ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-594/2018 от 02.07.2018 Красносулинского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2-594/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

2 июля 2018 года г. Красный ФИО1, Ростовской области

Красносулинский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Галагановой О.В.,

при секретаре Извариной М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 ФИО4 к УСЗН Красносулинского района, о взыскании суммы недополученных компенсационных выплат, суд,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд с иском, в котором просил взыскать в его пользу с УСЗН Красносулинского района компенсационные выплаты в сумме 10818 руб. 24 коп., компенсацию морального вреда в сумме 10000 руб.

В обоснование заявленных требований ФИО2 указал, что в <данные изъяты> году получил трудовое увечье на производстве, является инвалидом <данные изъяты> группы по <данные изъяты>, имеет право на компенсацию 50% коммунальных услуг. В 2017 году сумма выплачиваемых денежных компенсаций резко уменьшилась.

Он несколько раз обращался к ответчику, но каждый раз получал письма, которые не содержали ответа на его вопросы. Вместе с тем выяснилось, что в 2017 году ему не выплачивались компенсационные выплаты по воде и водоотводу; ему сообщали, как оформить льготу по капитальному ремонту, но он об этом не спрашивал; при компенсации за газ не учитывалась газовое отопление АОГВ, только плита и колонка. Ему не компенсировали расходы на общедомовые расходы по электроэнергии, водоотведению, воде.

Истец указал, что на основании информационного сообщения о порядке расчета размера льгот в 2017 году «Для тех граждан, которые уже пользуются льготами ЖКХ дополнительно обращаться в органы социальной защиты населения или МФЦ не требуется, за исключением индивидуального приглашения со стороны органов социальной защиты населения».

Компенсацию морального вреда в размере 10000 руб. просил взыскать за бюрократические проволочки и иные действия УСЗН.

В судебном заседании ФИО2 полностью поддержал заявленные исковые требования, просил их удовлетворить. Пояснил, что льгота в виде компенсации коммунальных услуг в размере 50% ему предоставлена Федеральным законом, а ответчик неправомерно применяет нормы областных нормативных актов. Федеральный закон имеет большую юридическую силу, и областной закон не может его отменить. Он, как инвалид 3 группы, с 1991 года состоит на учете в УСЗН, и постоянно пользовался льготой в виде компенсации 50% за все коммунальные услуги. С марта 2017 года этот размер уменьшился. Он не обязан писать заявление на получение льготы по конкретному виду коммунальных услуг, поскольку с 1991 года ему выплачивали 50 % от оплаченных коммунальных услуг. С ноября 2002 года он пользуется АОГВ. Верховный Суд РФ разъяснил, что «при определении порядка расчета ежемесячный денежных выплат федеральным льготникам следует руководствоваться федеральными правилами и их исчислениями, которые не предусматривают использование для этих целей региональных стандартов стоимости жилищных и коммунальных услуг».

К исковому заявлению приложена таблица, которая составлена на основании данных предоставленных оператором УСЗН, им произведен расчет согласно которому недополученные денежные компенсации составляют 10818 руб. 24 коп.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя УСЗН Красносулинского района, согласно ее ходатайству (ч.5 ст.167 ГПК РФ), которая просила отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным в отзыве.

Выслушав истца, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему:

Согласно ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам … предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

С 01.03.2017г размер льгот рассчитывается для каждого конкретного получателя по тем жилищным и коммунальным услугам, которыми он фактически пользуется исходя из занимаемой площади жилого помещения и объема потребления коммунальных услуг по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления.

В соответствии со ст.28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ….

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

При этом, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, коммунальные услуги это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений) (пункт 2).

В частности, потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, и обращение с твердыми коммунальными отходами (пункт 4).

Согласно п. 12 Положения о порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан, а также порядке предоставления им мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 09.12.2011г № 212 органы социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов Ростовской области с учетом сведений, поступивших от организаций, осуществляющих расчеты по оплате жилищно-коммунальных услуг, производят расчет ежемесячно в срок не позднее 25-го числа сумм компенсации на ЖКУ, в течение трех дней формируют выплатные ведомости (списки) и передают их в кредитные организации (банки) и почтовые организации.

В соответствии с п. 8 указанного выше Положения, учет, подтверждение права на предоставление компенсации на ЖКУ отдельным категориям граждан осуществляют органы социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов Ростовской области по месту их регистрации по месту жительства, на основании письменных заявлений и документов граждан, претендующих на предоставление компенсации на ЖКУ.

