи; копий документов, подтверждающих наличие у заявителя и (или) членов его семьи собственных и (или) заемных средств в размере, установленном положением; документа, подтверждающего признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий; иных документов, предусматривающих разрешение на строительство жилья и подтверждающих стоимость жилья, планируемого к строительству (приобретению).

В соответствии с т. 21 Положения органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, указанных в пункте 19, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, на очередной финансовый год и плановый период и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в орган исполнительной власти. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что ранее ФИО1 и членам его семьи какие-либо меры государственной поддержки по улучшению жилищных условий не предоставлялись.

Из материалов дела также следует, что в собственности ФИО2 имеется земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, – имеющий вид разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства.

В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось сторонами, что на вышеуказанном земельном участке располагается объект незавершенного строительства в виде жилого дома, площадью 103 кв.м. и степенью готовности 51%.

Как указывалось ранее, ФИО2 при обращении в администрацию муниципального района «Сыктывдинский» с заявлением о предоставлении ей социальной выплаты в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» отказано в предоставлении указанной выплаты, в связи с отсутствием у нее соответствующего права.

При этом, отказ мотивирован тем, что ФИО2 не имеет права на получение социальной выплаты в рамках программы, поскольку не является нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Вместе с тем, судом достоверно установлено и следует из материалов дела, что ФИО2 составом семьи 4 человека, включая ФИО1, ФИО3, ФИО3, состоит на учете в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий с 15.02.1985 за №46.

Лицами, участвующими в рассмотрении дела, не оспаривалось, что в установленном законом порядке решение о снятии ФИО2 составом семьи 4 человека с учета в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, органом местного самоуправления не принималось, а равно семья ФИО2 сохраняет статус лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, по убеждению суда, у ответчиков отсутствовали правовые основания для вывода об обеспеченности семьи ФИО2 жилым помещением более учетной нормы.

В рассматриваемом случае суд полагает также необходимым отметить следующее.

В соответствии со ст. 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Как указывалось выше, семья ФИО2 составом семьи четыре человека на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоит с 15.02.1985.

Лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что до 01.03.2005 семья ФИО2 жильем не обеспечена, каких-либо мер социальной поддержки, направленных на улучшение жилищных условий, семья ФИО2 не пользовалась.

Таким образом, поскольку ФИО2 составом семьи четыре человека была поставлена на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 01.03.2005, жильем до настоящего времени не обеспечена, она сохраняет за собой право нахождения на соответствующем учете до улучшения жилищных условий.

Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у ФИО2 соответствующего права, стороной ответчика не предоставлено, не добыто таковых и судом.

При таких обстоятельствах, в рассматриваемом случае суд приходит к выводу об ошибочности суждений ответчиков относительно определения степени нуждаемости ФИО2 и членов ее семьи, изложенных в оспариваемых истцом решениях, а равно решения администрации муниципального района «Сыктывдинский», оформленные письмами от 30.05.2018 №К-480 и от 08.06.2018 №К390/505 о признании отсутствующим права ФИО2 на получение социальной выплаты нельзя признать в полной мере соответствующими закону.

Между тем, разрешая исковые требования о возложении обязанности на орган местного самоуправления восстановить его составом семьи 4 человека в списках граждан, претендующих на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы Республики Коми «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса в Республике Коми» с 14.03.2015, суд находит не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Положению, гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий, с приложением копий документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи.

Ссылаясь на незаконность принятых ответчиком решений ввиду неверного определения им нуждаемости, состоящей из четырех человек, а также на наличие вступившего в законную силу решения суда, которым установлена нуждаемость семьи истца, истец обратился в суд с настоящим иском.

Судом установлено, что истец ФИО1 с составом семьи 4 человека, состоящим из ФИО2, ФИО3, ФИО3, зарегистрированы и проживают в жилом помещении, площадью 50,4 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, - единоличным собственником которого является ФИО2

Как указывалось ранее ФИО2 обратилась к ответчику администрации МО МР «Сыктывдинский» с заявлением на получение социальной выплаты на завершение строительства индивидуального жилого дома при его готовности не менее 50 процентов в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы Республики Коми «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса в Республике Коми», указав в качестве состава семьи 3 человека, включая ФИО1 и ФИО3

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Из ст. 2 Гражданского процессуального кодекса РФ следует, что целью гражданского судопроизводства, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.

