ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5940/16 от 13.02.2017 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело №2-876/2017

Решение

Именем Российской Федерации

13 февраля 2017 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Морева Е.А.,

при секретаре Теребениной Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на нее,

установил:

Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы обратилось в суд с настоящим заявлением, указав в обоснование, что Комиссией в составе старшего мастера ФИО7 слесарей ФИО8 и ФИО9 был произведен осмотр и обследование объекта, расположенного по адресу: канализационная сеть от жилого дома ... Установлено, что объект – канализационная сеть от КК-1 до КК-9, от КК-9 до КК-2, от КК-10 до КК-11, от КК-11 до КК-2 и от КК-2 до КК-3 общей протяженностью 208,53 п.м., линия которой выполнена из п/э труб Д=150 мм., протяженностью 101,83 п.м. и 6 колодцев, и п/э труб Д=200 мм, протяженностью 19,6 п.м. и 1 колодца, их п/э труб Д=300 мм, протяженностью 82,1 п.м. и 5 колодцев, находится в рабочем состоянии, обслуживается МУП г. Костромы «Костромагорводоканал». Техническим заключением МКУ «Костромастройзаказчик» от 25.11.2016 г. № 368/2016 установлено, что объект является движимым имуществом, поскольку сети представляют собой сборно-разборную конструкцию, которую возможно демонтировать без соразмерного ущерба ее назначению и смонтировать в другом месте. Ввиду отсутствия признаков капитальности обследуемых сетей водоснабжения и водоотведения, а именно: отсутствие прочной связи с землей, объект является движимым имуществом. В соответствии с информацией, представленной Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области за №7742 от 25.11.2016 года, в реестре государственного имущества Костромской области вышеуказанный объект отсутствует. В соответствии с письмом ТУ Росимущества в Костромской области от 06.12.2016 г. №5333, вышеуказанный объект в реестре федерального имущества не числится. В соответствии с уведомлением Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы от 22.11.2016 г. № 02-37исх-2455/16, данный объект в реестре муниципального имущества не числится. Иных законных владельцев движимой вещи не выявлено. Ссылаются на положения ст.ст. 225, 226, ст.ст. 290-293 ГПК РФ, просят суд признать канализационную сеть от КК-1 до КК-9, от КК-9 до КК-2, от КК-10 до КК-11, от КК-11 до КК-2 и от КК-2 до КК-3 общей протяженностью 208,53 п.м., линия которой выполнена из п/э труб Д=150 мм., протяженностью 101,83 п.м. и 6 колодцев, и п/э труб Д=200 мм, протяженностью 19,6 п.м. и 1 колодца, их п/э труб Д=300 мм, протяженностью 82,1 п.м. и 5 колодцев, расположенную по адресу: г. Кострома, канализационная сеть от жилого дома ... бесхозяйным имуществом, признать право собственности на данное имущество за муниципальным образованием городской округ город Кострома.

В судебное заседание заявитель, заинтересованные лица своих представителей не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п. 2 настоящей статьи.

В силу абз. 2 п. 2 ст. 226 ГК РФ брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

Согласно ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Согласно ч. 1 ст. 291 ГПК РФ в заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая движимая вещь подлежит признанию бесхозяйной, должны быть описаны ее основные признаки, а также приведены доказательства, свидетельствующие об отказе собственника от права собственности на нее, и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение вещью.

Согласно ч. 1 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.

По смыслу указанных норм права, требование о признании движимой вещи бесхозяйной подлежит удовлетворению, если будет установлено, что вещь является движимым имуществом, собственник движимой вещи отказался от права собственности на нее, а лицо, заявляющее свои права на нее, вступило во владение указанной вещью.

Управлением на основании приведенных положений ГК РФ заявлены требования о признании спорного участка канализационной сети бесхозяйным движимым имуществом и признании права собственности муниципального образования ввиду вступления во владения бесхозяйной движимой вещью.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые ссылается.

Из материалов дела усматривается, что 15.11.2016 года должностными лицами МУП «Костромагорводоканал» в составе мастера ФИО10 слесарей ФИО11ФИО12 был произведен осмотр и обследование объекта, расположенного по адресу: канализационная сеть от жилого дома .... В результате осмотра и обследования установлено, что канализационная сеть от КК-1 до КК-9, от КК-9 до КК-2, от КК-10 до КК11, от КК-11 до КК-2, от КК-2 до КК-3 находится в рабочем состоянии, является движимым имуществом, находится на обслуживании у муниципального предприятия МУП г. Костромы «Костромагорводоканал», общая протяженность обследуемого участка составляет 208,53 п.м., линия выполнена из п/э труб Д=150 мм и 6 колодцев, из п/э труб Д=200 мм, протяженностью 19,6 п.м. и 1 колодца, из п/э труб Д=300 мм, протяженностью 82,1 п.м. и 5 колодцев.

По информации Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области спорная сеть в реестре государственного имущества Костромской области отсутствует. Отсутствует спорный объект и в реестре федерального имущества, ведение которого осуществляет ТУ Росимущества в Костромской области. Согласно уведомлению Управления имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы об отсутствии объекта в реестре муниципального имущества города Костромы, канализационная сеть в реестре муниципального имущества города Костромы не числится.

Доводы заявителя об отнесении объекта к движимому имуществу достаточными доказательствами не подтверждены.

