ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5942/2023 от 15.08.2023 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

11RS0001-01-2023-004611-18 Дело № 2-5942/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 августа 2023 года город Сыктывкар

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Автушина Ф.А.,

при секретаре Биглер Н.А.,

с участием представителя истца Сметаниной Н.Э.,

представителя КУМИ МОГО «Сыктывкар» Соколан Я.Е.,

представителя АМОГО «Сыктывкар» Муза Т.Н.,

представителя МАОУ «СОШ №...» Дышева А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о.прокуратура Республики Коми в интересах муниципального образования городского округа «Сыктывкар» к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар», Горячеву Ивану Михайловичу, обществу с ограниченной ответственностью «Старовичугские тепловые сети», о признании сделок недействительными, применении последствий недействительности сделок,

у с т а н о в и л:

и.о.прокурора Республики Коми обратился в суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее КУМИ МОГО «Сыктывкар»), Горячеву Ивану Михайловичу, Обществу с ограниченной ответственностью «Старовичугские тепловые сети» (далее ООО «Старовичугские тепловые сети») с требованиями: о признании недействительным (ничтожным) договор №... о передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося собственностью МОГО «Сыктывкар», заключенный ** ** ** между КУМИ МОГО «Сыктывкар» и Горячевым И.М.; о признании недействительным (ничтожным) договор №... о передаче в аренду движимого имущества, являющегося собственностью МОГО «Сыктывкар», заключенный ** ** ** между КУМИ МОГО «Сыктывкар» и Горячевым И.М.; о признании недействительным (ничтожным) договор субаренды №..., заключенный ** ** ** между Горячевым И.М. и ООО «Старовичугские тепловые сети»; о применении последствий недействительности сделок: обязать Горячева И.М. и ООО «Старовичугские тепловые сети» возвратить КУМИ АМОГО «Сыктывкар» автономную модульную котельную (с оборудованием), площадью 42,5 кв.м., расположенную по адресу: ..., кадастровый №..., в обоснование требований указано, что органами прокуратуры проведена проверка соблюдения законодательства администрацией МОГО «Сыктывкар» при распоряжении муниципальным имуществом, в рамках которой были выявлены нарушения требований действующего законодательства при заключении договоров.

В судебном заседании представитель истца требования иска поддержала, указав, что дополнительной проверкой установлено, что на сегодняшний день договоры расторгнуты, регистрация сделок осуществлена, в связи с чем, на требованиях о применении последствий недействительности сделок прокуратура не настаивает ввиду возвращения имущества. Полагала, что срок исковой давности не является пропущенным.

Представитель ответчика КУМИ МОГО «Сыктывкар» просила применить срок исковой давности.

Представитель третьего лица АМОГО «Сыктывкар» поддержал позицию представителя КУМИ МОГО «Сыктывкар», полагая, что в удовлетворении требований следует отказать, в связи с пропуском годичного срока для предъявления иска.

Представитель третьего лица МАОУ «СОШ №...» позицию КУМИ МОГО «Сыктывкар» и АМОГО «Сыктывкар» поддержал.

Ответчики Горячев И.М., ООО «Старовичугские тепловые сети» участие в рассмотрении дела не принимали, каких-либо ходатайств в адрес суда не направляли. Ответчик Горячев И.М. присутствовал в судебном заседании ** ** **, ООО «Старовичугские тепловые сети» от получения судебной корреспонденции на все судебные заседания уклонилось.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего дела, оценив их в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит требования истца подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.

Судом установлено,

** ** ** между КУМИ МОГО «Сыктывкар» и Горячевым И.М. заключен договор №... о передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося собственностью МОГО «Сыктывкар», предметом которого является – передача в аренду Горячеву И.М. здания автономной модульной котельной площадью 42,5 кв.м., расположенной по адресу: ... кадастровый №....

Также, ** ** ** между КУМИ МОГО «Сыктывкар» и Горячевым И.М. заключен договор №... о передаче в аренду движимого имущества, являющегося собственностью МОГО «Сыктывкар», предметом которого является – передача в аренду Горячеву И.М. оборудования в автономной котельной, которое используется в целях бесперебойного предоставления коммунальных услуг и недопущения аварийных ситуаций.

** ** ** на основании договора №... Горячев И.М. передал в субаренду ООО «СТС» сооружение теплоснабжения (котельную с оборудованием, согласно Приложению 1), находящееся по адресу: ...

Как указано в иске, при заключении договоров нарушены требования федерального законодательства, что влечет за собой их недействительность.

В рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №295, направленной на создание новых мест в общеобразовательных организациях, соответствующих современным условиям обучения, построены и ** ** ** введены в эксплуатацию здание МАОУ «СОШ №...» в пгт.Краснозатонский на 600 новых ученических мест и автономная модульная котельная.

Согласно технической документации автономная модульная котельная состоит из здания площадью 42 кв.м. и технологического оборудования (76 видов), предназначенного для выработки и передачи тепловой энергии в здание образовательного учреждения.

Право собственности на автономную модульную котельную зарегистрировано ** ** ** за администрацией МОГО «Сыктывкар». Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимого имущества, объект идентифицируется адресом: ..., .... Кадастровый номер объекта №..., кадастровая стоимость не определена.

Согласно пункту 5.1 статьи 2 Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к объектам теплоснабжения относятся, в том числе, источники тепловой энергии (далее Закон о теплоснабжении).

В соответствии с пунктом 3.1 "Свода правил. Котельные установки. Актуализированная редакция СНиП II-35-76", утв. Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 944/пр, котельная - комплекс зданий и сооружений с котельными установками и вспомогательным технологическим оборудованием, предназначенными для выработки тепловой энергии в целях теплоснабжения.

В силу положений пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа является вопросом местного значения городского округа.

Действующим законодательством предусмотрены гарантии надежности теплоснабжения, что соотносится с полномочиями органов местного самоуправления по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории муниципальных образований, в том числе, учет объектов теплоснабжения, принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

К вопросам местного значения городского округа относится: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п. 4 ч. 1 ст. 16 Федеральный закон N 131-ФЗ); организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья (п. 13 ч. 1 ст. 16 Федеральный закон N 131-ФЗ).

В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями, в том числе, по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.

В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".

Согласно Устава МО ГО "Сыктывкар" администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар" является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми.

Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Постановлением администрации МОГО «Сыктывкар» от ** ** **№... принято решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды недвижимого имущества МОГО «Сыктывкар» в электронной форме, открытый по составу участников, с открытой формой подачи предложений о цене, в отношении объекта: здание автономной модульной котельной, кадастровый №..., общая площадь 42,5 кв.м., расположенное по адресу: ... Постановлением также установлены условия аукциона. Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от ** ** ** по извещению №... участниками открытого аукциона с открытой формой подачи предложение о размере цены недвижимого имущества признаны следующие участники: Горячев И.М., МУП «Управление капитального ремонта» МОГО «Сыктывкар». По итогам аукциона, право на заключение договора аренды недвижимого имущества признано за Горячевым И.М., между Комитетом и Горячевым И.М. заключен договор от ** ** **№... о передаче в аренду недвижимого имущества сроком на 10 лет.

Администрация МОГО «Сыктывкар» указывает, что торги проведены с полным соблюдением требований законодательства в указанной области, не соглашаясь с выводом истца о том, что исключительно юридические лица и индивидуальные предприниматели могут выступать в качестве теплоснабжающей организации и заключить соответствующие договора.

Довод о законности проведения торгов судом отклоняется, поскольку законность их проведения не оспаривалась в ходе рассмотрения дела, оспариваются исключительно последующие сделки.

С иными доводами администрации МОГО «Сыктывкар» суд не соглашается, в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Федеральный закон №135-ФЗ) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Статьей 28.1 Федерального закона "О теплоснабжении" установлены особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

Согласно части 1 указанной нормы передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры, за исключением случая, предусмотренного статьей 28.5 данного Федерального закона (часть 5 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении).

К участию в конкурсе заявитель не допускается при несоответствии условий его заявки предельным значениям критериев конкурса, установленным конкурсной документацией (часть 16 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении), а победителем конкурса признается участник конкурса, предложивший наиболее наилучшие условия, соответствующие дисконтированной выручке участника конкурса, для которого определено ее минимальное значение (часть 17,18 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении).

Как следует из ст.2 Закона о теплоснабжении теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

Здание котельной и входящее в ее состав движимое имущество фактически являются единым муниципальным объектом теплоснабжения (источники тепловой энергии, тепловые сети или их совокупность – ст.2 Закона о теплоснабжении), соответственно Горячев И.М., фактически взял в аренду данный объект, обеспечивающий отопление школы, и в понимании ст.2 Закона о теплоснабжении, стал являться теплоснабжающей организацией.

Однако как следует из понятия теплоснабжающей организации в ст.2 Закона о теплоснабжении, теплоснабжающей организацией могут быть исключительно юридически лица и индивидуальные предприниматели.

