ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-593/2013 от 05.02.2014 Петровского городского суда (Саратовская область)

 Дело № 2-6, 7/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 05 февраля 2014 года                             город Петровск

 Петровский городской суд Саратовской области в составе: председательствующего - судьи Романовой Е.В.,

 при секретаре судебного заседания - Смирновой Е.В.,

 с участием:

 представителя истца – Петровского межрайонного прокурора – старшего помощника Петровского межрайонного прокурора Лаушкина С.А., действующего на основании доверенности от 01.04.2013 года,

 представителя ответчика – Администрации Петровского муниципального района Саратовской области – ФИО1, действующего на основании доверенности от 02.04.2013 года,

 представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Управления образования администрации Петровского муниципального района Саратовской области – ФИО2, действующей на основании доверенности от 09 января 2014 года,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заялениям Петровского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петровского муниципального района Саратовской области о признании незаконными ликвидации филиалов образовательных учреждений, признании недействительными постановлений Администрации Петровского муниципального района Саратовской области о ликвидации филиалов образовательных учреждений, признании незаконными изъятия зданий образовательных учреждений, об обязании организации дошкольного образования,

 установил:

 Петровский межрайонный прокурор Саратовской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петровского муниципального района Саратовской области о признании незаконными ликвидации филиалов образовательных учреждений, признании недействительными постановлений администрации Петровского муниципального района Саратовской области о ликвидации филиалов образовательных учреждений, признании незаконными изъятия зданий образовательных учреждений, об обязании организации дошкольного образования.

 В обоснование требований указал, что Петровской межрайонной прокуратурой Саратовской области была проведена проверка законности ликвидации филиала Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа <данные изъяты>» - «<данные изъяты>» и изъятии недвижимого имущества – здания образовательного учреждения в казну Петровского муниципального района.

 В результате проверки было установлено, что главой администрации Петровского муниципального района Саратовской области ДД.ММ.ГГГГ было издано постановление № «О реорганизации муниципальных образовательных учреждений Петровского муниципального района Саратовской области в форме присоединения», в результате чего Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад <данные изъяты> был реорганизован путем присоединения к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа поселка <данные изъяты>».

 Постановлением главы администрации Петровского муниципального района Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ года был создан филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа поселка <данные изъяты>» - «Детский сад <данные изъяты>.

 Постановлением главы администрации Петровского муниципального района Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ года филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа поселка <данные изъяты>» - «Детский сад с<данные изъяты> был ликвидирован, недвижимое имущество - здание детского сада с земельным участком было передано в казну Петровского муниципального района Саратовской области.

 Прокурор, полагая, что ликвидация филиала образовательного учреждения, изменение служебного назначения объектов недвижимости, находившихся в ведении филиала осуществлялось с нарушением требований действующего законодательства, просил суд признать незаконными ликвидацию филиала муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа поселка <данные изъяты>» - «Детский сад с<данные изъяты>, признать постановление администрации Петровского муниципального района Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ года «О ликвидации филиала муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа поселка <данные изъяты>» - «Детский сад <данные изъяты> недействительным с момента его вынесения, признать незаконным изъятие недвижимого имущества – здания детского сада с земельным участком по адресу: <адрес> возвратить данное имущество во владение образовательного учреждения.

 В последствии, в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), истец дополнил исковые требования - просил обязать Fдминистрацию Петровского муниципального района Саратовской организовать дошкольное образование на территории <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.

 Кроме того, Петровский межрайонный прокурор Саратовской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петровского муниципального района Саратовской области о признании ликвидации филиала образовательного учреждения, изъятии недвижимого имущества образовательного учреждения незаконными, признании недействительным постановления администрации Петровского муниципального района Саратовской области.

 В обоснование требований указал, что Петровской межрайонной прокуратурой Саратовской области была проведена проверка законности ликвидации филиала Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа <данные изъяты> - «Начальная школа <данные изъяты>» и изъятии недвижимого имущества – здания образовательного учреждения в казну Петровского муниципального района.

