ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5938/2015 от 14.12.2015 Замоскворецкого районного суда (Город Москва)

Решение

Именем Российской Федерации

14 декабря 2015 г.

Замоскворецкий районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Акульшиной Т.В.,

при секретаре Кулакли А.И..,

с участием прокурора Кочетыговой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5938/2015 по искам ФИО1 Имя Отчество , ФИО2 Имя Отчество к Федеральному агентству лесного хозяйства о признании приказов об увольнении незаконным, восстановлении на государственной гражданской службе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

Установил:

ФИО1 с учетом уточнений от <дата> г. обратилась в суд с иском к Федеральному агентству лесного хозяйства о признании приказа об увольнении от <дата> г. №***-лс незаконным, восстановлении на государственной гражданской службе в ранее занимаемой должности начальника отдела территориальных органов Управления государственного лесного контроля и пожарного надзора в лесах, контроля за исполнением субъектами РФ переданных полномочий в области лесных отношений, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

ФИО2 с учетом уточнений от <дата>. обратилась в суд с иском к Федеральному агентству лесного хозяйства о признании приказа об увольнении от <дата> г. №***-лс незаконным, восстановлении на государственной гражданской службе в ранее занимаемой должности заместителя начальника отдела территориальных органов Управления государственного лесного контроля и пожарного надзора в лесах, контроля за исполнением субъектами РФ переданных полномочий в области лесных отношений, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

Определением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от <дата> г. указанные гражданские дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

Свои требования ФИО1 мотивировала тем, что проходила государственную гражданскую службу в должности начальника отдела территориальных органов Управления государственного лесного контроля и пожарного надзора в лесах, контроля за исполнением субъектами РФ переданных полномочий в области лесных отношений. В период прохождения государственной гражданкой службы с <дата> г. замечаний по работе не имела, в связи с проведенными аттестациями истцу был присвоен классный чин государственного гражданского служащего «советник государственной гражданской службы 3-го класса».

<дата> г. ФИО1 получила уведомление о том, что в течение двух месяцев в связи с проводимыми в Федеральном агентстве организационно-штатными мероприятиями ее должность будет сокращена.

Приказом от <дата> г№***-лс истец уволена с занимаемой должности по основанию, предусмотренному п. 8.2 части первой ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должности гражданской службы.

Свои требования ФИО2 мотивировала тем, что проходила государственную гражданскую службу в должности заместителя начальника отдела территориальных органов Управления государственного лесного контроля и пожарного надзора в лесах, контроля за исполнением субъектами РФ переданных полномочий в области лесных отношений. В период прохождения государственной гражданкой службы с <дата> г. замечаний по работе не имела, в связи с проведенными аттестациями истцу был присвоен классный чин государственного гражданского служащего «советник государственной гражданской службы 3-го класса».

<дата> г. ФИО2 получила уведомление о том, что вследствие издания приказа Федерального агентства лесного хозяйства от <дата> г. №*** «Об утверждении структуры и штатного расписания центрального аппарата Федерального агентства лесного хозяйства, в целях совершенствования структуры управления, оптимизации выполнения возложенных задач и функций, в центральном аппарате Агентства проводятся организационно-штатные мероприятия в связи с чем ее должность будет сокращена.

Приказом <дата> г. №***-лс истец уволена с занимаемой должности по основанию, предусмотренному п. 8.2 части первой ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Увольнение истцы полагают незаконным, поскольку в период после вручения уведомления о сокращении каких-либо вакантных должностей истцам предложено не было, в том числе, не предоставлена возможность ознакомиться с перечнем должностей.

С новой организационно-штатной структурой истцы ознакомлены не были, преимущественное право истцов на оставление на работе не выяснялось, какие-либо комиссии по сокращению штата работодателем не формировались. Процедура проведения необходимых аттестаций не проводилась.

В судебном заседании ФИО1, ФИО2 и представители истцов ФИО3 и ФИО4 заявленные требования поддержали по изложенным в них доводам.

Представитель ответчика ФИО5 в судебном заседании иск не признала по обстоятельствам, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего иск о восстановлении на работе не подлежащим удовлетворению, допросив свидетелей, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 73 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 27.06.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки, уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

В течение срока, указанного в части 2 настоящей статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

В судебном заседании установлено, ФИО1 проходила государственную гражданскую службу в должности начальника отдела территориальных органов Управления государственного лесного контроля и пожарного надзора в лесах, контроля за исполнением субъектами РФ переданных полномочий в области лесных отношений.

ФИО2 проходила государственную гражданскую службу в должности заместителя начальника отдела территориальных органов Управления государственного лесного контроля и пожарного надзора в лесах, контроля за исполнением субъектами РФ переданных полномочий в области лесных отношений.

<дата> г. ФИО1 и <дата> г. ФИО2 получили уведомления о том, что вследствие издания приказа Федерального агентства лесного хозяйства от <дата> г. №*** «Об утверждении структуры и штатного расписания центрального аппарата Федерального агентства лесного хозяйства, в целях совершенствования структуры управления, оптимизации выполнения возложенных задач и функций, в центральном аппарате Агентства проводятся организационно-штатные мероприятия в связи с чем, их должности будут сокращены.

Приказом от <дата> г. № №***-лс ФИО1 уволена с занимаемой должности по основанию, предусмотренному п. 8.2 части первой ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должности гражданской службы.

Приказом от <дата> г. № №*** ФИО2 уволена с занимаемой должности по основанию, предусмотренному п. 8.2 части первой ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Письменного заявления на участие в конкурсе в целях формирования кадрового резерва Федерального агентства лесного хозяйства ФИО1 подано не было.

