ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-593/2022 от 10.08.2022 Красноярского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 августа 2022г. с. Красный Яр

Красноярский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Зотовой Н.А., при секретаре Коломиной И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградской областям к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром Бурение» о признании бездействия по неисполнению предписаний <> от ДД.ММ.ГГГГ г., <> от ДД.ММ.ГГГГ г., <> от ДД.ММ.ГГГГ г. незаконным, понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградской областям обратилось в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование требований указав, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды установлено злостное невыполнение ООО «Газпром Бурение» требований природоохранного законодательства. Так, Аксарайским прокурором по надзору за соблюдение законов в АГКК в период с 28 мая 2020 г. по 26 июня 2020 г. проведена выездная проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, выявлено загрязнение почвы нефтепродуктами и серой земельных участков на территории строительства скважин <> и <> в составе стройки «<>). Постановлением об административном правонарушении ООО «Газпром бурение» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выдано предписание <> от ДД.ММ.ГГГГ г. о ликвидации загрязнения почвы в срок до ДД.ММ.ГГГГ г. на земельном участке с кадастровым номером <> на объекте строительства <>» и земельном участке с кадастровым номером <> на объекте строительства «<>. Проверкой в период с 18 мая 2021 г. по 09 июня 2021 г. установлено не исполнение предписания <> от ДД.ММ.ГГГГ г., в связи с чем постановлением об административном правонарушении ООО «Газпром бурение» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выдано предписание <> от ДД.ММ.ГГГГ г. о ликвидации загрязнения почвы в срок до ДД.ММ.ГГГГ г. на земельном участке с кадастровым номером <> на объекте строительства <>» и земельном участке с кадастровым номером <> на объекте строительства <> Проверкой в период с 13 декабря 2021 г. по 24 декабря 2021 г. установлено не исполнение предписания <> от ДД.ММ.ГГГГ., в связи с чем постановлением об административном правонарушении ООО «Газпром бурение» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выдано предписание <> от ДД.ММ.ГГГГ г. о ликвидации загрязнения почвы в срок до ДД.ММ.ГГГГ г. на земельном участке с кадастровым номером <> на объекте строительства «<>» и земельном участке с кадастровым номером <> на объекте строительства <>». ООО «Газпром бурение» нарушает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, не выполняет требования природоохранного законодательства, создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде, в связи с чем истец вынужден обратиться в суд, просит с учетом заявления в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признать незаконным бездействие ООО «Газпром бурение» по неисполнению предписаний <> от ДД.ММ.ГГГГ г., <> от ДД.ММ.ГГГГ г., <> от ДД.ММ.ГГГГ г., обязать ответчика принять меры по ликвидации загрязнения и порчи почвы площадью 17,4 кв.м. загрязняющими веществами – нефтепродуктами на земельном участке с кадастровым номером <> на объекте строительства «<>» по адресу: в <> а также принять меры по ликвидации загрязнения и порчи почвы площадью 17,4 кв.м. загрязняющими веществами – нефтепродуктами на земельном участке с кадастровым номером <> на объекте строительства <>» по адресу: <> путем разработки проекта рекультивации земель и проведения рекультивации земель, нарушенных в результате загрязнения на указанных земельных участках.

Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградской областям Коровин А.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требований поддержал по обстоятельствам, изложенным в иске, дополнительно пояснил, что способ ликвидации загрязнения и порчи почвы в соответствии с предписаниями избирает лицо, которому оно выдано, то есть ООО «Газпром бурение». При этом исполнение предписаний будет иметь место исключительно тогда, когда ответчиком будет изготовлен проект рекультивации земель и проведена в соответствии с ним рекультивации земель, нарушенных в результате загрязнения. Иные способы исполнения предписаний <> от ДД.ММ.ГГГГ г., <> от ДД.ММ.ГГГГ г., <> от ДД.ММ.ГГГГ г. не будут отвечать требованиям природоохранного законодательства.

