ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-593//2018 от 19.03.2018 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело №2- 593//2018

Решение

Именем Российской Федерации

19 марта 2018 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Теселкиной Н.В.,

при секретаре Приказчиковой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Зеликова Андрея Леонидовича к администрации города Костромы о признании незаконным решения об исключении из числа участников программы «Жилище на 2015-2020 г.», обязать восстановить в числе списков-претендентов на получение социальных выплат,

установил:

Зеликов А.Л. обратился в суд с иском к администрации города Костромы о признании решения органа местного самоуправления об исключении из числа участников программы «Жилище на 2015-2020 г.» не соответствующим ст.56 ЖК РФ, п.7,27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение(строительство) жилья и их использования, нарушающим его права и законные интересы в сфере жилищных правоотношений и незаконным; обязать восстановить в числе списков-претендентов на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, согласно очередности существовавшей на момент принятия такого решения. Иск мотивирован тем. что <дата> постановлением администрации г.Костромы его семья была принята на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, жилищного фонда КО. Одновременно с этим решением его семья была включена в число участников программы «Жилище на 2015-2020г.» 23.10.2015 года распоряжением Управления имущественных и земельных отношений администрации города Костромы он был принят на учет, как имеющий право на предоставление бесплатно в собственность земельного участка на территории города Костромы в соответствии с законом Костромской области от 22.04.2015 года № 668-5-ЗКО 10.06.2016 года постановлением администрации г.Костромы ему в собственность бесплатно был передан земельный участок по адресу 1. Постановлением ответчика от <дата> его семья была снята с учета нуждающихся в жилом помещении, предоставляемым по договору социального найма, на основании п.5.ч.1 ст.56 ЖК РФ. <дата> ответчик проинформировал его об исключении из списка участников программы в связи с предоставлением ему в собственность земельного участка и несоответствием его семьи критериям предъявляемым к участникам программы. Конкретные причины при этом не изменяют жилищных условий его семьи и не исключает статуса нуждающихся. Кроме того, пунктом 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования предусмотрено, что под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до <дата>, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после <дата> по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Действия ответчика не соответствуют ст.56 ЖК РФ п.7,27 Правил, нарушают его права.

В судебном заседании истец Зеликов А.Л. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске и в письменных пояснениях в суд.

Представитель ответчика администрации города Костромы Мелкумян А.С. иск не признал, суду пояснил, что ответчик снимаю истца с учета нуждающихся, как относящегося к категории -молодая семья, действовал в соответствии с законом.

Представитель третьего лица УМВД России по Костромской области Иванова Н.Л. иск поддержала, подтвердила доводы, изложенные в письменном отзыве в суд. Суду пояснила, что предоставление земельного участка истцу не изменило его жилищные условия и его права на предоставление гарантий как молодой семье.

Третьи лица администрация Костромской области, Зеликова Н.А. извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела. суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Согласно п.5 ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;

Действие положения пункта 5 части 1 статьи 56 ЖК РФ в новой редакции распространяется на правоотношения, возникшие с 17 июня 2011 года( Федеральный закон от 05.06.2012 N 55-ФЗ "О внесении изменения в статью 56 Жилищного кодекса Российской Федерации").

Как следует из материалов дела 18.12.2013 года Зеликов А.Л. и Зеликова Н.А. обратились с заявлением в администрацию города Костромы о включении в состав участников подпрограммы « Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Постановлением администрации г.Костромы от <дата> принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилищного фонда Костромской области, категория -молодая семья, Зеликова Андрея Леонидовича, Зеликову Надежду Анатольевну, Зеликова Дмитрия Андреевича.

Распоряжением отдела обеспечения реализации прав граждан на жилище от <дата>-рж семья Зеликова А.Л. признана участником муниципальной программы « Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Как следует из письма администрации города Костромы от <дата> истцу сообщено, что его семья из 3 человек признана участницей подпрограммы « Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Распоряжением Управления имущественных и земельных отношений администрации города Костромы от 23.10.2015 года № 206-з Зеликов А.Л. был принят на учет, как имеющий право на предоставление бесплатно в собственность земельного участка на территории города Костромы в соответствии с законом Костромской области от 22.04.2015 года № 668-5-ЗКО.

Постановлением администрации г.Костромы от 10.06.2016 года в собственность Зеликова А.Л. бесплатно был передан земельный участок по адресу 1.

Постановлением администрации г.Костромы от 06.07..2016 года сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, Зеликов А.Л., Зеликова Н.А., Зеликов Д.А.(список очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилищного фонда Костромской области, категория -молодая семья) в соответствии с п.5.ч.1 ст.56 ЖК РФ.

Письмом от <дата> ответчик проинформировал истца об исключении из списка участников Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы в связи с предоставлением ему в собственность земельного участка и несоответствием его семьи критериям предъявляемым к участникам программы.

