ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5953/2021 от 23.12.2021 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

Дело (№)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 декабря 2021 года г.Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Устьянцевой-Мишневой О.О.,

при секретаре судебного заседания Самсоновой В.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Краевому государственному казённому учреждению «Центр занятости населения г.Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района» о признании незаконным решения, возложении обязанности предоставить справку для получения среднего заработка на период трудоустройства 4, 5, 6 месяцы со дня увольнения, третье лицо: акционерное общество "Роял Кредит Банк",

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. В феврале 2021 г. истец был уволен из АО «Роял Кредит Банк» по инициативе работодателя, в соответствии с п.2 ст.81 Трудового кодекса РФ («сокращение численности или штата»). В этом же месяце, посредством информационно-аналитической системы истец обратился в КГКУ «Центр занятости населения г.Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района» (далее - ЦЗН) в целях поиска подходящей работы и получения среднего месячного заработка на период трудоустройства. (дата) ЦЗН истцу были выдано направление на трудоустройство в ООО «Сириус». После собеседования работодателем был зафиксирован отказ. (дата) выдано направление в ФГКУ «Комбинат Амур Росрезерва». По результатам собеседования работодателем был зафиксирован отказ в связи с закрытием вакансии. (дата) от ЦЗН истцу было направлено письмо с информацией об условиях сохранения за ним среднего месячного заработка. Согласно этого письма истцу было предложено предоставить в ЦЗН документы, подтверждающие наличие у истца исключительных обстоятельств, связанных с его социальной незащищенностью. Истцом были предоставлены свидетельство о рождении дочери и справка с места ее учебы. Позже истцом был получен отказ в сохранении среднего месячного заработка на период трудоустройства за 4, 5 и 6 месяцы со дня увольнения. На заседании комиссии по социальной защите (дата), было принято решение о том, что документы предоставленные истцом не свидетельствуют о наличии у него исключительного случая для сохранения среднего месячного заработка. В данный момент истец считает, что решение комиссии ЦЗН по вопросу сохранения среднего месячного заработка (протокол заседания (№) от (дата)) должно подлежать отмене. Кроме того полагает, что на ЦЗН необходимо возложить обязанность о повторном рассмотрении вопроса получения им среднего месячного заработка за 4, 5, 6 месяцы со дня увольнения. Согласно 4.1 ст.313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Кодексом, другими федеральными законами нормативными правовыми актами РФ. Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, определены статьей 318 Трудового кодекса РФ. Согласно ч.1 ст.318 ТК РФ работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п.1 ч.1 ст.81 Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (п.2 ч.1 ст.81 Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Частью 3 ст.318 ТК РФ предусмотрено, что в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников организации, средний месячный заработок последовательно за 4, 5 и 6 месяцы со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на соответствующий месяц, при условии, что в течение 14 рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение соответственно 3,4 и 5 месяцев со дня увольнения. Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника из- организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше 3-хмесяцев со дня увольнения. Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение 4, 5 и 6 месяцев со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника. Отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за 4, 5, 6 месяцы со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 29.11.2012 №2214-0, орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение 3-го месяца со дня увольнения должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты - своевременного (в двухнедельный срок после увольнения) обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства в течение 3-х месяцев, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства; таким образом, это законоположение не предполагает предоставление органу службы занятости населения при решении им вопроса о сохранении за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения права действовать произвольно, признавая или не признавая соответствующий случай в качестве исключительного. Таким образом, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за 4, 5 и 6 месяцы соувольнения. При этом имеет значение наличие исключительного случая, касающегося уволенного аботника и связанного с его социальной незащищенностью: отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобным. Данная позиция изложена в определении Верховного суда РФ от 23.01.2017 №69- КГ16-12. Однако, в нарушение вышеназванных норм закона комиссия по социальной защите объективно не рассмотрела вопрос исключительности случая истца. В обоснование исключительных обстоятельств, подтверждающих нуждаемость в сохранении среднего месячного заработка за 4, 5, 6 месяцы со дня увольнения, истцом ЦЗН были представлены свидетельство о рождении дочери ФИО(дата) г.р., и справка с места ее учебы. Нужно отметить, что понятие нетрудоспособных лиц отражено в ст.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». К таковым в том числе относятся: обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет. Таким образом, на момент получения отказа от ЦЗН дочь истца ФИО2 имеет статус нетрудоспособной, то есть находится на иждивении истца. Кроме того, истец не был трудоустроен в связи с отсутствием работы в соответствии с его специальностью и образованием. Отказа истца от подходящей работы без уважительных причин не имелось. Истец не имеет в данный момент иного дохода, что свидетельствует о его тяжелом материальном положении. Поэтому на момент рассмотрения спорного вопроса у истца имелись исключительные основания, для выплаты среднего месячного заработка. Но комиссия не дала должную оценку вышеназванным обстоятельствам. Следовательно, выводы комиссии по социальной защите о том, что истцом не представлены доказательства наличия у него исключительных обстоятельств, в связи с которыми он мог бы претендовать на сохранение среднего месячного заработка за 4, 5 и 6 месяцы со дня увольнения, являются необоснованными и неправомерными. Комиссия по социальной защите формально подошла к рассмотрению настоящего вопроса, связанного с нарушением права на предоставление гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увольняемым в связи сокращением численности или штата работников организации, что недопустимо при разрешении вопроса данной категории. Поэтому данное решение должно подлежать отмене.

