ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5950/2014 от 14.08.2014 Таганрогского городского суда (Ростовская область)

<данные изъяты>К делу №2-5950-14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 августа 2014 года г. Таганрог

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:

Председательствующего судьи Бушуевой И.А.,

при секретаре Ломаченко Т.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ УПФР в г. Таганроге Ростовской области о перерасчете размера пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

В Таганрогский городской суд обратилась ФИО1 с иском к ГУ УПФР в г. Таганроге Ростовской области о перерасчете размера пенсии. В исковом заявлении указала следующее. В <дата> она вместе со своей семьей вынуждена была переехать из <адрес> на постоянное место жительства в <адрес>. Переезд был обусловлен сложной обстановкой на территории нынешней Республики Грузия.

20.03.1996г. Миграционной службой Ростовской области ей было выдано удостоверение вынужденного переселенца со сроком действия статуса с 20.03.1996г. по 20.03.2001г..

До переезда в г.Таганрог она была трудоустроена и работала на территории тогда еще Грузинской ССР в г.Тбилиси на заводе <данные изъяты> с 04.09.1980г. по 07.02.1994г.. После переезда в г.Таганрог состояла на учете в Таганрогском городском центре занятости как безработная, а с 02.09.1996г. устроилась в <данные изъяты> (ныне – <данные изъяты>), где продолжает работать в настоящее время. 27.06.2013г. ей была назначена трудовая пенсия по старости в размере <данные изъяты>

При назначении пенсии в ГУ УПФ РФ в г.Таганроге ей в устной форме было сообщено, что период ее трудовой деятельности в Грузинской ССР будет включен в ее общий трудовой стаж, однако учитываться размер заработной платы за последние 60 месяцев работы будет только из периода работы на территории Российской Федерации. Коэффициент отношения ее среднемесячной заработной платы к среднемесячной заработной плате по стране составил менее 1,2.

В июле 2013г. она обратилась в ГУ УПФ РФ с заявлением о перерасчете пенсии с учетом справки о заработной плате за период с 01.01.1981г. по 31.12.1985г., когда она еще работала на территории тогда еще Грузинской ССР на Тбилисском электровозостроительном заводе в должности сначала инженера-экономиста, потом – экономиста.

Согласно справке о заработной плате за период с января 1981г. по декабрь 1985г. ее средний заработок составил <данные изъяты> Средняя заработная плата по стране за этот период составляет <данные изъяты> Коэффициент отношения ее среднего заработка к среднему заработку по стране составляет 1,2, то есть максимально возможный.

Таким образом, исчисление размера пенсии исходя из заработка в вышеуказанный период позволило бы применить коэффициент отношения среднемесячной заработной платы работника к среднемесячной заработной плате по стране 1,2, что приведет к увеличению размера выплачиваемой ей пенсии.

На ее обращение о перерасчете пенсии ГУ ОПФ РФ в Ростовской области направило ей письменный ответ, в котором указано, что при установлении трудовых пенсий с учетом Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Грузия о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16.05.1997г., вступившим в силу 28.06.2002г., исчисление расчетного размера пенсии осуществляется исходя из заработка (дохода), имевшего место в Российской Федерации после переселения на постоянное место жительства на территорию России. Исчислении пенсии гражданам, прибывшим из Грузии, на основании документов о заработке за периоды работы в Грузии, Соглашением от 16.05.1997г. не предусмотрено.

Считает данный отказ ответчика о перерасчете размера назначенной ей пенсии незаконным, ухудшающим ее положение как пенсионера, поскольку наиболее выгодным для нее будет исчисление пенсии, исходя из заработка, указанного с правке о заработной плате за период с января 1981г. по декабрь 1985г..

Ссылка ответчика на Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Грузия о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16.05.1997г. неправомерна и не основана на законе, поскольку в период с января 1981г. по декабрь 1985г. она работала на территории ССР, в состав которой входила Грузинская ССР. Республика Грузия как суверенное государство, с которым заключено вышеуказанное Соглашение от 16.05.1997г. было преобразовано только 09.04.1991г..

Поскольку согласно п.1 ст.20 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», перерасчет размера трудовой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения, полагает, что перерасчет размера ее трудовой пенсии должен быть произведен с августа 2013г.. В связи с этим истица просит суд обязать ответчика произвести перерасчет размера назначенной ей пенсии с 01.08.2013г., исходя из факта получения заработной платы, указанной в справке №317 от 14.12.2012г. о заработной плате за период с января 1981г. по декабрь 1985г. включительно.

