ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-593/2014 от 16.01.2014 Кировского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Решение

Именем Российской Федерации

16.01.2014 г.                                            г. Саратов

Кировский районный суд г. Саратова в составе

председательствующего судьи Череваткиной Е.Н.,

при секретаре Ионкиной В.В.,

с участием представителя заявителя ФИО1,

представителя ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным решения ИФНС России по <адрес>,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с указанным заявлением, обосновывая требования тем, что ее семья имеет статус «многодетной». ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ИФНС России по <адрес> с заявлением о предоставлении льготы по налогу на имущество физических лиц. ИФНС России по <адрес> отказало ФИО1 в предоставлении льготы, поскольку льгота предоставляется не многодетным семьям, а всем лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей без учета факта родительских прав. Просит суд признать незаконным отказ ИФНС России по <адрес> в предоставлении льготы по налогу на имущество физических лиц многодетной семьи.

Заявитель ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица ИФНС России по <адрес> ФИО3 в судебном заседании требования заявителя не признала, просила их оставить без удовлетворения. При этом пояснила, что порядок предоставления льготы по налогу на имущество урегулирован Решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении ставок налогов на имущество физических лиц». В соответствии с предоставленными ФИО1 документами (свидетельствами о рождении троих детей), с учетом того, что третий ребенок ФИО4 рожден ДД.ММ.ГГГГ, а первый ребенок ФИО5 23.0.02.2012 года достигла возраста совершеннолетия, лицом, имеющим троих несовершеннолетних детей, ФИО1 являлась в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Периодом действия льготы по налогу на имущество физических лиц ФИО1 является с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, инспекцией произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2012 год по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 3622 рубля 14 копеек. При этом, полагала что настоящее заявление подлежит оставлению без рассмотрения, поскольку заявителем в нарушение действующего законодательства не соблюден досудебный порядок урегулирования спора.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (ч. 1). Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч. 4).

Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Анализ приведенных правовых норм показывает, что жалоба на действия (бездействие) должностного лица подлежит удовлетворению при условии наличия двух установленных обстоятельств: нарушения прав и свобод заявителя, а также несоответствие обжалуемых действий (бездействия) требованиям закона.

В силу части 3 статьи 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Согласно статье 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора установлены статьей 44 НК РФ, пункт 1 которой закрепляет, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным законодательным актом о налогах и сборах.

Согласно п. 4 ст. 12 НК РФ земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов.

Согласно ст.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О налогах на имущество физических лиц» плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Согласно п. 4 ст. 4 указанного Закона, органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогам, установленным настоящим Законом, и основания для их использования налогоплательщиками.

Согласно п. 2 Решения Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении ставок налогов на имущество физических лиц» освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, а также сами несовершеннолетние дети в соответствующих семьях, в отношении имущества, используемого в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗСО «О мерах социальной поддержки многодетных семей в <адрес>» меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, предоставляются семьям, проживающим на территории <адрес>, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных (удочеренных), а также совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения

Как разъяснил Конституционный Суд РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, категории налогоплательщиков и плательщиков сборов, которым предоставляются льготы, определяются актами законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 17, пункты 1 и 3 статьи 56 НК РФ); льготы всегда носят адресный характер и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя; именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 имеет трех детей: ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 12-14).

    ФИО4 является студенткой третьего курса очной формы обучения ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени ФИО7» (л.д. 54).

Также в судебном заседании установлено, что семья ФИО1 имеет статус «многодетной» (л.д. 11).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ИФНС России по <адрес> с заявлением о предоставлении льготы по налогу на имущество физических лиц, поскольку имеется трое детей (л.д. 10).

    На указанное выше обращение налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ отказано по причине того, что ФИО1 предоставлена льгота по налогу на имущество физических лиц как лицу, имеющему троих несовершеннолетних детей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку третий ребенок ФИО4 рожден ДД.ММ.ГГГГ, а ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ достигла возраст совершеннолетия. Произведено переначисление налога на имущество физических лиц за 2012 год по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 3622 рубля 14 копеек (л.д. 8-9).

Данные обстоятельства также подтверждаются налоговым уведомлением № (л.д. 32), извещением (л.д. 33), требованием прокурора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34), сообщением ИФНС России по <адрес> (л.д. 35-36), сообщением прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.51-53).

В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органом местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъясняется, что исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Сопоставив даты обращения заявителя в налоговый орган за предоставлением льготы по налогу на имущество физических лиц как лицу, имеющему троих несовершеннолетних детей, с датами рождения детей ФИО1, суд находит решение ИФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным, принятым с учетом требований действующего налогового законодательства.

Учитывая принятие оспариваемого решения налоговым органом в пределах компетенции и в соответствии с требованиями действующего налогового законодательства, суд находит необходимым в удовлетворении заявления ФИО1 отказать.

Кроме того, судом не установлено достаточно доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым решением.

При этом, доводы заинтересованного лица о несоблюдении ФИО1 досудебного порядка урегулирования спора не влияют на выводы суда. В ходе судебного разбирательства представитель заинтересованного лица возражал против заявленных требований, полагая их необоснованными, поэтому отсутствие предварительной претензии в адрес налогового органа со стороны заявителя не препятствует суду разрешить спор по существу.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

    в удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконным решения ИФНС России по <адрес> – отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца через Кировский районный суд <адрес>.

    Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                     Е.Н. Череваткина