В обоснование отнесения спорного объекта к движимому имуществу заявителем представлена копия технического заключения МКУ «Костромастройзаказчик» от 25.11.2016 года № 368/2016, подписанное директором ФИО13 В заключении приводится вывод, что сети представляют собой сборно-разборную конструкцию, которую возможно демонтировать без соразмерного ущерба ее назначению и смонтировать в другом месте. Ввиду отсутствия признаков капитальности обследуемых сетей, а именно: отсутствие прочной связи с землей, рекомендуется признать спорную канализационную сеть объектом движимого имущества.

К заключению приложена копия свидетельства о допуске МКУ «Костромастройзаказчик» к работам по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В тексте представленного заключения МКУ «Костромастройзаказчик» описаний собственных исследований, на результатах которого основываются выводы заключения, не приводится. Расчеты, положенные в основу вывода о возможности переноса спорного участка канализационной сети без изменения функционального назначения и несоразмерных стоимости объектов затрат, а также основания вывода об отсутствии вреда объекту в случае переноса, суду не представлены. В связи с изложенным, суд не находит возможным использовать данное заключение в качестве доказательства того, что спорные объекты относятся к движимому имуществу, и положить заключение в основу решения суда. Кроме того, представленная копия заключения не соответствует требованиям ч. 2 ст. 71, ч.ч. 5,6 ст. 67 ГПК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (п. 11) как вид сооружений предусмотрены линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Принимая во внимание положения статьи 130 ГК РФ, суд приходит к выводу о том, что по своим техническим характеристикам спорный объект относятся к линейным сооружениям. При перемещении таких конструкций в другое место их функциональное назначение утрачивает смысл, в связи чем, следует относить данный вид объектов к недвижимому имуществу.

Согласно ст. 133.1 ГК РФ, недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.

Как следует из разъяснений, приведенных в п. п. 38, 39 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ», вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абз. 1 п. 1 ст. 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абз. 2 п. 1 ст. 130 ГК РФ). По смыслу ст. 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (п. 1 ст. 130 ГК РФ). Поэтому, в частности, являются недвижимыми вещами здания и сооружения, построенные до введения системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, даже в том случае, если ранее возникшие права на них не зарегистрированы. Равным образом правомерно возведенное здание или сооружение является объектом недвижимости, в том числе до регистрации на него права собственности лица, в законном владении которого оно находится. Недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс. Согласно ст. 133.1 ГК РФ, в качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты). При этом в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. В силу прямого указания статьи 133.1 ГК РФ в отсутствие названной регистрации такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом. Согласно статье 133.1 ГК РФ части единого недвижимого комплекса (например, линейного объекта) могут быть расположены на различных земельных участках. Поэтому отказ органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в регистрации единого недвижимого комплекса лишь на том основании, что соответствующие объекты не расположены на одном земельном участке, не соответствует положениям ст. 133.1 ГК РФ.

При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований относить канализационную сеть от КК-1 до КК-9, от КК-9 до КК-2, от КК-10 до КК-11, от КК-11 до КК-2 и от КК-2 до КК-3 общей протяженностью 208,53 п.м., линия которой выполнена из п/э труб Д=150 мм., протяженностью 101,83 п.м. и 6 колодцев, и п/э труб Д=200 мм, протяженностью 19,6 п.м. и 1 колодца, их п/э труб Д=300 мм, протяженностью 82,1 п.м. и 5 колодцев, расположенную по адресу: ... к движимым вещам.

С учетом того, что спорный объект обладает признаками недвижимой вещи, для него предусмотрен иной порядок признания права муниципальной собственности вследствие отнесения к бесхозяйным.

Применение в отношении спорных объектов порядка признания бесхозяйными и обращения в муниципальную собственность движимых вещей в отсутствие достаточных оснований повлечет нарушения, в том числе налогового законодательства и незаконное освобождение данного имущества от налогообложения.

Вопросы, касающиеся принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931. Согласно названному порядку принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 290 ГПК РФ в случае, если орган, уполномоченный управлять соответствующим имуществом, обращается в суд с заявлением до истечения года со дня принятия недвижимой вещи на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, судья отказывает в принятии заявления и суд прекращает производство по делу.

Из анализа приведенных положений норм материального права следует, что действующее законодательство предписывает в обязательном порядке постановку на учет спорного недвижимого имущества как бесхозяйного и с этой целью требует подачи заявления органом местного самоуправления для проведения процедуры обращения бесхозяйных сетей в собственность муниципального образования, на территории которого оно находится.

Таким образом, канализационная сеть по своим физическим и техническим свойствам относящаяся к объектам недвижимости в силу ст. 130 ГК РФ, должна приниматься на учет органом, регистрирующим права на недвижимость, по заявлению органа местного самоуправления.

Сведений о том, что спорная канализационная сеть была в установленном законом порядке как объект недвижимости поставлена на учет бесхозяйного имущества в органах, осуществляющих государственную регистрацию права на недвижимое имущество, суду не представлено.

При указанных обстоятельствах, суд полагает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 262 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы о признании канализационной сети от КК-1 до КК-9, от КК-9 до КК-2, от КК-10 до КК-11, от КК-11 до КК-2 и от КК-2 до КК-3 общей протяженностью 208,53 п.м., линия которой выполнена из п/э труб Д=150 мм., протяженностью 101,83 п.м. и 6 колодцев, из п/э труб Д=200 мм, протяженностью 19,6 п.м. и 1 колодца, из п/э труб Д=300 мм, протяженностью 82,1 п.м. и 5 колодцев, расположенную по адресу: ..., бесхозяйным имуществом, признании права собственности на данное имущество за муниципальным образованием городской округ город Кострома отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья