ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-593/2016 от 05.12.2016 Ногликского районного суда (Сахалинская область)

Дело №2-593/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 декабря 2016 года пгт.Ноглики Сахалинской области

Ногликский районный суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Антиповой З.А.

с секретарем Луковниковой А.Н.,

с участием представителя Сахалинского транспортного прокурора - помощника прокурора Ногликского района Переверзевой Е.С.; представителя акционерного общества «Аэропорт Ноглики» - Лапека Л.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сахалинского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Аэропорт Ноглики» о признании незаконным бездействия в части непринятия мер к обеспечению службы авиационной безопасности служебным оружием, возложении обязанности обеспечить службу авиационной безопасности оружием и патронами к нему,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ Сахалинский транспортный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к акционерному обществу «Аэропорт Ноглики» (далее по тексту – АО «Аэропорт Ноглики»), ссылаясь на то, что в нарушение пункта 5 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 ноября 2005 года №142, сотрудники службы авиационной безопасности АО «Аэропорт Ноглики» не оснащены служебным оружием и патронами к нему. Между тем, АО «Аэропорт Ноглики» осуществляет деятельность по обеспечению авиационной безопасности через структурное подразделение - службу авиационной безопасности, является юридическим лицом с особыми уставными задачами, то есть субъектом, имеющим право на приобретение оружия в соответствии со статьей 10 Федерального закона «Об оружии». Нарушения требований авиационной безопасности, допущенные АО «Аэропорт Ноглики», создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью пассажиров, пользующихся услугами аэропорта, а также членов экипажей воздушных судов.

В связи с вышеизложенным, прокурор просил признать незаконным бездействие АО «Аэропорт Ноглики» в части непринятия мер по обеспечению службы авиационной безопасности служебным оружием, а также обязать АО «Аэропорт Ноглики» в течение десяти месяцев после вступления судебного решения в законную силу обеспечить службу авиационной безопасности служебным оружием и патронами к нему.

В судебное заседание не явились представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Сахалинского линейного отделения Министерства внутренних дел России на транспорте и отдела Росгвардии по Сахалинской области Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, о месте и времени рассмотрения дела указанные лица извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц в порядке частей 3 и 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В письменных возражениях на иск прокурора генеральный директор АО «Аэропорт Ноглики» ФИО4 указал, что императивной нормы закона, обязывающей оснащать оружием службу авиационной безопасности, осуществляющую только лишь функцию досмотра, не имеется. Охранные функции периметра аэропорта, охранные функции имущества, воздушных судов, функции, связанные с охраной жизни и здоровья, переданы Минтрансу и вневедомственной охране полиции. Служба авиационной безопасности охраной не занимается, но имеет право задерживать правонарушителей, а также осуществлять досмотр пассажиров вместе с сотрудниками полиции. В этой связи, несмотря на то, что сотрудники службы авиационной безопасности АО «Аэропорт Ноглики» служебным оружием не обеспечены, авиационная безопасность на объектах аэропорта обеспечивается сотрудниками службы авиационной безопасности при взаимодействии с ФГУП «УВО Минтранса России» и Ногликским отделом вневедомственной охраны – филиалом ФГКУ «Отдел вневедомственной охраны Управления внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области». Заключение АО «Аэропорт Ноглики» с ФГУП «УВО Минтранса России» и Ногликским отделом вневедомственной охраны договоров на оказание охранных услуг свидетельствует об обеспечении должной безопасности аэропорта, поскольку охрана периметра аэропорта и охрана объектов аэропорта, предназначенных для обслуживания воздушных судов и (или) пассажиров, осуществления операций с грузами, а также иных предназначенных для оказания услуг объектов, расположенных на территории, ограниченной периметром аэропорта, осуществляется посредством заключения договоров с указанными организациями. Также указал, что в настоящее время действующим законодательством Российской Федерации не определены виды, типы, модели и количество служебного оружия служб авиационной безопасности, не определены нормы его выдачи таким службам, не определен порядок его применения при исполнении сотрудниками службы авиационной безопасности возложенных на них обязанностей. Кроме этого указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в аэропорту пгт.Ноглики Сахалинской области в рамках проекта «Сахалин-1» была проведена реконструкция. Все вновь построенные и реконструированные здания и сооружения аэропорта пгт.Ноглики Сахалинской области до настоящего времени инвесторами в собственность Российской Федерации либо в собственность субъекта Российской Федерации, несмотря на поручение Президента Российской Федерации, не переданы. Отсутствие в АО «Аэропорт Ноглики» принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании зданий, сооружений, помещений и иных объектов, необходимых для осуществления заявленных на получение лицензии работ (услуг) в соответствии с установленными требованиями, является основанием для отказа в выдаче лицензии. В связи с вышеизложенным полагает, что необеспечение службы авиационной безопасности служебным оружием не является незаконным бездействием со стороны руководства АО «Аэропорт Ноглики» (л.д. <данные изъяты>).

