ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5956/2023 от 27.12.2023 Октябрьского районного суда г. Белгорода (Белгородская область)

УИД 31RS0016- Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27.12.2023 г. Белгород

Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе:

председательствующего судьи: Сидориной М.А.,

при секретаре Васильевой А.Е.

с участием истца ФИО1, представителей ответчика – прокурора Мелиховой Н.Н., прокурора Манохиной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Прокуратуре Белгородской области о включении периодов работы в выслугу лет,

установил:

ФИО1 в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в Харьковском <данные изъяты> институте, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в органах прокуратуры Республики Молдавии. ДД.ММ.ГГГГ в связи с отставкой он освобожден от должности заместителя прокурора <данные изъяты>.

Ссылаясь на незаконное исключение работодателем из его выслуги лет периода его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в органах прокуратуры Республики Молдова и включения его обучения в Харьковском <данные изъяты> институте в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом коэффициента 0,5 вместо 1, ФИО1 обратился в суд с иском, в котором просил возложить на прокуратуру Белгородской области обязанность включить ему в выслугу лет для назначения пенсии, предусмотренной ст. 44 ФЗ «О прокуратуре РФ» №2202-1 от 17.01.1992:

- период обучения в Харьковском <данные изъяты> институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с применением коэффициента 1;

- период работы ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в органах прокуратуры Республики Молдова.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержал заявленные требования по изложенным в исковом заявлении основаниям. Дополнительно пояснил, что его вины в том, что он был направлен на работу в независимое государство, а также в распаде СССР не имелось, а также указал на отсутствие возможности трудоустройства в другом месте в спорный период времени.

Представитель ответчика – прокурор Манохина О.С. возражала против удовлетворения исковых требований по изложенным в письменных возражениях основаниям. Дополнительно указала, что у истца не максимальная пенсия. Пояснила, что в 1992 году уже была Прокуратура РФ, а ФИО1 на тот период времени работал в прокуратуре Республики Молдова, поэтому законных оснований для зачета его обучения с коэффициентом 1 не имелось. Также пояснила, что до настоящего времени изменений в законодательство о пенсионном обеспечении работников органов прокуратуры РФ не вносилось, международные соглашения, регулирующие порядок зачета в выслугу лет для назначения пенсии периодов службы (работы, учебы) в государствах-участниках Содружества Независимых Государств, не заключались.

Представитель ответчика – прокурор Мелихова Н.Н. также возражала против удовлетворения исковых требований по изложенным в письменных возражениях основаниям. Дополнительно указала, что пенсия истцу назначена в соответствии с законом.

Заслушав пояснения сторон, исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что ФИО1 приказом прокурора Белгородской области от ДД.ММ.ГГГГ года № к освобожден от должности заместителя прокурора <данные изъяты> и уволен из органов прокуратуры Белгородской области в отставку в связи с выходом на пенсию за выслугу лет ДД.ММ.ГГГГ.

По состоянию на 11.10.2022 выслуга лет для назначения пенсии ФИО1 по п. «а» ст.13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 составила 26 лет 00 месяцев 27 дней.

В выслугу лет для назначения пенсии ФИО1 на основании представленных им документов, а также материалов личного дела включены следующие периоды:

- служба в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 01 год 11 месяцев 05 дней (п.1.1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 942);

- Харьковский <данные изъяты> институт с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 01 год 10 месяцев 29 дней (п.1.2 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 942, в пределах пяти лет из расчета 2 месяца обучения за 1 месяц службы);

- служба в прокуратуре Молдавской ССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 01 год 05 месяцев 01 день (пп.1.1, 1.3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 942);

- служба в прокуратуре Белгородской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -20 лет 09 месяцев 22 дня.

С расчетом выслуги лет на пенсию ФИО1 ознакомлен лично, возражений не заявлял, что также было подтверждено последним в судебном заседании.

В соответствии с частью 2 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» пенсионное обеспечение прокуроров и следователей, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей.

Виды, назначение, выплата пенсий и пособий, исчисление выслуги лет, а также перерасчет пенсий установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и их семьям».

Статьей 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 предусмотрено, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, выслуга которых на день увольнения со службы составляет 20 лет и более.

В исковом заявлении ФИО1 просит включить период его обучения в Харьковском <данные изъяты> институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в выслугу лет для назначения пенсии с применением коэффициента 1.

Вместе с тем, в силу требований п. 1.2 Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 942, в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» засчитывается время обучения по юридической специальности, независимо от его формы, в образовательном учреждении высшего или среднего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, в общей сложности в пределах 5 лет из расчета 2 месяца учебы за 1 месяц службы.

Соблюдение процедуры принятия вышеприведенного Положения и введения его в действие неоднократно проверялось в Верховном Суде Российской Федерации и подтверждено вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации от 10 сентября 2007 г. N ГКПИ07-892, от 29 мая 2017 г. N АКПИ17-202, от 16 января 2019 г. N АКПИ18-1170.

Как установлено судом, в период действия Положения о порядке и сроках выплаты доплат за выслугу лет работникам органов прокуратуры, утвержденного Генеральным прокурором 09.06.1992, предусматривающего подобный зачет, ФИО1 службу в органах прокуратуры РФ не проходил, что исключало возможность зачета периода его обучения в Харьковском <данные изъяты> институте <данные изъяты> в полном объеме в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет.