 В результате проверки было установлено, что главой администрации Петровского муниципального района Саратовской области 29 ДД.ММ.ГГГГ было издано постановление № «О реорганизации муниципальных образовательных учреждений Петровского муниципального района Саратовской области в форме присоединения», в результате чего Муниципальное общеобразовательное учреждение – начальная образовательная школа <данные изъяты> была реорганизован путем присоединения к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа поселка <данные изъяты> на его основе образован филиал муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа поселка <данные изъяты>» - «Начальная школа <данные изъяты>».

 Постановлением главы администрации Петровского муниципального района Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ года филиал муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа поселка <данные изъяты>» - «Начальная школа <данные изъяты>» был ликвидирован, недвижимое имущество - здание школы с земельным участком было передано в казну Петровского муниципального района Саратовской области.

 Прокурор, полагая, что ликвидация филиала образовательного учреждения, изменение служебного назначения объектов недвижимости, находившихся в ведении филиала осуществлялось с нарушением требований действующего законодательства, просил суд признать незаконными ликвидацию филиала муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа поселка <данные изъяты>» - «Начальная школа <данные изъяты>», признать абзац 2 пункта 1 постановления Администрации Петровского муниципального района Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ года «О ликвидации филиалов муниципальных общеобразовательных учреждений Петровского муниципального района Саратовской области» недействительным с момента его вынесения, признать незаконным изъятие недвижимого имущества – здания школы с земельным участком по адресу: <адрес> возвратить данное имущество во владение образовательного учреждения.

 Определением Петровского городского суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ года указанные выше гражданские дела объединены в одно производство (том 1 л.д.112).

 В ходе судебного разбирательства представитель истца – старший помощник Петровского межрайонного прокурора Лаушкин С.А. поддержал исковые требования с учетом дополнений, просил их удовлетворить.

 Представитель ответчика – Администрации Петровского муниципального района Саратовской области - ФИО1 в судебном заседании не признал исковые требования, просил суд отказать в их удовлетворении, поскольку считает, что ликвидация филиалов образовательных учреждений в с<данные изъяты> была произведена в соответствии с действующим на момент ликвидации законодательством, в котором не был закреплен порядок ликвидации филиалов образовательных учреждений, при их ликвидации не требовалось проводить сход граждан. Кроме того, ликвидация филиалов образовательных учреждений была произведена после предварительной экспертной оценки последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. Здания образовательных учреждений, расположенные в <данные изъяты>, на момент принятия решения об их изъятии в казну Петровского муниципального района для образовательной деятельности долгое время не использовались, в связи с чем их изъятие в казну района с Министерством образования и науки Российской Федерации (далее – Минобрнауки России) не согласовывалось. Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время в <данные изъяты> Саратовской области открыт консультативный пункт для родителей детей, не посещающих дошкольное родителей и детей, не посещающих дошкольное учреждение, находящихся на отдаленном расстоянии от детского сада (жители близлежащих сел, в том числе с<данные изъяты>).

 Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Минобрнауки России, - ФИО3, действующий на основании доверенности № ДЛ-5/17 от 09.01.2013 года, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Минобрнауки России, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в отзывах на исковые заявления (том 1 л.д. 122-124, 125-127).

 Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Управления образования администрации Петровского муниципального района - ФИО2 в судебном заседании возражала против исковых требований, дав пояснения, аналогичные изложенным в представленных возражениях (том 1 л.д. 196-198).

 Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерства образования Саратовской области – ФИО4, действующий на основании доверенности от 18.09.2013 года, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства образования, представив отзыв на исковое заявление.

 Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего дела, приходит к следующему.    

 В соответствии со ст. 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребенка.

 В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

 Согласно п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам,

 В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

 Согласно ст. 57, 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) реорганизация и ликвидация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

 Согласно п. 1, 4 ст. 34 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» порядок реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных учреждений устанавливается местной администрацией муниципального образования.

 В силу ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка» принятие органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения.

