ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-594/20 от 30.10.2020 Дигорского районного суда (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело № 2-594/20

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 октября 2020 года г.Дигора

Дигорский районный суд РСО-Алания в составе председательствующего судьи Темираева А.В.,

при секретаре судебного заседания Тогузаевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Дигорского района РСО-Алания в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Фундук» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушение требований пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. прокурора Дигорского района РСО-Алания в интересах неопределенного круга лиц обратился за судебной защитой с требованием обязать ответчика устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности.

В ходе судебного разбирательства истец заявленные требования изменил, окончательно просил суд: признать незаконным бездействие ООО «Фундук», выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности; обязать ООО «Фундук» устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности на АЗС ООО «Фундук», расположенной по адресу: ..., ......, а именно: обеспечить прохождение руководителем и работниками АЗС ООО «Фундук», обучения мерам пожарной безопасности путем прохождения пожарно-технического минимума; оснастить светильники помещения АЗС ООО «Фундук» колпаками (рассеивателями), предусмотренным конструкцией светильника; нанести на покрытие дорог ООО «Фундук» отличительную разметку или иные визуальные указатели (расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем должно быть не менее 1 метра, при этом для каждого транспортного средства обеспечивается возможность маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции); оснастить АЗС ООО «Фундук» жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории автозаправочной станции, нанести на покрытие дорог АЗС ООО «Фундук» отличительную разметку или иные визуальные указатели; оснастить заправочный островок АЗС ООО «Фундук» для заправки легкового транспорта не менее чем 2 огнетушителями либо одним покрывалом (для изоляции очага возгорания) и 1 огнетушителем, а для заправки в том числе грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники оснастить не менее чем 2 передвижными огнетушителями либо 4 покрывалами (для изоляции очага возгорания) и 1 огнетушителем; проводить учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки имеющихся огнетушителей АЗС ООО «Фундук» в специальном журнале произвольной формы; разработать декларацию пожарной безопасности в АЗС ООО «Фундук»; у топливораздаточных колонок АЗС ООО «Фундук» обеспечить периодичность осмотра и проверки огнетушителей, а также своевременную перезарядку огнетушителей; у противопожарного резервуара (водоема) и по направлению движения к нему АЗС ООО «Фундук» установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации), на которых должны четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Дигорского района на основании задания прокуратуры РСО- Алания от ...... об организации проверки законности эксплуатации опасных производственных объектов с привлечением специалистов отдела надзорной деятельности по Дигорскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по РСО-Алания проведена проверка исполнения требований законодательства ООО «Фундук» при эксплуатации автозаправочной станции, расположенной по адресу: ..., ......), в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности при эксплуатации указанной АЗС.

Как установлено в ходе проверки с привлечением специалистов отдела надзорной деятельности по Дигорскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по РСО- Алания на территории, в зданиях и сооружениях АЗС, расположенной по адресу: ..., ......), осуществляющей деятельность по реализации нефтепродуктов, имеются нарушения требований пожарной безопасности, а именно: -Руководитель и работник не прошли обучение мерам пожарной безопасности путем прохождения пожарно-технического минимума, (ст.ст.3, 4, 6 № 123-ФЗ от 22.07.2008; ч.4 ст.4 ФЗ-117; п.3 ППР в РФ № 390 от 25.04.2012); -В помещениях АЗС эксплуатируются светильники со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника, (ст.З, ст. 4 и ст.6 № 123-Ф3 от 22.07.2008; ч.4 ст.4 ФЗ-1 17; п. 42 «в» ППР в РФ № 390 от 25.04.2012); -На покрытие дорог не наносится отличительная разметка или иные визуальные указатели (расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем должно быть не менее 1 метра, при этом для каждого транспортного средства обеспечивается возможность маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции), (ст.3, ст.4 и ст.6 № 123-ФЭ от 22.07.2008; чА ст.4 ФЗ-1 17; п. 450 «в» ППР в РФ № 390 от 25.04.2012); -АЗС не оснащен жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории автозаправочной станции, На покрытие дорог" не наносится отличительная разметка или иные визуальные указатели, (ст.3, ст.4 и ст.6 № 123-Ф3 oт 22.07.2008; ч.4 ст.4 ФЗ-1 17; п. 455 ППР в РФ № 390 от 25.04.2012); -Заправочный островок для заправки легкового транспорта не оснащен не менее чем 2 огнетушителями либо одним покрывалом (для изоляции очага возгорания) и 1 огнетушителем, так же для заправки в том числе грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники не оснащен не менее чем 2 передвижными огнетушителями либо 4 покрывалами (для изоляции очага возгорания) и I огнетушителем, (ст.3, ст.4 и ст.6 № 123-Ф3 от 22.07.2008; ч.4 ст.4 ФЗ-1 17: п. 457 Г1Г1Р в РФ № 390 от 25.04.2012); -Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки имеющихся огнетушителей не ведется в специальном журнале произвольной формы. (ст.3, ст.4 и ст.6 № 123-Ф3 от 22.07.2008; ч.4 ст.4 ФЗ-1 17; п. 478 ППР в РФ № 390 от 25.04.2012); -На АЗС декларация пожарной безопасности не разработана, (ст.64 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ"Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"); -У топливораздаточных колонок руководство заправочной станции не обеспечивает периодичность осмотра и проверки огнетушителей, а также своевременную перезарядку огнетушителей, (п. 478 ППР в РФ № 390 от 25.04.2012г.); -У противопожарного резервуара (водоема) и по направлению движения к нем) отсутствует соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытии, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации), на которых должны четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника, (ФЗ № 123 от 22.07.2008; п.8.6 СП 8.13130.2009; п. 55 ППР в РФ № 390 от 25.04.2012г.).