В письменном отзыве на иск Сахалинского транспортного прокурора представитель отдела Росгвардии по Сахалинской области Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации указал, что, право на приобретение оружия и временное пользование оружием юридическими лицами с особыми уставными задачами, каковым является и АО «Аэропорт Ноглики», закреплено в статье 12 Федерального закона Российской Федерации от 13 декабря 1996 года №150-ФЗ «Об оружии». В целях предоставления государственной услуги по выдаче юридическому лицу лицензии на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов к нему, приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации №501 от 11 мая 2012 года утвержден Административный регламент, в пункте 9 которого указано, что для получения лицензии заявитель предоставляет в УЛРР МВД России или подразделение лицензионно-разрешительной работы документы, подтверждающие его полномочия, заявление, а также документы, подтверждающие получение согласия лиц, не являющихся заявителем, на обработку персональных данных (при наличии). В заявлении указываются: сведения о количестве и видах планируемого к приобретению оружия, его основных частях, патронах (порохах); мерах, принятых для обеспечения учета и сохранности оружия и патронов к нему; сери, номере, дате выдачи свидетельства о государственной регистрации юридического лица, выдавшем его органе (регистрационные документы юридического лица); лицензии на осуществление деятельности, дающей право приобретать оружие и патроны (если обязанность получения лицензии установлена законодательством Российской Федерации). Для получения лицензии на приобретение оружия и патронов юридические лица, не относящиеся к числу указанных в подпунктах 9.1.1-9.1.5 Административного регламента, при первичном обращении к заявлению, представляемому в подразделение лицензионно-разрешительной работы территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном или региональном уровне (по месте регистрации юридического лица) прилагают документы, предусмотренные подпунктом 9.1.1 Административного регламента: копию учредительных документов юридического лица; копию документов, подтверждающих наличие у юридического лица на праве собственности или на ином законном основании помещений, предназначенных для хранения оружия и (или) патронов, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (представляется заявителем, занимающимся производством гражданского или служебного оружия); копию приказа руководителя юридического лица о назначении лица, ответственного за сохранность оружия и патронов; список работников юридического лица, допущенных к работе с оружием (приложение №3 к Административному регламенту). Копии документов представляются вместе с подлинниками и заверяются подписью сотрудника. Подытоживая, указывает, что решение вопроса, касающегося получения АО «Аэропорт Ноглики» лицензии на приобретение служебного оружия и патронов к нему возможно при получении ответчиком соответствующей аккредитации и выполнении перечисленных выше требований и условий (л.д. <данные изъяты>).

В судебном заседании представитель Сахалинского транспортного прокурора – помощник прокурора Ногликского района Переверзева Е.С. поддержала требования и доводы, изложенные в иске.

Представитель АО «Аэропорт Ноглики» Лапека Л.А., возражая против иска Сахалинского транспортного прокурора, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на иск.

Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд исходит из следующего.

В судебном заседании установлено, что АО «Аэропорт Ноглики» в установленном порядке зарегистрировано в качестве юридического лица.

Согласно пункту 2.2.13 Устава АО «Аэропорт Ноглики» осуществляет аэропортовую деятельность, включающую, в том числе обеспечение авиационной безопасности (л.д. <данные изъяты>).

Положение о Службе авиационной безопасности АО «Аэропорт Ноглики» утверждено генеральным директором общества ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>).

Согласно пункту 1.2 указанного Положения подразделение транспортной безопасности - служба авиационной безопасности является самостоятельным структурным подразделением АО «Аэропорт Ноглики» и осуществляет комплекс мероприятий по обеспечению безопасности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, а также усиливает (дополнительно) меры безопасности в период повышенной угрозы воздушному транспорту или чрезвычайных обстоятельств.

Абзацем 2 пункта 1.8 Положения о Службе авиационной безопасности предусматривает, что материально-техническое обеспечение и финансирование мероприятий по авиационной и транспортной безопасности осуществляется из собственных средств АО «Аэропорт Ноглики».