     В судебном заседании установлено, что постановлением администрации Петровского муниципального района Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ года утверждено Положение о порядке создания, регламентации и осуществления деятельности, финансирования, реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных учреждений, в соответствии с которым муниципальное образовательное учреждение может быть ликвидировано, в том числе, на основании постановления главы администрации Петровского муниципального района Саратовской области. Порядок ликвидации определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     На основании постановления администрации Петровского муниципального района Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ года «О реорганизации муниципальных образовательных учреждений Петровского муниципального района Саратовской области в форме присоединения» проведена реорганизация Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад <данные изъяты> в форме присоединения к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа поселка <данные изъяты> (том 1 л.д. 16-17).

 Постановлением Администрации Петровского муниципального района Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ года был создан филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа поселка Пригородный <данные изъяты>» - «Детский сад <данные изъяты> (том 1 л.д. 18).

 На основании постановления главы администрации Петровского муниципального района Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа поселка <данные изъяты>» - «Детский сад <данные изъяты> был ликвидирован (том 1 л.д. 25).

 В судебном заседании установлено, что как решение о реорганизации Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад <данные изъяты>, так и решение о ликвидации филиала муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа поселка <данные изъяты>» - «Детский сад <данные изъяты> основано на экспертной оценке, проведенной уполномоченным органом местного самоуправления – Экспертной комиссией по реализации гарантий соблюдения прав ребенка, действующей на основании Положения, утвержденного постановлением администрации Петровского муниципального района Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ года.

 Так, из акта предварительной экспертной оценки последствий принятия решения о реорганизации или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющейся муниципальной собственностью Петровского муниципального района, для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания от ДД.ММ.ГГГГ года и протокола № заседания комиссии следует, что на протяжении 4 лет деятельность детского сада приостановлена в связи с отсутствием контингента дошкольного возраста, дети в возрасте от 0 до 7 лет отсутствуют. Экспертная комиссия решила, что в результате реорганизации в форме присоединения Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад <данные изъяты> к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа поселка <данные изъяты>» с образованием на его основе обособленного структурного подразделения - филиала муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа поселка <данные изъяты>» - «Детский сад с<данные изъяты>, а также в результате ликвидации структурного подразделения - филиала муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа поселка <данные изъяты>» - «Детский сад <данные изъяты> обеспечение жизнедеятельности, образовании, воспитание, развитие, отдых и оздоровление детей, социальное обслуживание - возможно (том 1 л.д. 19-21, 22-24).

 Таким образом, суд приходит к выводу, что решение вопроса о ликвидации филиала муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа поселка <данные изъяты>» - «Детский сад <данные изъяты>, входит в полномочия администрации Петровского муниципального района и ликвидация указанного филиала образовательного учреждения была проведена с соблюдением требований ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка».

     Кроме того, на основании постановления Администрации Петровского муниципального района Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации муниципальных образовательных учреждений Петровского муниципального района Саратовской области в форме присоединения» проведена реорганизация Муниципальное общеобразовательное учреждение – начальная образовательная школа <данные изъяты> в форме присоединения к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа поселка <данные изъяты>», на его основе образован филиал муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа поселка <данные изъяты>» - «Начальная школа <данные изъяты>» (том 1 л.д. 66-67).

 На основании постановления главы администрации Петровского муниципального района Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ года филиал муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа поселка <данные изъяты> - «Начальная школа <данные изъяты>» был ликвидирован (том 1 л.д. 75).

 В судебном заседании установлено, что как решение о реорганизации Муниципального общеобразовательного учреждения – начальная образовательная школа <данные изъяты> так и решение о ликвидации филиала муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа поселка <данные изъяты>» - «Начальная школа <данные изъяты>» основано на экспертной оценке, проведенной уполномоченным органом местного самоуправления – Экспертной комиссией по реализации гарантий соблюдения прав ребенка, действующей на основании Положения, утвержденного постановлением администрации Петровского муниципального района Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ года.