Выявленные нарушения обязательных требований пожарной безопасности свидетельствуют о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан. Непринятие неотложных мер по устранению выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности может повлечь за собой причинение вреда здоровью и жизни граждан. Выявленные в ходе проверки, нарушения требуют срочного принятия мер практического характера, направленных на их устранение и недопущение впредь.

Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», данный закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

В силу подп.1 п.2 вышеуказанной статьи положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты

Нормами ст.ст.52, 53, 63, 69, 70 Федерального от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ предусмотрены способы защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара.

В силу ст.ст.34, 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане и юридические лица обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Согласно п.12 Концепции о противодействии терроризму в Российской Федерации, утв. Президентом Российской Федерации, предусмотрено, что противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется по следующим направлениям: предупреждение (профилактика) терроризма; борьба с терроризмом; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

П.15 указанной Концепции, установлено, что предупреждение (профилактика) терроризма предполагает разработку мер и осуществление мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма.

Вопреки требованиям ст.2 Федерального закона «О противодействии терроризму» принцип приоритета мер, направленных на профилактику терроризма, не стал до настоящего времени основополагающим при эксплуатации автозаправочной станции, расположенной по адресу: ..., ......). Надлежащий контроль за обеспечением антитеррористической защищенности на данном объекте не осуществляется.

Несоблюдение вышеуказанных требований противопожарной безопасности влечет существенное снижение уровня антитеррористической защищенности автозаправочной станции и в случае совершения на ее территории (в помещении) преступления террористической направленности (террористический акт, захват заложника и др.) может повлечь значительное увеличение количества пострадавших лиц, степени тяжести вреда, причиненного их здоровью, а также размера причиненного материального ущерба. Имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности на автозаправочной станции, расположенной по указанному выше адресу, создают угрозу причинения вреда жизни и здоровья граждан, находящихся на территории, зданиях и сооружениях данного объекта.

При проведении аналогичной проверки в 2019 г. на территории вышеуказанной автозаправочной станции уже выявлялись подобные нарушения правил пожарной безопасности. В адрес директора указанной АЗС в 2019 г. вносилось представление об устранении нарушений законодательства. Однако по сегодняшний день нарушения не устранены в полном объеме и имеют место быть.

В соответствии с требованиями ч.1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности создающей такую опасность.

Согласно ч.2 ст. 1065 ГК РФ если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения или иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Без устранения выявленных нарушений правил пожарной безопасности, дальнейшая эксплуатация здания невозможна.

Нормами ст.45 Конституции Российской Федерации государством гарантируется защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Согласно ст.2 Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с ч.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Положениями ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебное заседание представитель прокуроры Дигорского района РСО-Алания не явился, извещенный надлежащим образом, не просил суд об отложении рассмотрения данного дела, в связи с чем, на основании ст. 167 ГПК РФ, суд решил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

В судебное заседание представитель ответчика ООО «Фундук» – директор Сабанов А.Т. не явился, представил в адрес суда заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, также указал, что исковые требования признает в полном объеме. Письменное заявление представителя ответчика о признании исковых требований приобщено к материалам дела.

Представитель третьего лица отдел надзорной деятельности по Дигорскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по РСО-Алания- Биченов А.А., в судебное заседание не явился, представил в адрес суда заявление в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования полагал обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Суд, исследовав материалы дела, считает возможным принять признание иска ответчиком по следующим основаниям:

Согласно подп.1, 2 п.1 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3) пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

В соответствии с Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ) настоящий Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Согласно ч.3.1. ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ), пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

В силу ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ руководители организации обязаны в том числе: разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п.3. ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Материалами дела установлено следующее:

Согласно копии решения о проведении проверки ... от ... и.о. прокурора Дигорского района РСО-Алания назначена проверка АЗС «Фундук», на основании задания Прокуратуры РСО-Алания. Предмет проверки – проверка законности эксплуатации опасных производственных объектов.

Согласно копии объяснений директора ООО «Фундук» Сабанова А.М. нарушения законодательства о пожарной безопасности допущены по его вине, так как он не принял своевременные меры по их устранению.