В судебном заседании истица ФИО1 поддержала заявленные требования, ссылаясь на доводы искового заявления. Просила удовлетворить исковые требования в полном объеме: обязать ГУ УПФР в г. Таганроге Ростовской области произвести перерасчет размера назначенной ей пенсии с 01.08.2013г., исходя из факта получения заработной платы, указанной в справке №317 от 14.12.2012г. о заработной плате за период с января 1981г. по декабрь 1985г. включительно.

Представитель ответчика – ГУ УПФР в г.Таганроге Ростовской области ФИО2, действующая на основании доверенности №27 от 16.04.2014г., в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признала. В обоснование своих возражений указала следующее. Управление ПФ не согласно с предъявленным иском, считает его незаконным и необоснованным. Истица является получателем пенсии по старости с 27.06.2013г.. При назначении пенсии истица представила справку о заработке за период с сентября 1996г. по 31.12.2001г.. Для расчета пенсии был выбран наиболее лучший вариант заработка за период 2000-2001г.г.. Истица требует, чтобы расчет ее пенсии был произведен из заработка за период с 01.01.1981г. по 31.12.1985г.. Данное требование является незаконным по следующим основаниям. С 01.01.2002г. трудовые пенсии в Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с нормами Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом пунктом 2 статьи 1 указанного Закона установлено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации. К числу международных договоров относится Соглашение между правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16.05.1997г., которое вступило в силу 28.06.2002г.. В соответствии с пунктом 2 указанного Соглашения пенсионное обеспечение граждан РФ и Грузии, а также членов их семей осуществляется по законодательству государства Стороны, на территории которого они имеют место постоянного жительства. Согласно п.3 статьи 6 Соглашения от 16.05.1997г. для граждан государства одной Стороны, переселившейся на территорию государства другой Стороны и работавших после переселения, размер пенсии исчисляется исходя из заработка (дохода), получаемого после переселения. После назначения пенсии гражданам, прибывшим на жительство в Российскую Федерацию из Грузии, применяются условия и нормы пенсионного обеспечения (в том числе порядок исчисления заработной платы), предусмотренные Соглашением от 16.05.1997г.. С 1996г. истица работала на территории России. Следовательно, для расчета размера ее пенсии, с учетом требований международного Соглашения от 16.05.1997г., может браться размер ее заработка за период с сентября 1996г. по декабрь 1999г., либо за период 2000-2001г (п.3 ст.30 ФЗ №173). По указанной причине, исходя из норм действующего законодательства, размер ее пенсии рассчитывался с учетом заработка по данным персучета за период 2000-2001гг..Соответственно, при обращении за установлением трудовой пенсии после ратификации Соглашения от 16.05.1997г. заработок за период работы до распада ССР не может быть принят во внимание при определении расчетного размера пенсии, в противном случае, это будет прямое нарушение Конституции РФ (п.4 ст.15). С учетом вышесказанного считает, что у Управления ПФ отсутствуют правовые основания для расчета размера пенсии ФИО1 с учетом ее заработка за период с 01.01.1981г по 31.12.1985г.. В связи с этим в удовлетворении исковых требований ФИО1 просил отказать в полном объеме.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Суд установил, что в 1994г. истица переехала из <адрес> на постоянное место жительства в <адрес>.

20.03.1996г. Миграционной службой Ростовской области ФИО1 было выдано удостоверение вынужденного переселенца со сроком действия статуса с 20.03.1996г. по 20.03.2001г., что подтверждается имеющимся в материалах дела удостоверением вынужденного переселенца.

Суд также установил, что истица ФИО1 является пенсионером, получает трудовую пенсию по старости; выплачиваемая ей пенсия начислена в размере <данные изъяты>, что подтверждается сведениями, содержащимися в пенсионном удостоверении истицы.

Для расчета пенсии ФИО1 был выбран заработок за период 2000-2001г.г..

В июле 2013г. истица обратилась в ГУ УПФ РФ с заявлением о перерасчете пенсии с учетом справки о заработной плате за период с 01.01.1981г. по 31.12.1985г., когда она работала в Тбилисском электровозостроительном заводе в должности инженера-экономиста, а впоследствии – экономиста.

Согласно ответу заместителя управляющего Государственного учреждения – отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области ФИО5 от 24.07.2013г., при установлении трудовых пенсий с учетом Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Грузия о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16.05.1997г., вступившим в силу 28.06.2002г., исчисление расчетного размера пенсии осуществляется исходя из заработка (дохода), имевшего место в Российской Федерации после переселения на постоянное место жительства на территорию России; исчисление пенсии гражданам, прибывшим из Грузии, на основании документов о заработке за периоды работы в Грузии, Соглашением от 16.05.1997г. не предусмотрено, в связи с чем ей было отказано в перерасчете размера назначенной ей пенсии с учетом заработка за период с 01.01.1981г. по 31.12.1985г..

