УИД №
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Сат А.Е., при секретаре Хертек Д.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к региональной общественной организации по отлову и содержанию безнадзорных животных Республики Тыва «Уют» о признании установленного порядка посещения приюта для животных незаконным, об обязании обеспечить возможность посещения приюта для животных заинтересованными лицами в установленное время, обеспечить беспрепятственный допуск общественных инспекторов, волонтеров в области обращения с животными,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском к РОО по отлову и содержанию безнадзорных животных Республики Тыва «Уют» (далее - РОО «Уют») о признании установленного порядка посещения приюта для животных незаконным, об обязании обеспечить возможность посещения приюта для животных заинтересованными лицами в установленное время, обеспечить беспрепятственный допуск общественных инспекторов, волонтеров в области обращения с животными.
В обоснование иска указывает, что осуществляет общественный контроль в области обращения с животными в качестве общественного инспектора. Ответчик на основании договоров, заключенных с органами власти муниципальных образований и финансируемых за счет бюджетных средств, ведет деятельность на территории Республики Тыва по отлову и содержанию безнадзорных животных, которая осуществляется в приюте для животных по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка №.
Ответчиком установлен следующий порядок посещения приюта заинтересованными лицами, волонтерами, а также общественными инспекторами в области обращения с животными:
График работы приюта: с 09:00 до 18:00, перерыв на обед: с 13:00 до 14:00;
График посещения приюта: Вторник с 13:00 до 15:00, Пятница с 16:00 до 18:00.
Информация о порядке посещения доведена да заинтересованных лиц посредством вывески на входной группе приюта.
Вместе с тем, ответчик указывает, что для посещения приюта необходимо согласовывать цели и время визита с руководством приюта, а также с Мэрией г. Кызыла.
Указанный порядок посещения приюта противоречит нормам действующего законодательства и нарушает права истца, как общественного инспектора, в области обращения с животными и волонтерами приютов для животных.
Кроме того, даже в часы посещения приюта, установленные ответчиком, доступ в приют лиц, желающих оказывать помощь животным, и общественных инспекторов в области обращения с животными не обеспечивается.
Факт отказа в доступе в приют подтверждается актом о результатах общественного контроля от ДД.ММ.ГГГГ, а также видеозаписью.
Положения п. 12 ст. 16 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными» не распространяются на общественных инспекторов в области обращения с животными, чья деятельность регламентирована положениями ст. 20 указанного Федерального закона. При этом закон не предусматривает возможность ограничить право общественных инспекторов на посещение приюта в дни, когда проводится санитарная обработка или дезинфекция помещений.
Общественный инспектор вправе самостоятельно определять время и продолжительность своего нахождения на территории приюта для животных, при этом какие-либо ограничения могут быть установлены не на усмотрение владельцев приютов для животных, а только федеральными законами.
Поскольку общественный инспектор только фиксирует, а не осуществляет помощь на добровольной основе, его нахождение на территории приюта во время санитарной обработки помещений никак не может помешать нормальной работе приюта.
Возможность посещения приютов общественными инспекторами в дни, когда производится санитарная обработка помещений, снижает риск злоупотребления правом со стороны владельцев приютов, под предлогом проведения санитарных мероприятий, препятствующих доступу на территорию приюта лиц, осуществляющих деятельность по защите животных от жестокого обращения.
Следовательно, владелец приюта обязан обеспечить возможность посещения приютов общественными инспекторами без ограничений.
Право беспрепятственного посещения приютов для животных на практике может быть реализовано в часы работы, когда в приюте находятся работники или иные лица, уполномоченные владельцем приюта.
Просит признать установленный ответчиком порядок посещения приюта для животных по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка №, незаконным; обязать ответчика обеспечить возможность посещения приюта для животных заинтересованными лицами ежедневно в установленные для этого время, за исключением дней, в которые проводится санитарная обработка или дезинфекция помещений; обязать ответчика обеспечить беспрепятственный допуск общественных инспекторов в области обращения с животными на территорию и во все помещения приюта для животных ежедневно в часы работы приюта, включая дни, в которые проводится санитарная обработка или дезинфекция помещений; обязать ответчика обеспечить беспрепятственный допуск в приют волонтеров ежедневно в часы работы приюта, за исключением дней, в которые проводится санитарная обработка или дезинфекция помещений.
В судебном заседании истец ФИО2 поддержала исковое заявление по доводам, изложенным в иске. Указала, что в законе нет указаний о необходимости иметь специальную одежду и ставить прививки.
Представитель ответчика РОО «Уют» ФИО6 по доверенности с иском не согласился, указав, что вход волонтерам осуществляется по письменному заявлению, в специальной одежде, с необходимыми прививками, чтобы они не принесли инфекции из другого приюта <данные изъяты>. ФИО2 действительно не впустили на территорию приюта, поскольку без справок о поставленных прививках и без специальной одежды.