Согласно пункту 2.1 названного Положения служба авиационной безопасности АО «Аэропорт Ноглики» обеспечивает защиту деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в соответствии с нормами, правилами и процедурами по авиационной безопасности. К числу основных задач службы авиационной безопасности отнесены, в частности: организация и обеспечение охраны воздушных судов и объектов аэропорта; предотвращение и пресечение (совместно с органами ФСБ и МВД России) попыток захвата (угона) воздушных судов; осуществление в установленном порядке досмотра членов экипажей, обслуживающего персонала, авиапассажиров, ручной клади и багажа, почты, грузов и бортовых запасов (бортпитания) в целях предотвращения доставки на борт воздушного судна оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других веществ, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства; организация контролируемых зон в аэропорте и обеспечение пропускного режима; разработка программ и организация обучения членов экипажей воздушных судов, сотрудников подразделений и служб эксплуатантов воздушных судов и других организаций, расположенных на территории аэропорта, мерам по обеспечению авиационной безопасности; осуществление надзора за соблюдением норм, правил и процедур по авиационной безопасности эксплуатантами воздушных судов и организациями, базирующимися на территории аэропорта или пользующимися его услугами; предоставление эксплуатантам воздушных судов дополнительных услуг по авиационной безопасности (охрана воздушных судов, дополнительный досмотр воздушных судов и др.) на договорных условиях.

Служба авиационной безопасности АО «Аэропорт Ноглики» в соответствии с возложенными на нее задачами, осуществляет комплекс мероприятий, в том числе: разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению безопасности воздушных судов, пассажиров и сохранности ручной клади, багажа, почты, грузов и бортпитания; разрабатывает и осуществляет меры противодействия актам незаконного вмешательства в отношении воздушных судов и объектов аэропорта, в целях оперативного принятия мер организует постоянное сменное дежурство в аэропорту своих сотрудников; осуществляет предполетный досмотр воздушного судна с целью выявления оружия, взрывных устройств, взрывчатых и других веществ и предметов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства; принимает дополнительные меры авиационной безопасности в аэропорту в периоды повышенной угрозы или в чрезвычайных обстоятельствах; совместно с правоохранительными органами участвует в мероприятиях по установлению лиц – авторов анонимных угроз в адрес аэропорта и эксплуатантов воздушных судов; организует взаимодействие с органами МВД России при проведении мероприятий на территории аэропорта (аэровокзалов, перронов и аэродрома) с целью выявления и задержания лиц, представляющих угрозу для воздушного транспорта, а также в случаях обнаружения на территории аэропорта оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых веществ и других опасных веществ и предметов, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства; с учетом местных условий разрабатывает и осуществляет технологию проведения досмотра членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, груза и бортпитания; учитывает оружие, боеприпасы, взрывные устройства, взрывчатые, отравляющие, легковоспламеняющиеся вещества и другие предметы, запрещенные к провозу на воздушном транспорте, изъятые в процессе досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа или обнаруженные на территории аэропорта; организует внедрение и практическое использование технических средств досмотра (ТСД) пассажиров, их ручной клади, багажа, почты, грузов и бортпитания; совместно с отделением вневедомственной охраны осуществляет пропускной режим в контролируемой зоне аэропорта, выявляя и задерживая нарушителей, принимает в отношении этих лиц меры административного воздействия или передает их в правоохранительные органы; анализирует состояние обеспечения авиационной безопасности аэропорта.

Вместе с тем, из письменного сообщения начальника линейного отдела полиции в аэропорту г.Южно-Сахалинска Сахалинского линейного отделения МВД России на транспорте от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного заместителю Сахалинского транспортного прокурора, следует, что служба авиационной безопасности АО «Аэропорт Ноглики» служебным оружием не оснащена, лицензии на приобретение служебного оружия и патронов к нему, а также разрешений на хранение и использование служебного оружия, не имеет. В сообщении также указано, что АО «Аэропорт Ноглики» не обращалось в Сахалинское линейное отделение МВД России на транспорте за получением указанных разрешительных документов, в настоящее время у АО «Аэропорт Ноглики» возможности обеспечить учет и сохранность служебного оружия не имеется (л.д. <данные изъяты>).