Представитель ответчика ООО «Газпром Бурение» Клименко Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, дополнительно пояснила, что ООО «Газпром Бурение» приняло меры к ликвидации загрязнения и порчи почвы на обоих земельных участках, о чем свидетельствуют результаты лабораторных испытаний. Выданные предписания не содержат указание на способ ликвидации загрязнения и порчи почвы. Ответчиком проведен комплекс работ: зачистка грунта, передача загрязненного грунта в качестве отхода специализированной организации. Об исполнении предписания в адрес истца направлено письмо с приложением подтверждающих документов. Административное наказание исполнено в полном объеме, ущерб окружающей среде, дважды рассчитанный Росприроднадзором, возмещен в полном объеме, загрязнение ликвидировано. Принимая во внимание, что почва на спорных земельных участках не загрязнена нефтепродуктами и серой, проект восстановления загрязненных участков отсутствует, а требования истца о возмещении вреда в денежной форме по спорным участкам ответчиком добровольно удовлетворено, возложение на ООО «Газпром Бурение» обязанности по разработке проекта рекультивации и проведении рекультивации является незаконным и ведет к применению двойной меры ответственности.

Аксарайский прокурор по надзору за соблюдением законом в АГКК, привлеченный к участию в деле для дачи заключения, о времени и месте судебного разбирательства извещен в порядке статей 113, 115 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом, в судебное заседание не явился, об отложении не ходатайствовал, возражений либо письменного заключения по обстоятельствам дела не представил.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося прокурора.

Суд, выслушав стороны, допросив специалиста, исследовав письменные материалы гражданского дела, приходит к выводу о следующем.

В силу части 1 статьи 16.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 1 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие - в порядке административного судопроизводства, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

С учетом изложенном требования искового заявления Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградской областям рассмотрены в порядке гражданского судопроизводства.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию и ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Обеспечение безусловной реализации конституционных прав граждан достигается путем формирования единого правового пространства регулируемого Федеральными законами «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об отходах производства и потребления», «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и издаваемых в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.

В силу статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В силу статьи 4 Федерального закона от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В силу части 1 статьи 77 Федерального закона от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

На основании части 2 статьи 78 Федерального закона от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» возмещение вреда окружающей среде возможно как в денежной форме посредством взыскания суммы убытков, так и в виде выполнения мероприятий по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.

Согласно пунктам 13 и 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец. Возможность возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды поставлена в зависимость от наличия проекта восстановительных работ, разработанного и утвержденного с соблюдением требований действующего законодательства. Следовательно, суд, удовлетворяя требование о возмещении вреда в натуре, должен основываться на соответствующем проекте и указать на него в резолютивной части решения (часть 5 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 5 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При отсутствии такого проекта суд выносит решение о возмещении вреда в денежной форме.

В судебном заседании установлено, что постановлением государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от 23 октября 2020 г. решением Красноярского районного суда Астраханской области ООО «Газпром Бурение» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что в результате деятельности по строительству скважин с применением буровой установки F-400 допустило загрязнение и порчу почвы нефтепродуктами на объекте строительства «<> - в 2,83-21,36 раза, по валовому содержанию серы в 1,13-2,8 раз по отношению к фоновым точкам, на объекте строительства «<>» - в 3,13-9,08 раз, по валовому содержанию серы – в 1,18-1,6 раз по отношению к фоновым точкам.

В силу частей 5 и 6 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 800 от 10 июля 2018г., разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Согласно пункту 8 указанных Правил, рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Согласно пункту 26 указанных Правил, лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев: а) со дня окончания лицом или органом государственной власти, органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения; б) со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель; в) со дня выявления деградации земель; г) со дня получения предписания, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, о необходимости проведения рекультивации земель.

В судебном заседании установлено, что по результатам проведенной с 28 мая 2020 г. по 26 июня 2020 г. проверки Обществу выдано предписание <> от 23 октября 2020 г. об устранении выявленных нарушений, согласно которому ООО «Газпром Бурение» обязано в срок до 20 апреля 2021 г. ликвидировать загрязнение и порчу почвы площадью 17,4 кв.м. загрязняющими веществами – нефтепродуктами и валовым содержанием серы на земельном участке с кадастровым номером <> на объекте строительства «<>», а также ликвидировать загрязнение и порчу почвы площадью 43,75 кв.м. загрязняющими веществами – нефтепродуктами и валовым содержанием серы на земельном участке с кадастровым номером <> на объекте строительства «<>

По результатам проверки, проведенной с 18 мая 2021 г. по 09 июня 2021 г. в адрес ООО «Газпром Бурение» выдано предписание <> от ДД.ММ.ГГГГ. об устранении выявленных нарушений, согласно которому ООО «Газпром Бурение» обязано в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить предписание <> от ДД.ММ.ГГГГ г. по ликвидации загрязнения и порчи почвы площадью 17,4 кв.м. загрязняющими веществами – нефтепродуктами и валовым содержанием серы на земельном участке с кадастровым номером <> на объекте строительства <>», а также ликвидации загрязнения и порчи почвы площадью 43,75 кв.м. загрязняющими веществами – нефтепродуктами и валовым содержанием серы на земельном участке с кадастровым номером <> на объекте строительства <>