Представитель третьего лица Департамента городского хозяйства мэрии г. Кызыла ФИО7 по доверенности с иском также не согласилась, указав, что для посещения приюта необходимо получить разрешение Мэрии г. Кызыла и уведомить ФИО1
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральным законом № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 498-ФЗ) регулируются отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 498-ФЗ деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя осуществление мероприятий по отлову животных без владельцев, в том числе их транспортировку, и (или) иных мероприятий, предусмотренных законодательством в области обращения с животными.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 498-ФЗ уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, в том числе устанавливают порядок организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными, в том числе форму удостоверения, порядок его выдачи, порядок взаимодействия таких инспекторов с органами государственного надзора в области обращения с животными.
На основании ч. 12 ст. 16 Федерального закона № 498-ФЗ владельцы приютов для животных и уполномоченные ими лица обеспечивают возможность посещения:
1) гражданами приютов для животных в установленное приютами для животных время, за исключением дней, в которые проводится санитарная обработка или дезинфекция помещений;
2) добровольцами (волонтерами) приютов для животных в часы, установленные режимом работы приютов для животных, за исключением дней, в которые проводится санитарная обработка или дезинфекция помещений.
Согласно ч. 4 ст. 20 Федерального закона № 498-ФЗ, общественным инспекторам в области обращения с животными органами государственного надзора выдаются соответствующие удостоверения.
В силу ч. 6 ст. 20 Федерального закона № 498-ФЗ общественный инспектор в области обращения с животными при осуществлении общественного контроля в области обращения с животными обязан:
1) соблюдать установленные федеральными законами ограничения, связанные с деятельностью физических лиц и юридических лиц, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;
2) не создавать препятствия деятельности физических лиц и юридических лиц, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
При осуществлении общественного контроля в области обращения с животными общественным инспекторам в области обращения с животными должен быть обеспечен доступ на территорию приюта для животных и в его помещения (ч. 8 ст. 20).
Порядок организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными, в том числе форма удостоверения, порядок его выдачи, порядок взаимодействия общественных инспекторов в области обращения с животными с органами государственного надзора, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 6 ст. 20).
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2019 года № 1180 «Об утверждении методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев», Законом Республики Тыва от 6 апреля 2020 года № 588-ЗРТ «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием Республики Тыва по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев», постановлением Правительства Республики Тыва от 22 июля 2020 года № 329 «Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Тыва» утвержден порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Тыва (далее – Порядок № 329), приказом Минсельхозпрода РТ от 02 октября 2020 года № 165-ОД утвержден Порядок организации деятельности приютов и установлении норм содержания животных в них на территории Республики Тыва (далее Порядок № 165-ОД).
Правила поведения посетителей приюта для животных и волонтеров, а также приема гуманитарной помощи от посетителей приюта для животных утверждаются руководителем приюта, размещаются на стендах при входе в приют для животных (п. 7.1).
Добровольцы (волонтеры), владельцы животных или лица, уполномоченные владельцами таких животных, имеют право посещать приюты для животных независимо от формы собственности приюта для животных в соответствии с правилами, установленными руководителем приюта для животных, в часы, установленные режимом работы приютов для животных, за исключением дней, когда проводится санитарная обработка или дезинфекция помещений (п. 7.2).
Из материалов дела следует, что Региональная общественная организация по отлову и содержанию безнадзорных животных Республики Тыва «Уют» (далее – РОО «Уют») (ОГРН №) осуществляет свою деятельность с ДД.ММ.ГГГГ. Президентом организации является ФИО1. Основным видом деятельности организации является деятельность ветеринарная; к дополнительным видам деятельности относятся, в том числе: предоставление услуг в области животноводства, охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях.
С РОО «Уют» Департамент городского хозяйства Мэрии г. Кызыла заключил договор № от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по отлову, транспортировке и содержанию животных без владельцев на территории муниципального образования г. Кызыла.
Муниципалитетом установлен график работы муниципального приюта: с 09:00 до 18:00 ежедневно, обеденный перерыв с 13:00 до 14:00. График посещения гражданами приюта: вторник – 13:00 до 15:00 часов, пятница – с 16:00 до 18:00 часов, что следует из ответа Департамента городского хозяйства Мэрии г. Кызыла.
Вместе с тем, ФИО2 в иске указывает, что ответчик препятствует ей, иным общественным инспекторам, волонтерам и другим заинтересованным лицам в посещении приюта.
Истец ФИО2 является общественным инспектором в области обращения с животными, что подтверждается удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа Департамента городского хозяйства Мэрии г. Кызыла на запрос суда от ДД.ММ.ГГГГ следует, что общественный инспектор ФИО2 обращалась к ним по поводу посещения приюта, на что ей в письменном виде ДД.ММ.ГГГГ направили вышеуказанный график работы приюта и уведомили, что на ее личный номер подрядчиком (РОО «Уют») данная информация направлялась по социальному мессенджеру «Вайбер». На данном письме имеется подпись ФИО2 в получении данного письма.