В письменном сообщении от ДД.ММ.ГГГГ, адресованном заместителю Сахалинского транспортного прокурора, исполняющий обязанности генерального директора АО «Аэропорт Ноглики» указал, что, поскольку служба авиационной безопасности АО «Аэропорт Ноглики» не входит в круг юридических лиц, имеющих право на приобретение оружия, а также поскольку до настоящего времени каких-либо нормативно-правовых актов, регламентирующих применение и использование служебного оружия и патронов к нему службами авиационной безопасности, федеральными органами законодательной власти Российской Федерации не принято, то служба авиационной безопасности АО «Аэропорт Ноглики» служебным оружием не оснащена, каких – либо разрешительных документов на его приобретение, разрешения хранения и использования не имеет, в МВД России за их получением общество не обращалось (л.д. <данные изъяты>).

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 и частью 1 статьи 2 Федерального закона от 9 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности» под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Согласно части 3 статьи 4 указанного Федерального закона обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности.

Воздушный кодекс Российской Федерации в пунктах 1 и 3 статьи 83 определяет авиационную безопасность как состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации, то есть противоправных действий (бездействия), угрожающих безопасной деятельности в области авиации, повлекших за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавших угрозу наступления таких последствий.

Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами (пункт 2 статьи 83 Воздушного кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 84 Воздушного кодекса РФ авиационная безопасность обеспечивается посредством: предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома; охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц; исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза; предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с Федеральным законом «О полиции»; реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов.

Согласно пункту 6 Положения о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года №897, авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.

В силу пункта 3 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации службы авиационной безопасности имеют право задерживать для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших требования авиационной безопасности, а также багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам, а в случаях, если жизни или здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна или других граждан угрожает опасность, применять меры в соответствии с законодательством. Сотрудникам служб авиационной безопасности при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами.

Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами (пункт 4 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации).

Федеральные авиационные правила являются частью воздушного законодательства Российской Федерации и обязательны для исполнения гражданами и юридическими лицами. Федеральные авиационные правила в области гражданской авиации утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации (пункты 1 и 6 Положения о подготовке федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 1998 года №360).

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 ноября 2005 года №142 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэропортам», устанавливающие требования авиационной безопасности к аэропортам, которые согласно пункту 1 Правил, если не указано иное, обязательны для исполнения администрациями аэропортов, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта.

В соответствии с пунктом 9 указанных Федеральных авиационных правил служба авиационной безопасности аэропорта обеспечивает выполнение требований по авиационной безопасности и подчиняется непосредственно руководителю администрации аэропорта.

В силу пункта 5 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» служба авиационной безопасности аэропорта, службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) оснащаются служебным оружием и специальными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также техническими средствами досмотра, охраны и контроля доступа, автотранспортом, средствами связи и другими необходимыми материальными средствами.

Таким образом, Министерство транспорта Российской Федерации, реализуя предоставленные ему в соответствии с пунктом 4 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 1998 года №360 полномочия по установлению требований авиационной безопасности, утвердило Федеральные авиационные правила, обязательные для исполнения администрациями аэропортов, предусматривающие их обязанность по оснащению служб авиационной безопасности аэропортов служебным оружием и специальными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исполнение администрацией аэропортов требований пункта 5 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», предусматривающих оснащение службы авиационной безопасности аэропорта служебным оружием, является обязательным в силу пункта 1 данных Федеральных авиационных правил, и не поставлено в зависимость от осуществления подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации охраны границ территории (периметра) аэропорта и отдельных объектов, расположенных на территории, ограниченной периметром аэропорта.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 13 декабря 1996 года №150-ФЗ «Об оружии» к служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.

Предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами.

Статья 10 Федерального закона «Об оружии», определяет круг субъектов, имеющих право на приобретение оружия на территории Российской Федерации, к которым отнесены, в том числе, юридические лица с особыми уставными задачами.

Согласно статье 12 указанного Федерального закона юридические лица с особыми уставными задачами имеют право приобретать гражданское и служебное оружие у юридических лиц - поставщиков после получения соответствующей лицензии в органах внутренних дел.

Службы авиационной безопасности аэропортов являются подразделениями юридических лиц, организующих и обеспечивающих деятельность аэропорта, в их компетенцию в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Воздушного кодекса Российской Федерации входит обеспечение авиационной безопасности, они являются службами с особыми уставными задачами, и в силу пункта 3 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации службы авиационной безопасности имеют право задерживать для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших требования авиационной безопасности, а также багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам, а в случаях, если жизни или здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна, или других граждан угрожает опасность, применять меры в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сотрудникам служб авиационной безопасности при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что АО «Аэропорт Ноглики», деятельность которого связана с обеспечением авиационной безопасности, является юридическим лицом с особыми уставными задачами согласно положениям статей 4 и 10 Федерального закона «Об оружии».