<дата> г. ФИО2 подала заявление об участии в конкурсе с целью формирования кадрового резерва Федерального агентства лесного хозяйства по ведущей группе должностей. Однако на второй этап конкурса, который проходил 28 мая 2015 г., она не явилась.

Как усматривается из приказа Федерального агентства лесного хозяйства от <дата> г. №***№*** «Об утверждении структуры и штатного расписания центрального аппарата Федерального агентства лесного хозяйства, с <дата> г. введено в действие штатное расписание центрального аппарата, утверждено штатное расписание и структура центрального аппарата Федерального агентства лесного хозяйства, в котором вместо 11 управлений и 2 самостоятельных отделов предусмотрено 9 управлений и 3 самостоятельных отдела.

Во вновь утвержденной структуре центрального аппарата Федерального агентства лесного хозяйства отсутствует отдел территориальных органов Управления государственного лесного контроля и пожарного надзора в лесах, контроля за исполнением субъектами РФ переданных полномочий в области лесных отношений, должности в котором, занимали истцы.

По сообщению Федерального агентства лесного хозяйства, с учетом имеющегося образования, опыта работы и установленных квалификационных требований ФИО1 и ФИО2 могли быть предложены вакантные должности в управлениях нефункциональной направленности: в Финансово-экономическом управлении и в Управлении делами правового обеспечения.

Финансово-экономическое управление штатной численность 30 человек было создано в результате ликвидации Управления финансов, бюджетной политики и администрирования платежей и Управления экономики, общая численность которых 43 штатные единицы. На <дата> г. количество замещенных единиц составляло 29, вакантной была должность начальника управления, которая не могла быть замещена истцами с учетом ранее занимаемой должности и квалификации.

Управление делами и правового обеспечения создано в результате объединения Управления делами и Правового управления. На 1 <дата> трудоустройство истцов было возможно в отделе кадров и в отделе делопроизводства, однако численность данных подразделений сокращена на 1 единицу каждого. Трудоустройство в отделах правового обеспечения, судебно-аналитической работы, контрактной работы Управления делами и правового обеспечения было невозможно в связи с отсутствием у ФИО1 и ФИО2 необходимого опыта работы в данных областях деятельности.

При таких обстоятельствах суд согласен с доводами ответчика, что на момент увольнения истцов с государственной гражданской службы вакантные должности, соответствующие должностной категории и той группе должностей, которые замещали истца, с учета уровня их квалификации, профессионального образования, направления подготовки и опыта работы, отсутствовали.

При этом в связи с утверждением новой структуры Центрального аппарата и нового штатного расписания, вакантных должностей в Центральном аппарате Федерального агентства лесного хозяйства как таковых не было, поскольку были созданы новые управления и введены новые должности. Соответственно, подбор сотрудников для назначения на новые должности государственной службы во вновь образованную структуру управлений производились начальниками управлений с учетом функционала управлений и поставленных перед ними задач.

Указанные обстоятельства подтверждаются, в том числе, показаниями свидетелей Имя Отчество . и Имя Отчество

Свидетель Имя Отчество показала, что занимает должность начальника управления Лесного надзора и контроля, ранее занимала должность начальника управления гос. контроля за исполнением указаний. Показала, что при назначении на должность часть управления у нее уже была собрана. При приеме на государственную службу свидетель преимущественно подбирала юристов, отдел кадров предоставил список из 10-15 сотрудников. При этом свидетель была вновь назначена на должность государственной гражданской службы, а не переведена. Уведомление о сокращении вручалось почти всем сотрудникам.

Свидетель Имя Отчество . показала, что ранее работала в отделе кадров, всем сотрудникам выдали уведомления о сокращении, вопросы назначения на новые должности решались отделом кадров.

Суд учитывает, что истцы в ходе судебного заседании не указали конкретную вакантную должность гражданской службы в новой структуре Центрального аппарата, которую они могли бы занимать.

Оценивая доводы истцов о том, что подчиненным им сотрудникам были предложены должности государственной службы для замещения в новой структуре центрального аппарата Федерального агентства лесного хозяйства, чем нарушено преимущественное право истцов на оставление на гражданской службе, суд не может с ними согласиться, поскольку положения ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. не закрепляют обязанность представителя нанимателя предоставить гражданскому служащему, замещавшему сокращаемую должность, конкретную должность гражданской службы, в том числе должность аналогичную занимаемой ранее. Представитель нанимателя вправе, но не обязан предоставить гражданскому служащему возможность замещения иной должности гражданской службы.

Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, в том числе, имеющему более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

Истцы в силу ст. 56 ГПК РФ не представили доказательств, подтверждающих, что имеют более высокие результаты служебной деятельности по сравнению с другими сотрудниками.

В случае, если несколько работников, подлежащих сокращению, претендуют на вакантную должность государственной службы, работодатель вправе сам определить кому из государственных служащих, подлежащих увольнению, предложить вакантную должность. Иное свидетельствовало бы о неправомерном ограничении права государственного органа самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения по подбору, расстановке и увольнению работников.

Доводы истцов о том, что ответчик не проводил аттестацию, не основаны на законе, поскольку проведение аттестации в силу ч. 3 ст. 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе» является правом, а не обязанностью государственного органа.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что порядок увольнения, предусмотренный ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе РФ» при увольнении истцов соблюден, нарушений трудовых прав истцов допущено не было, моральный вред не причинен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении исков ФИО1 Имя Отчество , ФИО2 Имя Отчество к Федеральному агентству лесного хозяйства о признании приказов об увольнении незаконным, восстановлении на государственной гражданской службе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Замоскворецкий районный суд г. Москвы в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: