ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-595/14 от 17.06.2014 Хасанского районного суда (Приморский край)

Дело № 2-595/14

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пгт. Славянка 17 июня 2014 года

Хасанский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Ануфриева М. А.,

при секретаре Ромашкиной Е. Н.,

с участием представителей ООО «Зарубинская база флота» ФИО1, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сахалинского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределённого круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) «Зарубинская база флота» о возложении обязанности совершить определённые действия,

у с т а н о в и л:

Сахалинский транспортный прокурор обратился с иском к ООО «Зарубинская база флота», в котором просит суд обязать ответчика устранить угрозу затопления судна МРС 150-252 (бортовой номер: З-0003) в акватории порт-ковша <адрес>, путём обеспечения несения круглосуточной вахтенной службы на судне.

В обоснование иска указано, что собственник судна МРС 150-252 (тип - малый рыболовный сейнер, бортовой номер: З-0003) ООО «Зарубинская база флота» в январе 2014 года вывел указанное судно в холодный отстой. Однако оставил судно без вахтенной службы, что не обеспечивает безопасной стоянки судна и создаёт реальную угрозу затопления судна в акватории, в результате чего судно может оказать негативное воздействие на окружающую среду, загрязнив её своими обломками и остатками нефтепродуктов. Иск заявлен в защиту интересов РФ, прав и законных интересов неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность.

Сахалинский транспортный прокурор в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие, на иске настаивал.

Представители ответчика ООО «Зарубинская база флота» ФИО1, ФИО2 в суде иск не признали, ссылаясь на нарушение условий договора аренды судна со стороны арендатора ООО «ДВ Фиш ТрансСервис», который уклонился от возврата судна ООО «Зарубинская база флота» по окончанию срока аренды, бросил судно в аварийном состоянии с угрозой его гибели. Также, ООО «ДВ Фиш ТрансСервис» не соблюдены условия предварительного договора купли-продажи судна, уклонился от заключения основного договора купли-продажи судна. В настоящее время с судна снят класс регистра, судно выведено из эксплуатации и исключено из учётной базы ФГУП «РЧЦ ДФО».

Изучив материалы дела, заслушав представителей ответчика, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьями 210, 211 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несёт его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из представленных суду материалов установлено, что в настоящее время в акватории порт-ковша <адрес> в географических координатах места - 47 градусов 27 минут северной широты и 141 градусов 58 минут восточной долготы, у причала ошвартовано морское судно МРС 150-252, приписанное к порту <адрес> и принадлежащее ООО «Зарубинская база флота» на праве собственности.

Собственник вывел судно из эксплуатации в холодный отстой без экипажа с нарушением требований Правил технической эксплуатации морских судов (РД 31.20.01-97), утверждённых Минтранса РФ от 8 апреля 1997 года № МФ-34/672, из которых следует, что при холодном отстое судна обеспечение живучести, остойчивости, непотопляемости и безопасности стоянки этого судна осуществляется сокращённым экипажем судна, укомплектованным судовладельцем на весь период отстоя (пункты 5.2.2, 5.2.3, 5.3, 5.6 РД 31.20.01-97).

Согласно пунктам 163, 169 Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации, утверждённого Приказом Роскомрыболовства от 30 августа 1995 года № 140, вахта является особым видом выполнения служебных обязанностей, требующим повышенного внимания и непрерывного нахождения на посту или рабочем месте. Вахта обеспечивает управление судном, его безопасность, живучесть, производственную деятельность и контроль за посещением судна посторонними лицами. При стоянке в порту из состава экипажа назначается пожарная вахта, осуществляющая периодические обходы судна в целях обеспечения его безопасности. Лица пожарной вахты обязаны неотлучно находиться на судне.

Материалами прокурорской проверки подтверждается, что морское судно МРС 150-252 находится «на плаву», но имеется реальная угроза его затопления, так как корпус судна имеет множественные повреждения, вызванные коррозией и отсутствием должного контроля за безопасной стоянкой судна у причала. В трюмах судна обнаружено наличие воды, в непосредственной близости от судна в акватории ковша имеются нефтяные пятна. Экипаж и вахтенная служба на судне отсутствует.

При таких обстоятельствах непринятие ООО «Зарубинская база флота» мер по обеспечению круглосуточной вахтенной службы на судне создает реальную угрозу затопления судна в акватории порта, что может привести к загрязнению и засорению акватории, дна и берегов порта от попавших в водную среду обломков судна и остатков нефтепродуктов на судне, и как следствие этому к нарушению законных прав неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность.

Ссылка представителей ответчика на то, что судно было оставлено в порту фрахтователем ООО «ДВ Фиш ТрансСервис» в нарушение договора аренды морского судна фрахтования на время с экипажем (тайм-чартер) от 29 июня 2012 года, не имеет значения для настоящего дела. По условиям договора аренды морского судна судовладелец не освобождался от ответственности за техническую эксплуатацию этого судна. Члены экипажа судна являлись работниками судовладельца и подчинялись распоряжениям судовладельца относительно управления и технической эксплуатации судна. Гражданско-правовая ответственность фрахтователя перед судовладельцем за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств по договору аренды морского судна не относится к существу настоящего спора.

Ссылка представителей ответчика на то, что фактически ООО «Зарубинская база флота» отказалось от прав на это судно, в силу статьи 236 ГК РФ не освобождает ответчика, как судовладельца, от обязанности по соблюдению требований Правил технической эксплуатации морских судов.

Таким образом, требование транспортного прокурора признаётся обоснованным.

В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд считает достаточным сроком для исполнения решения суда ответчиком в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В соответствии со статьёй 333.19 Налогового кодекса РФ, абзацем 8 части 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса РФ, частью 1 статьи 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в бюджет Хасанского муниципального района Приморского края госпошлина в размере 4 000 рублей

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

иск Сахалинского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределённого круга лиц к ООО «Зарубинская база флота» о возложении обязанности совершить определённые действия - удовлетворить.

Обязать ООО «Зарубинская база флота» в течение 3 (трёх) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить угрозу затопления судна МРС 150-252 (бортовой номер: З-0003) в акватории порт-ковша <адрес>, путём обеспечения несения круглосуточной вахтенной службы на судне.

Взыскать с ООО «Зарубинская база флота» госпошлину в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей в бюджет Хасанского муниципального района Приморского края.

Решение суда может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Хасанский районный суд Приморского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 20 июня 2014 года.

Председательствующий судья М. А. Ануфриев