Ссылаясь в обоснование возражений относительно иска прокурора на договор от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между АО «Аэропорт Ноглики» и ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации», ответчик указал, что в соответствии с данным договором подразделение ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации осуществляет вооруженную охрану объектов аэропорта, включая контрольно-пропускные пункты, зоны рабочих секторов, объектов управления воздушным движением, радио и светотехнического оборудования аэродрома, склада ГСМ.

Между тем, указанные обстоятельства сами по себе не могут быть признаны достаточными для вывода о том, что подразделение ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации полностью осуществляет комплекс мер, посредством которых в АО «Аэропорт Ноглики» достигается обеспечение авиационной безопасности от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

Так, в соответствии с подпунктами 2,4 и 5 пункта 2 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации авиационная безопасность обеспечивается посредством охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц; предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с Федеральным законом «О полиции»; реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов.

Согласно пункту 20 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 ноября 2005 года №142, под постоянной охраной в контролируемой зоне аэропорта должны находиться: воздушные суда; территории отдельно стоящих объектов и транспортные средства с горюче-смазочными материалами, специальными жидкостями и газами; почтово-грузовые терминалы; цеха бортового питания; коммерческие склады; склады хранения опасных грузов; КПП.

При этом в соответствии с пунктами 45 и 46 указанных Федеральных авиационных правил все гражданские воздушные суда, вылетающие из аэропортов Российской Федерации, подлежат обязательному предполетному досмотру в целях выявления посторонних лиц, а также обнаружения взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия, боеприпасов и других опасных веществ и предметов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Предполетный досмотр воздушного судна проводится специально подготовленными для этой цели сотрудниками службы авиационной безопасности.

Пункт 51 названных Федеральных авиационных правил предусматривает, что воздушные суда после досмотра должны находиться под постоянной охраной сотрудников службы авиационной безопасности до момента закрытия всех дверей и отхода трапа.

В соответствии с пунктом 4 Норм, правил и процедур по авиационной безопасности (приложение к Положению о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года №897) воздушные суда должны находиться под постоянной охраной службы авиационной безопасности. При подготовке самолета к вылету службой авиационной безопасности осуществляется предполетный досмотр воздушного судна с целью выявления оружия, взрывчатых веществ и других предметов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства, а также выявления посторонних лиц.

Обстоятельства осуществления подразделением ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, иными лицами, не являющимися сотрудниками службы авиационной безопасности АО «Аэропорт Ноглики», охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц, предполетного досмотра воздушных судов при рассмотрении дела не установлены.

Довод ответчика со ссылкой на договор от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между АО «Аэропорт Ноглики» и отделом вневедомственной охраны при ОМВД по городскому округу «Ногликский», о том, что охрана аэропорта и объектов их инфраструктуры осуществляется органами вневедомственной охраны при органах внутренних дел, не может быть принят, поскольку иск прокурора обоснован необходимостью выполнения АО «Аэропорт Ноглики» функций по обеспечению авиационной безопасности в силу прямого указания закона, а не в целях осуществления охранной деятельности, регулируемой Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 года №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и осуществляемой на основании возмездного договора и лицензии на осуществление охранной деятельности.

Сотрудники служб авиационной безопасности аэродромов, аэропортов и эксплуатантов (авиационных предприятий) осуществляют деятельность, связанную с охраной жизни и здоровья пассажиров, а также с защитой объектов авиатранспортной инфраструктуры. Такая деятельность предусматривает возможность применения силы, в том числе оружия, в отношении лиц, совершающих или намеревающихся совершить акт незаконного вмешательства в деятельность авиации. По этим причинам эти службы являются службами с особыми уставными задачами, регламентированными специальными нормативными актами, предоставляющими сотрудникам этих служб особые права (в том числе право применять оружие) и возлагающие на них особые обязанности (часть 2 статьи 4 Закона об оружии).

Из смысла положений пункта 5 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 февраля 2011 года №42, предусматривающими, что охрана объектов аэропорта, предназначенных для обслуживания воздушных судов и (или) пассажиров, осуществления операций с грузами, а также иных предназначенных для оказания услуг объектов, расположенных на территории, ограниченной периметром аэропорта, осуществляется службой авиационной безопасности аэропорта, а также может осуществляться на основании отдельных договоров подразделениями вневедомственной охраны полиции и подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, проанализировав которые, не следует возможность выбора порядка охраны объектов аэропортов и их инфраструктуры: силами службы авиационной безопасности аэропорта либо иными подразделениями согласно заключенным с ними договорам.

