Центральный районный суд г. Хабаровска Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Центральный районный суд г. Хабаровска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
По делу № 2-5953/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 октября 2011 года г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Сенченко П.В.
при секретаре судебного заседания Иващенко Е.С.,
с участием заявителя ФИО1, представителя заинтересованного лица Администрации г. Хабаровска – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, ссылаясь на то, что она на основании свидетельства о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ №-№, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, является собственником жилого помещения – в общей площадью №.метров. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к Главе администрации г. Хабаровска с жалобой. Не получив ответа, ДД.ММ.ГГГГ она вновь обратилась с жалобой к указанному должностному лицу, напомнив, что срок ответа истек. Ответ ей по существу не был дан. В связи с чем, были нарушены конституционные права и свободы заявителя, гарантированные ст.ст. 17, 18, 25, 33, 35, 38, 40 Конституции РФ. Просит обязать должностных лиц Администрации г. Хабаровска устранить в полном объеме допущенное нарушение ее прав и свобод.
Заявитель ФИО1 в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в заявлении. Пояснила, что к несущей стене , являющейся общим имуществом собственников помещений, без каких-либо согласований и разрешений, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, пристроен целый этаж – над бывшим помещением фирмы «Алина». Для доступа к этому возведенному этажу пристроен со стороны капитальный лестничный марш на земельном участке, на котором расположен жилой дом. К этому возведенному этажу также пристроен пожарный лестничный марш на этом же земельном участке со стороны двора. При открытии нового ветеринарного центра «Дружок» со стороны на указанном земельном участке пристроен пандус с лестничным маршем и крыльцом. Для входа в ветеринарный центр на месте оконного проема был пробит дверной проем в несущей стене, являющейся общим имуществом собственников помещений данного многоквартирного дома, так как эти помещения конструктивно объединены, имеют общий технический паспорт и кадастровый номер, системы коммунального обеспечения. Внутри ветеринарного центра был устроен дополнительный проем во внешней (огораживающей) несущей стене данного дома. Ни с одним из указанных согласований и разрешений к собственникам помещений в многоквартирном доме никто не обращался. В связи с чем, она обратилась с жалобой к Главе администрации г. Хабаровска, в которой просила сообщить, являются ли указанные проведенные работы строительством, либо реконструкцией, капитальным ремонтом, также просила указать номер и дату выданного разрешения на реконструкцию, ведение работ по ремонту, переустройству. Однако получила неполный ответ на свою жалобу. Просит обязать должностных лиц Администрации г. Хабаровска дать ей полный ответ на поставленные в жалобе вопросы.
Представитель заинтересованного лица Администрации г. Хабаровска – ФИО3, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе судебного разбирательства требования, изложенные в заявлении, не признал. Пояснил, что к компетенции Мэра г. Хабаровска как главы городского округа, руководителя администрации города, на чье имя было направлено обращение заявителя от ДД.ММ.ГГГГ, не относится разъяснение гражданам вопросов технического (специального) характера, либо юридическое толкование норм специального права. Постановлением администрации г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден административный регламент рассмотрения обращений граждан в администрации города Хабаровска. П. 1.2 Регламента устанавливает, что в администрации города Хабаровска рассматриваются обращения по вопросам ее компетенции. Поданное заявителем ДД.ММ.ГГГГ обращение ставило ряд вопросов технического (специального) содержания о том, к какому виду переустройства относятся произведенные работы, затрагивают ли они конструктивные характеристики надежности и безопасности жилого дома по в . Согласно п.2 ст.47 Градостроительного Кодекса РФ, виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателя или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. В данном случае, очевидно, что постановленные заявителем вопросы не относятся к компетенции органа местного самоуправления. В соответствии с п.3 ст. 8 ФЗ-59, обращение было направлено в Комитет по управлению Северным округом администрации г. Хабаровска, на территории которого находится жилой дом по в . Комитетом по управлению Северным округом администрации г. Хабаровска в пределах компетенции ФИО1 был дан ответ на ее письменное обращение о том, что работы по реконструкции нежилого помещения под офисы в здании жилого велись на основании разрешения на строительство, выданного Департаментом архитектуры, строительства и землепользования администрации . Также указан номер, дата разрешения, кадастровый № земельного участка, на котором осуществлялись работы, дата и номер разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, площадь реконструированного помещения, дата и номер договора аренды земельного участка, его целевое назначение. Заявитель также не указывает, каким образом ответ на жалобу нарушает ее права, свободы.
Выслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему:
Конституция Российской Федерации (ч. 1 ст. 45) гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с п.1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно п.п. 1-2 ст. 32 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.
Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации».
В соответствии со ст.4 ФЗ №59-ФЗ, обращения гражданина в орган местного самоуправления возможно в форме предложения, заявления или жалобы. При этом, под предложением подразумевается рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. Заявление просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. Под жалобой в указанном законе подразумевается просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Из вышеизложенного следует, что жалоба должна содержать перечень нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина с целью их восстановления или защиты в данном случае, органом местного самоуправления, поскольку в соответствии с ч.3 п.1 ст. 10 ФЗ №59-ФЗ при рассмотрении жалобы орган местного самоуправления обязан принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ является собственником в на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась с жалобой на имя Главы администрации города Хабаровска мэра ФИО4, в которой указала, что к несущей стене , являющейся общим имуществом собственников помещений, без каких-либо согласований и разрешений, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, пристроен целый этаж – над бывшим помещением фирмы «Алина». Для доступа к этому возведенному этажу пристроен со стороны капитальный лестничный марш на земельном участке, на котором расположен жилой дом. К этому возведенному этажу также пристроен пожарный лестничный марш на этом же земельном участке со стороны двора. При открытии нового ветеринарного центр «Дружок» со стороны на указанном земельном участке пристроен пандус с лестничным маршем и крыльцом. Для входа в ветеринарный центр на месте оконного проема был пробит дверной проем в несущей стене, являющейся общим имуществом собственников помещений данного многоквартирного дома, так как эти помещения конструктивно объединены, имеют общий технический паспорт и кадастровый номер, системы коммунального обеспечения. Внутри ветеринарного центра был устроен дополнительный проем во внешней (огораживающей) несущей стене данного дома. Ни с одним из указанных согласований и разрешений к собственникам помещений в многоквартирном доме никто не обращался. В жалобе заявитель указывает, что произведенные работы затрагивают отношения собственников помещений в многоквартирном жилом доме, права на земельный участок, на котором расположен жилой дом, а также просит сообщить затрагивают ли работы конструктивные характеристики надежности и безопасности жилого дома по в .
