ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-594/2013 от 26.11.2013 Большеуковского районного суда (Омская область)

Р Е Ш Е Н И Е   именем Российской Федерации

Большеуковский районный суд Омской областив составе председательствующего судьи Шуплецова И.М., при секретаре Кользиной А.Г., с участием помощника прокурора Румянцева Р.А.   представителя ответчика МКУ «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Большие Уки

26 ноября 2013 года,

гражданское дело № 2-594/2013 по искам прокурора Большеуковского района Омской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» Большеуковского муниципального района Омской области о возложении обязанности провести инвентаризацию вредных выбросов котельной МДОУ «<данные изъяты>» и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,

у с т а н о в и л:

Прокурор района обратился в суд с указанным выше иском. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха, по результатам которой установлено, что МКУ «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» Большеуковского муниципального района Омской области до настоящего времени не получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от эксплуатируемой данным учреждением котельной МДОУ «<данные изъяты>», инвентаризация выбросов вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников не проведена, в связи с чем создается угроза причинения вреда окружающей природной среде, здоровью неопределенного круга лиц, влечет невыполнение необходимых мероприятий по охране атмосферного воздуха и предотвращению вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду в силу неконтролируемого выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу.

В судебном заседании помощник прокурора Большеуковского района Румянцев Р.А. заявленные требования поддержал по обстоятельствам иска, просил обязать МКУ «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» Большеуковского муниципального района Омской области провести инвентаризацию вредных выбросов котельной МДОУ «<данные изъяты>» и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Пояснил, что в настоящее время ответчиком эксплуатируется стационарный источник выбросов – котельная, обслуживающая вышеуказанное дошкольное образовательное учреждение, расположенная в Большеуковском районе Омской области соответственно в <адрес> При эксплуатации котельная, для производственных целей использующая твердое топливо, выбрасывает в атмосферу вредные (загрязняющие) вещества. Разрешения на производство выбросов ответчик не имеет, инвентаризация вредных выбросов котельных не произведена, чем нарушаются требования ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», статей 34, 39, 80 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Представитель ответчика по доверенности МКУ «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» ФИО1, с исковыми требованиями прокурора согласилась, пояснила, что данное учреждение создано и действует в целях материального обеспечения деятельности образовательных учреждений района. В оперативном управлении учреждения находятся эксплуатируемые им для нужд детского сада «<данные изъяты>» в <адрес>. Разрешения на производимые котельной выбросы не получено, инвентаризация вредных выбросов не производилась. В представленном письменном отзыве заявленные требования также признала.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду   в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды  .

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ   в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы   и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

В соответствии с ч. 3 ст. 12 данного Федерального закона предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Частью 1 ст. 22 данного Федерального закона установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий   на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него,  утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183, установлено, что  разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности) (пункт 8).

Нормативы предельно допустимых и временно согласованных выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, допускаются на основании разрешения, выданного территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

На территории <адрес> находится эксплуатируемая МКУ «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» Большеуковского муниципального района Омской области для нужд МДОУ «<данные изъяты>» котельная. Разрешения на производимые котельной выбросы не ответчиком получено, инвентаризация вредных выбросов не произведена, в связи с чем нарушены вышеизложенные требования законодательства об охране окружающей среды и атмосферного воздуха.

Указанные обстоятельства, как основание иска, подтверждаются материалами дела: объяснением директора МКУ «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» (л.д. 7), распоряжением и.о. Главы Администрации Большеуковского муниципального района Омской области от 04.05.2010 № 102-р, которым за ответчиком на праве оперативного управления закреплены объекты теплоснабжения (л.д. 8), результатами инвентаризации по объектам нефинансовых активов ответчика (л.д. 9-10) объяснениями сторон.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Обращение в суд с иском о понуждении устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды и атмосферного воздуха обусловлено интересами неопределенного круга лиц.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора.

В соответствии с пп.8 п.1 ст. 333.20 НК РФ, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Размер государственной пошлины для ответчика, установленный пп. п. 1 ст. 333.19 НК РФ составляет 4000 рублей.

В силу п.2 ст.333.20 НК РФ, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями.

Учитывая материальное положение ответчика, подтверждаемое представленными им доказательствами, суд считает возможным освободить его от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Иск прокурора Большеуковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать муниципальное казенное учреждение «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» Большеуковского района Омской области провести инвентаризацию вредных выбросов котельной МДОУ «<данные изъяты>» и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Освободить муниципальное казенное учреждение «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» Большеуковского района Омской области от уплаты государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение месяца со дня его вынесения, путём подачи жалобы через суд, принявший решение.

Судья: И.М. Шуплецов