В этой связи, охрана территории и имущества аэропорта, осуществляемая по возмездным договорам между АО «Аэропорт Ноглики» и специализированными организациями, даже при общей цели обеспечения требований авиационной безопасности, не освобождает ответчика от обязанности обеспечения службы авиационной безопасности аэропорта оружием и патронами к нему в силу прямого указания закона, которое носит не рекомендательный, а обязательный характер.

Также не может быть принят довод ответчика со ссылкой на отсутствие норм обеспечения служб авиационной безопасности оружием и патронами к нему, поскольку законом не предусмотрено такое основание для отказа в выдаче лицензии.

Довод ответчика со ссылкой на отсутствие принадлежащих ему на праве собственности либо на ином законном основании зданий и помещений аэропорта пгт.Ноглики Сахалинской области, судом отклоняется, поскольку АО «Аэропорт Ноглики» на основании выданного ему сертификата соответствия , свидетельств и иных разрешительных документов, фактически осуществляет деятельность по обеспечению регулярных полетов гражданских воздушных судов, в связи с чем обязан соблюдать требования законодательства, касающиеся обеспечения безопасности этих полетов.

Таким образом, суд, исходя из того, что АО «Аэропорт Ноглики», осуществляющим деятельность по эксплуатации аэропорта пгт.Ноглики Сахалинской области, создана служба авиационной безопасности, являющаяся службой с особыми уставными задачами, сотрудникам которой при исполнении служебных обязанностей положениями статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации разрешено ношение и применение служебного оружия, приходит к выводу, что ответчиком нарушены обязательные для исполнения требования, установленные пунктом 5 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» по оснащению службы авиационной безопасности аэропорта служебным оружием, созданию условий, необходимых для приобретения и хранения служебного оружия в порядке, установленном действующим законодательством.

Непринятие мер по обеспечению сотрудников службы авиационной безопасности служебным оружием, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность полетов, что в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дает прокурору право обратиться в суд с соответствующим иском.

В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлены суду доказательства, опровергающие доводы Сахалинского транспортного прокурора.

При таких обстоятельствах, требования Сахалинского транспортного прокурора о признании незаконным бездействия АО «Аэропорт Ноглики» в части непринятия мер по обеспечению службы авиационной безопасности служебным оружием и возложении обязанности в течение 10 месяцев после вступления судебного решения в законную силу обеспечить службу авиационной безопасности оружием и патронами к нему, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая, что со стороны ответчика не поступило возражений относительно срока, заявленного Сахалинским транспортным прокурором, в течение которого АО «Аэропорт Ноглики» надлежит устранить допущенные нарушения, суд полагает, что срок, указанный в иске прокурором, будет достаточным для выполнения возложенных на ответчика решением суда обязанностей.

Вместе с тем, суд считает необходимым отметить, что при наличии особых обстоятельств, когда решение суда не может быть исполнено в установленный срок и при этом исключаются недобросовестные действия должника, допустимо продление срока его исполнения на основании положений статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

Согласно пункту 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками государственной пошлины признаются лица, если они выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статьей 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации установлены особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям.

В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований в доход федерального бюджета.

Из анализа приведенных правовых норм следует, что если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.

Требования прокурора удовлетворены, ответчик от уплаты судебных расходов не освобожден, в связи с чем, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика.

Поскольку по настоящему делу прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с требованиями неимущественного характера, размер государственной пошлины с учетом положений пункта 3 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в этом случае составляет <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования Сахалинского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Аэропорт Ноглики» о признании незаконным бездействия в части непринятия мер к обеспечению службы авиационной безопасности служебным оружием, возложении обязанности обеспечить службу авиационной безопасности оружием и патронами к нему, удовлетворить.

Признать бездействие акционерного общества «Аэропорт Ноглики» в части непринятия мер к обеспечению службы авиационной безопасности служебным оружием незаконным.

Обязать акционерное общество «Аэропорт Ноглики» в течение десяти месяцев после вступления судебного решения в законную силу обеспечить службу авиационной безопасности оружием и патронами к нему.

Взыскать с акционерного общества «Аэропорт Ноглики» в доход бюджета муниципального образования «Городской округ Ногликский» государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Ногликский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 12 декабря 2016 года.

Председательствующий З.А.Антипова

Копия верна. Судья З.А.Антипова