ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-593/18 от 14.12.2018 Жирновского районного суда (Волгоградская область)

Дело №2 -593/2018 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Жирновск 14 декабря 2018 года

Жирновский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Л.П.Кучеровой

единолично,

с участием: старшего помощника прокурора Жирновского района Прокофьевой Ю.Ю., представителя ответчика – Мокроусовой О.В.,

рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Жирновского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кленовского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области о понуждении органа местного самоуправления к соблюдению требований законодательства

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Жирновского района Волгоградской области обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что прокуратурой Жирновского района проведена проверка исполнения администрацией Кленовского сельского поселения требований законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений, на основании которой установлено, что на территории Кленовского сельского поселения расположено гидротехническое сооружение пруда «Цупро», однако документы, устанавливающие право собственности на указанный объект отсутствуют. Пруд на учете в ЕГРН, как бесхозяйный не стоит. Вместе с тем, определение прав собственности муниципальных и сельских образований на бесхозяйные ГТС являются одним из основных превентивных мероприятий по предупреждению паводка и смягчению возможных последствий в период прохождения весеннего половодья, позволит привести в порядок документацию по эксплуатации ГТС, ликвидировать сооружения, утративших хозяйственную значимость. Статус указанных сооружений, как бесхозяйных, являющихся объектами, создающими повышенную опасность для населения Жирновского района требует принятия незамедлительных мер по передаче его в муниципальную собственность Органа местного самоуправления для обеспечения безопасности с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций, гибели людей.

Таким образом, администрацией Кленовского сельского поселения участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций на территории поселения, которые могут повлечь стихийные бедствия и разрушения, гибель людей, не принимается, тем самым не обеспечивается безопасность граждан, охрана их жизни и здоровья на гидротехническом сооружении. В силу действующего бюджетного законодательства администрация поселения не может выделять на мероприятия по обслуживанию и ремонту гидротехнического сооружения финансовые средства, поскольку гидротехническое сооружение не находится в муниципальной собственности.

Гидротехническое сооружение отвечает установленным ст.225 ГК РФ признакам бесхозяйного недвижимого имущества.

Указанные нарушения стали возможными ввиду ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей должностными лицами администрации, а также ввиду отсутствия надлежащего контроля со стороны главы Кленовского сельского поселения.

Такое положение дел может послужить причиной приведения ГТС в аварийное состояние, создать на территории сельского поселения чрезвычайную ситуацию техногенного характера.

Просит обязать администрацию Кленовского сельского поселения Жирновскогс муниципального района Волгоградской области в 3-месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке гидротехнического сооружения «Цупро», на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

Помощник прокурора Прокофьева Ю.Ю. в судебном заседании изменила исковые требования, просит суд обязать администрацию Кленовского сельского поселения Жирновского муниципального района в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу подать заявление в орган осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о признании права собственности Кленовского сельского поселения на гидротехническое сооружение пруда «Цупро», с кадастровым номером 34:07:080002:19367, расположенного в границах данного сельского поселения.

Представитель ответчика – администрации Кленовского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области Мокроусова О.В. измененные исковые требования прокурора признала полностью, о чем представила соответствующее заявление.

Суд, выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает исковое заявление прокурора Жирновского района Волгоградской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Закон N 117-ФЗ) под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

В данном случае установленные статьей 9 Закона N117-ФЗ меры обеспечения безопасности гидротехнического сооружения не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.

В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Судом установлено, что прокуратурой Жирновского района проведена проверка исполнения администрацией Кленовского сельского поселения требований законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений, которой установлено, что на территории Кленовского сельского поселения расположено гидротехническое сооружение пруда «Цупро», однако документы, устанавливающие право собственности на указанный объект отсутствуют.

По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области, гидротехническое сооружение пруда «Цупро» площадью 460 кв.м., с кадастровым номером с 25.09.2012 года состоит на учете в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество в качестве бесхозяйного.

Однако, право собственности на указанное выше ГТС ответчиком в течение года с момента постановки на учет в качестве бесхозяйного не зарегистрировано, эксплуатирующей организации не имеется, что не позволяет обеспечить соблюдение требований Закона N 117-ФЗ по поддержанию его надлежащего технического состояния, обеспечивающего безопасность эксплуатации, поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с серьезными последствиями, особенно в период паводка, затопление прилегающих территорий, причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей природной среде.

Данные обстоятельства подтверждаются сообщением администрации Кленовского сельского поселения Жирновского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН, выданной ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, проверкой выявлены нарушения ст. ст. 8, 9, 15 Федерального закона от 21.07.1997 N117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".

В соответствии с положениями ст. ст. 3 и 9 Закона N 117-ФЗ, гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращении негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". Под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.

Из системного анализа положений Закона N117-ФЗ следует, что гидротехнические сооружения направлены на обеспечение защиты жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов при условии соблюдения безопасности такого гидротехнического сооружения. Под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения в соответствии со ст. ст. 3 и 9 Закона N 117.

Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации вышеуказанного объекта не позволяет обеспечивать соблюдение требований Закона N 117-ФЗ по поддержанию его надлежащего технического состояния, обеспечивающего безопасность эксплуатации, поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с серьезными последствиями, особенно в период паводка, затопление прилегающих территорий, причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей природной среде.

Несмотря на существующую угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, ввиду отсутствия собственника гидротехнического сооружения, вопреки требованиям пп. 7.1, 8 ч. 1 ст. 14 Закона N 131-ФЗ, устанавливающих обязанность органов местного самоуправления участвовать в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в минимизации проявлений терроризма, администрацией Кленовского сельского поселения Жирновского муниципального района не принимаются меры по признанию права собственности на недвижимое имущество и дальнейшей постановке на баланс муниципального образования.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора являются законными обоснованными.

Суд также принимает во внимании, что ответчик исковые требования прокурора Жирновского района признал в полном объеме.

Согласно ч.1 ст.39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск.

В соответствии с ч.2 ст. 68 ГПК РФ, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

По нормам ч.3 ст.173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

На основании ч. 4 ст.198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

С учетом изложенного, принимая во внимание законность и обоснованность требований прокурора, учитывая признание иска ответчиком и принятие его судом, суд полагает необходимым удовлетворить требования прокурора в полном объеме.

При этом суд считает необходимым установить ответчику срок для устранения нарушений действующего законодательства - в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Данный срок суд находит разумным и достаточным для выполнения требований прокурора.

Руководствуясь ст.ст. 39, 68, 173, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Жирновского района Волгоградской области удовлетворить.

Обязать администрацию Кленовского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по оформлению в муниципальную собственность Кленовского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области гидротехнического сооружения пруда «Цупро», с кадастровым номером , расположенного в границах данного сельского поселения.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме через Жирновский районный суд.

Судья : подпись Л.П.Кучерова

Копия верна: судья Л.П.Кучерова