В подтверждение того, что РОО «Уют» не допускают на территорию приюта общественных инспекторов и заинтересованных лиц даже в часы работы приюта, истица ходатайствовала о допросе свидетелей ФИО3, ФИО4, просмотре видеозаписи.
Из пояснений свидетеля ФИО3 в судебном заседании следует, что она является волонтером благотворительного фонда <данные изъяты>, волонтер группы <данные изъяты>. Она несколько раз пыталась посетить приют, когда он только открывался, чтобы им подсказать что-то, оказать помощь в содержании собак. Однако ФИО1 на контакт не шел, не территорию приюта не впускал. Когда установили часы работы приюта, она пришла в часы приема, но и тогда она не смогла попасть. Так она приезжала около 5 раз, привозила с собой корм для собак, миски, лекарства, но ничего из этого не было принято.
Из пояснений свидетеля ФИО4 в судебном заседании следует, что она является неравнодушным гражданином. Она также пыталась попасть в данный приют для животных в часы приема, раз 5, но не смогла. Когда она приходила, сторож ругался, а ДД.ММ.ГГГГ ее и других посетителей охранник обругал, обкидал камнями, прогоняя, тогда она вызвала участкового уполномоченного полиции. Она приходила не просто так, а привозила воду, корм для животных, лекарства.
Из видеозаписи, представленной истцом, следует, что ФИО2 с другим общественным инспектором показывают свои удостоверения у ворот приюта РОО «Уют», стучатся в ворота, за которыми находится сторож и не пускает их.
Оценивая пояснения свидетелей, суд находит их правдивыми, логичными, подтверждающимися видеозаписью. Оснований не доверять их пояснениям у суда не имеется.
Кроме того, представители РОО «Уют» в ходе судебного разбирательства подтвердили, что они не пускали общественных представителей на территорию приюта, поясняя это тем, что они являются их конкурентами, от руководства <данные изъяты>. Под видом оказания помощи приходят и начинают придираться по мелочам, фотографируют, снимают на видео и выкладывают в интернете. Также они могут принести инфекцию от других собак. Затем идут жаловаться в Мэрию г. Кызыла, в прокуратуру г. Кызыла, а также в полицию. Они приходят каждый день и мешают работать.
Таким образом, судом установлено, что ответчик осуществляет деятельность по отлову животных без владельцев, содержанию в приюте. График работы приюта, часы посещения гражданами установлен, размещен на стенде при входе в приют.
Каких-либо требований к графику работы приютов действующим законодательством не предусмотрено, а установленный график работы приюта РОО «Уют» чьих-либо прав не нарушает, приют работает в дневное время с перерывом на обед. Оснований для признания установленного порядка посещения приюта для животных незаконным не имеется.
Вместе с тем, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что фактически приют посетителей, в том числе общественных инспекторов, не допускает, ссылаясь на необходимость согласовывать цели и время визита с руководством приюта, а также с Мэрией г. Кызыла, иметь при себе справку о прививках и специальную одежду, суд находит данные действия ответчика незаконными.
Указанные условия для посещения приюта противоречит нормам действующего законодательства и нарушает права истца, как общественного инспектора, в области обращения с животными и волонтерами приютов для животных.
При таких обстоятельствах, исковые требования к РОО «Уют» об обязании обеспечить возможность посещения приюта для животных заинтересованными лицами в установленное время, обеспечить беспрепятственный допуск общественных инспекторов, волонтеров в области обращения с животными являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО2 к Региональной общественной организации по отлову и содержанию безнадзорных животных Республики Тыва «Уют» о признании установленного порядка посещения приюта для животных незаконным, об обязании обеспечить возможность посещения приюта для животных заинтересованными лицами в установленное время, обеспечить беспрепятственный допуск общественных инспекторов, волонтеров в области обращения с животными удовлетворить частично.
Обязать Региональную общественную организацию по отлову и содержанию безнадзорных животных Республики Тыва «Уют» (ОГРН №) обеспечить возможность посещения приюта для животных гражданами в установленное время, за исключением дней, в которые проводится санитарная обработка или дезинфекция помещений.
Обязать Региональную общественную организацию по отлову и содержанию безнадзорных животных Республики Тыва «Уют» (ОГРН №) обеспечить возможность посещения добровольцами (волонтерами) приютов для животных в часы, установленные режимом работы приютов для животных, за исключением дней, в которые проводится санитарная обработка или дезинфекция помещений.
Обязать Региональную общественную организацию по отлову и содержанию безнадзорных животных Республики Тыва «Уют» (ОГРН №) обеспечить беспрепятственный допуск общественных инспекторов в области обращения с животными на территорию приюта для животных и в его помещения в часы, установленные режимом работы приютов для животных, включая дни, в которые проводится санитарная обработка или дезинфекция помещений.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Кызылский городской суд.
Решение в окончательной форме вынесено 16 ноября 2023 года (с учетом выходных дней).
Судья А.Е. Сат