ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-594/20 от 24.04.2020 Горячеключевской городского суда (Краснодарский край)

к делу № 2-594/2020

23MS0018-01-2020-000490-51

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Горячий Ключ 24 апреля 2020 года

Горячеключевской городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Гришичкина В.Н.

при секретаре Полькиной Г.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску МОО «Комитет по защите прав потребителей» в интересах ФИО1 к ООО КБ «Ренессанс Кредит» о защите прав потребителя,

У С Т А Н О В И Л:

Межрегиональная общественная организация «Комитет по защите прав потребителей» обратилась к мировому судье судебного участка №«...»<адрес> в интересах ФИО1 к ООО КБ «Ренессанс Кредит» о защите прав потребителя, а именно, о взыскании платы за подключение к сервис - пакету «Финансовая защита» в размере 92 881 рубль 86 копеек, неустойки в размере 92 881 рубль 86 копеек, компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей, штрафа в размере 50% от взысканной суммы в пользу ФИО1 и штрафа в размере 50% от взысканной суммы в пользу МОО «Комитет по защите прав потребителей».

На основании определения мирового судьи судебного участка №«...»<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело было передано для рассмотрения в Горячеключевской городской суд <адрес> по подсудности.

В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО КБ «Ренессанс Кредит» и ФИО1 был заключен кредитный догово𠹫...» на сумму 699 952 рубля 86 копеек, срок возврата кредита до ДД.ММ.ГГГГ, с условием уплаты процентов за пользование денежными средствами в размере 19,7% годовых. При заключении кредитного договора на основании согласия, ФИО1 был подключен к сервис - пакету «Финансовая защита». Плата за подключение к сервис - пакету составила 92 881 рубль 86 копеек. Согласно выписке по лицевому счету от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 произвел оплату комиссии за сервис - пакету «Финансовая защита».

Разделом 8.1 Общих условий предоставления кредитов и выпуска банковских карт физическим лицам ООО КБ «Ренессанс Кредит» указано о праве отказаться от подключения к сервис - пакету «Финансовая защита» в течение десяти календарных дней со дня подписания кредитного договора, в этом случае подключение к сервис -пакету «Финансовая защита» аннулируется, а уплаченная комиссия за подключение к услуге подлежит возврату в полном объеме ( п. ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направил почтовой связью ответчику заявление о расторжении договора предоставления услуги сервис - пакет «Финансовая защита» и возврате уплаченных Банку денежных средств в размере 92 881 рубль 86 копеек, которое Банком было получено ДД.ММ.ГГГГ. Однако, денежные средства ФИО1 до настоящего времени не возвращены.

Так как ФИО1 сервис - пакет «Финансовая защита» не использовал, кроме того, данная услуга не разовая, а длящаяся во времени, и к моменту отказа от нее не была оказана, поэтому ООО КБ «Ренессанс Кредит» обязано возвратить истцу плату за указанный сервис-пакет.

В связи с тем, что ответчик в установленный ст. 31 Закона РФ «О защите прав потребителей» десятидневный срок, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, законные требования потребителя не исполнил, денежные средства не возвратил, за каждый день просрочки подлежит взысканию неустойка в соответствии с п. 5 ст. 28 настоящего Закона за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за 116 дней, что составляет 323 229 рублей, но не более суммы платы за услугу в размере 92 881 рубль 86 копеек.

Размер подлежащей взысканию компенсации морального вреда, в связи с неисполнением ответчиком условий о возврате уплаченной суммы за сертификат при своевременном отказе от него, истец оценивает в 5 000 рублей.

Кроме этого, истец просил суд взыскать с ООО КБ «Ренессанс Кредит» в пользу ФИО1, а так же в пользу МОО «Комитет по защите прав потребителей» штраф в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя по 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Представитель МОО «Комитет по защите прав потребителей» и истец ФИО1 в судебное заседании не явились. О рассмотрении дела извещены надлежащим образом. В исковом заявлении председатель МОО «Комитет по защите прав потребителей» просил рассмотреть дело без участия их представителя. Кроме этого в материалах дела имеется заявление ФИО1 в котором он так же просил рассмотреть заявленные исковые требования в его отсутствие.

