ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-594/2014 от 30.04.2014 Кочубеевского районного суда (Ставропольский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Кочубеевское 30 апреля 2014 года

 Кочубеевский районный суд Ставропольского края в составе:

 председательствующего судьи Макаренко Е. В.,

 с участием: заявителя Бологовой И. В.,

 при секретаре судебного заседания Чепаченко А. Н.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению Бологовой И.В. об оспаривании действий председателя контрольно-счетной палаты Кочубеевского муниципального района Ставропольского края по проверке МОУ СОШ № 1 Кочубеевского района Ставропольского края и результатов проверки,

У С Т А Н О В И Л:

 Бологова И. В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий председателя контрольно-счетной палаты Кочубеевского муниципального района Ставропольского края по проверке МОУ СОШ № 1 Кочубеевского района Ставропольского края и результатов проверки, указав, что она с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала директором Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1».

 ФИО2-счетной палаты Кочубеевского муниципального района <адрес> был издан приказ № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении проверки» в отношении Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1». Данный приказ издан на основании и ссылаясь на план работы ФИО2-счетной палаты Кочубеевского муниципального района на 1 квартал 2014 года.

 Согласно пп.5) п.1 ст. 14 Положения о КСП КМР СК (утверждено решением Совета Кочубеевского муниципального района СК № от ДД.ММ.ГГГГ) «ФИО2 КСП утверждает стандарты внешнего муниципального финансового контроля», согласно пп. 3 ст. 14 Положения о КСП КМР СК ФИО2 КСП КМР СК утверждает планы работы ФИО2-счетной палаты и изменения к ним.

 Согласно п. 1. ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об общих принципах организации и деятельности ФИО2-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" ФИО2-счетные органы при осуществлении внешнего государственного и муниципального финансового контроля руководствуются Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а также стандартами внешнего государственного и муниципального финансового контроля. Таким образом, соблюдение утвержденных стандартов является обязательным для должностных лиц КСП КМР СК.

 Согласно п. 2.1. ст. 2 Стандарта организации деятельности СОД «Планирование работы ФИО2-счетной палаты Кочубеевского муниципального района», утвержденного ФИО2-счетной палаты Кочубеевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № и представленного на официальной интернет страничке КСП КМР СК по адресу:http://sovetkoch.ucoz.ru/index/kontrolno_schetnaja_palata_kochubeevskogo_municipal nogo_rajonask/0-4  , план работы формируется и утверждается на год (с разбивкой по кварталам и тематическим блокам). В нарушение данного стандарта ФИО2-счетной палатой КМР СК ФИО2 мероприятие было проведено на основании «плана работы ФИО2-счетной палаты Кочубеевского муниципального района <адрес> на 1 квартал 2014 года» (Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении проверки» вручен ей, как руководителю проверяемого учреждения, ДД.ММ.ГГГГ), утвержденного Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении плана работы ФИО2-счетной палаты Кочубеевского муниципального района <адрес> на первый квартал 2014 года» (вручен ей, как руководителю проверяемого учреждения, ДД.ММ.ГГГГ по ее письменному запросу).

 Как видно из номеров приказов, план проведения ФИО2 мероприятий КСП КМР СК на первый квартал 2014 года утвержден приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ПОСЛЕ того, как издан Приказ № «О проведении проверки» от ДД.ММ.ГГГГ, что является незаконным, так как ФИО2 мероприятия проводятся «на основании плана-работы ФИО2-счётной палаты на текущий год, где указываются сроки его исполнения и ответственные должностные лица» согласно п. 3.1. ст. 3 Стандарта внешнего муниципального финансового контроля «Общие правила проведения ФИО2 мероприятия», утвержденного ФИО2-счетной палаты Кочубеевского муниципального района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ №1. Издание приказа № от ДД.ММ.ГГГГ ПОСЛЕ издания Приказа № «О проведении проверки» от ДД.ММ.ГГГГ также нарушает п. 3.2.2. Регламента КСП КМР СК, согласно которому ФИО2 мероприятия проводятся ФИО2-счётной палатой как в плановом порядке - на основе годовых и квартальных планов, так и внеплановом порядке.

 Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении плана проведения ФИО2 мероприятий КСП КМР СК на первый квартал 2014 года» является незаконным, так как издан на основании не вступившего в законную силу Положения о КСП КМР СК, утвержденного Решением Совета Кочубеевского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №114. Данное Положение о КСП КМР СК согласно п. 9 Решения от ДД.ММ.ГГГГ № вступило в силу только ДД.ММ.ГГГГ, в день государственной регистрации КСП КМР СК. Соответственно, все действия, предпринятые на основе незаконно изданного Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, являются незаконными, все последующие правовые акты, изданные на основе и ссылаясь на Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ являются незаконными и подлежат отмене. К тому же КСП КМР СК в период проведения вышеупомянутой проверки было юридическим лицом, которое не является правопреемником КСП КМР СК, которая издавала приказы № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении плана проведения ФИО2 мероприятий КСП КМР СК на первый квартал 2014 года» и № «О проведении проверки» от ДД.ММ.ГГГГ.

 Согласно п. 4.1. ст. 4 Стандарта организации деятельности СОД «Планирование работы ФИО2-счетной палаты Кочубеевского муниципального района» план работы имеет табличную форму согласно приложению 1 к указанному Стандарту. В нарушение п. 4.6. ст. 4 указанного регламента, согласно которой в графе «Ответственный за исполнение» указывается исполнитель данного мероприятия, в плане работы ФИО2-счетной палаты Кочубеевского муниципального района <адрес> на 1 квартал 2014 года указание на исполнителей мероприятий отсутствует. Также в Приказе № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении проверки» нет ссылки на пункт плана, утвержденного Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ г.

 В нарушение п. 3.2. ст. 2 Стандарта организации деятельности СОД «Планирование работы ФИО2-счетной палаты Кочубеевского муниципального района», который гласит, что план работы подлежит утверждению до начала планируемого периода, план работы ФИО2-счетной палаты Кочубеевского муниципального района <адрес> на 2014 год был утвержден ФИО2-счётной палаты Кочубеевского муниципального района <адрес> Р.В. Гнутовым в 2014 году (согласно данным с официальной интернет странички КСП КМП СК). План работы ФИО2-счетной палаты Кочубеевского муниципального района <адрес> на 2014 год был опубликован на официальной интернет страничке КСП КМП СК только ДД.ММ.ГГГГ.

 В результате издания незаконного приказа о проведении проверки и в результате проведения незаконной проверки со стороны КСП КМР СК ее работодатель - Отдел образования Администрации Кочубеевского муниципального района <адрес> уволил ее ДД.ММ.ГГГГ (законность увольнения была оспорена в судебном порядке, судебное разбирательство продолжается). Приказ об увольнении №5л от ДД.ММ.ГГГГ содержит ссылку на «акт ревизии» как на основание для ее увольнения с должности директора МОУ СОШ №1. Согласно Возражениям на исковое заявление о признании незаконным приказа о прекращении трудового договора и восстановлении на работе от ДД.ММ.ГГГГ №01-35/906, согласно которым именно проведенная КСП КМР СК проверка МОУ СОШ № и выводы, сделанные в ходе этой проверки явились основанием для ее увольнения с должности директора МОУ СОШ №1. Таким образом, в результате проведения проверки МОУ СОШ № со стороны КСП КМР СК с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были нарушены ее права как физического лица.

 По изложенным выше доводам и в соответствии со ст. 255 ГПК РФ, главой 25 КПР РФ и Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" просит признать действия ФИО2 КСП КМР СК по изданию приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении проверки» незаконными, признать приказ № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении проверки» незаконным и отменить его, признать проведенную на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении проверки» проверку МОУ СОШ № незаконной, признать акт по результатам ФИО2 мероприятия «Проверка МОУ СОШ №<адрес> за 2012-2013 года в части субсидий выделенных на выполнение муниципального задания и субсидий на иные цели, а также в части использования муниципального имущества» от ДД.ММ.ГГГГ недействительным и отменить его, признать Отчет по результатам ФИО2 мероприятия «Проверка МОУ СОШ №<адрес> за 2012-2013 года в части субсидий выделенных на выполнение муниципального задания и субсидий на иные цели, а также в части использования муниципального имущества» от ДД.ММ.ГГГГ недействительным и отменить его.

 В судебном заседании Бологова И. В. заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить.