В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Из материалов дела следует и не оспаривается заявителем, что на ее жалобу от ДД.ММ.ГГГГ дан письменный ответ ДД.ММ.ГГГГ, который не устроил ее по содержанию. Таким образом, органом местного самоуправления установленный законом срок для рассмотрения обращений граждан не нарушен.
Как указано в п.1 ст. 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение постановленных в обращении вопросов.
В соответствии с пунктом 3, 4 статьи 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение постановленных в обращении вопросов. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
Постановлением администрации г. Хабаровска от 23.12.2010 г. №4104 утвержден административный регламент рассмотрения обращений граждан в администрации города Хабаровска. Пункт 1.2 Регламента устанавливает, что в администрации города Хабаровска рассматриваются обращения по вопросам ее компетенции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Уставом городского округа «Город Хабаровск».
Как следует из жалобы ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, заявителем фактически сообщается о нарушениях при проведении строительных работ возле многоквартирного жилого дома, собственником жилого помещения в котором она является, при этом поставлен ряд вопросов, о сообщении информации о номерах и датах выданных разрешений на реконструкцию, ведение работ по ремонту, реставрации, переустройству, перепланировке частей объекта капитального строительства, а также вопросы о квалификации произведенных работ (являются ли они строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом), к какому виду относятся произведенные работы, затрагивают ли они конструктивные характеристики надежности и безопасности жилого дома по в .
Как следует из содержания обращения, рассмотрение и дача ответа по существу всех поставленных в нем вопросов не входит в компетенцию органа местного самоуправления.
Пункт 2 ст. 47 Градостроительного кодекса РФ регламентирует, что виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Перечень таких видов работ утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 №624. В связи с этим, вопросы заявителя о виде и квалификации произведенных с объектом капитального строительства или его частью работ не относятся к полномочиям органа местного самоуправления. Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не предусмотрено направление поступивших в органы местного самоуправления обращений граждан индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.
В соответствии с ч. 2 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ предметом государственного строительного надзора является проверка: соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; наличия разрешения на строительство; выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 настоящего Кодекса. Проверки проводятся на основании поступивших в орган государственного строительного надзора, в том числе, обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, о фактах нарушений технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, в том числе нарушений обязательных требований к применяемым строительным материалам, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц.
Органы местного самоуправления в соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ полномочиями по осуществлению государственного строительного надзора не наделены, в связи с чем ответ на обращение заявителя в части проверки о нарушениях градостроительного законодательства в компетенцию органа местного самоуправления не входит. При этом, исходя из изложения жалобы, вывод о необходимости ее перенаправления в иной государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу не усматривается.
В соответствии с п. 3 ст. 8, п. 4 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ к компетенции органа местного самоуправления городского округа относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.
Распоряжением Администрации города Хабаровска от 09 октября 2009 г. №537-р утверждено Положение о Департаменте архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска. Согласно п.1.1 указанного Положения, Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска (далее – департамент) является органом администрации города Хабаровска без права юридического лица, осуществляющим полномочия администрации города Хабаровска в области градостроительной деятельности, строительства и землепользования. Пунктом 2.3 Положения установлены полномочия департамента, в которые в частности входят: б) осуществляет в пределах полномочий органов местного самоуправления подготовку и выдачу разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.
Таким образом, вопросы жалобы, касающиеся только запроса информации о выдаче разрешительной документации на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства и ввод их в эксплуатацию, могут быть адресованы органу местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 Комитетом по управлению Северным округом администрации г. Хабаровска направлен ответ на ее обращение, из которого следует, что вопросы надежности строительных конструкций при возведении нового этажа, лестничных маршей, пандуса, крыльца с отдельным входом во внешней стене дома, расположенного по не относятся к полномочиям комитета согласно Положению о комитетах по управлению округами города Хабаровска, утвержденного распоряжением администрации города Хабаровска от 21.10.2010 №432-р. Работы по реконструкции нежилого помещения под офисы на данном адресе велись на основании разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного Департаментом архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска, согласно градостроительному кодексу под объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 27:23:020312:0010. В ответе также указаны дата и номер разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, площадь реконструированного помещения, дата и номер договора аренды земельного участка, его целевое назначение.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 был дан ответ в установленные законом сроки и в пределах компетенции органа местного самоуправления, в котором заявители сообщены сведения, имеющиеся у органа местного самоуправления.
При этом, заявитель, оспаривая ответ органа местного самоуправления, не указывает каким образом ответ на жалобу нарушает ее права и свободы.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Учитывая вышеизложенное, суд считает заявление ФИО1 необоснованным и неподлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих – отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Дата составления мотивированного решения – 24 октября 2011 года.
Председательствующий П.В. Сенченко