ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-595/19 от 04.09.2019 Ширинского районного суда (Республика Хакасия)

Гражданское дело № 2-595/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 сентября 2019 года с. Шира

ФИО3 районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Журавлевой Н.Ю.,

при секретаре судебного заседания Капчигашевой В.Э.,

с участием:

истца ФИО1,

представителя ответчика публичного акционерного общества «Межрегиональная распределяющая компания «Сибири», в лице филиала «Хакасэнерго», действующей на основании доверенности, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к публичному акционерному обществу «Межрегиональной распределяющей компании «Сибири», в лице филиала «Хакасэнерго» об обязании провести подключение электролинии жилого дома по адресу: Х, в соответствии с требованиями законодательства, взыскании расходов по оплате государственной пошлины,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с заявлением к публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределяющая компания «Сибири», в лице филиала «Хакасэнерго» (далее по тексту ПАО «МРСК «Сибири» - «Хакасэнерго») об обязании совершения действий: проведения подключения электролинии жилого дома по адресу: Х, в соответствии с требованиями законодательства, взыскании расходов на уплату государственной пошлины. В обоснование заявленных требований истец указывает, что в связи с ликвидацией воздушной линии энергоснабжения 3 ноября 2018 года Ширинским участком РЭС-4 ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» было произведено переключение его квартиры, расположенной в жилом двухквартирном доме по адресу: Х, от линии ВЛ, расположенного на соседней улице. Полагает, что после переключения ввод электрического провода пересекает проезжую часть территории его участка, в результате въезд на территорию ограничен. На требование устранить данное нарушение ПАО «МРСК «Сибири» - «Хакасэнерго» ответило отказом. Ссылаясь на положения инструкции по электроснабжению индивидуальных жилых домов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12 мая 1993 года № 447 «О государственном энергетическом надзоре» указывает, что все энергооборудование должно отвечать требованиям ГОСТа. Обращает внимание на то, что требования к устройству и монтажу ответвлений от ВЛ к вводам, вводов и внутриобъектовых электропроводок п. 1.2 – ответвления длиной более 25 метров, необходимо выполнять с установкой дополнительных опор. Фактическая длина ответвления составляет 37 метров, внутриобъектная электропроводка не должна пересекать проезжую часть территории приусадебного участка. На основании изложенного истец полагает, что своими действиями ПАО «МРСК «Сибири» - «Хакасэнерго» нарушило его права на свободное перемещение по его территории.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержал в полном объеме заявленные требования по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении, просил суд обязать публичное акционерное общество «Межрегиональная распределяющая компания «Сибири», в лице филиала «Хакасэнерго» (далее по тексту ПАО «МРСК «Сибири» - «Хакасэнерго») совершить действия по проведению подключения электролинии жилого дома по адресу: Х, в соответствии с требованиями законодательства, взыскать расходы на уплату государственной пошлины, от проведения экспертизы отказался.

Представитель ответчика ПАО «МРСК «Сибири» - «Хакасэнерго» в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. В обоснование своей позиции представитель ответчика указывает, что истец в исковом заявлении ссылается на документы, которые в настоящее время утратили силу, в частности, на инструкцию по электроснабжению индивидуальных жилых домов, утвержденную Постановлением правительства РФ от 12 мая 1993 года № 447 «О государственном энергетическом надзоре», которая утратила силу в связи с изданием Постановлением Правительства РФ 1 февраля 2005 года № 49 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». Кроме того, обращает внимание на то, что в соответствии с п. 16.3 Правил технологического присоединения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861 обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению императивно распределяются следующим образом: заявитель осуществляет мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, а сетевая организация осуществляет такие мероприятия до границ земельного участка заявителя. Для целей настоящих Правил под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция). На основании изложенного представитель ответчика полагает, что расстояние от опоры до границ земельного участка истца соответствует требованиям действующего законодательства. В третьих, согласно п. 2.4.55. Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 20 мая 2003 года № 187 «Об утверждении глав правил устройства электроустановок» при пересечении непроезжей части улиц ответвлениями от ВЛ к вводам в здания расстояния от СИП до тротуаров пешеходных дорожек допускается уменьшить до 3, 5 м. Расстояние от Сип и изолированных проводов до поверхности земли на ответвлениях к вводу должно быть не менее 2, 5 метров. Из представленной истцом схемы ввода электроснабжении в двухквартирный жилой дом расстояние от изолированных проводов до поверхности земли составляет 4, 5 метра. На основании изложенного представитель ответчика полагает, что нарушений со стороны сетевой организации допущено не было, требования, приведенные в исковом заявлении, являются незаконными и не подлежат удовлетворению.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика ФИО3 РЭС, будучи надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения дела по существу не явился, ходатайств, заявлений об отложении рассмотрения дела, о рассмотрении дела по существу в его отсутствие в суд не направил.