Согласно ст. 39 Конституции РФ все граждане Российской Федерации имеют право на социальное обеспечение по возрасту. В соответствии со ст.19 Конституции РФ, равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и мест деятельности. Согласно ст.1 Федерального Закона РФ №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с этим законом; если международным договором Российской Федерации» установлены иные правила, чем предусмотренные этим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

В соответствии с Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992г., при переезде гражданина с территории одной договаривающейся стороны, на территорию другой стороны, пенсии назначаются по законодательству той стороны, на которой гражданин постоянно проживает.

В соответствии с пунктом 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16.05.1997г., вступившим в законную силу 28.06.2002г., пенсионное обеспечение граждан РФ и Грузии, а также членов их семей осуществляется по законодательству государства Стороны, на территории которого они имеют место постоянного жительства.

Согласно п.3 статьи 6 Соглашения от 16.05.1997г. для граждан государства одной Стороны, переселившейся на территорию государства другой Стороны и работавших после переселения, размер пенсии исчисляется исходя из заработка (дохода), получаемого после переселения.

Согласно имеющимся в материалах дела документам, в период с 01.01.1981г. по 31.12.1985г. истица работала на территории тогда еще Грузинской ССР на <данные изъяты> в должности инженера-экономиста, а затем – экономиста.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16.05.1997г., вступившее в законную силу 28.06.2002г., на которое ссылается ПФ при отказе в зачете заработка по справке с 1985г. по 1991г., регулирует вопросы пенсионного обеспечения граждан, переселившихся на постоянное жительство в Российскую Федерацию из Грузии после распада СССР.

Учитывая то обстоятельство, что в период с января 1981г. по декабрь 1985г. истица работала на территории ССР, в состав которой входила Грузинская ССР, а республика Гризия как суверенное государство, с которым заключено вышеуказанное Соглашение от 16.05.1997г., было образовано только 09.04.1991г., - ссылка ответчика на Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Грузия о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16.05.1997г. неправомерна и не основана на законе.

Пенсия ФИО1 как гражданина РФ, должна рассчитываться в соответствии со ст.30 ФЗ №173«О трудовых пенсиях в РФ».

Согласно пункта 2 статьи 30 ФЗ от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01.01.2002г. определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Пунктом 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.02.2002г. №16\19 п.п. установлено, что среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002г. в течении трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями или государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.

Суд установил, что период работы истицы ФИО1 с 01.01.1981г. по 31.12.1985г. на <данные изъяты> в должности инженера-экономиста, экономиста был включен в ее общий трудовой стаж при разрешении ответчиком вопроса о назначении истице трудовой пенсии.

В материалах дела имеется справка №317 от 14.12.12г. о заработной плате истицы на указанном предприятии за период с января 1981г. по декабрь 1985г., согласно которой, средний заработок истицы за указанный период работы составляет <дата>

При указанных обстоятельствах, суд считает, что отказ ГУ УПФР в г.Таганроге Ростовской области произвести расчет пенсии по принять к расчету заработок ФИО1 за 1985-1991г., на чем настаивал истец, является незаконным, нарушающим право истца на пенсионное обеспечение, а именно на получение заработанной им пенсии в полном объеме, в соответствии с его трудовым вкладом и приобретенными пенсионными правами.

Исходя из изложенного, суд считает, что ответчик неправомерно отказал истице произвести расчет пенсии по справке от 14.12.12г. о заработной плате истицы на Тбилисском электровозостроительном заводе за 60 месяцев ее работы на указанном предприятии с 01.01.1981г. по 31.12.1985г. включительно.

В связи с этим суд приходит к выводу, что ответчиком должен быть произведен перерасчет пенсии ФИО1 с учетом ее заработка, указанного в справке от 14.12.12г. о заработной плате за период с января 1981г. по декабрь 1985г. включительно.

Поскольку согласно п.1 ст.20 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», перерасчет размера трудовой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения, - перерасчет размера трудовой пенсии ФИО1 должен быть произведен с августа 2013г..

С 01.08.2013г. ГУ УПФР в г. Таганроге Ростовской области должно выплатить истице недополученную пенсию.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 к ГУ УПФР в г. Таганроге Ростовской области о перерасчете размера пенсии – удовлетворить.

Обязать ГУ УПФР в г. Таганроге Ростовской области произвести перерасчет размера назначенной ФИО1 пенсии с 01.08.2013г., исходя из факта получения заработной платы, указанной в справке №317 от 14.12.2012г. о заработной плате за период с января 1981г. по декабрь 1985г. включительно.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд.

Председательствующий: И.А.Бушуева

В окончательной форме решение изготовлено 19.08.2014г.