Таким образом, особенностью не только конкурса муниципального объекта теплоснабжения является, а также последующих сделок, заключенных на основе его результатов: возможность участия в них только субъектов предпринимательской деятельности в форме организаций и индивидуальных предпринимателей; запрет на передачу в аренду муниципального имущества другим лицам. Так, правом владеть на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения и осуществлять продажу произведенной или приобретенной тепловой энергии (мощности), теплоносителя обладают исключительно организации или индивидуальный предприниматель (пункт 11 статьи 28.3 Закона о теплоснабжении), а арендатору прямо запрещается передача прав и обязанностей по договорам аренды, безвозмездного пользования и по другим договорам (часть 2 статьи 28.3 Закона о теплоснабжении).

Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о наличии в действиях должностных администрации МО ГО «Сыктывкар» нарушений требований федерального законодательства при заключении обозначенных в иске сделках, а также по даче разрешения на передачу объекта теплоснабжения в субаренду.

Согласно абзацу 4 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.

В силу пункта 2 статьи 168 ГК РФ, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.

Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы, например, сделки о залоге или уступке требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (пункт 1 статьи 336, статья 383 ГК РФ), сделки о страховании противоправных интересов (статья 928 ГК РФ) (п.75 Постановления).

Таким образом, сделка, при совершении которой был явно нарушен выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной, как посягающая на публичные интересы. Следовательно, договоры аренды №... и 08/22 от ** ** **, договор №... субаренды от ** ** ** заключены с нарушением требований, предусмотренных федеральным законодательством, и в силу п.2 ст.168 ГК РФ являются ничтожными.

Требования истца о признании недействительным (ничтожным) договор №... о передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося собственностью МОГО «Сыктывкар», заключенный ** ** ** между КУМИ МОГО «Сыктывкар» и Горячевым И.М.; договор №... о передаче в аренду движимого имущества, являющегося собственностью МОГО «Сыктывкар», заключенный ** ** ** между КУМИ МОГО «Сыктывкар» и Горячевым И.М.; договор субаренды №..., заключенный ** ** ** между Горячевым И.М. и ООО «Старовичугские тепловые сети» подлежат удовлетворению.

Довод ответчика о том, что договоры не могут быть признаны недействительными без признания недействительными торгов, несостоятелен.

В соответствии с пунктом 1 статьей 449 ГК Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах: на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока: были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.

Согласно пункту 2 статьи 449 ГК Российской Федерации признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса.

При этом, положения статьи 449 ГК РФ о недействительности торгов, проведенных с нарушением правил, установленных законом, не исключают возможность самостоятельного оспаривания заключенных на торгах сделок по иным основаниям, не связанным с нарушениями процедурного характера. Договор, заключенный по результатам торгов, может быть признан недействительным без проверки законности проведения торгов и признания их недействительными, поскольку точное соблюдение правил проведения торгов само по себе не гарантирует правомерности заключенного на них договора.

Также судом отклонен довод о применении годичного срока исковой давности. Ответчик указывает, что срок исковой давности пропущен, поскольку исчисляется с момента проведения торгов. Протокол проведения торгов был подписан ** ** **, опубликован на электронных площадках, исковое заявление в суд подано 05.04.2023г.

Согласно п. 1 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (п. 3 ст. 166) составляет три года.

Оставшаяся часть требований истца о применении последствий недействительности сделок: обязании Горячева И.М. и ООО «Старовичугские тепловые сети» возвратить КУМИ АМОГО «Сыктывкар» автономную модульную котельную (с оборудованием), удовлетворению не подлежат, поскольку договоры аренды ** ** ** расторгнуты по соглашению сторон, арендатором передано имущество (акт приема-передачи от ** ** **).

руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования и.о.прокурора Республики Коми (ИНН Прокуратуры Республики Коми 1101481623) в интересах муниципального образования городской округ Сыктывкар к комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Сыктывкар» (ИНН 1101482360), Горячеву Ивану Михайловичу ..., ООО «Старовичугские тепловые сети» ИНН 3702218356 о признании сделок недействительными, примени последствий недействительности сделок – удовлетворить частично.

Признать ничтожными договор от ** ** **№... о передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося собственностью МО ГО «Сыктывкар», и договор от ** ** **№... о передаче в аренду движимого имущества, являющегося собственностью МО ГО «Сыктывкар», заключенные между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Сыктывкар» и Горячевым Ивановм Михайловичем.

Признать ничтожным договор субаренды №..., заключенный ** ** ** между Горячевым Иваном Михайловичем и ООО «Старовичугские тепловые сети».

Исковые требования в оставшейся части - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Ф.А.Автушин