Суд, с учетом мнения сторон, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил о рассмотрении дела при имеющейся явке.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений ст.ст. 11, 12 ГК РФ защите подлежит нарушенное право.

Как следует из материалов дела, 25 марта 1993 года ФИО1 приобрел в единоличную собственность квартиру, находящуюся по адресу: Х, однако, право собственности в установленном законом порядке не зарегистрировал ( выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости).

Государственное регулирование отношений между организациями электроэнергетической отрасли и потребителями услуг по электроснабжению призвано как обеспечить доступность таких услуг для потребителей, нуждающихся в них, так и гарантировать защиту права собственности и права на осуществление предпринимательской деятельности организаций - участников данных правоотношений. В соответствии с этим Федеральный закон от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» в качестве одного из основных принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике называет обеспечение недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка (п. 1 ст. 20). Согласно п. 1 ст. 21 и п. 3 ст. 26 названного Федерального закона Правительство Российской Федерации утверждает правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры, правила оказания этих услуг.

В целях содействия развитию конкуренции на рынке производства и сбыта электрической энергии, защиты прав потребителей электрической энергии Правительство Российской Федерации постановлением от 27 декабря 2004 года №861 утвердило Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, которые определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг (далее - Правила).

В пункте 2 Правил даны определения понятий акта разграничения балансовой принадлежности электросетей, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, точки поставки, точки присоединения к электрической сети и другие. Согласно данному пункту Правил акт разграничения балансовой принадлежности электросетей - это документ, составленный в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) физических и юридических лиц к электрическим сетям, определяющий границы балансовой принадлежности; акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон - это документ, составленный сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства; точка поставки - это место исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей, а до составления в установленном порядке акта разграничения балансовой принадлежности электросетей - в точке присоединения энергопринимающего устройства (объекта электроэнергетики); точка присоединения к электрической сети - место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации.

Действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств (п. 2 Правил).

В соответствии с пп. «е» п. 7 Правил технологического присоединения после осуществления технологического присоединения сторонами договора составляется акт об осуществлении технологического присоединения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, переключение жилого дома по адресу: Х, с аварийной ВЛ-на ВЛосуществлен 13 ноября 2018 года, так как ВЛнаходилась в неудовлетворительном состоянии, угрожала безопасности людей, было принято решение о демонтаже ВЛ.

Из ответа, данного ФИО1 заместителем директора по реализации услуг ПАО «МРСК «Сибири» - «Хакасэнерго» следует, что переключение жилого дома по адресу: Х, с аварийной ВЛна ВЛосуществлено в соответствии с нормативно-технической документацией, при этом ФИО1 указано на то, что в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности ввод в жилой дом по вышеуказанному адресу является собственностью ФИО1 Кроме того, было указано на то, что филиал ПАО «МРСК «Сибири» - «Хакасэнерго» готов на возмездной основе выполнить работы по монтажу дополнительной опоры для переключения указанного ввода в дом.

В материалы дела представлены акт разграничения балансовой принадлежности сетей от 18 марта 2016 года, подписанный сторонами (и.о. начальника Ширинского РЭС филиала ПАО «МРСК «Сибири» - «Хакасэнерго» и ФИО1), акт разграничения балансовой принадлежности от 3 декабря 2018 года, подписанный начальником Ширинского РЭС филиала ПАО «МРСК «Сибири» - «Хакасэнерго». ФИО1 от подписи указанного акта отказывается, что не оспаривалось истцом в судебном заседании.

Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа) предусматривают, что акт об осуществлении технологического присоединения (акт о технологическом присоединении) - документ, составленный по окончании процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям и подтверждающий технологическое присоединение в установленном порядке, в котором определены технические характеристики технологического присоединения, в том числе величина максимальной мощности, границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сторон и границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) и (или) объектов электросетевого хозяйства (п.2).

Согласно абз. 5 п. 2 Правил недискриминационного доступа граница балансовой принадлежности - линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.

