Дело № 2-595/13
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
10 октября 2013 года с. Курсавка
Андроповский районный суд Ставропольского края в составе
председательствующего судьи Казаковой Н.В.,
при секретаре Сафоновой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Верба Г.П. к Управлению труда и социальной защиты населения (УТСЗН) администрации Андроповского муниципального района Ставропольского края о признании незаконным отказ в начислении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как на одиноко проживающего гражданина,
установил:
Истец Верба Г.П. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным отказ Управления труда и социальной защиты населения Андроповского муниципального района Ставропольского края в начислении ей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как на одиноко проживающего гражданина, и возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет субсидии без учета зарегистрированных по ее адресу лиц: А.С.И., А.Р.И., А.С.Р., А.А.Р., за период с июля 2010 года по август 2013года.
В ходе судебного рассмотрения из пояснений сторон, представленных документов по делу установлено следующее.
Истцу Верба Г.П. на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности №, выданного 11 января 2002 года ГУЮ «Регистрационная палата Ставропольского края» на праве собственности принадлежит жилое помещение - двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, в которой истец зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ и проживает одна.
В этой же квартире истца Верба Г.П. не проживают, но значатся зарегистрированными следующие лица: дочь истца – А.С.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ; зять – А.Р.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ; внучка – А.С.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ; внук – А.А.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ, -- которые более 10 лет ( с 2003 года) в указанной квартире не проживают, личных вещей в квартире не имеют, общего хозяйства с истцом не ведут, членами семьи истца не являются, так как с 2003 года они составом своей семьи выехали за границу и постоянно проживают по адресу: <адрес> <адрес>, и имеют двойное гражданство.
Истец пояснила, что регистрация указанных лиц в ее квартире была обусловлена не самим фактом их проживания, так как в данной квартире они не проживали, а необходимостью просто иметь регистрацию на территории Российской Федерации при выезде за границу.
Указанные лица - А.С.И. и члены ее семьи не принимают участия в содержании жилого помещения (принадлежащего Верба Г.П.), где они зарегистрированы, не оплачивают коммунальные услуги, поскольку постоянно с 2003 года проживают за границей по вышеуказанному адресу.
Истец Верба Г.П. является получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которые, по мнению истца, ответчик – УТСЗН выплачивает ей неправильно - не из расчета как на одиноко проживающего гражданина, а из расчета на одного члена семьи, состоящей из пяти и более человек, то есть в меньшем размере, со ссылкой на то, что при расчете размера субсидии применяется размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, определенный исходя из количества членов семьи, зарегистрированных в жилом помещении. Истец полагает, что таким образом ответчиком нарушаются ее права на получение субсидии в полном объеме.
В судебном заседании истец Верба Г.П. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить, признав незаконным отказ УТСЗН Андроповского муниципального района Ставропольского края в начислении ей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как на одиноко проживающего гражданина, и возложив на ответчика обязанность произвести перерасчет субсидии без учета зарегистрированных по ее адресу лиц, за период в пределах сроков исковой давности, указав на то, что ее неоднократные обращения по вопросу о неправильном расчете размера субсидии оставлены ответчиком без удовлетворения.
Представитель ответчика- Управления труда и социальной защиты населения администрации Андроповского муниципального района СК по доверенности Савченко И.А. заявленные требования оспорила, предоставив письменные возражения на иск и доводы, в обоснование своих возражений, из которых следует, что: субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются ими на основании Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761. При предоставлении субсидий УТСЗН руководствуется Методическими рекомендациями по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 мая 2006 г. № 58 / 403.
В пункте 74 Методических рекомендаций, сказано: «Если помимо заявителя и членов его семьи по месту жительства в данном жилом помещении зарегистрированы иные граждане, то при определении расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг заявителя и членов его семьи, применяется региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, приходящийся на одного члена семьи, численность которой принимается равной количеству всех граждан, зарегистрированных в данном жилом помещении по месту жительства, не зависимо от их основания проживания и наличия или отсутствия у них самостоятельного права на субсидию».