 В судебное заседание представитель и ФИО2-счетной палаты Кочубеевского муниципального района <адрес> не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом (о чем лично под роспись 28.04.2014г. уведомлен ФИО2-счетной палаты Кочубеевского муниципального района <адрес> Гнутов Р. В.), о причинах не явки суд не уведомлен. Учитывая положения ч. 2 ст. 257 ГПК РФ, согласно которым неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, суд рассмотрел заявление Бологовой И. В. в отсутствие представителя и ФИО2-счетной палаты Кочубеевского муниципального района <адрес>.

 Выслушав заявителя, исследовав материалы дела суд приходит к следующему.

 Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

 В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

 нарушены права и свободы гражданина;

 созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

 на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

 В целях правильного рассмотрения и разрешения дела суд вправе истребовать доказательства по своей инициативе.

 В судебном заседании установлено, что согласно ст. 29 Устава Кочубеевского муниципального района, совет муниципального района является представительным органом местного самоуправления Кочубеевского муниципального района, выражающим интересы жителей Кочубеевского муниципального района <адрес>. Совет муниципального района формируется путем делегирования от каждого поселения, входящего в состав муниципального района, главы поселения по должности и депутатов представительного органа, избираемых представительными органами поселений из своего состава, по два депутата от каждого поселения.

 В соответствии со ст. 52 Устава Кочубеевского муниципального района, ФИО2-счетная палата муниципального района образуется Советом Кочубеевского муниципального района.

 ДД.ММ.ГГГГ Совет Кочубеевского муниципального района Решением № принял положение о ФИО2-счетной палате Кочубеевского муниципального района. Согласно ст. 1 данного Положения ФИО2-счетная палата являлась структурным подразделением Совета Кочубеевского муниципального района, являлась органом местного самоуправления, не являлась юридическим лицом, сокращенное название которой КСП КМР СК. ФИО2 данной ФИО2-счетной палаты являлся Гнутов Р.В., назначенный с ДД.ММ.ГГГГ на основании Решения Совета Кочубеевского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ.

 ДД.ММ.ГГГГ Совет Кочубеевского муниципального района принял Решение № 114, которым решил создать ФИО2-счетную палату Кочубеевского муниципального района <адрес> как юридическое лицо, утвердил положение о ФИО2-счетной палате Кочубеевского муниципального района <адрес>, сокращенное название которой КСП КМР СК. Данное положение ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано Межрайонной ИФНС России.

 Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ датой государственной регистрации данной ФИО2-счетной палаты Кочубеевского муниципального района является ДД.ММ.ГГГГ года, организационно-правовой формой является - муниципальное унитарное предприятие, ИНН 2610801076, ФИО2 является Гнутов Р.В..

 Из п. 3 ст. 49 и ст. 51 ГК РФ следует, что правоспособность юридического лица возникает с момента его создания, а созданным оно считается с момента государственной регистрации. Таким образом, ФИО2-счетная палата Кочубеевского муниципального района года считаются созданной и приобрела правоспособность с момента государственной регистрации в качестве юридического лица, то есть с 24.12.2013.

 Как установлено судом, ФИО2-счетной палаты Кочубеевского муниципального района <адрес> был издан приказ № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении проверки» в отношении Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1». Данный приказ издан на основании и ссылаясь на план работы ФИО2-счетной палаты Кочубеевского муниципального района на 1 квартал 2014 года, утвержденный приказом № от ДД.ММ.ГГГГ.

 Муниципальным унитарным предприятием - КСП КМР СК ФИО2 мероприятие было проведено на основании «плана работы ФИО2-счетной палаты Кочубеевского муниципального района <адрес> на 1 квартал 2014 года», утвержденного Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении плана работы ФИО2-счетной палаты Кочубеевского муниципального района <адрес> на первый квартал 2014 года» и на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении проверки» в отношении Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1». При этом проверка проводилась Муниципальным унитарным предприятием КСП КМР СК (юридическим лицом), на основании приказов, изданных ФИО2-счетной палатой Кочубеевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (которая не является юридическим лицом) до приобретения правоспособности Муниципальным унитарным предприятием КСП КМР СК (юридическим лицом). При этом Муниципальное унитарное предприятие КСП КМР СК (юридическое лицо) не является правопреемником ФИО2-счетной палаты Кочубеевского муниципального района.