Из абз. 10 п. 2 Правил недискриминационного доступа следует, что сетевые организации - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, а также существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям определены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежавших сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861 (далее по тексту - Правила).

В соответствии с п. 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения ими настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Пунктами 12.1, 14, 34 указанных Правил определена обязанность сетевой организации независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя заключить договор и выполнить в отношении энергопринимающих устройств следующих лиц мероприятия по технологическому присоединению, в частности, физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

Пунктом 16.3 Правил установлено, что обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом:

заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Таким образом, указанными выше Правилами распределена обязанность по исполнению мероприятий осуществления технологического присоединения: потребитель выполняет мероприятия в границах своего земельного участка до точки присоединения, а сетевая организация выполняет мероприятия до точки присоединения, расположенной на границе земельного участка потребителя.

Для целей настоящих Правил под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождении присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция).

Определение «точки поставки на розничном рынке» дано в п. 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 года .

Установка прибора учета электролинии типа «Матрица» осуществлена ресурсоснабжающей организацией в рамках Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261 – ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации».

При указанных выше обстоятельствах, сам факт установки прибора учета электрической энергии типа «Матрица» на границе балансовой принадлежности не может свидетельствовать о нарушении прав истца. Кроме того, в судебном заседании установлено, что показания приборов учета, установленных в доме и на столбе, существенно не отличаются.

Договор об осуществлении технологического присоединения в силу абзаца третьего п. 1 ст. 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» является публичным. В соответствии с п. 4 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

Согласно Федеральному закону «Об электроэнергетике» по договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (п. 1 ст. 26).

В п. 25 Правил технологического присоединения Правительство Российской Федерации определило состав технических условий для заявителей, за исключением лиц, указанных в пунктах 12.1 и 14 данных Правил.

Так, согласно подпункту «а(2)» п. 25 Правил технологического присоединения в технических условиях для заявителя должно быть указано распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).

Осуществление заявителем мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены принадлежащие ему энергопринимающие устройства, соответствует содержанию договора об осуществлении технологического присоединения, установленному законодательством об электроэнергетике. Включение в договор технологического присоединения условий об обязанностях заявителя по выполнению мероприятий по технологическому присоединению за пределами границ его участка будет противоречить Правилам технологического присоединения.

В пункте 25(1) Правил технологического присоединения Правительство Российской Федерации определило состав технических условий для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 данных Правил.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства.

Исходя из постановления Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 (ред. от 04 декабря 2018 года) «О Правилах дорожного движения» «Дорога» - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. «Проезжая часть» - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств, следовательно, дворовая территория, расположенная в пределах границ участка собственника не является проезжей частью.

Пунктом 2.4.55. Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 20 мая 2003 года № 187 «Об утверждении глав правил устройства электроустановок» при пересечении непроезжей части улиц ответвлениями от ВЛ к вводам в здания расстояния от СИП до тротуаров пешеходных дорожек допускается уменьшить до 3, 5 м. Расстояние от Сип и изолированных проводов до поверхности земли на ответвлениях к вводу должно быть не менее 2, 5 метров.

В материалы дела истцом представлена схема ввода электроснабжения в многоквартирный жилой дом за подписью начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования ФИО3 район, согласно которой расстояние от изолированных проводов до поверхности земли составляет 4,5 метра.

Ссылки истца на инструкцию по электроснабжению индивидуальных жилых домов, утвержденную Постановлением правительства РФ от 12 мая 1993 года № 447 «О государственном энергетическом надзоре», суд не принимает во внимание, поскольку она утратила силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ 1 февраля 2005 года № 49 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Проанализировав обстоятельства дела, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что расстояние от опоры до границы земельного участка истца соответствует требованиям действующего законодательства, нарушений со стороны сетевой организации не допущено.

В силу требований ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы стороне, в пользу которой состоялось решение.

Поскольку в удовлетворении требований истцу отказано, оснований для возмещения расходов, в виде оплаты государственной пошлины, также не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении искового заявления ФИО1 к публичному акционерному обществу «Межрегиональной распределяющей компании «Сибири», в лице филиала «Хакасэнерго» об обязании провести подключение электролинии жилого дома по адресу: Х, в соответствии с требованиями законодательства, взыскании расходов по оплате государственной пошлины отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия путем подачи апелляционной жалобы в ФИО3 районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Журавлева Н.Ю.

Справка: мотивированное решение будет изготовлено и подписано 09 сентября 2019 года.

Судья Журавлева Н.Ю.