Как установлено судом в ходе рассмотрения дела истец с членами семьи в соответствии со ст.8 ФЗ от 19.07.2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» с 20.12.2014 года признан нуждающимся в служебном жилом помещении, поскольку не имеет жилого помещения на территории г.Костромы. получает соответствующие выплаты за наем жилого помещения. 25.02.2015 года истец признан нуждающимся в жилом помещении и принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

В ходе рассмотрения дела суду не представлено доказательств, что истец был поставлен на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, по общим основаниям, то есть как малоимущий. Данное обстоятельство истец не оспаривал.

Постановлением Правительства Российской Федерации 17 декабря 2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы". В ее состав включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", приложением N 3 которой являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования).

В указанных Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 7).

Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей (пункт 21).

Социальная программа в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" по своей правовой природе считается мерой государственной поддержки молодых семей.

Предоставление гражданину земельного участка органом государственной власти или органом местного самоуправления для целевого использования - строительства жилого дома может служить основанием для снятия его с учета в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением.

Как следует из ст.4 закона Костромской области от 22.04.2015 N 668-5-ЗКО Закона Костромской области от 22.04.2015 N 668-5-ЗКО "О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно" для постановки на учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно (далее - учет), граждане предоставляют заявление по месту своего постоянного или преимущественного проживания в органы местного самоуправления муниципального района или городского округа Костромской области.

Согласно ст.3 данного закона предоставление земельных участков гражданам в собственность бесплатно осуществляется в случае предоставления:

3) земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в случае если граждане отвечают одному из следующих условий:

а) состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в органах местного самоуправления городского округа, в границах которого граждане имеют право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, либо в органах местного самоуправления поселения, входящего в состав муниципального района, в границах которого граждане имеют право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно;

б) приняты на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения либо приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходили службу, до 1 марта 2005 года в соответствии со статьями 4 и 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно п. 3 ч. 4 данной статьи Закона Костромской области от 22.04.2015 N 668-5-ЗКО земельные участки в случае, указанном в пункте 3 части 1 настоящей статьи, предоставляются:

г) супругам в молодой семье либо одному молодому родителю в неполной семье, воспитывающему одного или более детей, при этом возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не должен превышать 35 лет. При этом право на предоставление земельного участка имеет один из супругов;

ж) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также лицам, проходившим службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, которым в соответствии с федеральным законодательством назначена пенсия за выслугу лет или по инвалидности;

Судом установлено, что земельный участок предоставлен истцу именно под строительство индивидуального жилого дома как молодой семье.

Довод истца о том, что предоставление земельного участка не решило его жилищную проблему не имеет правового значения. Так как предоставление земельного участка под строительство индивидуального жилого дома предполагает, что при соблюдении требований земельного и гражданского законодательства истцу предоставлен земельный участок и при этом истец обращаясь с заявлением о предоставлении земельного участка был намерен заниматься строительством(решающим его жилищную проблему) и располагал для этого финансовыми и материально-техническими средствами. Доказательств обратного суду не представлено.

Как следует из Правил право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье только один раз и имеет целью предоставление государственной поддержки на равных условиях максимальному числу молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, недопущение неоднократного получения ими за счет средств федерального бюджета аналогичных по своей правовой природе социальных выплат и само по себе не может рассматриваться как противоречащее конституционным принципам справедливости и равенства, что следует из правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 08.07.2014 N 21-П "По делу о проверке конституционности подпункта "г" пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050) в связи с жалобой гражданки Е.А. Дурягиной"

В части 1 статьи 52 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

В соответствии со статьей 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Статьей 55 ЖК РФ предусмотрено, что право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 названного Кодекса оснований снятия их с учета.

Частью 1 статьи 56 ЖК РФ установлены случаи, когда граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе, в случаях утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (пункт 2); предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей (пункт 5);

В связи с предоставлением истцу в собственность земельного участка для индивидуального строительства, в силу указанных норм закона, данное обстоятельство является самостоятельным основанием для снятия истца с учета нуждающихся в жилом помещении.

Таким образом, исходя из нормы пункта 5 части 1 статьи 56 ЖК РФ законодатель рассматривает предоставление земельного участка под строительство жилого дома от органа местного самоуправления как форму конкретной жилищной гарантии, оказываемой гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, по их выбору. При этом суд учитывает, что истец не признавался нуждающимся в обеспечении жилым помещением по общим основаниям, то есть как малоимущий. При предоставлении социальной гарантии в виде земельного участка с учетом норм закона давало ответчику основание для снятия истца с учета нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договорам социального найма, жилищного фонда Костромской области, категория -молодая семья и об исключении из числа участников программы «Жилище на 2015-2020 г.».

Суд считает необоснованными доводы истца о возможности одновременного и поэтапного предоставления органами местного самоуправления категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, сначала земельного участка для строительства жилого дома, а затем - социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы( а затем «Жилище на 2015-2020 г.»)

На основании изложенного иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Зеликова Андрея Леонидовича к администрации города Костромы о признании незаконным решения об исключении из числа участников программы «Жилище на 2015-2020 г.», обязать восстановить в числе списков-претендентов на получение социальных выплат на приобретение(строительство) жилья отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы путем принесения апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Теселкина Н.В.