 Так, из акта предварительной экспертной оценки последствий принятия решения о реорганизации или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющейся муниципальной собственностью Петровского муниципального района, для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания от ДД.ММ.ГГГГ года и протокола № экспертной комиссии следует, что в муниципальном общеобразовательном учреждении – начальная образовательная школа <данные изъяты> обучается один учащийся. Средняя наполняемость – 1 человек (при нормативе 14 человек). Среднее число учеников, фактически приходящихся на 1 учителя в 2009 году – 1 человек (норматив – 15 человек). Экспертная комиссия решила, что в результате реорганизации и ликвидации структурного подразделения - филиала муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа поселка <данные изъяты>» - «Начальная школа <данные изъяты>», обеспечение жизнедеятельности, образовании, воспитание, развитие, отдых и оздоровление детей, социальное обслуживание - возможно (том 1 л.д. 67-70, 71-74).

 Кроме того, из акта предварительной экспертной оценки последствий принятия решения о реорганизации или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющейся муниципальной собственностью Петровского муниципального района, для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания от ДД.ММ.ГГГГ года и протокола № экспертной комиссии следует, что в настоящее время контингент детей, нуждающихся в обучении в филиале муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа <данные изъяты>» - «Начальная школа <данные изъяты>», отсутствует. Экспертная комиссия решила, что в результате ликвидации структурного подразделения - филиала муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа поселка <данные изъяты>» - «Начальная школа <данные изъяты>», обеспечение жизнедеятельности, образовании, воспитание, развитие, отдых и оздоровление детей, социальное обслуживание - возможно (том 1 л.д. 76-80, 81-84).

 Таким образом, суд приходит к выводу, что решение вопроса о ликвидации филиала муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа поселка <данные изъяты>» - «Начальная школа <данные изъяты>», входит в полномочия администрации Петровского муниципального района и ликвидация указанного филиала образовательного учреждения была проведена с соблюдением требований ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка».

 При таких обстоятельствах суд отказывает истцу в удовлетворении требований о признании незаконными ликвидаций филиалов образовательных учреждений и признании недействительными постановлений администрации Петровского муниципального района, на основании которых филиалы образовательных учреждений были ликвидированы, поскольку судом установлено, что ликвидация филиалов была произведена уполномоченным на то органом, с соблюдением порядка ликвидации.

 Доводы истца о том, что решение о ликвидации филиалов муниципальных образовательных учреждений, в нарушение ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка», было принято без проведения экспертной оценки уполномоченным органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания, являются несостоятельными, поскольку в судебном заседании установлено, что решения о ликвидации филиалов образовательных учреждений принимались после проведения экспертной оценки, акты предварительной экспертной оценки последствий принятия решения о реорганизации и о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющейся муниципальной собственностью Петровского муниципального района, для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания и протоколы заседаний комиссий были представлены непосредственно истцом при подачи искового заявления.

 Доводы истца о том, что в нарушение ч.5 ст. 34 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (действующего на момент принятия решения о ликвидации), ответчик проигнорировал требования законодательства о необходимости согласия схода граждан населенного пункта, обслуживаемого образовательным учреждением, на его ликвидацию, являются несостоятельными, поскольку указанной нормой регулировался только порядок ликвидации сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения, порядок же ликвидации филиалов сельских дошкольных образовательных или общеобразовательных учреждений, урегулирован не был. Порядок ликвидации филиалов сельских образовательных и общеобразовательных учреждений был установлен лишь Законом РФ от 29.12.2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившим в действие с 01 сентября 2013 года (п.4 ст. 27, п.12 ст. 22).