По результатам проверки, проведенной с 13 декабря 2021 г. по 24 декабря 2021 г. в адрес ООО «Газпром Бурение» выдано предписание <> от ДД.ММ.ГГГГ г. об устранении выявленных нарушений, согласно которому ООО «Газпром Бурение» обязано в срок до 29 марта 2022 г. ликвидировать загрязнение и порчу почвы площадью 17,4 кв.м. загрязняющими веществами – нефтепродуктами и валовым содержанием серы на земельном участке с кадастровым номером <> на объекте строительства «<> а также ликвидировать загрязнение и порчу почвы площадью 43,75 кв.м. загрязняющими веществами – нефтепродуктами и валовым содержанием серы на земельном участке с кадастровым номером <> на объекте строительства <>

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 35 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 ноября 2018 г., и в пункте 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 июля 2019 г., также отмечено, что целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является достижение компенсации, восстановления ее нарушенного состояния, в связи с чем истец вправе выбрать способы, предусмотренные статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 78 Федерального закона №7-ФЗ, а суд с учетом конкретных обстоятельств по делу, оценивая в каждом случае эффективность этих способов, применить тот, который наиболее соответствует этим целям. Определение способа возмещения вреда – в натуре или в денежном выражении – зависит прежде всего от возможности его возмещения в натуре, необходимости оперативно принимаемых мер, их эффективности для восстановления нарушенного состояния окружающей среды. В отсутствие таких обстоятельств суд вправе избрать способ защиты в виде компенсации вреда в денежном выражении (взыскание убытков).

Избрание в качестве способа защиты нарушенного права разработки проекта рекультивации земель не ведет к восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.

Согласно пункта 3 статьи 77 Федерального закона от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В судебном заседании установлено, что согласно расчетам Росприроднадзором вреда, причиненного почве вследствие загрязнения нефтепродуктами и серой на земельных участках объектов строительства «<>» и «<>», вред, причиненный почвам как объекту охраны окружающей среды на объектах строительства двух скважин составляет 80135 рублей и 78120 рублей, возмещенный ООО «Газпром Бурение» в полном объеме, что подтверждается платежным поручением №<> и №<> от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно пояснениям специалиста Забабурина А.В., допрошенного в судебном заседании, он, являясь врачом по общей гигиене, начальником лаборатории радиационного контроля АО «Научно-испытательная станция», ведущим экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Астраханской области, по заявлению от 01 августа 2022 г. ООО «Газпром Бурение» провел исследование на соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам факторов среды обитания по результатам лабораторных испытаний почв с площадки скважины <> АГКМ и с площадки скважины <> АГКМ, в ходе которого установлено, что массовая доля нефтепродуктов в почве, отобранной с территории Астраханского АГКМ – скважины <> АГКМ и скважины № <> АГКМ не превышает 0,1%, почва, отобранная с территории АГКМ – скважины № <> АГКМ и скважина № <> АГКМ относится к незагрязненным нефтепродуктами почвам.

Из материалов дела следует, что общество возместило вред, причиненный почвам, по утвержденным в установленном порядке таксам и методикам, почва, отобранная с территории АГКМ – скважины № <> АГКМ и скважина № <> АГКМ в настоящее время относится к незагрязненным нефтепродуктами почвам.

Поскольку требования Росприроднадзора о признании бездействия ООО «Газпром Бурение» по неисполнению предписаний сводятся к необходимости разработки проекта рекультивации земель и проведение рекультивации земель, нарушенных в результате загрязнения на указанных земельных участках, при таких обстоятельствах и в отсутствие соответствующего проекта рекультивации земель, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Само по себе возложение на ответчика обязанности разработать проект рекультивации земельных участков не является надлежащим способом возмещения вреда окружающей среде, не ведет к восстановлению ее нарушенного состояния, а решение суда при удовлетворении таких требований не будет отвечать требованиям исполнимости судебного акта.

На основании изложенного, руководствуюсь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградской областям к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпромбурение» о признании бездействия по неисполнению предписаний <> от ДД.ММ.ГГГГ г., <> от ДД.ММ.ГГГГ г., №<> от ДД.ММ.ГГГГ г. незаконным, понуждении к совершению действий – отказать.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 16 августа 2022г..

Судья Зотова Н.А.