Обращаясь с иском в суд истец просит признать незаконным протокол комиссии по социальной защите КГКУ «Центр занятости населения г.Комсомольска-на-А. и (адрес)» (№) от (дата) в отказе ФИО1 в сохранении среднего месячного заработка за 4, 5, 6 месяцы со дня увольнения. Обязать КГКУ «Центр занятости населения г.Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района» предоставить ФИО1 справку для получения средней заработной платы на период трудоустройства за 4, 5 и 6 месяцы со дня увольнения

Истец ФИО1 извещенный в установлено законом порядке о времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается распиской о получении судебной повестки, в суд не явился.

Представитель ответчика КГКУ «ЦЗН гор. Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района» - ФИО3 исковые требования не признала, о чем представила письменные возражения, существо которых сводится к тому, что Гражданин ФИО1 уволен (дата). Основание увольнения: п. 2 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Последнее место работы: АО «Роял Кредит Банк». Профессия по последнему месту работы: специалист. После увольнения состоит на учете в КГКУ ЦЗН г. Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района в качестве безработного с (дата) по настоящее время. За период состояния на учете ФИО1 оказаны следующие государственные услуги: информирование, профессиональная ориентация, содействие в поиске подходящей работы. Были выданы 4 направления на трудоустройство: (дата) юрисконсультом в ООО Сирпус. Отработка направления: отказано по результатам собеседования; (дата) ведущим юрисконсультом в ФГКУ Комбинат Амур Росрезерва. Отработка направления: отсутствие вакансии; (дата) юрисконсультом в КГКУ Комсомольское лесничество. Отработка направления: отсутствие вакансии - снята (дата); (дата) юрисконсультом в ПАО АСЗ. Отработка направления: отказано по результатам собеседования. Согласно ст. 318 ТК РФ работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. В случае, если длительность периода трудоустройства работника, уволенного в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, превышает один месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, а если длительность периода трудоустройства превышает два месяца, - за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц. В исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, средний месячный заработок последовательно за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на соответствующий месяц, при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение соответственно трех, четырех и пяти месяцев со дня увольнения. Работодатель взамен выплат среднего месячного заработка за период трудоустройства (части вторая и третья статьи 318 ТК РФ) вправе выплатить работнику единовременную компенсацию в размере пятикратного среднего месячного заработка. Если работнику уже были произведены выплаты среднего месячного заработка за второй, третий, четвертый или пятый месяц со дня увольнения, единовременная компенсация выплачивается ему с зачетом указанных выплат. При принятии решения о сохранении среднего месячного заработка высвобожденному работнику Центр занятости руководствуется Конституцией Российской Федерации; Трудовым кодексом Российской Федерации; Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; и другими нормативными правовыми актами. Ранее Центр занятости руководствовался приказом № 32 от 15.03.2018 комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края «Об утверждении Методических рекомендаций по работе с обратившимися в органы службы занятости гражданами, уволенными в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации». Однако письмом от 19.08.2020 № 3155-02.2-04 Методические рекомендации утратили силу. В дальнейшей работе при решении вопросов о сохранении среднего месячного заработка рекомендовано руководствоваться сложившейся судебной практикой. Приказом директора от 15.11.2016 № 5-пр в целях оперативного решения вопросов создана комиссия по социальной защите, досудебного разрешения споров и рассмотрения жалоб (претензий) получателей государственной услуги КГКУ ЦЗН г. Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района. Согласно п. 1.1 Положения в ее компетенцию входит принятие решения о сохранении (или отказе в сохранении) за гражданином средней месячной заработной платы на период трудоустройства. Истцу было рекомендовано предоставить документы (надлежащим образом заверенные копии), подтверждающие наличие исключительности случая сохранения среднего месячного заработка. Были предоставлены следующие документы: Свидетельство о рождении ФИО2; Справка об обучении ФИО2 в ФГБОУ КнАГУ. Форма обучения: очная форма, бюджет. Документы, представленные ФИО1, не свидетельствуют о наличии исключительности случая для принятия решения о сохранении за гражданином среднего месячного заработка. Комиссией было принято решение от (дата) об отказе сохранить за гражданином ФИО1 средний месячный заработок на период трудоустройства в течение 4, 5, 6 месяцев со дня увольнения. Таким образом, действия ЦЗН и принятое решение законны и обоснованы.

Представитель третьего лица АО "Роял Кредит Банк", извещенный в установлено законом порядке о времени и месте судебного разбирательства.

Суд в соответствие со ст.167 ГПК РФ, определил дело рассмотреть в отсутствие истца и третьего лица.

Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в феврале 2021 г. истец был уволен из АО «Роял Кредит Банк» по инициативе работодателя, в соответствии с п.2 ст.81 Трудового кодекса РФ («сокращение численности или штата»).