 Кроме того, на приказе № имеется оттиск печати не идентичный с оттиском печати на приказе № 18. На оттиске печати в приказе № от ДД.ММ.ГГГГ указан, в том числе и Совет Кочубеевского муниципального района и №, а на оттиске печати приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, которым утвержден план работы на первый квартал 2014 года, указана только ФИО2-счетная палата Кочубеевского муниципального района (зарегистрированная ДД.ММ.ГГГГ) и №.

 По результатам проведенной таким образом проверки был составлен акт по результатам ФИО2 мероприятия «Проверка МОУ СОШ №<адрес> за 2012-2013 года в части субсидий выделенных на выполнение муниципального задания и субсидий на иные цели, а также в части использования муниципального имущества» от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден Отчет по результатам ФИО2 мероприятия «Проверка МОУ СОШ №<адрес> за 2012-2013 года в части субсидий выделенных на выполнение муниципального задания и субсидий на иные цели, а также в части использования муниципального имущества» от ДД.ММ.ГГГГ и директору МОУ СОШ № направлено представление для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков.

 При этом во всех документах основанием для проведения ФИО2 мероприятия указаны план работы ФИО2-счетной палаты Кочубеевского муниципального района <адрес> на 1 квартал 2014 года и приказ ФИО2-счетной палаты Кочубеевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № 16.

 Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № 5л Бологова И. В. была уволена на основании акта ревизии.

 С согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

 Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

 Обсуждая вопрос пропуске трехмесячного срока обращения в суд, суд приходит к выводу, что данный срок заявителем Бологовой И. В. не нарушен, так как акт по результатам ФИО2 мероприятия согласован ФИО2-счетной палаты <адрес> Гнутовым Р. В. ДД.ММ.ГГГГ, из отчета по результатам ФИО2 мероприятия следует, что выводы представлены с учетом представленных пояснений и замечаний в форме протокола разногласий от ДД.ММ.ГГГГ года, а приказ об увольнении Бологовой И. В. был вручен ей ДД.ММ.ГГГГ года. Заявление Бологовой И.В. было подано в суд ДД.ММ.ГГГГ.

 Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Таким образом не подлежат удовлетворению требования Бологовой И. В. об отмене приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, об отмене акта по результатам ФИО2 мероприятия «Проверка МОУ СОШ № <адрес> за 2012-2013 года в части субсидий, выделенных на выполнение муниципального задания и субсидий на иные цели, а также в части использования муниципального имущества» от ДД.ММ.ГГГГ, о признании недействительным и отмене отчета по результатам ФИО2 мероприятия «Проверка МОУ СОШ № <адрес> за 2012-2013 года в части субсидий, выделенных на выполнение муниципального задания и субсидий на иные цели, а также в части использования муниципального имущества» от ДД.ММ.ГГГГ.

 Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд считает требования Бологовой И.В. подлежащими частичному удовлетворению.

 Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

 Заявление Бологовой И.В. об оспаривании действий ФИО2-счетной палаты Кочубеевского муниципального района <адрес> по проверке МОУ СОШ № <адрес> и результатов проверки удовлетворить частично.

 Признать действия ФИО2 КСП КПР СК по изданию приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении проверки» незаконными.

 Признать приказ № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении проверки» ФИО2 КСП КПР СК незаконным.

 Признать проведенную на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении проверки» проверку МОУ СОШ № незаконной.

 Признать акт по результатам ФИО2 мероприятия «Проверка МОУ СОШ № <адрес> за 2012-2013 года в части субсидий, выделенных на выполнение муниципального задания и субсидий на иные цели, а также в части использования муниципального имущества» от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

 Признать отчет по результатам ФИО2 мероприятия «Проверка МОУ СОШ № <адрес> за 2012-2013 года в части субсидий, выделенных на выполнение муниципального задания и субсидий на иные цели, а также в части использования муниципального имущества» от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

 Обязать ФИО2-счетной палаты Кочубеевского муниципального района <адрес> устранить допущенные нарушения.

 В удовлетворении остальной части требований Бологовой И.В. об оспаривании действий ФИО2-счетной палаты Кочубеевского муниципального района <адрес> по проверке МОУ СОШ № <адрес> и результатов проверки – отказать.

 С мотивированным решением в окончательной форме стороны вправе ознакомиться 05 мая 2014 года в 16 часов и обжаловать в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд в течение месяца.

Судья Е. В. Макаренко