УИД 11RS0002-01-2020-000536-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Воркута Республика Коми 18 марта 2020 года
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Солодиловой Е.Ю., при секретаре судебного заседания Засориной С.Е., с участием транспортного прокурора Коржанова О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-594/2020 по иску транспортного прокурора г.Воркуты в защиту интересов Российской Федерации к Акционерному обществу «Комиавиатранс» об обязании совершить определенные действия,
установил:
Транспортный прокурор обратился в суд с иском к ответчику, с учётом уточнения, в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия АО «Комиавиатранс» и возложении обязанности по проведению экспертизы промышленной безопасности с целью определения возможности дальнейшей безопасной эксплуатации насосной станции № 2 приемного склада на территории филиала АО «Комиавиатранс» «Аэропорт Воркута». Требования мотивированы нарушением законодательства о промышленной безопасности.
В судебном заседании помощник транспортного прокурора О.В. Коржанов поддержал исковые требования.
Ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, письменный отзыв на иск не предоставил. На основании ст. 167 ГПК суд рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
По нормам ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Нормы ст.20, 37, 41 Конституции Российской Федерации предусматривают право каждого на жизнь, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, охрану здоровья. Нарушения требований промышленной безопасности самим фактом своего существования создают непосредственную угрозу для жизни и здоровья работников, занятых в работе данной организации, иных лиц, непосредственно пользующихся спектром её услуг, а также негативно влияют на целостность позиции государства по обеспечению защиты жизни и здоровья граждан. Таким образом, обращение за судебной защитой является способом реализации прокурором полномочий по защите публичных интересов.
В соответствии с п.п. «6» п.1 ст.48.1 Градостроительного кодекса РФ к особо опасным и технически сложным объектам относятся объекты инфраструктуры воздушного транспорта, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.
В свою очередь, ч.2 ст.7.1 Воздушного кодекса РФ к особо опасным, технически сложным объектами инфраструктуры воздушного транспорта относит взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, места стоянок воздушных судов и перроны аэродромов с искусственным покрытием с длиной взлетно-посадочной полосы 1300 метров и более, аэровокзалы (терминалы) пропускной способностью 100 пассажиров в час и более, региональные и районные диспетчерские центры единой системы организации воздушного движения, командно-диспетчерские и стартовые диспетчерские пункты высотой более трех этажей или площадью 1500 квадратных метров и более, за исключением командно-диспетчерских и стартовых диспетчерских пунктов модульного (контейнерного) типа, а также объекты инфраструктуры воздушного транспорта, в состав которых входят объекты, относящиеся в соответствии с настоящим пунктом к особо опасным, технически сложным объектам.
Согласно свидетельству о регистрации А25-02039 склад ГСМ аэропорта Воркута внесен в Реестр опасных производственных объектов, дата регистрации 12.06.2013.
Насосная станция № 2 приемного склада расположена на объекте «Склад ГСМ аэропорта Воркута», имеющего III класс опасности, год ввода в эксплуатацию 1987.
Положения Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", как следует из преамбулы, распространяются все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к:
- деятельности в области промышленной безопасности, в том числе работникам опасных производственных объектов, экспертам в области промышленной безопасности;
- безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
- обоснованию безопасности опасного производственного объекта.
Нормы и правила промышленной безопасности устанавливаются и утверждаются соответствующими приказами Ростехнадзора, иными нормативными актами, как общего назначения, так и по отраслям промышленности.
В соответствии с ч.2 ст.3 Закона о промышленной безопасности требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
По нормам ч.2 ст.7 Закона о промышленной безопасности, если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем; а также при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет.
Аналогичная норма содержится в п.6 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538.
Проведенной транспортной прокуратурой с привлечением специалиста Ростехнадзора в период с 18.07.2018 по 26.07.2018 проверкой установлено отсутствие подтверждения в виде экспертной оценки возможности безопасной эксплуатации сооружения – насосной станции № 2 приемного склада ГСМ в составе опасного производственного объекта. О наличии нарушения в числе иных указывает в справке от 18.07.2018 старший государственный инспектор Воркутинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора Епищев В.В.
Представление Воркутинской транспортной прокуратуры от 26.07.2018 23/1-3-2018/67 в данной части не исполнено до настоящего времени, доказательства от браного ответчиком не представлены
Таким образом, установленные в деятельности ответчика нарушения до настоящего времени не устранены, его бездействие нарушает требования действующего законодательства, в связи с чем имеются основания для применения способа защиты права, предусмотренного ст.12 ГК РФ. При таких обстоятельствах в соответствии с приведенными правовыми нормами заявленные требования подлежат удовлетворению.
Указанный истцом срок, в течение которого ответчику надлежит исполнить возложенные на него обязанности, суд применительно к положениям ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, учитывая объем подлежащих устранению нарушений, полагает разумным и достаточным.
В соответствии со статьёй 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
решил:
Возложить на Акционерное общество «Комиавиатранс» обязанность по проведению экспертизы промышленной безопасности с целью определения возможности дальнейшей безопасной эксплуатации насосной станции № 2 приемного склада, расположенного на территории филиала АО «Комиавиатранс» «Аэропорт Воркута», в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с Акционерного общества «Комиавиатранс» (ИНН 1101141183, ОГРН 1131101002670) государственную пошлину в размере 300 рублей в бюджет Муниципального образования городского округа «Воркута».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 19.03.2020.
Председательствующий Е.Ю. Солодилова