В этом же месяце, посредством информационно-аналитической системы истец обратился в КГКУ «Центр занятости населения г.Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района» в целях поиска подходящей работы и получения среднего месячного заработка на период трудоустройства.

(дата) ЦЗН истцу были выдано направление на трудоустройство в ООО «Сириус». После собеседования работодателем был зафиксирован отказ. (дата) выдано направление в ФГКУ «Комбинат Амур Росрезерва». По результатам собеседования работодателем был зафиксирован отказ в связи с закрытием вакансии.

(дата) от КГКУ «Центр занятости населения г.Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района» истцу было направлено письмо с информацией об условиях сохранения за ним среднего месячного заработка. Согласно этого письма истцу было предложено предоставить в ЦЗН документы, подтверждающие наличие у истца исключительных обстоятельств, связанных с его социальной незащищенностью.

Истцом были предоставлены свидетельство о рождении дочери и справка с места ее учебы.

Комиссией КГКУ «Центр занятости населения г.Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района» было принято решение от (дата) об отказе сохранить за гражданином ФИО1 средний месячный заработок на период трудоустройства в течение 4, 5, 6 месяцев со дня увольнения.

Согласно ст. 318 ТК РФ работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. В случае, если длительность периода трудоустройства работника, уволенного в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, превышает один месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, а если длительность периода трудоустройства превышает два месяца, - за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц.

В исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, средний месячный заработок последовательно за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на соответствующий месяц, при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение соответственно трех, четырех и пяти месяцев со дня увольнения. Работодатель взамен выплат среднего месячного заработка за период трудоустройства (части вторая и третья статьи 318 ТК РФ) вправе выплатить работнику единовременную компенсацию в размере пятикратного среднего месячного заработка. Если работнику уже были произведены выплаты среднего месячного заработка за второй, третий, четвертый или пятый месяц со дня увольнения, единовременная компенсация выплачивается ему с зачетом указанных выплат.

Приказом директора от (дата)(№)-пр в целях оперативного решения вопросов создана комиссия по социальной защите, досудебного разрешения споров и рассмотрения жалоб (претензий) получателей государственной услуги КГКУ ЦЗН г. Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района. Согласно п. 1.1 Положения в ее компетенцию входит принятие решения о сохранении (или отказе в сохранении) за гражданином средней месячной заработной платы на период трудоустройства.

Истцу было рекомендовано предоставить документы (надлежащим образом заверенные копии), подтверждающие наличие исключительности случая сохранения среднего месячного заработка.

Были предоставлены следующие документы: Свидетельство о рождении ФИО2; Справка об обучении ФИО2 в ФГБОУ КнАГУ. Форма обучения: очная форма, бюджет.

Документы, представленные ФИО1, не свидетельствуют о наличии исключительности случая для принятия решения о сохранении за гражданином среднего месячного заработка.

Комиссией было принято решение от (дата) об отказе сохранить за гражданином ФИО1 средний месячный заработок на период трудоустройства в течение 4, 5, 6 месяцев со дня увольнения. Таким образом, действия ЦЗН и принятое решение законны и обоснованы.

Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены главой 50 ТК РФ – ст. ст. 313-327 ТК РФ.

Согласно ч. ч. 1-2 ст. 313 ТК РФ, государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в адрес и приравненных к ним местностях, устанавливаются данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

Из смысла положений статьи 318 ТК РФ следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения.

Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.

При этом отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.

Ввиду изложенного к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (часть 2 статьи 318 Трудового кодекса РФ) относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного.

При принятии оспариваемого истцом решения комиссии КГКУ «Центр занятости населения г.Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района» не были установлены обстоятельства, свидетельствующие об исключительности случая, влекущие принятие решения о сохранении за истцом среднего месячного заработка за 4, 5 и 6 месяцы со дня увольнения.

Обстоятельств, которые могли бы быть признаны исключительными и позволяющими сохранить за ФИО1 средний месячный заработок за 4, 5, 6 месяцы со дня увольнения, при рассмотрении дела не установлено.

Ранее Центр занятости руководствовался приказом № 32 от 15.03.2018 комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края «Об утверждении Методических рекомендаций по работе с обратившимися в органы службы занятости гражданами, уволенными в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации».

Однако письмом от 19.08.2020 № 3155-02.2-04 Методические рекомендации утратили силу. В дальнейшей работе при решении вопросов о сохранении среднего месячного заработка рекомендовано руководствоваться сложившейся судебной практикой.

Таким образом, суд полагает, что отсутствуют исключительные обстоятельства для выдачи справки на период трудоустройства за 4, 5 и 6 месяцы со дня увольнения.

Учитывая изложенное, суд полагает требования истца не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Краевому государственному казённому учреждению «Центр занятости населения г.Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района» о признании незаконным решения, возложении обязанности предоставить справку для получения среднего заработка на период трудоустройства 4, 5, 6 месяцы со дня увольнения, третье лицо: акционерное общество "Роял Кредит Банк" - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.О. Устьянцева-Мишнева