 Доводы истца о том, что в результате проведенной ликвидации дошкольного образовательного и начального общеобразовательного учреждения дети <данные изъяты> лишились как дошкольного, так и начального образования, гарантированного государством, суд считает необоснованными, поскольку в соответствии с постановлением Администрации Петровского муниципального района Саратовской области № № от ДД.ММ.ГГГГ года, в целях осуществления подвоза обучающихся в муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа поселка <данные изъяты>» открыт школьный маршрут «<данные изъяты> – с<данные изъяты>», однако, как установлено в судебном заседании, с ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с отсутствием контингента обучающихся в <данные изъяты>, указанный школьный маршрут не функционирует. Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ года на базе МДОУ детский сад <данные изъяты> открыт консультативный пункт для родителей и детей, не посещающих дошкольное учреждение, находящихся на отдаленном расстоянии от детского сада (жители близлежащих сел, в том числе с<данные изъяты>).

 Кроме того, Петровский межрайонный прокурор Саратовской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, просит признать изъятие недвижимого имущества дошкольного образовательного учреждения и начального общеобразовательного учреждения в казну Петровского муниципального района незаконными и просит вернуть имущество во владение образовательных учреждений.

 В судебном заседании установлено, что заявлением в адрес Администрации Петровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ года начальник управления образования администрации Петровского муниципального района просит провести организационные мероприятия по передаче здания, в котором расположен детский сад <данные изъяты>, поскольку деятельность муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад <данные изъяты> приостановлена на основании приказа управления образования № от ДД.ММ.ГГГГ года (том 1 л.д. 6).

 Распоряжением Администрации Петровского муниципального района Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ года «О передаче объекта муниципальной собственности Петровского муниципального района Саратовской области», муниципальное имущество - здание, расположенное по адресу: <адрес> передано в казну Петровского муниципального района (том 1 л.д. 7).

 Согласно сведений Администрации Петровского муниципального района, здание, в котором ранее располагался детский сад в <данные изъяты>, значилось по адресу: <адрес> затем зданию был присвоен адрес: <адрес> Деятельность муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад <данные изъяты> не осуществлялась с ДД.ММ.ГГГГ года (том 1 л.д. 5).

 Кроме того, распоряжением Администрации Петровского муниципального района Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ года «О прекращении права оперативного управления», муниципальное имущество – здание школы, расположенное по адресу: <адрес> и нежилое здание – котельная, расположенная по адресу: <адрес> изъято в казну Петровского муниципального района (том 1 л.д. 59).

 Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля директор муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа поселка <данные изъяты> ФИО10 пояснил, что из-за отсутствия контингента дошкольного возраста, детский сад в <данные изъяты> фактически прекратил свою деятельность в ДД.ММ.ГГГГ году. ДД.ММ.ГГГГ года из начальной школы <данные изъяты> выпустились последние ученики, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года в начальной школе с<данные изъяты> отсутствовал контингент младшего школьного возраста, поэтому фактически начальная школа <данные изъяты> прекратила свою деятельность в мае ДД.ММ.ГГГГ года. С фактическим прекращением деятельности образовательных учреждений здания, где они располагались, не использовались. Полагает, что как с момента фактического прекращения деятельности филиалов образовательных учреждений, так и в настоящее время, муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа поселка <данные изъяты> Саратовской области» не нуждается в зданиях, которые занимали филиалы, поскольку необходимость в их использовании отсутствует.

 Таким образом, в судебном заседании установлено, что здание детского сада в <данные изъяты>, переданное в казну Петровского муниципального района, не использовалось в образовательных целях с ДД.ММ.ГГГГ, здание школы с котельной в <данные изъяты>, изъятые в казну Петровского муниципального района, не использовались в образовательных целях с ДД.ММ.ГГГГ года.

 В соответствии с п.8 постановления Правительства РФ от 13 мая 1992 года № 312 «О неотложных мерах по экономической и социальной защите системы образования» не допускается изъятие или изменение служебного назначения зданий, сооружений, используемых учреждениями, предприятиями и организациями системы образования, предоставленных им земельных участков, без согласования с Министерством образования Российской Федерации и Министерством науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации.

 Однако, положения пункта 8 указанного постановления не содержат требований о согласовании с Министерством образования Российской Федерации и Министерством науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации изъятия зданий, которые на момент изъятия не использовались организациями системы образования.