Представитель ответчика - ООО КБ «Ренессанс Кредит» в судебное заседание не явился, но направил в суд возражение на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело без его участия, против удовлетворения заявленных требований возражал на том основании, что заявление о выдаче кредита на неотложные нужды предусматривает отказ от подключения к услуге сервис-пакет «Финансовая защита», однако, подписывая такое заявление ФИО1 выразил согласие на приобретение указанной услуги, кроме этого, оплатил ее за счет кредитных средств. Подключение к сервис - пакету «Финансовая защита» ему не навязана, выбрана им добровольно. При заключении договора истец согласовал условия о содержании услуги, ее стоимости, порядке оказания, добровольности услуги, принял на себя обязательства по исполнению условий договора. Условия договора полностью соответствуют требованиям закона. При этом, Банк оказал ФИО1 услугу сервис-пакет «Финансовая защита» в полном объеме, а именно, ДД.ММ.ГГГГ истец активировал опцию «Изменение даты платежа», что, согласно условий договора, исключает возможность возврата стоимости сервис-пакета «Финансовая защита».

Суд, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Изменение договора, в силу ст. 450 ГК РФ, возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии п.1 ст.432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ООО КБ «Ренессанс Кредит» с заявлением о выдаче кредита на неотложные нужды, офертой о заключении договора банковского счета, заявлением о подключении к сервис-пакету «Финансовая защита».

Согласно заявления ФИО1 о выдаче кредита от ДД.ММ.ГГГГ, истец выразил согласие на приобретение дополнительных платных услуг Банка, а именно подключение к сервис - пакету «Финансовая защита».

Доказательств того, что заявление ФИО1 подписал вынужденно, либо ответчик обязывал истца подписать данное заявление, суду не представлено.

Кроме того, поскольку в заявлении о выдаче кредита ФИО1 выразил согласие на приобретение услуги «подключение к сервис - пакету «Финансовая защита», то на его имя было оформлено заявление о подключении к сервис - пакету «Финансовая защита», согласно которому на момент подписания истцу предоставлена информация о добровольности услуги, необязательности услуги для получения кредита, разъяснен способ оплаты услуги, истцу предложено не подписывать заявление и не подключать сервис - пакет, если у него есть возражения по Общим условиям предоставления кредитов и выпуска банковских карт физическим лицам КБ «Ренессанс Кредит» (ООО) и иным условиям о дополнительной услуге.

Подписывая заявление о подключении к сервис - пакету «Финансовая защита» от ДД.ММ.ГГГГ истец подтвердил, что ознакомился с Общими условиями предоставления кредитов и выпуска банковских карт физическим лицам КБ «Ренессанс Кредит» (ООО), возражений не имеет, обязуется их выполнять. Кроме того, согласно заявления истец изъявил желание оплатить дополнительную услугу в кредит, не воспользовавшись возможностью оплаты за счет собственных средств. Своей подписью в заявлении истец также подтвердил, что дополнительная услуга - подключение к сервис - пакету «Финансовая защита» ему не навязана, выбрана им добровольно. На основании вышеуказанных заявлений ФИО1, ответчик сформировал оферту о заключении кредитного договора и предложил ее истцу для согласования и подписания.

Согласно оферте, сумма кредита составила 699 952 рубля 86 копеек, срок кредита -51 месяц, проценты годовые за пользование кредитом – 19,70 %.

Истец в соответствии с Общими условиями предоставления кредитов и выпуска банковских карт физическим лицам КБ «Ренессанс Кредит» (ООО) тарифами комиссионного вознаграждения КБ «Ренессанс Кредит» (ООО) по операциям с физическими лицами, являющиеся неотъемлемой частью кредитного договора, акцептовал оферту Банка путем подписания и предоставления в Банк.

Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком был заключен договор предоставления кредита на неотложные нужды №«...». Истец полностью согласился и обязался неукоснительно соблюдать положения Условий, Правил Дистанционного Банковского Обслуживания, Тарифов, о чем имеется подпись. Кроме того, Условия, Тарифы и Правила размещены в режиме свободного доступа во всех офисах Банка и на официальном сайте Банка.

Согласно п. 2.1.2 кредитного договора Банк принял на себя обязательства по предоставлению услуги сервис - пакет «Финансовая защита», а истец обязался уплатить Банку комиссию за подключение к сервис-пакету «Финансовая защита» в размере 92 881рубль 86 копеек. Стоимость услуги «подключение к сервис - пакету «Финансовая защита» была рассчитана Банком, в полном соответствии с Тарифами и условиями кредитного договора.

Кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от ДД.ММ.ГГГГ N 395-1).

На основании п.7 ст.5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» от ДД.ММ.ГГГГ № 353-ФЗ Общие условия договора потребительского кредита (займа) не должны содержать обязанность заемщика заключить другие договоры либо пользоваться услугами кредитора или третьих лиц за плату.

Согласно п. 9 кредитного договора №«...» в случае заключения кредитного договора Банк и клиент заключают договор счета. Заключение иных договоров не требуется.

Согласно п. 14 Индивидуальных условий, заключение клиентом кредитного договора означает принятие клиентом условий полностью и согласие клиента со всеми его положениями.

В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Общих условий услуга - подключение к сервис - пакету «Финансовая защита» осуществляется исключительно на добровольной основе, по желанию и с согласия клиента и не является обязательным условием выдачи кредита. Нежелание клиента воспользоваться услугой - подключение к сервис-пакету «Финансовая защита» не может послужить причиной отказа Банка в предоставлении кредита или ухудшить условия кредитного договора. За подключение к сервис - пакету «Финансовая защита» Банком взимается плата (комиссия) в размере и порядке, предусмотренном в договоре предоставления кредита на неотложные нужды и/или Тарифами Банка. Оплата комиссии за подключение к сервис-пакету «Финансовая защита» производится клиентом за счет собственных средств путем внесения на соответствующий счет клиента в Банке или по желанию клиента ему может быть предоставлен кредит на оплату комиссии за подключение к сервис - пакету «Финансовая защита». В случае предоставления кредита на оплату комиссии за подключение к сервис - пакету «Финансовая защита», сумма комиссии включается в общую сумму Кредита. Банк предоставляет Кредит на уплату комиссии за подключение сервис - пакета «Финансовая защита» исключительно по желанию и с согласия клиента. Банк вправе списать со счета денежные средства (часть кредита) в оплату комиссии за подключение к сервис-пакету «Финансовая защита» в соответствии с условиями договора предоставления кредита на неотложные нужды и договора счета ( п.ДД.ММ.ГГГГ).

В рамках сервис - пакета «Финансовая защита» по договору предоставления кредита на неотложные нужды Банк предоставляет клиенту, следующие услуги (п.8.7.4): изменение даты платежа (п.8.1.3); пропуск платежа по кредиту (п.8.1.4); уменьшение суммы платежа (п.8.1.5); кредитные каникулы (п. 8.1.5), отказ от взыскания (п. 8.1.8).

По условиям договора клиент вправе отказаться от подключения к сервис-пакету «Финансовая защита», предоставив заявление по форме Банка в офис Банка или по Почте России в течение 10 календарных дней с даты оплаты комиссии за подключение. В этом случае подключение к сервис-пакету «Финансовая защита» аннулируется, а уплаченная комиссия за подключение подлежит возврату в полном объеме в течение 30 календарных дней с даты получения Банком заявления (за исключением случая подключения к сервис-пакету «Финансовая защита» до истечения 10 календарных дней с даты оплаты комиссии в связи с использованием клиентом опции «Перенос даты платежа», в этом случае комиссия за подключение клиенту не возвращается в связи с использованием клиентом сервис-пакета «Финансовая защита») (п.ДД.ММ.ГГГГ).

Отказ от использования сервис- пакета «Финансовая защита» не влечет за собой прекращение действия договора предоставления кредита на неотложные нужды и обязательств клиента по погашению кредита в полном объеме (п.ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно выписке по лицевому счету, ДД.ММ.ГГГГ на счет ФИО1 поступила сумма кредита в размере 699 952 рубля 86 копеек, из которых 2 000 рублей Банк списал в счет оплаты за подключение к «SMS -оповещению по кредиту», 92 881 рубль 86 копеек - в счет оплаты за подключение к сервис - пакету «Финансовая защита».

Как установлено в судебном заседании, до заключения кредитного ФИО1 получил информацию о существенных условиях кредитного договора, содержащуюся в оферте банка, Общих и индивидуальных условиях, о содержании, порядке оказания и стоимости дополнительных услуг Банка, порядке выбора услуг и отказа от услуг. Данный факт подтверждается подписанными ФИО1 заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ, акцептованной офертой Банка о заключении кредитного договора, Условиями и Тарифами.

Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ Общих условий, услуга - подключение к сервис-пакету «Финансовая защита» считается оказанной клиенту в полном объеме, а обязательства Банка по услуге прекращенными надлежащим исполнением на 11 календарный день с даты оплаты комиссии за подключение к сервис-пакету «Финансовая защита», за исключением случая, если в течение 10 календарных дней с момента оплаты комиссии клиент не обратился в Банк с заявлением об отказе от услуги - подключение к сервис-пакету «Финансовая защита» в порядке, предусмотренном настоящими условиями, а так же за исключением использования клиентом опции «изменение даты платежа» до истечения указанного срока. В случае использования клиентом опции «Изменение даты платежа», услуга - подключение к сервис-пакету «Финансовая защита» считается оказанной в дату соответствующего обращения клиента.

Установлено и представленными суда доказательствами подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1, обратился на горячую линию Банка, прошел проверку персональных данных и активировал опцию «Изменение даты платежа», выбрал удобную для себя дату для оплаты кредита. Услуга по «Изменению даты платежа» была активирована. Сервис - пакет «Финансовая защита» был активирован согласно Общим условиям. ФИО1 перенес дату платежа, установленную кредитным договором и Графиком платежей. Дата ежемесячного платежа была изменена с 05 числа каждого месяца на 15 число каждого месяца, тем самым дата последнего платежа изменилась на новую дату платежа. Соответственно, был увеличен срок кредитования.

Подключение сервис - пакета «Финансовая защита» было произведено Банком ДД.ММ.ГГГГ, после активации опции «перенос даты платежа».

Таким образом, Банк оказал услугу в полном объеме, истец воспользовался предоставленной услугой, что в соответствии с условиями договора исключает возможность возврата стоимости за подключение к сервис-пакету «Финансовая защита».

ДД.ММ.ГГГГ истец почтовой корреспонденцией направил ответчику заявление с требованием об отказе от услуги сервис- пакета «Финансовая защита» и возврате уплаченной комиссии. Однако, данная претензия поступила ответчику ДД.ММ.ГГГГ, в день активации опции «изменение даты платежа», истец фактически воспользовался услугой.

Следовательно, истец добровольно подключился к сервис-пакету «Финансовая Защита» и воспользовался опцией из данного пакета, а именно, опцией «перенос даты платежа», в связи с чем услуга была подключена и оказана ФИО1 в момент подключения данной опции ДД.ММ.ГГГГ. Так как ФИО1 воспользовался опцией «перенос даты платежа», согласно п.ДД.ММ.ГГГГ Общих условий предоставления кредитов и выпуска банковских карт физическим лицам КБ «Ренессанс Кредит» (ООО), сумма комиссии возврату не подлежит.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу пункта 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

При заключении договора ФИО1 согласовал условия о содержании услуг, их стоимости, порядке оказания, добровольности услуг, принял на себя обязательства по исполнению условий договора. Указанные условия полностью соответствуют требованиям закона. На момент обращения истца с отказом от дополнительных платных услуг ответчик оказал услуги в полном объеме, получил плату, согласованную сторонами в кредитном договоре.

Анализируя представленные доказательства, принимая во внимание требования законодательства, суд пришел к выводу, что правовые основания для возврата денежных средств, уплаченных истцом за оказанную ответчиком услугу - подключение к сервис - пакету «Финансовая защита», отсутствуют. При заключении кредитного договора права истца нарушены не были, требования Закона РФ «О защите прав потребителей» Банком соблюдены. Кроме того, Банк обеспечил истцу возможность выбора услуг и отказа от услуг. Получив заявление ФИО1 о возврате платы за оказанную услугу, ответчик направил истцу письменный ответ с разъяснениями о наличии в договоре необходимой информации об услуге, соответствии условий договора нормам законодательства РФ, и о наличии условий договора, предусматривающих порядок отказа от услуги.

При таких обстоятельствах, учитывая, что исковые требования ФИО1 не нашли свое подтверждение в судебном заседании, суд не усматривает оснований для их удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления МОО «Комитет по защите прав потребителей» в интересах ФИО1 к ООО КБ «Ренессанс Кредит» о защите прав потребителя, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца через Горячеключевской городской суд.

Судья -