Пункт 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает судебную защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Согласно ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

При этом судебной защите подлежат лишь нарушенные или оспоренные права, обязанность по доказыванию самого наличия такого права и его нарушения кем-либо лежит на лице, обратившемся в суд.

Принимая во внимание обстоятельства настоящего дела, при которых судом достоверно установлено, что с заявлением на получение социальной выплаты на завершение строительства индивидуального жилого дома при его готовности не менее 50 процентов в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы Республики Коми «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса в Республике Коми» ФИО2 или члены ее семьи с составом семьи 4 человека не обращались, а равно вопрос наличия или отсутствия у истца и членов его семьи, исходя из состава семьи в 4 человека, соответствующего права не разрешался компетентным органом, суд полагает, что правовых оснований для судебной оценки наличия соответствующего права истца на получение социальной выплаты в рамках реализации указанной выше подпрограммы с составом семьи 4 человека не имеется.

При этом, указание в оспариваемых решениях на оценку уровня нуждаемости семьи ФИО2, исходя из состава семьи 4 человека, не свидетельствует об оценке органом местного самоуправления права для предоставления ФИО2 социальной выплаты в рамках заявленной программы, исходя из состава семьи 4 человека, поскольку для предоставления социальной выплаты, должны быть соблюдены и иные условия, предусмотренные Типовым положением, как то: предоставление документов, подтверждающих родственные отношения между лицами, указанными в заявлении в качестве членов семьи; копий документов, подтверждающих наличие у заявителя и (или) членов его семьи собственных и (или) заемных средств в размере, установленном положением; документа, подтверждающего признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий. В свою очередь, ФИО3, приходящийся истцу и ФИО2 сыном, несмотря на его совместное проживание с ними, не был заявлен ФИО2 в качестве члена семьи и в отношении него не были представлены требуемые Типовым положением документы, а равно при определении права ФИО2 на получение социальной выплаты в рамках заявленной программы, ФИО3 в качестве члена семьи не учитывался.

Более того, необходимо учитывать, что в соответствии с п. 13 Положения расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра - на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации, утвержденной органом исполнительной власти на очередной финансовый год исходя из фактической стоимости строительства (приобретения) жилья в рамках мероприятий, указанных в пункте 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусмотренных приложением № 13 к Государственной программе, за предыдущий год с учетом прогнозного уровня инфляции, установленного в субъекте Российской Федерации на очередной финансовый год, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на I квартал очередного финансового года.

В случае если общая площадь строящегося (приобретаемого) жилья меньше размера, установленного для семей разной численности, но больше учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической площади жилого помещения.

С учетом изложенного, суд также принимает во внимание, что признание за ФИО1 права на получение социальной выплаты составом семьи 4 человека, включая ФИО2, ФИО1, ФИО3 и ФИО3, приведет к увеличению размера социальной выплаты, которую семья ФИО2 могла бы получить при заявленном составе семьи 3 человека, поскольку последняя определяется исходя из заявленного гражданином количества членов семьи, что также не учитывалось ответчиками при рассмотрении заявления ФИО2

При этом ссылки истца на вступивший в законную силу судебный акт, которым установлена нуждаемость семьи ФИО2 исходя из состава семьи четыре человека, суд находит несостоятельными, поскольку судом давалась оценка решения иного органа местного самоуправления, принятого в рамках рассмотрения иных правоотношений, с учетом иных обстоятельств.

Более того, в рассматриваемом случае необходимо отметить, что судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц, а равно суд не вправе подменять своим судебным актом реализацию функций органов местного самоуправления и установленный законом административный порядок разрешения тех или иных заявлений.

При таком положении, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований ФИО1 в заявленном виде.

При этом ФИО1 не лишен возможности обратиться в установленном законом порядке с соответствующим заявлением о принятии на учет с желаемым составом семьи.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО1 к Министерству сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми, администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании права на улучшение жилищных условий, возложении обязанности восстановить составом семьи из четырех человек с 12.03.2014 в списке граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 16 сентября 2018 года.

Судья Ю.В. Рачковская