 Как установлено в судебном заседании, на момент принятия Администрацией Петровского муниципального района распоряжений об изъятии зданий, в которых ранее располагались образовательные учреждения, здания в образовательных целях не использовались. Кроме того, распоряжения об изъятии указанных зданий были изданы после принятия постановлений о ликвидации филиалов образовательных учреждений.

 При таких обстоятельствах суд, не установив нарушений при изъятии ответчиком в казну района зданий, не используемых образовательными учреждениями, отказывает истцу в удовлетворении требований о признании незаконными изъятия недвижимого имущества образовательных учреждений в казну Петровского муниципального района и возвращении имущества во владение образовательного учреждения.

 Кроме того, Петровский межрайонный прокурор Саратовской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, просит обязать Администрацию Петровского муниципального района Саратовской области организовать дошкольное образование на территории <данные изъяты> Петровского района Саратовской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.

 Согласно ч. 3, п.3 ч.5 ст. 5 Закона РФ от 29.12.2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.

 Статьей 8 п.3 указанного Закона предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся: обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

 В соответствии со ст. 26.3 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено решение вопросов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации их полномочий.

 Таким образом, обязанность по обеспечению прав граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование возложена как на органы местного самоуправления, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

 Расходы на обеспечение прав граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование, должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования - за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке компенсации дополнительных расходов.

 Согласно ст. 28, 31 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации основана на определенных принципах, в том числе, самостоятельности бюджетов. Принцип самостоятельности бюджетов означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ).

 В судебном заседании установлено, что Администрацией Петровского муниципального района Саратовской области принимаются меры по исполнению обязанности предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

 Так, с ДД.ММ.ГГГГ года на базе МДОУ детский сад «<данные изъяты> открыт консультативный пункт для родителей и детей, не посещающих дошкольное учреждение, находящихся на отдаленном расстоянии от детского сада (жители близлежащих сел, в том числе с<данные изъяты>).

 Кроме того, в судебном заседании установлено, что в настоящее время в <данные изъяты> проживает один ребенок, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родители которого отказались от получения ребенком дошкольного образования (том 1 л.д. 172).

 Из сведений Управления образования администрации Петровского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что за период с ДД.ММ.ГГГГ год родители детей дошкольного возраста, проживающих в селе <данные изъяты>, заявления в Управление образования Петровского района на постановку на очередь в детский сад, не подавали (том л.д.174).

 Таким образом, в судебном заседании установлено, что в настоящее время в с<данные изъяты> Саратовской области отсутствуют дети в возрасте до 7 лет, нуждающиеся в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, доказательств обратному, истцом суду не представлено.

 Согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации, государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

 Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

 Согласно ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

 Заявляя требования об обязании ответчика организовать дошкольное образование на территории с<данные изъяты> Саратовской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ года, истец фактически просит суд вмешаться в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, что, исходя из принципа разделения властей, является недопустимым.

 Суд не вправе вмешиваться в хозяйственную, экономическую, финансовую деятельность органов местного самоуправления по организации дошкольных образовательных учреждений в <данные изъяты>.

 При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования истца об обязании ответчика организовать дошкольное образование на территории <данные изъяты> Саратовской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ года, удовлетворению не подлежат.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

 решил:

 В удовлетворении исковых требований Петровского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петровского муниципального района Саратовской области о признании незаконными ликвидации филиалов образовательных учреждений, признании недействительными постановлений администрации Петровского муниципального района Саратовской области о ликвидации филиалов образовательных учреждений, признании незаконными изъятия зданий образовательных учреждений, об обязании организации дошкольного образования, отказать.

 Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления полного текста решения в Саратовский областной суд путем обращения с апелляционной жалобой в Петровский городской суд.

 Полный текст решения изготовлен 10 февраля 2014 года.

 Председательствующий             подпись      Е.В. Романова

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>