Согласно письму ГУ МЧС России по РСО-Алания о противопожарном состоянии образовательных организаций в РСО-Алания в адрес и.о. прокурора РСО-Алания от ... в ходе проверки были выявлены нарушения противопожарной безопасности в АЗС ООО «Фундук», расположенной по адресу: ..., ......), осуществляющей деятельность по реализации нефтепродуктов, имеются нарушения требований пожарной безопасности, а именно: -Руководитель и работник не прошли обучение мерам пожарной безопасности путем прохождения пожарно-технического минимума; -В помещениях АЗС эксплуатируются светильники со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника; -На покрытие дорог не наносится отличительная разметка или иные визуальные указатели (расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем должно быть не менее 1 метра, при этом для каждого транспортного средства обеспечивается возможность маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции); -АЗС не оснащен жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории автозаправочной станции, На покрытие дорог" не наносится отличительная разметка или иные визуальные указатели; -Заправочный островок для заправки легкового транспорта не оснащен не менее чем 2 огнетушителями либо одним покрывалом (для изоляции очага возгорания) и 1 огнетушителем, так же для заправки в том числе грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники не оснащен не менее чем 2 передвижными огнетушителями либо 4 покрывалами (для изоляции очага возгорания) и I огнетушителем; -Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки имеющихся огнетушителей не ведется в специальном журнале произвольной формы; -На АЗС декларация пожарной безопасности не разработана; -У топливораздаточных колонок руководство заправочной станции не обеспечивает периодичность осмотра и проверки огнетушителей, а также своевременную перезарядку огнетушителей; -У противопожарного резервуара (водоема) и по направлению движения к нем) отсутствует соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытии, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации), на которых должны четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

Согласно копии решения ООО «Фундук» от ..., распечатке выписки из ЕГРЮЛ от ..., свидетельства о постановке на налоговый учет от ... ООО «Фундук» зарегистрировано в ЕГРЮЛ в качестве юридического лица, его директором является Сабанов А.М.

Таким образом, обеспечение пожарной безопасности способствует предупреждению терроризма, снижению последствий террористических актов. Как установлено судом, на момент рассмотрения дела, выявленные нарушения требований пожарной безопасности не устранены.Имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности на автозаправочной станции, расположенной по указанному выше адресу, создают угрозу причинения вреда жизни и здоровья граждан, находящихся на территории, зданиях и сооружениях данного объекта. Поскольку ответчик является юридическим лицом, владеет и пользуется обособленным имуществом, может выступать ответчиком в суде, то обязанность по обеспечению своевременного выполнения требований норм пожарной безопасности должна быть возложена на данное учреждение.

При изложенных обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить иски.о.прокурора Дигорского района РСО-Алания в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Фундук» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушение требований пожарной безопасности,по приведённым выше основаниям.

Согласно ч.2 ст.39 ГПК РФсуд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Поскольку признание исковых требований ответчиком способствует соблюдению прав и законных интересов истца, действующего в интересах неопределенного круга лиц не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, суд принимает признание исковых требований ответчиком ООО «Фундук».

В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Дигорского района РСО-Алания в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Фундук» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушение требований пожарной безопасности, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ООО «Фундук», выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Фундук» устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности на АЗС ООО «Фундук», расположенной по адресу: ..., ......, а именно: обеспечить прохождение руководителем и работниками АЗС ООО «Фундук», обучения мерам пожарной безопасности путем прохождения пожарно-технического минимума; оснастить светильники помещения АЗС ООО «Фундук» колпаками (рассеивателями), предусмотренным конструкцией светильника; нанести на покрытие дорог ООО «Фундук» отличительную разметку или иные визуальные указатели (расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем должно быть не менее 1 метра, при этом для каждого транспортного средства обеспечивается возможность маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции); оснастить АЗС ООО «Фундук» жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории автозаправочной станции, нанести на покрытие дорог АЗС ООО «Фундук» отличительную разметку или иные визуальные указатели; оснастить заправочный островок АЗС ООО «Фундук» для заправки легкового транспорта не менее чем 2 огнетушителями либо одним покрывалом (для изоляции очага возгорания) и 1 огнетушителем, а для заправки в том числе грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники оснастить не менее чем 2 передвижными огнетушителями либо 4 покрывалами (для изоляции очага возгорания) и 1 огнетушителем; проводить учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки имеющихся огнетушителей АЗС ООО «Фундук» в специальном журнале произвольной формы; разработать декларацию пожарной безопасности в АЗС ООО «Фундук»; у топливораздаточных колонок АЗС ООО «Фундук» обеспечить периодичность осмотра и проверки огнетушителей, а также своевременную перезарядку огнетушителей; у противопожарного резервуара (водоема) и по направлению движения к нему АЗС ООО «Фундук» установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации), на которых должны четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в месячный срок в Верховный Суд Республики Северная Осетия - Алания.

...

...

...

Судья А.В. Темираев