Верба Г.П. является собственником двухкомнатной квартиры по адресу: <адрес>, в которой прописано 5 человек (Верба Г.П., А.С.И., А.Р.И., А.С.Р., А.А.Р.), в связи с чем, при расчете размера субсидии ими применялись положения п. 74 и п. 23 методических рекомендаций - стандарт стоимости ЖКУ на 1кв.м. общей площади жилого помещения в месяц на одного члена семьи, состоящей из пяти человек и более, так как на основании п.41 указанных методических рекомендаций гражданам и (или) членам их семьи, имеющим право на субсидии в соответствии с пунктами 2,3 и 5 настоящих Правил, предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают.
Свои возражения представитель УТСЗН мотивировал и ссылкой на ст. 31 Жилищного Кодекса РФ, согласно которой к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Представитель УТСЗН указал на то, что зарегистрированные граждане являются гражданами Российской Федерации и должны исполнять ее законы. Субсидия предоставляется по месту постоянного жительства (подтверждением места постоянного жительства является регистрация по месту жительства в соответствии с правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённых постановлением правительства Российской Федерации от 17.07.1995г. № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию.
По этим основаниям представитель просил отказать Верба Г.П. в удовлетворении исковых требованиях о перерасчёте субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 159 ЖК РФ право на субсидии имеют собственники жилых помещений. Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам ч.6 ст.159 ЖК РФ, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи .
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей .
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Утвержденными Постановлением Правительства РФ Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от 14.12.2005 N 761, п.п. 3, 4 также установлено, что право на субсидию имеют собственники жилого помещения, субсидии предоставляются гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.
В соответствии с разделом III указанных Правил (порядок определения состава семьи заявителя):
п. 18. - В состав семьи заявителя могут входить заявитель и граждане, являющиеся:
а) членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) членами семьи собственника жилого помещения в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) членами семьи иных граждан, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в соответствии со статьей 2 Семейного кодекса Российской Федерации.
П.19. - Уполномоченный орган при решении вопроса о наличии права на предоставление субсидии и расчете ее размера определяет состав семьи заявителя в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии с разделом IV указанных Правил (Порядок определения размера субсидий):
п. 20. - Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи .
Аналогичные положения прописаны и содержатся в Методических рекомендациях, утвержденных Приказом Минрегиона РФ № 58, Минздравсоцразвития РФ № 403 от 26.05.2006 года
«Об утверждении Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», согласно которых:
п. 33. - Состав семьи получателя субсидии определяется из числа совместно проживающих с ним членов его семьи, включая самого заявителя;
п. 35. - Согласно подпункту "б" пункта 18 Правил в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса к членам семьи собственника жилого помещения необходимо относить проживающих совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруга, а также детей и родителей данного собственника;
п.38. - При наличии разногласий между заявителем (получателем субсидии) и проживающими совместно с ним по месту постоянного жительства лицами, в том числе родственниками (свойственниками), по вопросу принадлежности к одной семье уполномоченный орган учитывает в качестве членов семьи заявителя (получателя субсидии) лиц, признанных таковыми в судебном порядке.
Анализ указанных выше нормативных документов, регулирующих вопросы предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, позволяет сделать однозначный вывод, что субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей .
В соответствии со ст. 31 ЖК к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Исходя из толкования положений ст. 31 ЖК РФ можно признать, что применительно к жилищным правоотношениям семья собственника жилого помещения - это он сам и связанные с ним узами родства или свойства граждане, которые совместно с собственником проживают в принадлежащем ему жилом помещении. Таким образом, семья собственника жилого помещения - это единая группа граждан, единство которой определяется их совместным проживанием в одном жилом помещении. Совместное проживание предполагает ведение всеми членами семьи общего хозяйства, т.е. участие в несении общих расходов, использование жилого помещения в общих интересах, подчинение интересов отдельных членов семьи общесемейным интересам. Вселение в качестве членов семьи и последующее проживание в жилом помещении совместно с собственником и другими членами его семьи становятся решающими факторами, которые обеспечивают единство совместно проживающих граждан, и являются основанием для определения состава семьи собственника жилого помещения.