В этой связи следует также отметить, что в целях реализации Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 398-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Указа Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 194 «О мерах по обеспечению социальных гарантий отдельным категориям граждан, проходящих службу на территориях Республики Крым и г. Севастополя» и Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 942, Приказом Генерального прокурора РФ от 09.04.2015 № 161 утвержден перечень должностей, периоды замещения которых подлежат зачету в выслугу лет для назначения пенсии бывшим работникам прокуратуры Украины, поступившим на службу в органы и организации прокуратуры Российской Федерации, созданные на территориях Республики Крым и г. Севастополя (приложение № 1); перечень периодов службы (учебы), подлежащих зачету в выслугу лет для назначения пенсии бывшим работникам прокуратуры Украины, поступившим на службу в органы и организации прокуратуры Российской Федерации, созданные на территориях Республики Крым и г. Севастополя (приложение № 2); порядок определения денежного содержания и приравнивания классных чинов работников прокуратуры Украины к классным чинам прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации для назначения и выплаты пенсий пенсионерам органов прокуратуры Украины (приложение № 3).

Иных исключений закон не содержит.

Неубедительны также и доводы истца о незаконном исключении из выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет периода его службы в органах прокуратуры Республики Молдавия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п. 1.3 вышеупомянутого Положения периоды службы (работы, учебы), указанные в пунктах 1.1 и 1.2 Положения, засчитываются в выслугу лет, если эта служба (работа, учеба) проходила в органах и учреждениях Российской Федерации, а также Союза ССР и республик в составе СССР, если иное не оговорено соответствующими межгосударственными соглашениями.

13.03.1992 между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.

Как следует из содержания п. 2 ст. 6 названного Соглашения, при установлении пенсий гражданам государств - участников Соглашения стран СНГ учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств (независимо от времени приобретения), а также на территории бывшего СССР до 13.03.1992.

Вместе с тем согласно ст. 2 Соглашения о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах - участниках СНГ от 25.11.1998 трудовой стаж и выслуга лет в качестве прокуроров и следователей органов прокуратуры, научных и педагогических работников научных и образовательных учреждений прокуратуры, в том числе исчисленные в льготном порядке, приобретенные в связи с трудовой деятельностью на территориях государств - участников СНГ, взаимно признаются Сторонами для выплаты надбавок (доплат) в размере, предусмотренном внутренним законодательством за выслугу лет к заработной плате (денежному содержанию), и не подлежат изменению в одностороннем порядке.

Данное Соглашение имеет специальное значение и предусматривает взаимное признание государствами - участниками Соглашения трудового стажа и выслуги лет в качестве прокуроров и следователей органов прокуратуры, научных и педагогических работников научных и образовательных учреждений прокуратуры исключительно для выплаты соответствующих надбавок (доплат) прокурорским работникам.

Каких-либо норм относительно пенсионного обеспечения сотрудников прокуратуры указанное Соглашение не содержит, в нем декларируется, что Стороны считают Соглашение первым этапом всестороннего сотрудничества в области трудовой деятельности и социальной защиты работников органов и учреждений прокуратуры и рассмотрят вопрос о разработке взаимосогласованного акта о социальном обеспечении указанных работников (статья 4).

До настоящего времени взаимосогласованного акта по вопросу пенсионного обеспечения работников прокуратуры не подписано.

Согласно разъяснениям, данным в Решении Экономического Суда СНГ № 01-1/4-2001 «О толковании применения статьи 2 Соглашения о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах - участниках СНГ» от 25 ноября 1998 г. использованная формулировка статьи 2 Соглашения от 25 ноября 1998 г. означает, что взаимное признание трудового стажа и выслуги лет в качестве прокуроров и следователей органов прокуратуры, научных и образовательных учреждений прокуратуры, в том числе исчисленные в льготном порядке, приобретенные в связи с трудовой деятельностью на территориях государств - участников СНГ, осуществляется исключительно для выплаты надбавок (доплат) в размере, предусмотренном внутренним законодательством за выслугу лет к заработной плате (денежному содержанию), и не подлежат изменению в одностороннем порядке.

Таким образом, учитывая, что взаимосогласованный международный правовой акт по вопросу пенсионного обеспечения работников прокуратуры отсутствует, спорный период службы ФИО1 в органах прокуратуры Республики Молдова в стаж, дающий ему право на пенсию за выслугу лет, засчитан быть не мог.

В этой связи также следует отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 44 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорам, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры РФ, имеющим выслугу не менее 20 лет и классный чин прокурорского работника устанавливается ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50% пенсии за выслугу лет, которая могла быть им назначена, что опровергает позицию истца об исключении из выслуги лет периода обучения и работы в органах прокуратуры Республики Молдова после 01.01.1992.

По делу установлено, что заместителю прокурора <данные изъяты> ФИО1 приказом прокурора Белгородской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении ежемесячной доплаты к денежному содержанию» с ДД.ММ.ГГГГ установлена ежемесячная надбавка к денежному содержанию в соответствии с п. 2 ст. 44 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», которая выплачивалась до его увольнения из органов прокуратуры Белгородской области. При этом в выслугу лет для установления ежемесячной надбавки к денежному содержанию в соответствии с п. 2 ст. 44 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» с 15.09.2016 включены аналогичные периоды службы (учебы), которые послужили основанием для расчета выслуги лет при назначении пенсии за выслугу лет ФИО1 с 11.10.2022.

В том числе ФИО1 представил суду ответы Генеральной прокуратуры РФ от 02.10.2015 и от 09.02.2016 на его обращения по аналогичным вопросам, об отсутствии правовых оснований для зачета ему спорных периодов.

При таких обстоятельствах утверждения истца о незаконном исключении работодателем из его выслуги лет периода его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в органах прокуратуры Республики Молдова и необходимости включения периода его обучения в Харьковском <данные изъяты> институте в период с ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> с применением коэффициента 1, суд признает несостоятельными.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Прокуратуре Белгородской области (ИНН ) о включении периодов работы в выслугу лет, отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Белгорода.

Судья М.А. Сидорина

Мотивированный текст изготовлен 27.12.2023.