Предоставление (назначение) мер социальной поддержки (далее по тексту - МСП) гражданам носит заявительный характер, поэтому гражданин должен сначала обратиться либо через МАУ «МФЦ Красносулинского района», либо непосредственно в УСЗН с личным заявлением и полным пакетом документов для открытия того вида услуги, по которой он претендует на предоставление компенсационных выплат.

По сведениям УСЗН Красносулинского района в период с 01.01.2017г по 31.12.2017г органом социальной защиты населения ФИО2, как инвалиду <данные изъяты> группы через доставочную организацию - почтовое отделение Красносулинского почтамта ФГУП «Почта России» выплачено:

- ЕДВ (ежемесячная денежная выплата) на ЖКУ в размере 6875,82 руб., в том числе: за январь - 3437.91 руб., за февраль - 3437.91 руб.;

- компенсация фактически произведенных расходов за оплату услуги газ (плита/колонка) в размере 713.91 руб.;

- компенсация фактически произведенных расходов за оплату услуги электрическая энергия в размере 2021.91 руб.

Всего 9611.64 руб.

Получение данных сумм истцом не оспаривается.

Вся поступившая в орган социальной защиты информация по каждому гражданину, который заявляет о праве на предоставление МСП (получателю выплаты или пособия), вносится сотрудниками Управления и отражается в отраслевом региональном социальном регистре населения Ростовской области - АиС «ОРСРН РО», который является собственностью Министерства труда и социального развития Ростовской области.

Ответчиком для расчета компенсации на оплату жилищных и коммунальных услуг заведены соответствующие виды услуг, которыми он пользуется, в том числе:

- с марта 2017 года – газ (плита/колонка); электроэнергия;

- с сентября 2017года – газ (плита/колонка); электроэнергия

- с января 2018 года - газ (плита/колонка); электроэнергия; вода холодная; водоотведение (канализация).

Начисление компенсации фактически произведенных расходов за оплату услуг «холодная вода» и «отведение сточных вод» сотрудниками Управления произведено в декабре 2017г по личному заявлению ФИО2, поступившему в орган социальной защиты 13.11.2017г (вх. ), в соответствии с чем, ему с 01.01.2018г назначено к выплате:

- компенсация фактически произведенных расходов за оплату услуги отведение сточных вод (канализация) в размере 30.14 руб.;

- компенсация фактически произведенных расходов за оплату услуги холодная вода в размере 35.09 руб.

Позиция ответчика о том, что заявление (и копии соответствующих документов), подтверждающие, что истец фактически пользуется газовым отоплением (АОГВ) в УСЗН Красносулинского района от ФИО2 не поступало, является обоснованной. Данные обстоятельства также подтверждаются сведениями ООО «Газпром межрегионгаз» Красносулинский участок поступающими ежемесячно в адрес ответчика об оплате истцом услуги «газ» с учетом «плита» и «колонка» без показателей оплаты «отопление (АОГВ)». Указанные сведения предоставляются ООО «Газпром межрегионгаз» в рамках Соглашения, заключенного Министерства труда и социального развития Ростовской области с ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» от 17.11.2016г -ап.

Доказательств обратному истец не представил.

Доводы истца о том, что в 2017 году ему не произведена компенсация за оплату услуг «холодная вода» и «отведение сточных вод», не состоятельны, поскольку с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки он обратился только в ноябре 2017 года.

Суд не может согласиться с доводами ФИО2 о том, что у него отсутствует обязанность обращаться с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки по услуге «газ» по показателю «отопление АОГВ»), т.к. данной системой отопления он пользуется с ноября 2002 года и ранее ему предоставлялась компенсация, поскольку это противоречит требованиям п.8 Положения о порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан, а также порядке предоставления им мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.

Доводы истца о том, что он является федеральным льготником, и к нему не могут применяться нормативные правовые акты Ростовской области, основана на неверном понимании норм права. Как уже было отмечено ранее Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ст.28.2 Федерльного закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Ссылка истца на положения Верховного Суда РФ касается ежемесячных денежных выплат, которые выплачивались до 01.03.2017г.

Суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2 о взыскании с ответчика компенсационных выплат в сумме 10 818 руб. 24 коп.

Требования истца о компенсации морального вреда являются производными от основного требования о взыскании с ответчика компенсационных выплат. Поскольку в удовлетворении основного требования отказано, оснований для удовлетворения требования о взыскании компенсации морального вреда не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 ФИО5 к УСЗН Красносулинского района, о взыскании суммы недополученных компенсационных выплат отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ростовского областного суда через Красносулинский райсуд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 06.07.2018г.

Судья О.В. Галаганова