Определение состава семьи собственника жилого помещения имеет важное значение для решения целого ряда вопросов в сфере жилищных правоотношений, в том числе, предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и компенсации расходов на эти цели, которые предоставляются с учетом совокупного дохода семьи собственника жилого помещения (ст. ст. 159 - 160 Кодекса). Неправильное определение состава семьи собственника искажает размер совокупного дохода и как следствие, может повлечь за собой необоснованный отказ в предоставлении субсидий или предоставление их в размере, не соответствующем действующему законодательству.
Согласно ст.20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Системный анализ статей 20 ГК РФ и 31 ЖК РФ позволяет сделать вывод о том, что местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, а не место где он зарегистрирован.
Судом установлено, что Верба Г.П. является собственником двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в которой она зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ и проживает одна. В данной квартире также зарегистрированы: дочь истца – А.С.И., зять – А.Р.И., внучка – А.С.Р., внук – А.А.Р., -- которые более 10 лет в указанной квартире не проживают, так как с 2003 года они составом своей семьи выехали за границу и постоянно проживают в <адрес>, имеют двойное гражданство.
Из пояснений истца Верба Г.П. следует, что дочь А.С.И. и члены ее семьи личных вещей в квартире истца не имеют, общего хозяйства с истцом не ведут, не принимают участия в содержании жилого помещения (принадлежащего Верба Г.П.), где они зарегистрированы, не оплачивают коммунальные услуги, поскольку постоянно с 2003 года проживают за границей. Указанные лица имеют свою обособленную семью и потому членами семьи истца не являются.
Доводы истца Верба Г.П. подтверждаются документально:
- справкой, выданной администрацией района Амора, округа Сейшал Португальской Республики, из которой усматривается, что А.С.И., А.Р.И., А.С.Р., А.А.Р. проживают с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> (л.д.12);
- вступившим в законную силу решением Андроповского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого суд установил юридический факт не проживания с 2003 года А.С.И., А.Р.И., А.С.Р., А.А.Р., в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащего Верба Г.П. (л.д.17-19).
Доказательств обратного ответчиком суда не представлено.
При указанных обстоятельствах, представляется возможным считать сведения, представленные истцом, о постоянном не проживании граждан А.С.И., А.Р.И., А.С.Р., А.А.Р. в квартире истца Верба Г.П., достаточными и достоверными. Установленные судом обстоятельства указывают на то, что этих лиц, зарегистрированных но не проживающих в квартире истца, нельзя отнести к членам семьи собственника жилого помещения Верба Г.П., поскольку по всем имеющимся определениям, они таковыми не являются.
В связи с изложенным выше, суд находит несостоятельными возражения на исковые требования представителя ответчика УТСЗН (со ссылкой на п.74 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг), так как эта норма касается «иных граждан», зарегистрированных помимо заявителя и членов его семьи в данном жилом помещении, при этом, наличие регистрации «иных граждан» в данном жилом помещении также связывается с их проживанием в данном жилом помещении.
Из представленных ответчиком расчетов следует, что размер субсидии, рассчитанный для Верба Г.П. как на одного члена семьи, состоящей из пяти человек, меньше, чем на одиноко проживающего гражданина, что нарушает права истца на получение субсидии в полном объеме.
На основании изложенного, исковые требования истца Верба Г.П. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Верба Г.П., - удовлетворить, признать незаконным отказ Управления труда и социальной защиты населения Андроповского муниципального района Ставропольского края в начислении Верба Г.П. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как на одиноко проживающего гражданина, и обязать Управления труда и социальной защиты населения Андроповского муниципального района Ставропольского края произвести перерасчет субсидии без учета зарегистрированных в жилом помещении, принадлежащем Верба Г.П. на праве собственности (по адресу: <адрес>) лиц: А.С.И., А.Р.И., А.С.Р., А.А.Р., - за период с июля 2010 года по август 2013года.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Андроповский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья